• РЕГИСТРАЦИЯ

Светлая готика, или окна в готических соборах

13 2193

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема обширная и для меня новая. Чтобы написать хотя бы по одной из областей, в которых кроется много готико-интересного, перелистываю множество книжек и других иЗточников (новичкам предлагаю прочесть это) сведений. К сожалению, тексты на французском, английском и, даже на испанском языках, а я на переводчика не училась, потому времени требуется гораздо больше, чем обычно. Считается, что готический стиль в архитектуре появился и (первое время) наиболее успешно развивался во Франции. А Иль де Франс указывается, как родина стиля. Главными конструктивными элементами готических соборов являются три, без которых готика - не готика :о)

1. Стрельчатые арки, которые "занесли" крестоносцы (возникли примерно в 6-7 веке н.э.).

2. Рёберные (или ребристые) своды

2. Контрфорсы и аркбутаны

Но готика "отличилась" ещё и своими окнами - розами (фр. rose, rosace)

Обычай делать в фасадах проёмы круглой формы (oculus) возник ещё до появления готики, но только с двенадцатого века их стали делать достаточно большого диаметра, тогда и возникла необходимость украшать эти отверстия каменным узором. Древние римляне применяли в своих строениях круглые проёмы, дабы пропускать в здание не только свет, но и воздух. А поскольку окулюсы были размещены на потолке (своде), то в помещение попадала и дождевая вода. Однако, на неё существовала управа в виде стока в полу со сливом в канализацию. Так что в помещении всегда был свежий, комфортный для дыхания воздух, и было сухо.

Окулюс в Пантеоне

От древних римлян окулюс достался в наследство средним векам. И первые средневековые культовые строения созидались в романском стиле. Тогда окулюсы размещали на стенах. Размеры их были незначительны, потому что зодчие старались не ослаблять сами стены, находящиеся под нагрузкой. В базиликах окулус не застеклялся, а украшался ажурным мраморным щитком или бронзовой ширмой. Романские архитекторы часто изпользовали их для подсветки фронтонов и увенчания фасадов, тем самым увеличивая и визуально обогащая их пропорции.

Эта роза из итальянской церкви диаметром почти 5 м - важный образец позднероманских роз.

Роза собора в Картре

Существует множество небольших романских роз (второй половины XII века), внутренний край которых украшен лепестками; но таких, которые из-за своих размеров действительно заслуживают названия розы, немного.

Романские розы с "лепестками"

В Нотр-Дам де Пари, в Шампо, маленькие, очень простые и всё же романские розы появились ещё в 1170 году; такие розы находятся в хоре церкви Сент-Этьен г. Кан (choeur de Saint-Étienne de Caen). Известно, что в Иль-де-Франс эти маленькие розочки применялись чаще, чем где-либо ещё.

Розы в церкви Сент-Этьен, Кан

Нужно понимать, что развитие архитектуры (как и остальных сторон жизни человеческой) произходило в существовавших на тот или иной момент времени условиях. И эти условия определяли не только ход развития, но и его скорость, и направленность. Средние века отличались утратой знаний эпохи античности, своего рода малолюдьем, войнами, чумными морами, миграциями и... остатками когда-то процветавшей в Европе империи - Римской. И, вполне естественно, что церковь стремилась привлечь прихожан устремлением к небесам, к Высшему, поэтому здания религиозного назначения должны быть самым чудесным, что ежедневно могли видеть люди и к чему стремились бы приобщиться. Кроме условий существуют законы природы (в том числе и человеческой), в рамках которых и произходит развитие. Если конструкции зданий храмов и соборов прежде не позволяли содеивать внутренние помещения выше и светлее, то эту задачу решили изобретением новых элементов, как то стрельчатых арок и сводов, аркбутанов и... роз - окон больших размеров, которые успешно совместили с витражами, дарующими таинственную игру света и цвета. Вообще, христианство трактует "нетварный" свет, как непосредственную связь между Творцом и Его творениями. Поэтому большие окна с витражами являются отражением средневековой метафизики в готике.

Готическая роза представляет собой не что иное, как увеличенный окулюс, пустота которого разделена импостами ( meneau или средник - элемент, разделяющий оконные переплёты или дверные полотна), поначалу более или менее напоминающими спицы колеса.

Настоящее развитие розы получили только тогда, когда система строительства стрельчатых сводов (один из трёх основных элементов готической архитектуры) за счёт переноса нагрузок со стен на столбчатые опоры (piles) позволила безопасно вскрывать "промежуточные" стены проёмами больших размеров.

Нотр Дам. Париж. Вот такие могутные столбы-колонны передают фундаменту нагрузку от верхнего строения

С 13 века во Франции повсеместно разпространился "вкус" к розам, как к одному из существенных элементов декора монументальных фасадов, замыкающих неф и два конца трансепта. В результате, до нас дошло большое количество очень красивых и очень крупных роз.

Поначалу созидатели шли путём увеличения диаметра романских круглых окошек. Например, Сугерий (Suger*) для фасада Сен-Дени (Saint-Denis) довольствовался большим окном, по виду ещё вполне романским. То же самое, по-видимому, касалось и несколько менее архаичных фасадов соборов Санса (Sens) и Санлиса (Senlis).

*-Аббат Сугерий (1081–1151) был священником, государственным деятелем и хорошим администратором, но не был архитектором. И тем не менее, его называли отцом готической архитектуры и новатором дизайна. Сугерий известен возстановлением аббатства Сен-Дени, также известного как соборная базилика Сен-Дени, недалеко от Парижа. Перестройка включала в себя множество особенностей, определяющих тенденции готического стиля, появляющегося на базе романского.

Розы "рождались" и взрастали постепенно: от собора к собору, от мастера к мастеру. Те розы, что мы видим на фасадах парижского Нотр Дама, собора в Реймсе, руанской церкви Saint Maclou, имеющие большие диаметры и изумительные каменные кружевные заполнения, появились не вдруг, а в результате прохождения длинного пути создания методом проб и ошибок, благодаря устремлённости, настойчивости, изобретательности и таланту средневековых зодчих, тех, которых называли каменными мастерами*.

*-Напомню, что зодчими в те времена были не только они, но и мастера дел деревянных и... даже слесари.

Роза реймского собора

Сен Маклоу

Приглашённые капитулами мастера, часто повторяли то, что видели или строили в других городах, внося изменения по желанию заказчиков или по своему видению. А поскольку соборы строились от случая к случаю и часто с длительными остановками, то зодчие были вынуждены приспосабливаться к тому, что уже было построено до них, стараясь гармонично соединить новые пропорции со старыми, построенными до них, внести своё.

Возведение узорчатых готических роз требовало непревзойдённого мастерства, поэтому многие архитекторы не только в XII веке, но и гораздо позже оставались верны старой романской традиции и предпочитали освещать центр своих фасадов окнами, принадлежащими к одному из типов, с которым они были знакомы.

Кафедральный собор Санлис (Senlis). Окно было перестроено в 13-м веке, но вероятно, новое окно имеет тот же размер

В других местах за розы даже и не брались, предпочтение отдавалось узким окнам, соединенным тройками, как, например, в соборе Сен-Поль-де-Леон,

или окнам, соединённым вместе под мощный архивольт, как в трансепте собора г. Лизьё.

Иногда вместо трёх, объединённых в тройку окон, соседствовало большее их количество. Образцом этого служит базилика св. Марии-Магдалины в Везле. Там в 14-м веке пытались заменить романский фасад готическим, но потерпели неудачу.

Везле. Базилика Святой Марии Магдалины до и после реставрации

Со второй половины XIII века эти ланцеты (стрельчатые арки), разположенные рядом, применялись всё реже и реже, по крайней мере, во Франции. Стали предпочитать им длинные оконные проёмы, выполненные в том же стиле, что и другие большие окна здания, то есть в зависимости от периода они имеют стрельчатый (лучистый) узор, как на главном фасаде собора Сен Мартин в Лане;

Eglise Saint-Martin. Laon

или в стиле пламенеющей готики*,

как на фасадах собора Вьенны в Дофине, собора в Нанте,

Сathédrale de Vienne en Dauphiné (слева) и cathédrale de Nantes (справа)

вьенского собора Сен-Антуан (Изер), или на фасаде Вандомской Троицы .

Соборы: слева - Saint-Antoine de Viennois (Isère), справа - Trinité de Vendôme

Эти большие окна были особенно модны в конце готического периода, они встречаются вплоть до начала XVI века, главным образом на боковых фасадах трансепта. Но, несмотря на их количество, эти случаи можно считать изключением, и можно сказать, что во Франции на протяжении всего готического периода роза оставалась одним из существенных элементов монументальных фасадов.

С XIII века было принято придавать розам размер, соответствующий ширине нефа и частям стены между двумя боковыми башнями, то есть, максимально возможный. Очень редко, чтобы избежать необходимости делать розу большого диаметра, рядом делались две розы поменьше, как на южном фасаде трансепта Страсбургского собора.

Как правило, французские архитекторы были более смелыми, но понимая, что вес каменной кладки, перекрывающей эти огромные проёмы, может раздавить раму, они взяли за правило размещать розы достаточно высоко, чтобы их можно было обрамить под аркой, примыкающей к главному отсеку свода, соединённого с фасадом.

Этот свод почти всегда очень высок, и участок фасада, где роза должна найти своё место, обычно образует прямоугольник, в котором она занимает только верхнюю часть. Таким образом, между ней и верхом портала (вратами на фасаде) имеется более или менее значительное пространство. Это место, конечно, тоже старались "разнообразить", обустраивая по-разному. Иногда там был пробит ряд окон, как на фасаде церкви Мант

Collegiale de Mantes

или в трансепте собора г. Лаон.

Иногда всё или часть этого пространства маскировали аркатурой. Наиболее красивое применение этой идеи было реализовано в Соборе Парижской Богоматери, где глубокая аркада, украшенная статуями, изображающими царей Иудеи, образует длинную горизонтальную полосу между площадью порталов и розой.

В Лионском соборе эти две зоны разделяет аркада, занимающая всю ширину фасада, но она имеет менее удачную конструкцию и слишком малую глубину для размещения там статуй. Можно также упомянуть элегантную галерею, образующую своего рода внешний трифорий над тремя порталами главного фасада Амьенского собора.

Собор в Амьене. Главный фасад

К сожалению, роза так высоко разположена, что для заполнения свободного пространства этой галереи недостаточно, поэтому её увенчала вторая галерея, украшенная статуями, недостаток которой состоит в том, что они (вместе с первой) образуют галерею, слишком внушительную для размеров самой розы. Эта галерея может пересекать весь фасад (как в Париже) или существовать только в центральной части, над главными вратами, как на западном фасаде соборов Пуатье и церкви Сен-Пьер в Кане,

Caen Église Saint-Pierre

на двух боковых фасадах собора Руана

Врата в библиотеку кафедральный собор в Руане

и собора Клермона

Vernon (Eure). Notre-Dame. Porte occidentale

Статуи в парижском Нотр Даме, выполненные под руководством Виолле-ле-Дюка, представляют собой искусную подделку древних, в которых, по предположению, были вырезаны портреты королей Франции. То, что это были королевские портреты, было достаточным основанием для вандализма 1793 года, в результате которого статуи были варварски разбиты. Мечта создать эту галерею возникла ещё в 13 веке.

Иногда роза обрамляется под мощной дугой архивольта, образующего заметный выступ, либо внутри церкви, как в соборе аббатства Лонгпон,

Нотр Дам аббатства. Лонгпон

либо снаружи, как на западном фасаде собора в Лаоне или церкви в Манте

Мантская роза под архивольтом

Чтобы эта арка как можно лучше соответствовала круглой форме розы, примерно до середины XIII века её обводы было принято делать полукруглыми. Но поскольку внутри сооружения она, по отношению к своду, играла ту же роль, что и подпружинные арки и нервюры, которые имели ломаную форму, то в результате между архивольтом и ребром примыкающего к фасаду свода возникло несоответствие, которое архитектор фасада реймсского собора решил устранить.

Роза кафедрального собора в Реймсе

Для этого он дополнил свою розу аркой, образующей точную проекцию подпружинной арки нефа на фасадную стену. При этом между остриём арки и закруглённой вершиной розы оставался небольшой зазор, который он предусмотрительно сделал ажурным, чтобы облегчить вес, приходящийся на каркас розы. Это существенно изменило общий вид здания, так как роза стала представлять собой огромное окно, отличающееся от других только своими размерами и рисунком узора.

Этот облик стал ещё более выразительным, когда роза и разположенные над ней наднефные окна были объединены в единое целое. В результате получались окна огромных размеров, в которых круглая часть заполнения занимала сравнительно небольшое пространство, так что иногда трудно было решить, называть ли их окнами-розами. Так в начале XVI века появились вычурные фасады соборов Сенса, Сенлиса, Бове, Лиможа и др.

Лиможский собор

Поговорив о путях развития проёмов, пропускающих свет в недра соборов, перейду к их каменному заполнению.

(продолжение не замедлит появиться, ибо материал собран)

В качестве анонса

Коротко сообщаю, что решётка розы составляется из элементов, называемых импостами. Они вырезаются отдельно по шаблону, собираются и подгоняются ещё на земле.

Насечки, шпилька и "обойма". Роза снята при реставрации базилики Saint-Quentin

После "примерки" на месте изготовления, розу последовательно монтируют на стене. Соединение этих элементов осуществляется с изпользованием известкового раствора, для чего на торцах выполняется насечка, а также с помощью металлических "шпилек". Тем самым роза обретает способность не только не разсыпаться, но и противостоять ветровым нагрузкам, которые во время ураганов бывают огромными. Сама роза вставляется "в обойму", для чего в камнях стены делаются желоба. Это же можно сказать и о других замечательных ажурных украшениях.

Ещё имеется материал из темы о мастерах резки каменной:

Чтобы стать хорошим мастером, вы должны любить свой материал 

Загляните, кому интересно. Обратите внимание на то, как мастер объясняет, почему любит именно известняк. В статье о том, какой путь проходят реставраторы древних соборов, и что умеют нынешние камнерезы.

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    А ситуация с просьбой Абхазии к грузинам поставить им электричество еще смешнее, чем кажется

    Абхазская сторона на днях обратилась к Грузии с просьбой поставить им электроэнергию. А они все вернут, но летом.Учитывая напряженные отношения между грузинами и абхазами ситуация выгля...

    «Россия выплачивает Абхазии компенсацию и закрываем вопрос»: в республике нашли выход из кризиса

    В Абхазии нашли решение кризиса с Россией. Надо просто, чтобы наша страна выплатила местным жителям компенсацию за свою имперскую геополитику в регионе, тогда, нас так и быть, простят.Н...

    В Киеве – истерика и жёсткие проверки

    После ракетных ударов по зданию СБУ погибли высокопоставленные чиныПодполье сообщает о последствиях ракетных ударов по Киеву, в результате которых наши силы разнесли пункт управления СБ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      25 октября 14:52

      Продолжаются находки по истории Александровской колонны

      Вчера я ещё малость пошерстила выпуски газеты Санкт-Петербургские ведомости и кое-что обнаружила. Вот, кстати, граф Хвостов - особа вовсе не вымышленная и в те времена довольно известная, причём, как раз на ниве стихосложения (и не только) :о) Дополнение об упомянутых воинах ...
      1588
      .Взор Здравомыслие.
      24 октября 16:31

      Гром пушек, корабли на Неве и открытие Александровской колонны

      Ура-а-а! Найдена ещё одна "страничка" истории! Такие чувства вспыхнули во мне при обнаружении этого номера газеты достопамятного года. Немедленно делюсь с вами этой находкой (заметьте, накануне тяпницы). Оказалось, что это ещё не всё :о) ...
      866
      .Взор Здравомыслие.
      24 октября 13:50

      Niccola Zabaglia в контексте сооружений Монферрана и развития науки механики

      Помнится мне, некоего профана не устраивало квадратное сечение деталей лесов для поднятия колонн Исаакиевского собора и Александровской колонны. Он с апломбом утверждал, что строительных лесов квадратного сечения никогда не сооружали: Естественно, ответ не мог ему понравиться, ибо в нём были фотографии.Задали вопрос о строительных лесах И...
      1105
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 10:09

      Появление и развитие наук пошло из Опыта, или гений Никола Дзабалья (Zabaglia) в контексте прогресса науки

      Продолжу тему, упомянутую здесь: Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности (продолжение)Как развитие ответа на этот пункт комментария причём, по инженерным подходам именно в области строительства, предлагаю заглянуть во времена, не столь уж от нас отдалённые. Этому посвящено немало м...
      1282
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 09:44

      Ст.-Петербургская пресса о возведении Александровской колонны и колонн Исаакия

      Наконец- то комментарий Дмитрия Сумина подвигнул меня перелистать файлы со страницами Северной пчелы, скаченные более года назад! И первая же находка настолько воодушевила, что я пересмотрела всё и дополнительно полистала несколько номеров уже в интернете. Выкладываю результаты, чтобы с ними вы могли бы познакомиться не только при чтении ...
      1350
      .Взор Здравомыслие.
      20 октября 09:17

      Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности (продолжение)

      Здравствуйте, уважаемые читатели!Каждый раз выясняется, что большинство недоумений альтернативщиков возникают буквально на пустом месте из-за недостаточности знаний по задаваемым ими вопросам. Идём , следуя очерёдности "проблем", изложенных в этом комментарии. Кто, по-вашему, занимается "сравнением инженерных подходов", "рисков" и "материалов"? Правильно...
      1108
      .Взор Здравомыслие.
      17 октября 06:02

      И вновь Винсент Ли о способе подгонки камней в кладке инков

      Отвлекусь от 19-го века и оглянусь на инкское строительство. Многие, посетившие статью Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки, по интервью Винсента Ли уже ознакомились со способом подгонки камней с кривыми поверхностями, предложенным им. Правда, я так до сих пор и не перевела вторую часть фильма с экспериментом NOVA, где показа...
      1204
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 16:21

      Эх! Какой красочный рапорт от Монферрана по Исакиевскому собору! (доки № 16)

      Не спится мне, понимаете ли :о) Вчера перелистывала папку, хранящуюся в РГИА, и обнаружила длиннющий текст. Не утерпела и (по ознакомлении) решила начать с него. Итак, после совещания трёх интеллектов - двух искусственных и одного человеческого (сообща трудились Гугль, Дипл и я), получилось следующее:935 № 369 18 октября 1828 года.Доклад главного архитектора членам ко...
      1408
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:44

      Профанам на современных диванах по поводу строительного искусства вообще и Монферрана в частности

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Выкадываю ещё одну пропущенную статью. Поехали!Я, конечно, довольно терпеливый человек, но когда вещующее недотямство начинает наглеть, спуску давать не буду. Вот такой был вчерашний комментарий Прежде всего видим полнейший "проскок" мимореальности :о)Статья была посвящена не разсчёту подъёма Александровской колонны, а ...
      1353
      .Взор Здравомыслие.
      15 октября 13:12

      Монферран разруливает проблемы, или документы 15

      Судя по комментариям, читателям интересен перевод документов из Коллекции Монферрана. По этой причине, а также по недостаточности трафика моего в данное время (постараюсь решить эту проблему побыстрее), пока я ограничиваюсь изключительно этой темой. Одна из мастерских, которые Монферран называет attelierСколько чудных открытий случается, когда знакомишь...
      1335
      .Взор Здравомыслие.
      13 октября 10:11

      Документы по строительству Исаакиевского собора - фальшивка? На каком основании? (14)

      Для начала (дабы другим неповадно было) для персоны, с пафосом надувающей щёки, ответ на пунктик в его комментарии: Как уже известно тем, кто интересуется наличием документов по строительству Исаакиевского собора, в Президентской библиотеке выложено несколько папок из обширнейшей коллекции Монферрана, хранящейся в РГИА. Часть документов н...
      1117
      .Взор Здравомыслие.
      9 октября 19:03

      Монферран рапортует в Комиссию по поводу порядка подъёма колонны (из документов. 7)

      Ай, ребята и девчата, что выудилось на сей раз в рабочем журнале стройки! Самой не верится :о) Чертёж Адамини648 No. 43 le 3 Mars 1828Доклад архитектора в Комиссию Исаакиевского собора о приготовлениях и порядке, соблюдаемом при возведении колонн.Уважаемые господа!Предложенные мною процедуры по уменьшению (обтёске) и обработке колонн увенчались успехом....
      866
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 21:15

      По "инкской кладке" наших современников

      В качестве продолжения статьи А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?Обнаружила несколько фотографий (тут и тут) и немного записей каменщика из Новой Зеландии, изваявшего столь замечательную стену в инкском стиле."Последний камень на стене, просто нужно закончить благоустройство. Более полное описание я опубликую, когда это будет сделано." ...
      1060
      .Взор Здравомыслие.
      8 октября 20:21

      Документы по строительству Иааакиевского собора (13)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько статей с переводом документов из коллекции Монферрана (здесь последняя с номером 6) прошли как-то мимо КОНТа, и я, по-возможности, их постараюсь выложить в журнале. Сегодня же предлагаю ознакомиться с новой порцией перевода страничек из этой папки (для желающих найти документы привожу номер электронной страницы). На сей раз ...
      896

      А вы знаете, что в Новой Зеландии... построена стена инков?

      Многие могут помнить Новую Зеландию по так называемой Каймановой стене, которая на поверку оказалась нерукотворной. Сегодня Антропогенез выложил материал о рукотворной стене в стиле инков.Да-да, там даже много-много-гранный камушек имеется. И, даже, крохотная пупырышка, плотно прилегающая к соседним блокам, словно кто пробку вставил.Эта новость появилас...
      1022

      Винсент Ли о способе точной подгонки инкской полигональной кладки

      Узнаваемое сооружение, не правда ли? Старинная фотография великого Саксайуамана - одной из загадок технологий 15-16 веков. Сегодня знакомлю вас с интервью одного из археологов, архитектора - Винсента Ли, предложившего свою версию точной подгонки этих великих монолитов.Нашла я этот материал на Ютюбе. Видеоролик можно посмотреть, включив субтитры с перево...
      1507

      Начало разкопок Саксайуамана

      Материалов снова набралось много, и все они интересные.  Решила, для разнообразия выложить вам перевод из статьи "Саксайуаман открыт заново. Первые работы", написанной перуанским историком, антропологом, изследователем доиспанского Перу, одним из лидеров движения коренных народов Анд - Луисом Эдуардо Варкальселем (Luis E. Valcarcel). Его считают отц...
      1120

      Как инки размечали полигоналку. Да "пару раз плюнуть" :о)

      Две ночи нормально спать не можу :о) Всё посыпаю голову пеплом и называю себя балдой, ибо не додумалась до самой простой вещи. Но до неё (после тщательного изучения геометрии блоков в инкской кладке и долгого колдования совместно с компьютером) додумались инженеры Нового света. "Длительное и много-многочасовое чтение, наблюдение и медитация позволили на...
      1853

      О Франческо Квироло обстоятельнее

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжаю тему, начатую ранее, то есть на основные вздохи немогликов о каменных невозможностях публикую сведения о мастерах, эти самые "невозможности" содеявших. Вообще-то, уже были интервью мастеров камнетёсов и реставраторов, были статьи о способах обработки камня и изготовления "невозможных ваз". И, хотя о самом Квироло (произносит...
      933

      Документы по строительству Исаакиевского собора (6)

      Читаю рабочий журнал из коллекции Монферрана (РГИА) как увлекательнейшую литературу. Ведь передо мной разворачиваются детали великой стройки, в частности, то, как шла подготовка к поднятию первых колонн портика Исаакиевского собора. В прошлый раз добралась до конца 1827 года. И сегодня успела просмотреть записи за два месяца. Не предлагаю их все, только...
      1347
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика