Конструктивные особенности зданий Венеции. Терраццио.

81 9177


Здравствуйте, уважаемые читатели. В прошлый раз я разсказывала о грунтах и фундаментах Венеции. С этой темы и продолжу повествование о городе с полутора-тысячелетней историей, превратившемся в музей технических находок и культуры.

Место, на котором стоит Венеция, имеет проблемное для основания города геологическое сложение. Слои ила, песка и глины с низкой механической прочностью не способны выдерживать большие нагрузки. Этим обусловлено стремление горожан возводить здания максимальной лёгкости. Многие купола городских сооружений (барабанные и крестовые своды, крыши павильонов и др.) выполнены не из кирпича, а из деревянных рам и оштукатурены, что намного легче таких же крыш из кирпича или сплошных бревенчатых балок и стропил.

Самая известная система венецианских фундаментов — свайная, хотя она применяется не так часто, как можно было бы подумать — не более 10-15% от всех фундаментов города. Как правило, она применяется для поддержки внешних стен зданий, выходящих на канал, или для колонн и несущих столбов. Фундаменты других стен либо опираются на досчатые слои типа плотов, или опираются непосредственно на землю. В одном и том же сооружении чаще всего можно обнаружить различные системы фундаментов: тип и размер подводных оснований были выработаны с учётом нагрузок, передаваемых в пределах территории здания, для того, чтобы обезпечить равномерное оседание.

Несмотря на такое внимание строителей к деталям, доступные венецианцам методы того времени не могли устранить неравномерную просадку стен. Очень часто встречаются высотные различия между стенами одного здания, достигающие 20-30 см, что в любом другом городе уже привело к обрушению. Эта разница в высоте считается нормальной (в пределах норм) для венецианского здания.

Поколения мастеров и строителей были вынуждены принимать специальные меры, чтобы здания могли проседать неравномерно и не разрушаться от этого. Основным способом, применяемым в Венеции и в её окрестностях был систематический отказ связывать стены друг с другом. Это практически повсюду, за исключением рамки периметра, прочно соединённой в углах. Но периметр и внутренние стены между собой не связаны. Таким образом, стены могут свободно смещаться, не изпытывая опасных напряжений и без образования трещин. Однако, отсутствие таковых связей породило проблему обезпечения устойчивости высотных зданий, которые в Венеции довольно узки. Для решения этой проблемы, и это часто можно видеть, строители изпользуют металлические тяги (связи) между стенами и полом. Большое количество гвоздей, соединяющих доски пола между собой, половые доски и крепление к ним множества тяг, позволяют обычно пассивным, горизонтальным элементам здания играть решающую роль в поддержании баланса.

разположение тяг, соединяющих пол и стены в одну конструкцию

Традиционные строительные технологии всегда уделяли большое внимание связям элементов друг с другом. Эти связи в основном сделаны из металла. Железо в средние века было редким и дорогим для европейской и итальянской архитектуры. Таковым оно было до промышленной революции второй половины XVIII века. Но, благодаря богатству, который город получал торговлей, венецианские строители имели средства, позволяющие свободно изпользовать этот металл на протяжении долгого времени. Поэтому конструктивные проблемы были преодолены, а иначе решить их было бы невозможно.

Ещё одна особенность Венецианских зданий — пол terrazzo — терраццо, который укладывается поверх деревянных полов. Эта конструкция слоёного пола является наиболее подходящей для Венеции и, вдобавок, экономична. Полы терраццо стали символом Венеции на протяжении нескольких веков. Эта конструкция пола получила широкое разпространение благодаря своей способности выдерживать стресс и напряжение без образования трещин и отрывов.

Эти полы берут своё начало от классического римского мощения. И описание римской мозаики Витрувия очень близко походит на описание изготовления терраццио: одни и те же процедуры и материалы, которые изпользуются для создания слоёв, одни и те же методы уплотнения материалов, даже меры предосторожности — такие же. Изпользуемые материалы (битый кирпич и каменный щебень, смешанные с песком и воздушной известью, тщательные и трудоёмкие методы уплотнения, применяемые для формирования слоёв, придают полам терраццио определённую степень пластичности и нечувствительность к температурным перепадам, к чему не способен любой другой вид полов. Это — решающее свойство для зданий, построенных на мягком грунте и обречённых неизменно страдать от проседаний, сопряжённых с прогибом деревянных балок.

кусок терраццо.

В классических архитектурных сооружениях элементы зданий весьма чувствительны к неравномерным оседаниям. Для венецианских зданий это не так. Пирсы, на которых покоятся здания Венеции, не разрушаются и сохраняются благодаря тому, что они погребены под водой и грязью, в то же время надземные секции приспособлены для поглощения большого количества просадок и потопления без серьёзных последствий. Как правило, венецианские здания становятся нестабильными, в случаях загнивания деревянного пола и деревянных крыш (при повреждении изоляции), а также, если начинают ржаветь металлические тяги, соединяющие вертикальные и горизонтальные элементы друг с другом (по той же причине — попадание воды). Ещё одной серьёзной проблемой — общей для всех зданий Венеции, - является эрозия у подножия стен от разрушающего действия соли.

терраццио базилики Сан Марко в Венеции

Такие дешевые, прочные и долговечные полы получили признание во всём мире. В наше время, можно встретить не только полы терраццо, но и стены и, даже, мебель.

Преимуществом такой конструкции является её способность адаптироваться ко всем поверхностям и к каждой конкретной ситуации. Когда изобрели цемент, его начали применять и для изготовления венецианских полов. Основное различие между terrazzo на извести или терраццио цементным - в особенностях поведения связующего при нагрузке. И разница существенна: известь является материалом гибким и адаптируется к движениям здания, в котором  находится терраццио на её основе. Цемент, по сути созданный сравнительно недавно - в конце 1800-х годов, является жестким и холодным на ощупь материалом.

Инструменты все какие-то знакомые :о))) рабочие инструменты венецианского терразеро шестнадцатого века. Начиная сверху, в дополнение к лопате и кирке, отвес, соединенный с проводом для контроля горизонтальности, корыто с щеткой для разбрызгивания воды, носилки для транспортировки материала, грабли, блок, молоток с головой из зубчатого металла для измельчения каменного материала, два инструмента для подбивки, небольшой шпатель с выпуклой подошвой для разработки и подбивки, табурет, сито для просеивания посевного камня, медведь, две губки и ваза, вероятно, для хранения льняного масла.

Очевидно, что методика изготовления пола на извести является самой древней. Поэтому есть два способа, чтобы построить терраццио по-венециански, связанные с особенностями используемого вяжущего: гашеной  извести (также упоминающейся, как известь) и цемента.  Изготовление пола на извести требует больше опыта и более дорогое в наши дни.

терразеро

Типы полов-терраццио разнообразны и зависят от размера частиц изпользуемых материалов,  их формы и разцветки,  от состава смеси и т.д. Следует добавить, что, даже если слои материала в описании имеют ту же последовательность, метод строительства полностью меняется в зависимости от используемого связующего вещества.

Немного разскажу только об известковом терраццио.

Прежде всего нужно проверить состояние деревянной поверхности из брёвен и досок, на которой укладывается терраццио.  Они должны быть проверены и испытаны перед началом укладки. Особое внимание должно быть уделено плоскости сопряжения кладки и деревянного основания. Часто случается, что неровности и щели в деревянной поверхности частично заполняются укладываемым раствором. В результате этого, в последующем в этих местах древесина будет разрушаться, что очень трудно потом будет изправить. Поэтому нужно обезпечить поверхность хорошего качества и однородную.

После проверки деревянного основания, необходимо защитить его поверхность от попадания извести укладкой специального защитного слоя, чтобы известь не разъедала древесину. Как можно видеть на гравюрах Рускони, издревле,  эту проблему решали укладкой слоя из папоротника. В наше время можно папоротник заменить слоем рубероида.

Тесто для подложки предпочтительно должно быть сделано с изпользованием обломков старого пола. Для краткости в дальнейшем буду называть его боем. Он уже содержит определенное количество связующего вещества, не является песком и обладает правильным соотношением между мелкозернистым материалом и крупным инертным наполнителем. Разбивая старый пол и изпользуя полученный материал снова, вы имеете двойную выгоду, как экономическую, так по времени работы: вам не нужно будет убирать  лом от предыдущего пола, экономя время на его уборку и вывозку. Вам также понадобится меньше нового материала для слоя подложки.

Раньше раствор замешивали в специальном месте, изпользуя мотыги, чтобы растворить как следует известь и хорошо перемешать её с инертными. На сегодняшний день всё это выполняется в бетономешалке, в которой известь растворяют, перемешивая с водой, а затем добавляют инертные в правильной пропорции к содержанию извести, которое составляет пять к одному. Предпочтительно весь материал для подложки замешивать за несколько дней до её укладки, чтобы получить более однородную смесь.

Толщина подложки может составлять от десяти сантиметров и до того предела,  какой был найден в Палаццо Кавалли Сан-Марко, - толщина слоя на третьем этаже составляла 60-70 см. При изготовлении мозаики, а также из-за большого размера площади пола, было недостаточно одной подложки (на всю эту высоту), поэтому их было две, ибо в противном случае невозможно было бы качественно уложить весь слой сразу, кроме того местами возникли бы провисания и образовались бы пустоты.

Кладка слоя осуществляется "пришлёпыванием" - прессованием его штабами (баттерами), пропорциональными величине обрабатываемых участков пола. Старый теразери утверждал, что несколько лет назад, когда он был мальчиком, не было никакого разнообразия штабов, и часто большие площади укладывались с изпользованием относительно небольших по размерам штабов. По этой причине случалось, что полы не были идеально ровными, возникали "пузыри". Добавьте к этому изгиб несущих балок, некоторые разрушение конструкции и, следовательно, потом,  для поддержания мебели в вертикальном положении понадобятся клинышки под её ножки.

Очень интересно слушать удары трамбовкой опытного терразира. Особенный ритм из четырёх ударов походит на танец. Три сильных основных удара, четвёртый - лёгкий, значительно тише.

После прессования субстрата выполняется дальнейшая его обработка - прикатывание, которая выполняется роликами (или столбцами), свайными битами в  центральной части и железными лопатками специальной формы (штабами) по периметру зон.

Даже сегодня ролики для уплотнения, называются теразери "колоннами", так как они и были не чем иным, как кусками колонн б/у. Сегодня чаще применяются ролики из железных баллонов, заполненных бетоном. Если диаметра ролика превышает 40-50 см, и если он заполнен балластом, то транспортировать его с одного рабочего места на другое (с одного конца города на другой), или поднимать его на другие этажи здания становится слишком тяжело. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы иметь полый ролик, в который, при необходимости, можно налить воду. Укатывать поверхность слоя роликом легче, чем протаскивать тяжёлый блок волоком. Движение более линейно. Чтобы выравнивание было более качественным, роликом укатывается пол в одном направлении, затем, поперёк ему. При укатывании двигаться нужно медленно.

Трамбование - также ответственная операция. Когда пол начинает подсыхать и трамбовка после лёгкого удара не оставляет никаких следов на поверхности, настало время дать образовавшемуся слою постоять до полного высыхания. В среднем это занимает шесть месяцев,  прежде чем вы сможете начать выполнять привязку подложки.

Привязка это операция, при которой острым инструментом, таким как кирка или край лопаты, на гладкой поверхности подложки создаются небольшие лунки на расстоянии около тридцати см друг от друга. Эти лунки служат в качестве якоря следующему слою.

Убрав  с поверхности образовавшийся мусор, необходимо тщательно смочить её, тогда субстрат впитает много воды и слой не будет высыхать слишком быстро. Новое "одеяло" будет хорошо укладываться и прилипать сверху.

Пастеллоне (pastellone) – самый древний пол терраццо, который начиная с 15 века украшал жилища венецианцев. Это название он получил благодаря использованию теплых цветов и оттенков. Традиционные цвета пастеллоне: красный (получается благодаря добавлению красной киновари); желтый (получается благодаря использованию желтой охры или сиены). Также встречаются редкие примеры зеленого пастеллоне, получаемого из зеленой глины провинции города Тревизо. (Вики)

На подложку, выполненную раньше, укладывается следующий слой - смесь толчённой терракоты с известью,  к которым можно было бы добавить истрийскую мраморную крошку.

Укладываемое "одеяло" протягивается, дополняется нужным наполнителем с мраморной пылью и прессуется при помощи соответствующих инструментов. Затем выкладывается узорчатый слой и впрессовывается. Оставшиеся зазоры заполняют вровень с поверхностью мозаики пола. Часть выступившей воды удаляется. Поскольку известь - материал дышащий, то вода изпаряется с её поверхности при высыхании. Однако, если недостаточно тепло, то поверхность покрывается каплями.

После сушки слоя, его покрывают сырым льняным маслом. Масла дают столько, сколько впитает пол. Затем производится полировка до состояния отражения.

(продолжение следует)

предыдущие статьи о Венеции:

1. О Венециии потопах

2. Питьевая вода для Венеции

3. На чём зиждется Венеция

Посмотрите, как укладывается верхний слой на большой территории.

Фозул шел-шел, и просто пнул 9-летнюю девочку. Ему прилетел урок вежливости

Очередной последователь дела Титова и Хуснуллина вчера решила открыть нам глаза. Заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских прив...

Конгресс США запретил себе импорт обогащённого урана из России

Теперь и в Пиндостане Сенат Конгресса США во вторник в очередном порыве русофобии одобрил законопроект, запрещающий импорт обогащённого урана из России. Правда его ещё должен подписать Байден, но т...

Мать драконов: Россия знакомит ВСУ с новой огнемётной системой

Российская армия начала использовать новую огнеметную систему «Дракон», сообщает немецкое издание Die Welt. «С этим ужасным оружием Россия выходит на новый уровень жестокости&...

Обсудить
    • Nekii
    • 25 января 2017 г. 21:05
    Вот если бы автор рассказал, как сибирская лиственница попала Венецию!?
  • Блин вот расцеловал бы Вас. А ссылок про мебель терацыо у вас нет?
  • Как же интересно! Спасибо!
  • Вот взялись!) Прямо на изнанку Венецию вывернули, буквально.)
  • Хорошие полы...