Нюансы каменного дела средневековой готики. ч.2

89 3075

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема сооружения готических соборов в средневековье просто обширна. Только вот пока нет возможности писать статьи в обычном для меня объёме. Потому сегодня совсем коротко.

Руанский кафедральный собор Нотр Дам (с которого всё и началось), конечно, в ряду других соборов особенный, но, поскольку средневековые зодчие (они же Каменные мастера*, они же - архитекторы соборов) перемещались из города в город**, участвовали в строительстве одного собора за другим, учились друг у друга, то и некоторые нюансы являются для соборов того времени общими. Так что сказанное для собора в Руане можно относить и к другим сооружениям тех времён.

* Зодчими были не только Каменные, но и Плотничные мастера и, даже, ... слесари. Об этом будет отдельно.

**Средние века отличались своими особенностями во всём, например, мастера различных профилей были немногочисленны даже на фоне малолюдья Европы того времени. По уложению, каменный мастер был обязан за 7 лет выучить одного ученика, который набирался ума и опыта ещё несколько лет, прежде, чем начать работать самостоятельно.

Начиная с конца XII века, строительство готических соборов было очень тесно связано с развитием городов. Обычно строительство собора отвечало двойной потребности - вместить больше верующих и повысить престиж города. Естественно, соборы задумывались и созидались впечатляющими, величественными и красивыми.

Церковь св. Мадлен. Труа

Кроме этого соборы строились и украшались с учётом неграмотности подавляющей части населения, то есть новые религиозные сооружения были также и средством наглядного/визуального просвещения. Потому на фасадах и витражах готической "каменной Библии" перед публикой разворачивались понятные неграмотным сцены, иллюстрирующие библейские сюжеты.

Амьен. Нотр-Дам

И там же можно усмотреть детали реальной жизни того времени. И каждый из каменных соборов демонстрировал уникальнейшую игру света и тени, которую даже при точном повторении каменной резьбы (в том числе и с применением современных станков с ЧПУ) возсоздать не получается. Оказывается, всё дело в особенностях ручной работы и в средневековых приёмах работы с камнем.

Мне посчастливилось отыскать статью французского архитектора Люсьена Лефорта (Lucien Lefort), разкрывающую тайну неповторимости каменных работ. Далее перевод с французского любительский (корректные замечания только приветствую).

!!!

Для (несомненно) грамотных читателей поясняю: вам встретятся в тексте намеренно "неправильно" написанные слова. Неправильные они лишь относительно правил "стандарта", принятого с ущербом для смысловой составляющей русского языка. Я всего лишь возвращаюсь к написанию, верному смыслу слов. Это - изюминка моего изложения. Особо нетерпимым предлагаю воздержаться от дальнейшего чтения. Ну, а тех, кого такие маленькие трудности не останавливают, ждут любопытные сведения, которые встречаются довольно редко :о)

Скульптура и каменная кладка в памятниках XI-XV веков

Отделка скульптуры на главном портале Руанского собора не должна удивлять: она не только постоянна в произведениях Средневековья, но и присуща, так сказать, самому способу изполнения.

В отличие от сегодняшнего дня, когда камень обтёсывается только перед укладкой, мастера XI-XVI веков, продолжая римские традиции, изделия доставляли (из каменоломен) на место установки уже полностью готовыми.

Это имело ряд существенных преимуществ:

1° Легкая утилизация камня с внутренними дефектами, становящимися заметными только после окончательной обработки;

2° Образование затвердевающей корки* на финишной поверхности, а не на поверхности épannelage (огранки, околки), которая представляет собой лишь предварительный разрез, удаляемый при окончательной обтёске. В результате на поверхности (готового изделия) образуется корка, которая твёрже остального (камня) и защищает внутреннюю часть;

*Это образование произходит однократно, процесс начинается после извлечения камня из каменоломни и может длиться в течение шести-восьми месяцев

3° Камень легко режется и выдалбливается. На строительной площадке кусок можно поворачивать во всех направлениях; все его части доступны инструменту, чего уже не произходит, когда камень установлен на место (в конструкцию здания).

Добавим, что, когда полвека назад проводилась реконструкция строений готического стиля, первые реставраторы не смогли проанализировать конструктивные и изполнительные приёмы средневековья, как это было сделано впоследствии. Поэтому они начали копировать некоторые изваянные украшения того периода и были удивлены, что не достигли того же эффекта, что и их предшественники. Было приложено много усилий для точного возпроизведения древних профилей, но весьма посредственный результат не оправдал стольких усилий. Относительная неудача объяснялась двумя причинами: первая заключалась в том, что в физике называется личной ошибкой; у каждого рабочего есть склонность, одинаковая для всех, но разная для разных людей, возпроизводить данный профиль либо смело, либо коряво. Различия в изполнении между одинаково хорошими работниками могут быть значительными; две копии, сделанные, хотя и умелыми, но разными руками, не похожи друг на друга, а также будут отличаться от модели. Контроль за изполнением, доведённый до скрупулезности, - единственный способ достичь единства характера и стиля, допуская при этом те незначительные отклонения, которые должны отличать человеческий труд от машинного и делать первый гораздо более совершенным, чем второй, с эстетической точки зрения.

Вторая причина, не менее важная, чем первая, заключается в том, что камень, выражаясь техническим языком, ravalait (вырезается, ремонтируется, подгоняется под имеющуюся резную кладку) уже после укладки, а не в полностью высеченном и изваянном виде. Впрочем, в некоторых готических профилях процесс реставрации не доходит до крайностей, мастеру это и не нужно, а эффект светотени в современном камне и в старом профиле совершенно разный.

Роза собора в Реймсе

Наконец, при доводке каждого изделия sur le tas (как говорят каменщики, на рабочем месте) направление обтёски у каждого камня разное. После установки на место эти камни дают разнообразие в чувственном ощущении их граней, причина которого часто не очевидна для наблюдателя, но от этого не менее реальна. А когда свет падает на стены, игра света и тени оживляет поверхность древнего памятника. Такого освещения нельзя увидеть на однообразных по обтёске наших современных зданиях, обусловленных современным процессом обработки.

Конечный результат обработки на строительной площадке - это неизбежная, можно сказать, отделка резьбы. Рабочий получает возможность относиться к вверенному ему изделию непринужденно (traiter à son aise - обращаться по своему усмотрению), с любовью; от одного к другому произходит подражание (состязание, соперничество), которое мы часто наблюдали. С другой стороны, реставратор, которому обычно платят за метр - мы хотели сказать, за километр - сидя на строительных лесах, просто хочет закончить работу как можно быстрее.

Обтёска (камня) до установки соответствовала способу изполнения портала Руанского собора, и та отделка, которую мы видим, является следствием этого.

У нас есть фрагмент размером с четыре пальца от козырька портала Сен-Маклу, современного порталу Нотр-Дам. Мы подобрали его на земле, куда он, вероятно, был сбит камнями, брошенными детьми в их постоянных и вредных играх под этим порталом. Так, так, так! На этом изделии тонкой работы на одной стороне шва (вдавленного в раствор при его укладке) нанесены все очертания разворотов и его окончательные размеры.

Это была общая практика, и было бы хорошо, если бы так было и сегодня.

Люсьен ЛЕФОРТ.

Добавлю весомости :о)))

По поводу лёгкости обработки камня в карьере и образования на его поверхности жёсткой корки пишет Viollet-le-Duc,

(далее опять доморощенный перевод)

Все известняковые камни, добываемые в карьере, содержат значительное количество воды; Как только они оказывается на воздухе, большая часть этой воды имеет тенденцию изпаряться и последовательно поступает из ядра (камня) на поверхность. Проходя этот путь, "карьерная" вода несёт с собой определённое количество растворённого карбоната извести, который кристаллизуется на открытой поверхности и образует прочную, стойкую корку, которая не только предохраняет камень от внешних воздействий, но и придает ему патину, которую ничто не может заменить.

Строители Средневековья имели привычку окончательно ваять камень на месте перед сборкой и установкой, в результате чего на молдингах и скульптурах, а также на облицовке образовывалась патина, и построенное здание было равномерно покрыто этой коркой, образуемой так называемой карьерной водой. Это было двойное преимущество: более устойчивая к атмосферным воздействиям облицовка, а также красивый равномерный и тёплый цвет, придаваемый натуральной патиной.

Современная практика возведения зданий только полосами и проведения ремонтных работ в течение очень длительного времени после завершения установки (укладки), удаления 1 или 2 сантиметров (а иногда и больше) толщины этих материалов приводит к разрушению этой защитной корки навсегда, поскольку она образуется на поверхности только тогда, когда камень только что извлечён из карьера. Такое применение современной технологии особенно вредно для сохранения мягких камней, таких как banc royal de l’Oise, les vergetés, les calcaires de Saintonge, de Caen, les calcaires alpins de Beaucaire, les calcaires tendres de Bourgogne, les pierres de Molènes, de Mailly-la-Ville, de Courson, de Tonnerre ; les craies*.

* Идёт перечисление принятых тогда названий камней. Часто название камням давалось по местности, где они добывались. Об этом речь ниже.

А как насчет другого способа очистки старой облицовки? Таким образом (способом очистки и ремонта), мы удаляем у них тот консервирующий элемент, который сохранял их на протяжении нескольких столетий; мы убиваем камень, если изпользовать профессиональное выражение. Кроме того, после этой варварской операции мы часто видим материалы, которые (прежде) не показывали никаких признаков изменения,  на поверхности быстро разлагающимися, цветущими, а затем опустошающимися, при этом болезнь, поражающую их, невозможно остановить[2] .

Более того, мягкие камни не единственные, которые после свежей огранки покрываются естественной стойкой патиной. Твёрдые камни, такие как liais (лиес - мелкозернистый известняк, изпользуется для изготовления ступенек, косяков дымоходов), cliquarts (кликар - твёрдозернистый известняк с одинаковым мелким зерном, хорошей текстурой и небольшим включением обломков ракушек, особенно ценился), представляют собой те же явления, и мы видели liais, изпользовавшиеся в течение пяти и шести сотен лет, которые приобрели на поверхности покрытие, которое едва (с большим трудом) берёт долото, в то время как (всего лишь) на полсантиметра глубже, известняк можно было поцарапать ногтем.

Известняк из карьера Château-Landon

Так называемые froides (холодные) камни, такие как, например, камни из карьеров Шато-Ландон, — единственные, которые ничего не теряют при обтёске (выполняемой) спустя долгое время после их добычи. Что касается песчаника, то всем известно, что его можно обрабатывать (резать) только свежим из карьера. Некоторые красные песчаники из Вогезов* через несколько лет невозможно одолеть инструментами, хотя с ними можно справиться, когда они выходят из-под земли.

*Красный песчаник Вогезов или песчаник Вогезов представляет собой полевошпатовый песчаник с кварцем и железистым цементом. Его кремнистый цемент придаёт ему большую прочность, а железистый цемент - красноватый цвет. Этот песчаник особенно много изпользовался в качестве строительного материала при строительстве Страсбургского собора.

По-моему, красивый камень :о)

Кафедральный собор в Страсбурге

Кстати, процесс добычи и обработки песчаника Вогезов в начале прошлого столетия можно увидеть здесь

Предыдущая статья:

Как велось строительство соборов в 13-16-м веках. ч1

Впереди разговор о самом "прорывном" и самом сложном в деле каменном, особенно для средних веков - о розах. Сложный путь развития, находок и преобразований...

Амьенская роза

Аве!

Вчерашняя инаугурация президента Российской Федерации Владимира Путина прошла в несомненно летописный и переломный момент истории. В момент глобального противостояния между умирающим американским ...

Бежавший испанский наемник: "Из отряда выжили только 17 из 109 солдат"
  • Hook
  • Вчера 16:51
  • В топе

Испанский наёмник Джонатан Гуисадо Гарсия, известный как Пантера, ранее служивший в "Интернациональном легионе" Украины, бежал домой после того, как русская ракета атаковала их базу и ун...

Обсудить