Здравствуйте, уважаемые читатели!
В конце некоторых статей я оставляю такую фразу - "продолжение следует". Иногда получается публиковать такие продолжения сразу вослед, иногда они задерживаются. Сегодня возвращаюсь к одному из них и продолжаю перевод статьи о транспортировке каменных блоков на большие разстояния. Начало тут.
"Подтвердилась инкская транспортировка андезитовых блоков на огромные разстояния"
Этноисторические свидетельства
Соответствующие этноисторические данные получены из основных хроник шестнадцатого и семнадцатого веков, а не из региональных документов, таких как visitas (отчёты испанских колониальных инспекций). Я разделяю эти данные на две группы: те, которые непосредственно относятся к камням инков в районе Сарагуро, и те, которые касаются камней, перемещённых из Куско в другие части Эквадора. Первые содержат детали, которые можно напрямую сопоставить с историей Муруа (Murua's story), и относятся к камням, которые, как известно, были привезены из Румикольки. Последние отчёты содержат утверждения, пока ещё не подтверждённые, но указывающие на то, что перемещение камней из Пакишапы не было единичным случаем. Они также предлагают важную информацию относительно более широкого контекста транспортировки строительных блоков в империи инков на большие разстояния.
Следует отметить, что хотя в некоторых из этих отчётов Кито (Quito) называется местом назначения камней из Куско, в испанские колониальные времена словом "Кито" обозначали как город, так и более широкий географический регион - Ауденсию де Кито (Audencia de Quito), охватывавшего большую часть территории современного Эквадора. В повествованиях об истории инков регион "Кито" меньше Ауденсии. Он включает в себя эквадорское нагорье на север от Томебамбы (Tomebamba, ныне - Cuenca) до колумбийской границы. Также существовало поселение инков в самом Кито. Чтобы определить, какое из них имеется в виду, необходимо внимательно изучить контекст любого упоминания Кито.
Из Вики:
"Тумебамба или Томебамба — бывший город-государство в Инкской федерации, изначально принадлежавший племени каньяри. Известный благодаря своему размеру как «второй Куско», он был отдан в управление Атауальпе после раздела Инкской империи в 1527 году. После того, как вожди Тумебамбы в ходе инкской гражданской войны встали на сторону Уаскара в 1531 году, Атауальпа в конце 1531 или в начале 1532 года вынудил город сдаться и разрушил его. Через 20 лет после разрушения города на его месте конкистадоры создали город Куэнка."
Манускрипты Муруа. Слева: Historia del origen y genealogia real de los reyes Incas del Piru, 1590 г. (частное собрание Шона Галвина); справа: Historia general del Piru, 1616 г., Музей Дж. Пола Гетти.
Отчёты о камнях инков возле Сарагуро
Из соответствующих этноисторических данных история Муруа является наиболее подробной и имеет самое прямое отношение к ашларам (тёсанным каменным блокам) Пакишапы. Примечательно, что он изложил эту историю в главе, названной "О некоторых знаменитых домах, сделанных могущественным Уайна Капаком". Это указывает на то, что, хотя в других хрониках эта история не повторяется в узнаваемой форме, Муруа считал её значимой. Тем не менее, информацию, связанную с камнями инков возле Сарагуро, содержат два других повествования. А сообщение из книги Фелипе Гуамана Помы де Айялы "Nueva corrinica y burn gobierno" 1615 года видится тесно связанным с историей Муруа. В частности, в своём списке танбо (имперских путевых станций) и других крупных объектов на территории инков Гуаман Пома перечисляет следующие пять объектов, последовательно разположенных вдоль королевской дороги (с севера на юг) между городами Куэнка и Лоха (Loja), на территории которой и находится Сарагуро:
Примечательна запись о Кончануме (Conchanuma), которую Гуаман Пома записывает как "маленький тамбо, где находятся камни, которые инка Уайна Капак приказал отнести в Куско". Разположение Кончанумы в списке соответствует разположению Сарагуро между Куэнкой и Лохой. В списке она также находится ниже "Ауны" (Auna), которая, скорее всего, относится к Ории (Oria) - следующему крупному городу к северу от Сарагуро. Описание Кончанумы соответствует описанию Муруа по двум основным пунктам. Во-первых, камни, найденные на участке вдоль главной дороги инков в районе Сарагуро, ассоциируются с Куско, а во-вторых, за их доставку до Сарагуро был ответственен император Уайна Капак.
"Городок Лоха (Loja) находится в горной части Эквадора (на высоте 2400 метров) не сильно далеко от перуанской границы (всего-то 108 км). По традиции сложилось, что город является перевалочным пунктом для едущих в Вилькабамбу." (здесь можно почитать о городе и посмотреть фотографии)
Учитывая, что Муруа и Гуаман Пома были знакомы, а также то, что многочисленные сходства между "Историей произхождения и королевской генеалогией ингских королей Пиру" Муруа и "Новая хроника и правильное управление" (nueva corónica y buen gobierno) Гуамана Помы позволяют предположить, что они изпользовали общий източник. Неудивительно, что о камнях около Сарагуро оба они сообщают сходную информацию. Однако их сообщения отличаются друг от друга указанием направления движения, названием места и уровнем детализации. Гуаман Пома указал, что камни направлялись в Куско, а не были привезены оттуда, как это сделал Муруа. Возможно, это просто ошибка со стороны Гуамана Помы, поскольку в другом месте своего сборника он повествует о том, как камни перевозили из Куско в Томебамбу (см. ниже), но нигде не упоминает о камнях (перемещаемых) в обратном направлении. Он также называет место, о котором идёт речь: "Кончанума". Это - название, которое не встречается в других документальных свидетельствах, что ставит под сомнение точность Помы. Однако Кончанума вполне могло быть первоначальным названием этого места, поскольку "Вильямарка" представляет собой сочетание элементов испанских и чичуа, и не могло быть местным топонимом. Примечательно, что Муруа, в отличие от него, действительно упоминает Сарагуро по имени, что редко встречается в основных испанских хрониках бывшего царства инков. Маловероятно, что кто-то из них когда-либо путешествовал через Сарагуро, поэтому вполне вероятно, что они оба черпали желаемое из общего источника - кого-то более знакомого с этой местностью и её историей. Если это так, то Муруа решил разсказать интересную историю, а Гуаман Пома приукрасил предмет в инвентаре (описаании) своего тамбо. Запись о Кончануме также примечательна тем, что это единственное место во всем списке, где Гуаман Пома упоминает камни из Куско.
Педро де Сьеса де Леон, «простой солдат с необычным вниманием к деталям»
Хотя Муруа и Гуаман Пома были единственными, кто напрямую связал район Сарагуро со строительными блоками из Куско (или перемещаемых в Куско), есть ещё одно сообщение из первых рук с информацией об этих камнях - разсказ от Педро де Сьеса де Леона. Через этот регион он проходил в 1547 году, будучи солдатом и двигаясь на юг через Эквадор, чтобы принять участие в борьбе за власть в Куско. Во время этого путешествия он записал самые ранние соответствующие данные в главе 57 первой части его "Хроник Перу", 1553 г.
[Выезжая из Тумебамбы по большой дороге к городу Куско, человек пересекает всю провинцию Каньярес, пока не достигает Каньярибамбы (Canaribamba) и других построек дальше. . . . За пределами этих индейцев Каньяри можно добраться до провинции Палтас, где есть несколько поселений, получивших в то время название Лас-Пьедрас (Las Piedras), потому что там видели много очень красивых камней. Во время своего правления цари инга, считавшие эту провинцию Палтас важной, приказали своим чиновникам или делегатам построить эти тамбо, которые были большими и элегантными и были очень искусно и тонко сделаны. Каменная кладка, из которой они были сделаны, находится в истоках реки Тумбез, а рядом с ними много стандартных амбаров, куда складывали дани и подношения, которые туземцы были обязаны давать своему королю и господину, а также правящим от его имени.]
Далее он описывает продолжение пути из Лас-Пьедраса в сторону города Лоха:
" De la prouincia de los Canares a la ciudad de Loxa (que es la que tambien nombran la Carca) ponen diez y siete leguas: el camino, todo fragoso y con algunos cenagales. Esta entre medias la poblacion de los Paltas, como tengo dicho.
Luego que parten del aposento de las piedras: comienca vna montana no muy grande, aunque muy fria, que dura poco mas de diez leguas: al fin de la qual esta otro aposento que tiene por nombre Tambo blanco. (Ibid.: 180) "
[От провинции Каньярес до города Лоха (который также известен под названием Ла-Карка) семнадцать лиг; дорога совершенно трудная, есть несколько болот. Как я уже говорил, он находится посреди территории племени палтас.
После выхода из поселения лас Пьедрас начинается лес, не очень большой, но очень холодный, который длится чуть больше десяти лиг, в конце которого находится другое поселение, которое называется Тамбо Бланко].
По описанию Сьесы, Лас-Пьедрас, по-видимому, находится на том же месте, что и Вилламарка, и полностью соответствует признакам камней из рассказа Муруа. Во-первых, это место разположено недалеко от Сарагуро, вдоль главной дороги инков (ведущей) в Куско, на что указывает то, что Сьеза поместил его к северу от Тамбо Бланко, известного места инков, которое находится к югу от Сарагуро в бассейне реки Лас-Хунтас. Во-вторых, в Лас-Пьедрас собрана коллекция особо тонко обработанных камней. Хотя он никогда прямо не говорил, что камни были связаны между собой, а не являлись элементами стоячих стен, он упомянул предполагаемые здания в прошедшем времени, сказав, что они «были большими и элегантными», в то время как его описание было сосредоточено на самих камнях: "там было видно много очень красивых камней". Ещё более показательно, что он называет это место "Лас Пьедрас", что по-испански означает просто "камни". Такое обозначение с большей вероятностью относится к отдельным свободно лежащим камням, чем к камням, входящим в состав целых стен. Название и описание также дают понять, что Сьеса считал наличие камней определяющей характеристикой этого места. Гуаман Пома (в записи о сайте Кончанумы в его списке тамбо) подразумевал то же самое, включив только информацию, относящуюся к камням Уайна Капак.
Поскольку рассказ Сьесы основан на его собственных наблюдениях, его можно считать вполне достоверным. Однако в нём есть несколько географических несоответствий, на которые следует обратить внимание. В частности, он поместил Лас-Пьедрас в провинции народа Палта, в то время как Муруа поместил Сарагуро на территории Каньяри. Это разногласие неудивительно, учитывая, что Сарагуро находится где-то рядом с границей, разделяющей провинции инков: Ханан (верхний) Канар - на севере, а провинция Пальта - на юге. Более того, инки подвергли Сарагуро переселению, так что этнический состав региона был основательно изменён по сравнению с тем, что было до инков. Вопросы, связанные с идентичностью народа "Палта" и границами его территории, сложны до такой степени, что сомнительно, существовала ли когда-либо этническая группа с таким названием. Аналогичным образом, этническая принадлежность доинкских жителей района Сарагуро долгое время оставалась неясной, учитывая, казалось бы, противоречивые данные исторических източников. Однако моя оценка археологической и этноисторической информации ясно показывает, что доинкские жители Сарагуро были культурно связаны с каньяри, и эту точку зрения разделяет всё большее число учёных. Возможно, наиболее показательным свидетельством является документ, датируемый 1540 годом (Archivo General de Indias 1540, в Caillavet 1989: 166), в котором Сарагуро явно отнесён к административной единице инков Ханан Канар; это убедительно свидетельствует о том, что инки разсматривали эту область как часть территории проживания Каньяри. Но ситуация, несомненно, была более сложной, поскольку доинкские обитатели Сарагуро, вероятно, имели политические и/или военные связи с некоторыми группами "Палта", особенно в поздней предыстории, когда разпространённость межрегиональных конфликтов делала создание альянсов желательной стратегией. Принимая во внимание, что в течение нескольких десятилетий после прихода испанцев в регионе также царили безпорядки, было бы примечательно, если бы Сьеса и другие летописцы действительно пришли к согласию относительно того, принадлежал ли Сарагуро к территории Каньяри или Палта.
Сьеза также ошибся, определив местоположение Лас-Пьедраса в верховьях реки Рио-Тумбес; любое место, разположенное вблизи или к северу от Сарагуро, находилось бы в пределах стока Рио-Джубонес (Rio Jubones), ответвлением которого является Рио-Пакишапа. Изтоки Рио-Тумбес находятся значительно дальше к западу. Однако до середины XIX века ошибка, связанная с размещением Сарагуро рядом с верховьями Рио-Тумбес, повторяется, по крайней мере, на некоторых картах. И то, что Сьеса допустил такую же ошибку в XVI веке, не было чем-то необычным. Кроме того, Сьеса указал разстояние между Лас Пьедрас и Тамбо Бланко в десять лиг (около пятидесяти километров). Это значительно больше, чем разстояние от Тамбо-Бланко до Вильямарки, которое составляет примерно двадцать километров. Цифра в десять лиг имеет ещё меньше смысла, если учесть, что она помещает Лас-Пьедрас намного севернее, чем Вильямарка, возможно, за Каньярибамбой, и прочно входит в земли Каньяри.
Поскольку Сьеса считал, что Лас-Пьедрас находится на территории "Пальта", более вероятно, что указанное разстояние было ошибочным или было плохой оценкой, полученной из времени (проведённого) в пути, чем то, что Лас-Пьедрас находится намного дальше к северу от Тамбо-Бланко. В целом, этих несоответствий недостаточно, чтобы опровергнуть предположение о том, что Лас-Пьедрас и Вильямарка - это одно и то же, и что камни, описанные Сьесой, - это те самые камни, которые сейчас находятся в Пакишапе и вокруг неё.
Более поздние отчёты учёных XIX века ясно показывают, что Вильямарка действительно является тем же местом, что и Лас-Пьедрас, поскольку они описывают найденные там камни почти так же, как и Сьеса. В частности, Франсиско Хосе де Кальдас, проехвший через регион Сарагуро в 1804 году, приводит следующий отчёт:
"El 9 de Octubre pasamos a Zaraguru.. .. Hay otro palacio, que seguramente fue tan suntuoso como el de Callo, llamado Villamarca. No queda sino un numero prodigioso de piedras, cortadas en paralelepipedos perfectos, y una serie muy larga de pequenos cuartos algo distantes del centro del palacio."
[9 октября мы прибыли в Зарагуру... Там есть еще один особняк, несомненно, столь же роскошный, как и Калло (см. ниже), который называется Вильямарка. Ничего не осталось, кроме огромного количества камней, вырезанных в идеальные параллелепипеды, и очень длинного ряда небольших помещений на некотором разстоянии от центра особняка.]
Этот отчёт не оставляет сомнений в том, что камни вокруг Пакишапы изначально находились на территории инков в Вильямарке. "Огромное количество камней, вырезанных в виде идеальных параллелепипедов" явно относится к камням, о которых идёт речь. Записано это в то время, когда люди ещё не начали разтаскивть их по сельской местности.
Разширение кругозора:
После нескольких лет, проведённых за укреплением своих южных владений, инки двинулись на север, завоевав эквадорские горные районы вплоть до Кито. Именно в этот период, примерно между 1470 и 1500 годами, был основан город инков Кальо (Callo), каменную кладку которого до сих пор можно увидеть в часовне и столовой асьенды San Agustín de Callo. Комплекс инков в Сан-Агустине называли дворцом, тамбо или станцией на дороге инков, святилищем и даже местным административным центром. В 1550-х годах это место посетил Сьеса де Леон. Он упоминает прекрасные здания и склады в Мулахало, что почти наверняка является ссылкой на Калло. Археологические данные свидетельствуют о том, что к середине 1534 года Калло был заброшен, когда через центральное нагорье прошли испанские конкистадоры. Вероятно, Сьеса видел Калло уже заброшенным.
Вид на дворец королей Инков, называемый Калло, каменная кладка которого стоит на одноименной равнине, разположенной к северу от резиденции Латакунга, в провинции Кито. Voyage historique de l'amerique meridionale : fait par ordre du Roi d'Espagne T. 1 : Juan, Jorge
Изображение взято из книги 1752 г.
Археологические изследования, проведённые на асьенде, ясно показали, что в непосредственной близости от этого места доинкские заселения практически отсутствуют. Стратиграфические данные разкопок площадью более 100 квадратных метров вокруг асьенды обнаружили только один крошечный керамический фрагмент и один фрагмент обломков каменных орудий из явно доинкского контекста. Это слишком мало, чтобы предположить какое-либо значительное раннее изпользование этой области. Фактически, большая часть небольшого холма, на котором разположена асьенда, образовалась в результате вулканического грязевого потока менее 2000 лет назад.
К 1565 году территория вокруг Калло принадлежала Мартину де Мондрагону, также известному первому жителю Кито. К началу 1600-х Калло стал частью большой асьенды ордена августинцев в Кито. В мастерских, разположенных в Сан-Агустин-де-Калло перерабатывалась в текстиль часть шерсти овец, выращивемых тогда августинцами на другой асьенде. Длинное здание к северу от основного комплекса в Калло стоит на древнем фундаменте и является одним из возможных мест текстильной фабрики. Августинцы владели асьендой более двух столетий. Члены французской геодезической экспедиции - испанские капитаны Хорхе Хуан и Антонио де Ульоа в конце 1730-х - начале 1740-х годов посетили это место во время своих астрономических наблюдений. Тогда они и нарисовали первую известную карту Калло (ссылка на книгу выше). Эта карта мало похожа на сегодняшнюю асьенду или на останки, обнаруженные при археологических изследованиях. Вполне возможно, что августинцы разделили асьенду на несколько небольших комнат с перегородками, которые позже были удалены, также может быть, что иллюстрация, опубликованная в Мадриде, могла быть сделана из грубых полевых зарисовок или даже нарисована по памяти.
Кладка инков в Калло
Затем, в период с начала 1740-х до конца 1760-х годов Сан-Агустин-де-Калло пострадал от разрушительных извержений близлежащего вулкана Котопакси. В ходе археологических работ 2000 года были обнаружены остатки мельницы, предположительно относящейся к этой эпохе. Остатки выложенного камнем канала, покрытого вулканическими грязевыми потоками и пеплом, к западу от мельницы Калло перекликаются с новостями 1757 года о том, что 60 человек на текстильной фабрике погибли в результате вулканических потоков, обрушившихся с Котопакси. Подобные выложенные камнем каналы до сих пор окружают современную асьенду, и многие из них могут относиться к колониальной эпохе. На самом деле, изтоки этих каналов, идущих от ручьев, питаемых ледниками Котопахи, могли быть первоначально проложены во время инкской оккупации.
Позже, в начале 18 века на руинах инкского сооружения был построена асьенда, одно время бывшая загородным домом одной из самых известных семей Эквадора (её членами были два бывших президента). Всё ещё существуют целые помещения инков из первоначального дворца, в том числе то, что сейчас является часовней и главной столовой асьенды.
Следующие фото взяты здесь:
Из книги Джулио Феррарио Le Costume ancien et moderne ; ou, Histoire du gouvernement, de la milice, de la religion, des arts, sciences et usages de tous les peuples anciens et modernes, d'après les monumens de l'antiquité et accompagné de dessins analogues au sujet, изданной в 1815 году .
Джулио Феррарио (Giulio Ferrario) в своей книге сообщает:
"В работе Уллоа (Ulloa) есть два листа с изображением остатков некоторых дворцов инков в Кито, по которым можно составить представление об архитектурном вкусе перуанцев и пышности их зданий. На равнине, простирающейся от Катакунги на север, до сих пор можно увидеть стены одного из этих дворцов (пластина 23, см. ниже), который до сих пор сохранил свое древнее название Калло, хотя сейчас он служит загородным домом отцов-августинцев из Кито. Конечно, это здание не обладает ни внушительной массой, ни красотой египетских, римских и других сооружений, но, тем не менее, в нём чувствуется некая помпезность и великолепие, свидетельствующие о величии монарха, чьей резиденцией был этот дворец. В него можно попасть по небольшой дороге А, длиной всего пять-шесть туазов, которая заканчивается двором В. Буква C обозначает апартаменты, которые разпределены по небольшим помещениям. D обозначает двери, через которые входили в эти апартаменты, и которые были достаточно высокими, чтобы император мог проехать через них в паланкине, который несли на плечах его кавалеры. На стороне E мы видим несколько небольших комнат для королевской семьи; на стороне F - для слуг; на стороне G - офисы для службы принца и другие места, где содержались свирепые и диковинные животные; и, наконец, на стороне H - несколько комнат, которые, возможно, были жилищами охранников инки.
Это здание построено полностью из камней почти чёрного цвета, твердостью напоминающих кремень. Эти камни настолько хорошо соединены, что между ними невозможно просунуть острие ножа. Не видно никакого цемента; снаружи они все выпуклые, за изключением плоских дверей. Однако в их огранке и разположении много неровностей: маленький камень часто возвышается над большим, который не совсем квадратный, но, тем не менее, неровности одного (камня) идеально вписываются в неровности другого, и всё это придаёт зданию довольно странный вид. Высота стен составляет два с половиной туаза (4.87 м), а толщина - от трех до четырех футов. Высота дверей составляет два туаза (3.9 м) или около пяти аунов (старинная мера длины), ширина внизу - четыре, а вверху они сужаются до двух с половиной футов. Перуанцы придали им такую форму, потому что не умели делать своды, что вынуждало их делать наличники дверей из одного камня. Неизвестно, был ли у данного дворца и других подобных ему верхний этаж, а также неизвестно, чем они были покрыты. Здания, которые видел Ульоа, были без крыш, или были покрыты испанцами: кажется, однако, несомненным, что эти крыши были сделаны в виде террас и с балками, которые переходили от одной стены к другой."
Вновь обращаюсь к статье о транспортировке камней
Ссылка на "особняк" Калло примечательна тем, что в этом месте, разположенном в центральном высокогорье Эквадора, до сих пор сохранилась нетронутая каменная кладка из блоков, похожих по размеру, цвету и стилю на те, что находятся в соседней Пакишапе. Очень длинный ряд небольших помещений, разположенных на некотором разстоянии от центра "дворца", точно описывает кладовые инков, разположенные у подножия скалы Леон Дормидо. Свидетельства многих из этих кладовых все ещё виднелись на поверхности во время изследования в 1994-1945 годах, когда на карту были нанесены остатки более чем двадцати кладовых. Примечательно также количество камней, указанных Кальдасом; он не только назвал их огромными, но и, очевидно, счел их достаточными для создания "дворца".
Педро Фермин Севальос (Pedro Fermin Cevallos) в своей "Истории Эквадора" за 1886 год отметил, что в окрестностях Сарагуро были найдены остатки роскошного дворца. К сожалению, он не предоставил никакой полезной информации.
(продолжение следует)
Оценили 12 человек
24 кармы