Здравствуйте, уважаемые читатели!
Несколько статей с переводом документов из коллекции Монферрана (здесь последняя с номером 6) прошли как-то мимо КОНТа, и я, по-возможности, их постараюсь выложить в журнале. Сегодня же предлагаю ознакомиться с новой порцией перевода страничек из этой папки (для желающих найти документы привожу номер электронной страницы).
На сей раз я решила потренироваться в привычном вам написании слов :о) Отвратительный, конечно, почерк штатного писаря, слишком усложняет прочтение документов, да и не филолог я, потому прошу простить огрехи перевода и с уважением отнесусь к поправкам знающих.
Стр. 789. № 164 от 28 мая 1828 года.
В Комиссию. Строительство первого гранитного цоколя сопряжено с большими трудностями.
Точность его конструкции, а также вставки, которые будут сделаны в старой церкви, при резке и укладке камней, требуют умного подрядчика. Главный архитектор, желая, чтобы эта конструкция (как и общая конструкция здания) превосходила все подобные, встречающиеся в России, долгое время колебался, стоит ли поручить исполнение этого цоколя подрядчику, вместо того чтобы сделать это хозяйственным способом. Зная, однако, что подрядчики, Молчанов, Шихин, Суханов и Николс, были рабочими*, он полагал, что, дав конкретные и подробные условия по постройке, можно будет поручить её одному из этих подрядчиков, и тогда Комиссия получит большую экономию на этой работе, без ущерба для её выполнения.
Поскольку контракты были выполнены совершенно иначе, а строительство фундамента было поручено неопытному подрядчику, архитектор считает своим долгом обратить особое внимание Комиссии на эту работу и на те меры, которые она сочтёт нужным принять для важных сооружений, таких как мраморные и гранитные. Господа члены Комиссии, обратите внимание на то, что в течение нескольких лет для строительства цоколя архитектор предлагал использовать камни большого размера, а также на то, что нет ни одного современного здания, которое бы отличалось подобной роскошью, а также на то, что стоит для короны 1000 и 1200 рублей, и что использование таких материалов можно поручить только квалифицированным работникам и не подвергать риску рынка, первые допускаются, если они имеет достаточные гарантии в соответствии с условиями, которые поставил архитектор. Он показал, что хотел бы, чтобы конструкция цоколя идеально соответствовала красоте колонн и богатству, которое обеспечит мраморное покрытие. Но для достижения этой цели, средств, которые Комиссия хочет теперь предоставить в распоряжение архитектора, недостаточно.
Архитектор смеет полагать, что члены Комиссии будут готовы отдать ему должное, что до сих пор он быстро и с уважением выполнял их распоряжения. Но если сегодня он позволяет себе некоторые противоположные размышления о мерах, которые были приняты для этого строительства, то это потому, что он считает эту работу слишком важной, и что он предпочитает скорее рисковать, чем соглашаться на договорённости, которые могут повредить красоте и прочности вверенного ему здания, за которое он несёт особую ответственность: Вследствие этого главный архитектор имеет честь предложить Комиссии следующее.
1-e.
Когда речь пойдёт о торгах перед контрактами, которые будут заключены на строительство церкви и, особенно, на работы по граниту и мрамору, следует признать, чтобы были допущены подрядчики, известные по своему опыту в выполнении работ, и о способности которых архитектор знает, тогда как если будет иначе, архитектор будет подвержен опасности получить для строительства самого большого здания, возводящего его в настоящее время в Европе, не опытных рабочих, а строительных дельцов, ведущих дела, которые не могут не вызвать впоследствии несчастных и вредных аварий, связанных с интересами государства и непоправимые сожаления для каждого из членов Комиссии в частности.
2-e.
Что когда между несколькими подрядчиками цены в контракте остаются равными , архитектор имеет право отдать предпочтение тому, которого он считает наиболее способным.
3-e.
Сделка, заключённая с сэром Рейнхольдом, должна быть расторгнута, учитывая, что у него мало опыта в аналогичном строительстве, и учитывая, что четырём старшим подрядчикам, которые следуют за ним, было отказано в строительстве первого большого фундамента церкви, должны быть приняты другие меры, чтобы эта работа была выполнена с хорошими подёнными рабочими, даже если цена этой работы превысит ту, которую назначил сэр Рейнхольд.
* - по всей видимости имеется в виду начало их трудовой деятельности.
794 № 165 28 мая 1828 г.
В Комиссию. Главный архитектор церкви имеет честь препроводить членам Комиссии план, смету и условия исполнения покрытия над 16 колоннами портика напротив статуи Петра Великого.
1-е. Это покрытие будет с тщанием выполнено в соответствии с прилагаемым планом. Плотнику, который будет заниматься этой работой, придётся использовать для её строительства имеющиеся строительные леса.
2-е.
Обе стороны фронтона и свесы покрытия, образующие массив антаблемента, будут покрыты досками.
3-e.
Работы начнутся, как только будет снята верхняя часть лесов, и должны быть завершены в течение месяца.
797 № 171 1 июня 1828 г.
В Комиссию. Главный архитектор церкви имеет честь довести до сведения Комиссии, что необходимо произвести торги на перевозку всех колонн, прибывших в этом году: все колонны, одну из которых должны будут задействовать, будут перевезены в мастерскую у Синего моста или на берег этой мастерской. Остальные будут перемещены на площадку напротив статуи Петра Великого. Все эти колонны будут установлены как можно параллельнее и на расстоянии, которое определит главный архитектор.
Архитектор покорнейше просит Комиссию милостиво удовлетворить просьбу, чтобы не прерывать успешно ведущиеся работы по установке колонн.
Nota bene. Условия перевозки колонн не отличаются от тех, которые были указаны архитектором в прошлом году.
798. № 173 от 4 июня 1828 г.
В Комиссию. Господа члены Комиссии, Главный архитектор церкви имеет честь настоящим направить образец от г-на Казалета (Cazalet) для обычных канатов, которые он желает предоставить, вместе с прилагаемым письмом, в котором он просит Комиссию предоставить предпочтение ему по тем же ценам, которые будут установлены на торгах.
Nota bene. Прилагаемый образец от господина Казалета предпочтительнее двух других образцов от господ Сазонова и Киснера.
Замечу, что канаты фабрики Сазонова были применены для подъёма и установки Александровской колонны, о чём писал Монферран.
804. № 182 от 11 июня 1828 г.
Рабочий камнетёс по имени Илья Васильев Сауварев имел несчастье при возведении 5-й колонны искалечить три пальца на правой руке, так что больше не может ею пользоваться, главный архитектор имеет честь просить Членов Комиссии назначить пенсию этому рабочему, чьё мужество и рвение к службе короне стали причиной постигшего его несчастья.
Беспокоили Монферрана и волнения среди работников. Следующий документ был написан/продиктован явно в растрёпанных чувствах, в нём множество правок, сделанных как писарем, так и, видимо, самим главархитектором.
805 № 184 12 июня 1828 г.
В Комиссию. Комиссия должна быть проинформирована о том, что: в то время, когда только что были окончены долгие обсуждения, касающиеся церкви Св. Исаакия, в то время, когда возведение первой колонны обеспечило успех последующих, и когда работа должна была принять большую интенсивность; разжигаются новые интриги, из которых главные дошли до того, что при исполнении своих обязанностей главный архитектор после открытого неповиновения был оскорблён господином помощником архитектора Глинкой.
В тот же день, когда произошёл этот инцидент, было проведено примирительное собрание с работниками, и по приказу помощника архитектора Глинки, (помощник архитектора Глинка пошёл на этот шаг, чтобы свалить вину на архитектора, о котором идёт речь), десятник отдал распоряжение, чтобы на следующий день рабочие не выходили на работу в соответствии с обычным порядком. В результате 800 человек оставались в смятении и без всякого (?) дела на первых работах копитолы (неясно).
В таких обстоятельствах, что должен был сделать главный архитектор; восстановить порядок, что он и сделал, уведомить членов комиссии и потребовать расследования, чтобы виновные были наказаны: он поспешил выполнить эту печальную формальность.
По этим причинам и во исполнение распоряжения Комиссии № 556. главный архитектор, приняв к сведению мнение (точку зрения) почтенного члена г-на генерал-аншефа Оппермана, воспользоваться случаем, чтобы засвидетельствовать ему в присутствии всей Комиссии всё уважение, которое он ему оказывает, и заявить, что он с глубоким прискорбием не может разделять мнения своего (??? неясно), не подвергая себя опасности повторения той сцены беспорядка и неповиновения, которые здесь происходят. Он имеет честь заявить Комиссии, что он не может более пользоваться своими приказаниями архитектору Глинке, и что он требует, чтобы этот служащий был уволен от своих обязанностей.
807 № 185. 12 июня 1828 года.
В Комиссию. Главный архитектор церкви имеет честь сообщить Комиссии о целесообразности безотлагательного заключения контракта на перевозку колонн в рабочую зону, учитывая, что расположение наклонной плоскости для портика у Синего моста будет препятствием для их ввоза в мастерскую.
808 № 189 12 июня 1828 г.
В Комиссию. Главный архитектор церкви, заявив Комиссии в рапорте своём за № 119, относительно М-ра помощника архитектора Глинки, что оный архитектор (artiste) не имел достаточных познаний в практическом строительном искусстве, считает долгом своим указать Комиссии на допущенные недостатки, дабы избежать ответственности.
1.
Массив фундамента у подножия иконостаса подземной часовни построен в неправильном направлении, на высоту 1 аршин 13 вершков и глубину 2 аршина 5 вершков. Эта часть кладки, к счастью, остановленная главным архитектором до дальнейшего продвижения, должна быть снесена.
2.
Во время укладки 16 гранитных оснований портика напротив Синего моста главный архитектор был вынужден заменить одно из этих оснований, которое было закончено, несмотря на значительную трещину в верхней части, не позволяющую его использовать.
3.
На портике напротив манежа гранитное основание было выполнено некачественно, и главному архитектору пришлось подгонять детали к его верхней части. На том же портике были сломаны углы трёх гранитных квадратов из-за отсутствия мер предосторожности, которые должны были быть приняты для гарантии такой работы.
4.
Обычная (порядовая) каменная кладка, выполненная в прошлом году, была выполнена плохо, и несколько раз главный архитектор был вынужден прибегнуть к сносу различных ее частей. Правда, подрядчик, заведовавший работами, был не очень полезен, но упрямство помощника архитектора Глинки в увольнении рабочих, несмотря на неоднократные уговоры главного архитектора, ещё более способствовало небрежности работ.
5.
7 бронзовых цоколей были плохо закреплены; железные шарики, прикрепляющие кронштейны (?) к цоколям, прошли сквозь цоколи снаружи. Главный архитектор рекомендовал эту работу в особенности г-ну Глинке, но, несмотря на эту предосторожность, художник, доверяя рабочим, допустил, чтобы эти 7 оснований были пробиты, в каждом по 4 отверстия, в которые пришлось вставлять куски.
6.
Последнее гранитное основание малого купола, обращенного к гг. Меттелева* и продолжение этого основания на месте гранитного цоколя были положены на 3 вершка выше, главный архитектор устранил этот недостаток в условиях, данных им для сооружения гранитного цоколя, что не мешает камням неоправданно потерять три вершка в высоте.
7.
Одна из гранитных колонн большого купола на 3/4 вершка ниже остальных.
8.
Главный архитектор просил в декабре прошлого года дать описание колонн мастерской Синего моста, чтобы он мог все их вычертить до вырезки. Помощник архитектора г-н Глинка выполнил эту работу так неточно, что главный архитектор вынужден был рекомендовать ему самому вычертить все колонны и руководить работой, что он и продолжает в настоящее время.
* - возможно это какой-то из частных домов вокруг, как, например, дом Лобанова
812 № 190 12 июня 1828 г.
В Комиссию. Учитывая необходимость предоставить г-ну Берду модель для исполнения бронзовых капителей, главный архитектор церкви весьма смиренно просит членов Комиссии благосклонно разрешить ему выполнить эту модель в гипсе, благо скульптор - художник Евстафий Балин обладает наибольшим талантом к орнаменту. Архитектор полагает, что эту модель можно предпочтительно доверить ему, а не любому другому, и что Комиссия могла бы договориться о цене с этим скульптором.
Немного добавлю про скульптора Балина (отсюда):
815 № 197 14 июня 1828 г.
В Комиссию. В ответ на распоряжение Комиссии под № 491 главный архитектор церкви имеет честь препроводить Членам Комиссии записку о рабочих, занятых на возведении колонн портика напротив Исаакиевского моста, которым на эти цели выдано 700 рублей.
815. № 198 14 июня 1828 г.
В Комиссию. Ввиду непременной необходимости предохранить от всяких случайностей 16 бронзовых баз, которые в настоящее время устанавливаются на двух боковых порталах церкви, главный архитектор имеет честь уведомить Комиссию, что он заказал для этой цели у столяра Буйкова 16 деревянных ящиков по 5 рублей за каждый.
Эти ящики будут сделаны из имеющихся на месте материалов.
В связи с этим главный архитектор просит Комиссию утвердить это распоряжение.
Оценили 8 человек
20 кармы