Светлая готика, или окна в готических соборах

13 2003

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема обширная и для меня новая. Чтобы написать хотя бы по одной из областей, в которых кроется много готико-интересного, перелистываю множество книжек и других иЗточников (новичкам предлагаю прочесть это) сведений. К сожалению, тексты на французском, английском и, даже на испанском языках, а я на переводчика не училась, потому времени требуется гораздо больше, чем обычно. Считается, что готический стиль в архитектуре появился и (первое время) наиболее успешно развивался во Франции. А Иль де Франс указывается, как родина стиля. Главными конструктивными элементами готических соборов являются три, без которых готика - не готика :о)

1. Стрельчатые арки, которые "занесли" крестоносцы (возникли примерно в 6-7 веке н.э.).

2. Рёберные (или ребристые) своды

2. Контрфорсы и аркбутаны

Но готика "отличилась" ещё и своими окнами - розами (фр. rose, rosace)

Обычай делать в фасадах проёмы круглой формы (oculus) возник ещё до появления готики, но только с двенадцатого века их стали делать достаточно большого диаметра, тогда и возникла необходимость украшать эти отверстия каменным узором. Древние римляне применяли в своих строениях круглые проёмы, дабы пропускать в здание не только свет, но и воздух. А поскольку окулюсы были размещены на потолке (своде), то в помещение попадала и дождевая вода. Однако, на неё существовала управа в виде стока в полу со сливом в канализацию. Так что в помещении всегда был свежий, комфортный для дыхания воздух, и было сухо.

Окулюс в Пантеоне

От древних римлян окулюс достался в наследство средним векам. И первые средневековые культовые строения созидались в романском стиле. Тогда окулюсы размещали на стенах. Размеры их были незначительны, потому что зодчие старались не ослаблять сами стены, находящиеся под нагрузкой. В базиликах окулус не застеклялся, а украшался ажурным мраморным щитком или бронзовой ширмой. Романские архитекторы часто изпользовали их для подсветки фронтонов и увенчания фасадов, тем самым увеличивая и визуально обогащая их пропорции.

Эта роза из итальянской церкви диаметром почти 5 м - важный образец позднероманских роз.

Роза собора в Картре

Существует множество небольших романских роз (второй половины XII века), внутренний край которых украшен лепестками; но таких, которые из-за своих размеров действительно заслуживают названия розы, немного.

Романские розы с "лепестками"

В Нотр-Дам де Пари, в Шампо, маленькие, очень простые и всё же романские розы появились ещё в 1170 году; такие розы находятся в хоре церкви Сент-Этьен г. Кан (choeur de Saint-Étienne de Caen). Известно, что в Иль-де-Франс эти маленькие розочки применялись чаще, чем где-либо ещё.

Розы в церкви Сент-Этьен, Кан

Нужно понимать, что развитие архитектуры (как и остальных сторон жизни человеческой) произходило в существовавших на тот или иной момент времени условиях. И эти условия определяли не только ход развития, но и его скорость, и направленность. Средние века отличались утратой знаний эпохи античности, своего рода малолюдьем, войнами, чумными морами, миграциями и... остатками когда-то процветавшей в Европе империи - Римской. И, вполне естественно, что церковь стремилась привлечь прихожан устремлением к небесам, к Высшему, поэтому здания религиозного назначения должны быть самым чудесным, что ежедневно могли видеть люди и к чему стремились бы приобщиться. Кроме условий существуют законы природы (в том числе и человеческой), в рамках которых и произходит развитие. Если конструкции зданий храмов и соборов прежде не позволяли содеивать внутренние помещения выше и светлее, то эту задачу решили изобретением новых элементов, как то стрельчатых арок и сводов, аркбутанов и... роз - окон больших размеров, которые успешно совместили с витражами, дарующими таинственную игру света и цвета. Вообще, христианство трактует "нетварный" свет, как непосредственную связь между Творцом и Его творениями. Поэтому большие окна с витражами являются отражением средневековой метафизики в готике.

Готическая роза представляет собой не что иное, как увеличенный окулюс, пустота которого разделена импостами ( meneau или средник - элемент, разделяющий оконные переплёты или дверные полотна), поначалу более или менее напоминающими спицы колеса.

Настоящее развитие розы получили только тогда, когда система строительства стрельчатых сводов (один из трёх основных элементов готической архитектуры) за счёт переноса нагрузок со стен на столбчатые опоры (piles) позволила безопасно вскрывать "промежуточные" стены проёмами больших размеров.

Нотр Дам. Париж. Вот такие могутные столбы-колонны передают фундаменту нагрузку от верхнего строения

С 13 века во Франции повсеместно разпространился "вкус" к розам, как к одному из существенных элементов декора монументальных фасадов, замыкающих неф и два конца трансепта. В результате, до нас дошло большое количество очень красивых и очень крупных роз.

Поначалу созидатели шли путём увеличения диаметра романских круглых окошек. Например, Сугерий (Suger*) для фасада Сен-Дени (Saint-Denis) довольствовался большим окном, по виду ещё вполне романским. То же самое, по-видимому, касалось и несколько менее архаичных фасадов соборов Санса (Sens) и Санлиса (Senlis).

*-Аббат Сугерий (1081–1151) был священником, государственным деятелем и хорошим администратором, но не был архитектором. И тем не менее, его называли отцом готической архитектуры и новатором дизайна. Сугерий известен возстановлением аббатства Сен-Дени, также известного как соборная базилика Сен-Дени, недалеко от Парижа. Перестройка включала в себя множество особенностей, определяющих тенденции готического стиля, появляющегося на базе романского.

Розы "рождались" и взрастали постепенно: от собора к собору, от мастера к мастеру. Те розы, что мы видим на фасадах парижского Нотр Дама, собора в Реймсе, руанской церкви Saint Maclou, имеющие большие диаметры и изумительные каменные кружевные заполнения, появились не вдруг, а в результате прохождения длинного пути создания методом проб и ошибок, благодаря устремлённости, настойчивости, изобретательности и таланту средневековых зодчих, тех, которых называли каменными мастерами*.

*-Напомню, что зодчими в те времена были не только они, но и мастера дел деревянных и... даже слесари.

Роза реймского собора

Сен Маклоу

Приглашённые капитулами мастера, часто повторяли то, что видели или строили в других городах, внося изменения по желанию заказчиков или по своему видению. А поскольку соборы строились от случая к случаю и часто с длительными остановками, то зодчие были вынуждены приспосабливаться к тому, что уже было построено до них, стараясь гармонично соединить новые пропорции со старыми, построенными до них, внести своё.

Возведение узорчатых готических роз требовало непревзойдённого мастерства, поэтому многие архитекторы не только в XII веке, но и гораздо позже оставались верны старой романской традиции и предпочитали освещать центр своих фасадов окнами, принадлежащими к одному из типов, с которым они были знакомы.

Кафедральный собор Санлис (Senlis). Окно было перестроено в 13-м веке, но вероятно, новое окно имеет тот же размер

В других местах за розы даже и не брались, предпочтение отдавалось узким окнам, соединенным тройками, как, например, в соборе Сен-Поль-де-Леон,

или окнам, соединённым вместе под мощный архивольт, как в трансепте собора г. Лизьё.

Иногда вместо трёх, объединённых в тройку окон, соседствовало большее их количество. Образцом этого служит базилика св. Марии-Магдалины в Везле. Там в 14-м веке пытались заменить романский фасад готическим, но потерпели неудачу.

Везле. Базилика Святой Марии Магдалины до и после реставрации

Со второй половины XIII века эти ланцеты (стрельчатые арки), разположенные рядом, применялись всё реже и реже, по крайней мере, во Франции. Стали предпочитать им длинные оконные проёмы, выполненные в том же стиле, что и другие большие окна здания, то есть в зависимости от периода они имеют стрельчатый (лучистый) узор, как на главном фасаде собора Сен Мартин в Лане;

Eglise Saint-Martin. Laon

или в стиле пламенеющей готики*,

как на фасадах собора Вьенны в Дофине, собора в Нанте,

Сathédrale de Vienne en Dauphiné (слева) и cathédrale de Nantes (справа)

вьенского собора Сен-Антуан (Изер), или на фасаде Вандомской Троицы .

Соборы: слева - Saint-Antoine de Viennois (Isère), справа - Trinité de Vendôme

Эти большие окна были особенно модны в конце готического периода, они встречаются вплоть до начала XVI века, главным образом на боковых фасадах трансепта. Но, несмотря на их количество, эти случаи можно считать изключением, и можно сказать, что во Франции на протяжении всего готического периода роза оставалась одним из существенных элементов монументальных фасадов.

С XIII века было принято придавать розам размер, соответствующий ширине нефа и частям стены между двумя боковыми башнями, то есть, максимально возможный. Очень редко, чтобы избежать необходимости делать розу большого диаметра, рядом делались две розы поменьше, как на южном фасаде трансепта Страсбургского собора.

Как правило, французские архитекторы были более смелыми, но понимая, что вес каменной кладки, перекрывающей эти огромные проёмы, может раздавить раму, они взяли за правило размещать розы достаточно высоко, чтобы их можно было обрамить под аркой, примыкающей к главному отсеку свода, соединённого с фасадом.

Этот свод почти всегда очень высок, и участок фасада, где роза должна найти своё место, обычно образует прямоугольник, в котором она занимает только верхнюю часть. Таким образом, между ней и верхом портала (вратами на фасаде) имеется более или менее значительное пространство. Это место, конечно, тоже старались "разнообразить", обустраивая по-разному. Иногда там был пробит ряд окон, как на фасаде церкви Мант

Collegiale de Mantes

или в трансепте собора г. Лаон.

Иногда всё или часть этого пространства маскировали аркатурой. Наиболее красивое применение этой идеи было реализовано в Соборе Парижской Богоматери, где глубокая аркада, украшенная статуями, изображающими царей Иудеи, образует длинную горизонтальную полосу между площадью порталов и розой.

В Лионском соборе эти две зоны разделяет аркада, занимающая всю ширину фасада, но она имеет менее удачную конструкцию и слишком малую глубину для размещения там статуй. Можно также упомянуть элегантную галерею, образующую своего рода внешний трифорий над тремя порталами главного фасада Амьенского собора.

Собор в Амьене. Главный фасад

К сожалению, роза так высоко разположена, что для заполнения свободного пространства этой галереи недостаточно, поэтому её увенчала вторая галерея, украшенная статуями, недостаток которой состоит в том, что они (вместе с первой) образуют галерею, слишком внушительную для размеров самой розы. Эта галерея может пересекать весь фасад (как в Париже) или существовать только в центральной части, над главными вратами, как на западном фасаде соборов Пуатье и церкви Сен-Пьер в Кане,

Caen Église Saint-Pierre

на двух боковых фасадах собора Руана

Врата в библиотеку кафедральный собор в Руане

и собора Клермона

Vernon (Eure). Notre-Dame. Porte occidentale

Статуи в парижском Нотр Даме, выполненные под руководством Виолле-ле-Дюка, представляют собой искусную подделку древних, в которых, по предположению, были вырезаны портреты королей Франции. То, что это были королевские портреты, было достаточным основанием для вандализма 1793 года, в результате которого статуи были варварски разбиты. Мечта создать эту галерею возникла ещё в 13 веке.

Иногда роза обрамляется под мощной дугой архивольта, образующего заметный выступ, либо внутри церкви, как в соборе аббатства Лонгпон,

Нотр Дам аббатства. Лонгпон

либо снаружи, как на западном фасаде собора в Лаоне или церкви в Манте

Мантская роза под архивольтом

Чтобы эта арка как можно лучше соответствовала круглой форме розы, примерно до середины XIII века её обводы было принято делать полукруглыми. Но поскольку внутри сооружения она, по отношению к своду, играла ту же роль, что и подпружинные арки и нервюры, которые имели ломаную форму, то в результате между архивольтом и ребром примыкающего к фасаду свода возникло несоответствие, которое архитектор фасада реймсского собора решил устранить.

Роза кафедрального собора в Реймсе

Для этого он дополнил свою розу аркой, образующей точную проекцию подпружинной арки нефа на фасадную стену. При этом между остриём арки и закруглённой вершиной розы оставался небольшой зазор, который он предусмотрительно сделал ажурным, чтобы облегчить вес, приходящийся на каркас розы. Это существенно изменило общий вид здания, так как роза стала представлять собой огромное окно, отличающееся от других только своими размерами и рисунком узора.

Этот облик стал ещё более выразительным, когда роза и разположенные над ней наднефные окна были объединены в единое целое. В результате получались окна огромных размеров, в которых круглая часть заполнения занимала сравнительно небольшое пространство, так что иногда трудно было решить, называть ли их окнами-розами. Так в начале XVI века появились вычурные фасады соборов Сенса, Сенлиса, Бове, Лиможа и др.

Лиможский собор

Поговорив о путях развития проёмов, пропускающих свет в недра соборов, перейду к их каменному заполнению.

(продолжение не замедлит появиться, ибо материал собран)

В качестве анонса

Коротко сообщаю, что решётка розы составляется из элементов, называемых импостами. Они вырезаются отдельно по шаблону, собираются и подгоняются ещё на земле.

Насечки, шпилька и "обойма". Роза снята при реставрации базилики Saint-Quentin

После "примерки" на месте изготовления, розу последовательно монтируют на стене. Соединение этих элементов осуществляется с изпользованием известкового раствора, для чего на торцах выполняется насечка, а также с помощью металлических "шпилек". Тем самым роза обретает способность не только не разсыпаться, но и противостоять ветровым нагрузкам, которые во время ураганов бывают огромными. Сама роза вставляется "в обойму", для чего в камнях стены делаются желоба. Это же можно сказать и о других замечательных ажурных украшениях.

Ещё имеется материал из темы о мастерах резки каменной:

Чтобы стать хорошим мастером, вы должны любить свой материал 

Загляните, кому интересно. Обратите внимание на то, как мастер объясняет, почему любит именно известняк. В статье о том, какой путь проходят реставраторы древних соборов, и что умеют нынешние камнерезы.

Бежавший испанский наемник: "Из отряда выжили только 17 из 109 солдат"
  • Hook
  • Вчера 16:51
  • В топе

Испанский наёмник Джонатан Гуисадо Гарсия, известный как Пантера, ранее служивший в "Интернациональном легионе" Украины, бежал домой после того, как русская ракета атаковала их базу и ун...

В Тарусу к Паустовскому

«Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый ...

Мильша. Книга Памяти. Сибирь, Дальний Восток

Дорогие Читатели и Коллеги! Сегодня в канун Дня Победы завершаю публикацию КНИГИ ПАМЯТИ РОДА МИЛЬШИНЫХ.В этой части представлены данные участников Великой Отечественной войны наших роди...

Обсудить
    • Omela
    • 11 ноября 2023 г. 09:57
    :thumbsup: :thumbsup:
  • Спасибо!! Отлично!! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Только вопрос, с приходом в Европу сатанизма и новых "темных веков", доживет ли эта красота хотя бы до конца века?!!
  • Красота какая! Пусть и чужеродная
  • Интересно, красиво и кое-в-чем даже загадочно. Возведение стен я еще как-то могу представить, но как ставили островерхие башенки? Они так хрупки на вид, что кажется - зацепи веревкой и рухнут, даже под весом 1 человека. И еще кажется необходимым умение хоть приблизительно посчитать нагрузку. Не, я понимаю, что у большинства ремесленников измерения делались по системе "38 попугаев", а новшества - методом тыка, но все же...может, расчетами занимались монахи? Большое спасибо за субботнее чтение, Взор!