Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Вазы Колывани (наглядное пособие со множеством картинок)

16 2601

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Под статьёй, где разсказывалось о механизации Колыванской шлифовальной фабрики, один из читателей оставил мне пожелание:

С учётом этого хочу заметить, что мастер мастеру рознь :о)

Посмотрите на это гениальное произведение, изваянное Франческо Квироло из мрамора:

Мастер, применяя простейшие технологии, буквально, ювелирно выполнил сеть. Эту кропотливейшую работу не брался изполнять никто другой, хотя искусством резки камня владели в те времена очень и очень многие (ибо был колоссальный спрос). Я уже приводила образцы верёвочной лестницы (также из мрамора)

Как видим, верёвки из мрамора "вить", таки, можно. Но по сложности сети, вырезанной Квироло, ничего более нет. Точно так и с каменными вазами, которые изготавливались на российских (и аналогичных заграничных) фабриках. По уровню мастерства во все годы производства они очень различны, независимо от технической оснащённости фабрик. Предлагаю это помнить, когда будете разглядывать изделия, выполненные в разные периоды.

Пройдёмся по временной шкале изготовления ваз на Колыванской шлифовальной фабрике. В интернете имеется список "Главнейших изделий", поделённый на три периода: первый (1780—1800 гг.), второй (1800-1850 гг.) и третий (1850—1900 гг.).

Период первый

1787. Ваза (бандо) из гольцовской зелёной яшмы, имеющей палевые вкрапления, изготовленная для дворцового сада в Павловске.

Фото http://www.pavlovskmuseum.ru/news/calendar/2399/

На снимке ваза отреставрированная уже в наше время. Изделие цилиндрической формы со съёмной крышкой, нижняя часть украшена так называемыми "ложками". Одно из первых изделий фабричного производства, основанного в Колывани в 1786 году. Летом того же года было открыто месторождение "устьянской изпещрённой яшмы", однако изделие из этой породы единственное, по-видимому, месторождение было небольшим и быстро изтощилось.

Когда первый транспорт с вещами, сделанными в Колывани, прибыл в столицу, «Ея Императорское Величество Высочайше повелеть соизволила привезенные из Колыванских заводов одну большую яшмовую и две из кофейного порфира вазы препроводить в Царское Село и поставить в Утренней зале, или Гроте». При Павле I вазу из дворца в Царском селе перевезли в Павловск. В начале 1921 года ваза была сброшена с пьедестала и разбилась. В результате были утрачены часть квадратного плинта, верхняя часть тулова и часть ножки. Останки вазы хранились долгое время в дворцовых фондах.

Ваза до реставрации

Специалистами ООО РМ "Наследие" ваза была реставрирована в 2009 году. Утраченное пришлось (по вышеупомянутой причине изтощения месторождения) возполнять другим видом алтайской же яшмы, который наиболее подходил по цвету. О реставрации читайте. Интересно.

Ранее, в 1776 году похожую вазу выполнили по проекту Боттома из калканской яшмы на Петергофской гранильной фабрике. Ныне изделие находится в Эрмитаже

1788. В Пушкинский дворец были отправлены: одна большая яшмовая ваза, две вазы из порфира кофейного цвета. Ещё две вазы (парные) из фиолетовой хаир-кумирской брекчии работы мастера Бакланова угодили в Эрмитаж.

Мастер Бакланов. Хаир-куминская брекчия. Высота: 70,0 см; ширина: 37,5 см. Эрмитаж

1789. Ваза, выполненная из коргонского порфира с бронзой поступила в Греческий зал Павловского дворца. Ниже снимки ваз, украшающих Павловский дворец. Вообще колыванских ваз из различных пород камня в Павлово попало довольно много. Даже не берусь разыскивать все.

Ваза из коргонского порфира с козлиными головами Павловский дворец

Высота: 69,0 см; ширина: 47,0 см. Эрмитаж

1790 г. Ваза из коргонского порфира

Эрмитаж, высота: 51,0 см; ширина: 30,0 см

Хаир-куминская брекчия. Высота: 42,0 см; ширина: 21,5 см. Эрмитаж

1791 г. Ваза из хаир-кумирской брекчии

Ваза яйцевидной формы со съёмным горлом. Высота: 66,5 см; ширина: 33,5 см. Эрмитаж

1794. Две вазы из сине-фиолетового порфира с шариком на крышке. Высота 57 см.

По проекту Кваренги. Эрмитаж

Чаши порфировые (парные) на постаменте

Высота чаши: 32,0 см; высота постамента с цоколем 78,0 см; диаметр 26,5 см. Эрмитаж

1795. Вазы из красного коргонского порфира.

Слева ваза работы Филиппа Стрижкова 1795 г, справа ваза 1790-х годов, обе по проекту Кваренги

Одна из четырёх ваз из красного ульбинского кварцевого порфира. Г. Пушкин

1798. Две цилиндрические вазы из красного порфира. Крышка приподнята, покоится на бронзовых листьях. Высота: 122,0 см; ширина: 61,0 см Эрмитаж

Второй период

1800. Две яйцевидные вазы из порфира на плинте из чёрно-зелёного лабрадора.

Высота: 63,0 см; ширина: 35,5 см, Эрмитаж

Спорная ваза из брекчии (в списке указана, как изделие Колыванской фабрике, на сайте музея Эрмитаж - как изделие фабрики в Екатеринбурге) того же года

1802. Порфировые вазы с дельфиновидными ручками

Высота: 71,0 см; ширина: 46,0 см. Эрмитаж

Чаша из брекчии на порфировой ножке по проекту Воронихина

высота 85,0 см; диаметр 82,0 см. Эрмитаж

1802-1803 г. Парные вазы в форме кувшина из яшмы

Ваза по проекту Воронихина. Высота: 68,0 см; ширина: 22,5 см. Эрмитаж

1803-1804 г. Ваза из копейчатой яшмы в Павловском дворце

1805. Чаша из коргонского порфира, выполненная Филиппом Стрижковым

Высота чаши: 62,0 см; чаша 142,0x102,0 см; высота постамента с цоколем 88,5 см. Эрмитаж

1806. Ваза-канделябр из порфира

Высота: 132,0 см; ширина: 46,5 см. Поступила в Эрмитаж из Зимнего дворца

1806. Ваза из зелено-розовой риддерской брекчии. Ручки с масками сатиров из золочёной бронзы.

Форма "медичи" Высота 146 см, ширина 114 см. Эрмитаж

1808. Большая ваза (форма кратера), выполненная Филиппом Стрижковым из серо-фиолетового коргонского порфира.

Высота вазы 178,0 см; высота постамента (с цоколем) 92,0 см; ширина 89,5 см. Эрмитаж

1808-1811. Чаша из ревнёвской яшмы

Высота: 139,0 см; D-213,0 см . Эрмитаж

1809—1811. Чаша из серо-фиолетового коргонского порфира, опирающаяся на три крылатых химеры. Плинт порфировый треугольный, основание круглое из золочёной бронзы.

Проект И. Гальберга. Высота 183 см, диаметр 196 см. Эрмитаж

1816-1819 г. Овальная чаша из ревнёвской яшмы по проекту Гваренги

Высота 170 см, диаметры 306 и 202 см. Эрмитаж

1829—1843. Колоссальная овальная чаша - "царица ваз", выполненная из зеленоволнистой ревневской яшмы.

По проекту Мельникова. высота 257 см; овал 504х322 см. Эрмитаж

1833-1836. Квадратная чаша из порфирового туфа

Проект Гальберга. Высота чаши 98,0 см; высота плинта и постамента 44,0 см; чаша 107,0х107,0 см. Эрмитаж

1844. Ваза из белоречита (белорецкий кварцит)

Высота вазы 116,5 см; высота постамента 119,0 см; ширина 58,0 см. Эрмитаж

1845-1848. Ваза из белоречита овальная

Чаша по проекту Гальберга. Высота: 42,5 см; 72,0х53,0 см. Эрмитаж

1846-1848. Чаша квадратная из коргонского порфира на порфировом пьедестале, квадратная, верх украшен орнаментом из листьев аканта. Была на Лондонской всемирной выставке 1851 г.

Высота чаши 81,0 см; высота плинта с постаментом 59,0 см; чаша 90,5х90,5 см. Эрмитаж

Квадратная чаша из порфирового туфа. Высота чаши 63,5 см; высота плинта с постаментом 85,5 см; чаша 90,0х90,0 см. Эрмитаж

1847-1848. Из коргонского порфира изготовлена ваза в форме амфоры

Проект Карло Росси. Высота: 108,0 см; ширина 43,0 см. Эрмитаж

1847-1849. Квадратные чаши (парные) из ревнёвской яшмы

Высота: 58,0 см; 66,5х66,5 см. Эрмитаж

Чаша из коргонского порфира

Высота: 75,5 см; В-106,5 см. Эрмитаж

1848-1850. Чаша (парная) из ревневской яшмы на пьедестале

Высота: 148,5 см; D-90,5 см. Эрмитаж

1849-1850. Парные чаши из коргонского порфира

Проект Гальберга, Росси. Высота: 69,0 см D-91,0 см. Эрмитаж

1849-1851. Чаша овальная из коргонского порфира

Высота: 50,0 см; 84,0х63,0 см. Эрмитаж

1849—1852. Четыре вазы из серо-фиолетового коргонского порфира, яйцевидной формы, с рельефными листьями.

Эрмитаж, высота: 142,0 см; ширина 55,0 см

Период третий

1851 — 1855. Две вазы-треножники, выполненные из волнистой зелёной яшмы по проекту Гальберга.

Высота: 158,0 см; высота цоколя 17,0 см; ширина 70,0 см. Эрмитаж

1851 — 1853. Ваза в форме кратера из серо-фиолетового коргонского порфира (ручки из того же камня).

Высота: 107,0 см; ширина 86,0 см. Эрмитаж

1851-1854. Чаша из коргонского порфира

Высота: 74,0 см; D-133,0 см Эрмитаж

1856-1861. Чаша из коргонского порфира

Автор проекта Пранг. Высота: 133,5 см; высота мраморного цоколя 26,5 см; D-130,0 см. Эрмитаж

1878-1879. Ваза из гольцовской яшмы

Высота: 64,0 см; D-28,0 см. Эрмитаж

1879. Ваза из зеленоволнистой яшмы, на пьедестале из мрамора. Подарена г. Парижу Александром III.

Высота 293 см.

Последняя четверть 19-го века. Чаша из коргонского порфира

Высота: 15,5 см; D-16,5 см. Эрмитаж

1891. Порфировая ваза

Эрмитаж, коргонский порфир 1891 г. Высота: 68,5 см; ширина: 44,5 см

1897. Ваза из коргонского порфира, украшенная масками медузы Горгоны

Высота: 107,0 см; ширина 72,0 см. Эрмитаж

Сразу сообщаю, что нашла не все изделия, перечисленные в списке, а часть изделий добавила. Я привела только вазы и чаши, произведённые на Алтае до конца 19-го века. Интересно было бы сравнить уровень мастерства российских и зарубежных каменных ваз. Так что, возможно, последует продолжение.

Предыдущие статьи по теме:

Царица помогла добраться до начала

Старт первой механической камнерезной

Сказ о том, как делали вазы, вызывающие ступор у немогликов

Крутые вопросы альтернативщиков

На верхней картинке - ваза, изготовленная Коковиным на Екатеринбургской камнерезной фабрике в 1805-1809 году.


Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить
  • кстати, если судить по фотографиям, то при всем уважении к мастерам, но у некоторых ваз с симметрией откровенные проблемы. ни о какой абсолютной точности до десятых долей микрона и речь не идет.
  • Возможно, с технической точки зрения есть какие-то проблемы, но эстетически очень красиво. Природный цвет завораживает!
  • Ни в коем случае нельзя сравнивать произведения из мрамора и яшмы: твёрдость мрамора по шкале Мооса 2,5 - 3, твёрдость яшмы по шкале Мооса 7. Это тоже самое что сравнивать изделия из олова и стали.
  • спасибо за удовольствие от созерцания такой красоты! :sunglasses:
  • Да, эрмитажная коллекция уникальна. Но кое-чего раньше не видел: вазы-треножники из цельного куска волнистой яшмы и "корзинку" - из гольцевской. Даже не представляю, где бы они сейчас могли находиться, в каких залах? Спасибо, Взор! :thumbsup: