Античная сказка на севере Европы, или Юпитер покарал :о) (часть вторая)

16 7779

Продолжаю разбирать по "винтикам и гаечкам" насквозь дурацкую статью SS69100,выложенную на КОНТе Sage.

Ну до чего же статья бездарна! Видимо, врать - дело совсем унылое. Я вам покажу, что же можно узнать про историю питерского Юпитера, если быть к деталям внимательным.

Сначала об античном Юпитере (или Зевсе) который находится нынче в зале его имени в Эрмитаже.

"Новый Эрмитаж был спроектирован в середине XIX века как специальное музейное здание для размещения художественных коллекций императорской семьи.На первом этаже Нового Эрмитажа расположились античные собрания, а в Зале Юпитера была размещена античная скульптура, отобранная в соответствии с научными взглядами второй половины XIX века.

Вот так выглядел этот зал на акварели Премацци. В те времена зал назывался: »Первый зал новейшей скульптуры». В отделке зала, как и всех помещений первого этажа Нового Эрмитажа, широко использованы мотивы античной архитектуры. Зал напоминает роскошную базилику, обширное пространство которой наполняют статуи и бюсты.

Античная скульптура Юпитера (Зевса) в Эрмитаже.

"Культ Юпитера был очень древен. Юпитер "наилучший, величайший" становится богом римского государства, его власти и мощи. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Малой Азии и другие.

Античная скульптура Юпитера помещенная в Зале, названном в его честь, прибыла из Италии в 1861 году, когда строительство Нового Эрмитажа еще не было завершено.

Статуя была установлена здесь на специальном фундаменте. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам.

Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Монумент достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн.

Очень интересна история приобретения статуи Юпитера. Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле императора Домициана в окрестностях Рима в конце XVIII века, и тогда же была предложена Екатерине II, но императрица от покупки отказалась...." [1]

Из разсказа хранителя отдела истории античного мира Эрмитажа Людмилы Давыдовой.

"... после Екатерины, крупной покупкой, конечно, должна считаться покупка коллекции Кампана. Это 1861 года. Хотя коллекция Кампана предлагалась ещё в николаевское время к открытию Нового Эрмитажа, но была она куплена гораздо позднее, когда Кампана разорился, и мы имели возможность купить часть этой коллекции при Александре II.

Это была самая крупная покупка коллекции антиков в истории Эрмитажа. И напомню, кто такой маркиз Джованни Пьетро Кампана. Занимая должность инспектора ссудной кассы, принадлежавшей Ватикану, Кампана ввёл новшество: в качестве залога в ломбард принимать произведения искусства. Таким образом, им был создан общедоступный музей, который в Ватикане и Риме пользовался широкой известностью. Собрание насчитывало более 9000 предметов. Среди них было около 4 тысяч античных ваз, 500 с лишним статуй, более 700 бронзовых изделий. Всё это музейное богатство располагалось в разных зданиях, но, в том числе, и на собственной вилле маркиза Кампана.

Свою страсть к собирательству он подкрепил ещё и организацией археологических раскопок как в своих землях, так и в других местах Италии. В конце концов, маркиз Кампана был обвинён в незаконном присвоении крупной суммы денег и приговорён к 20 годам тюремного заключения, которое позже заменили изгнанием. Ну а Ватикан был вынужден компенсировать долг продажей коллекции различным музеям, в том числе и Эрмитажу.

По документам, хранящимся в архиве Эрмитажа, вполне можно себе представить картину доставки коллекции Кампана и размещения её в залах Нового Эрмитажа. Вес некоторых экспонатов, например, каменных саркофагов, был 400 или даже 700 пудов, то есть, от 6 до 11 тонн. А скульптура Юпитера вообще весила 1000 пудов или 16 тонн, говоря современным языком. 65 рабочих вносили скульптуру частями в трёх привезённых ящиках. И под Юпитером пришлось укрепить пол. "Устройство было сделано, – как написано в архивных документах, – каменного столба под сводом".

Покупка и размещение коллекции Кампана, в которой было 77 скульптур, а всего было куплено 792 вещи, тогда эта коллекция сразу придала Эрмитажу, как писал Григорович, "вид европейского музея". И среди экспонатов – статуя Зевса или статуя Юпитера в Зале Юпитера, как он теперь называется. Она тоже уникальная, потому что такого большого размера монументальных произведений сохранилось крайне мало. Есть 2 метра, 2 метра 40 см, а эта статуя более 3 метров. И она просто сама по себе, по виду, – монументальное воплощение образа верховного греческого бога-правителя".[5]

Эти слова сотрудницы Эрмитажа подтверждаются сведениями о галерее Кампана [4]

"Коллекцию маркиза назначили к распродаже, но папские власти разрешили директору Императорского Эрмитажа С.А.Гедеонову произвести отбор и покупку вещей до аукциона. Лучшее из античного собрания Кампаны, в том числе и статуя Юпитера, попало в Эрмитаж. Скульптура Юпитера была создана римским мастером эпохи Флавиев (96-69 гг.).

Юпитер восседает на троне с атрибутом верховной власти в левой руке – скипетром. В правой руке – фигурка богини победы – Виктории. Легкокрылая богиня танцует на протянутой руке своего покровителя, своего божества.Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного). Орел, распластавший крылья у ног Юпитера рядом со скипетром, всем своим видом говорит, что его полет так же грозен, как и удар скипетра, высекающего молнии.[1]

"Статуя была выполнена в акролитной технике (мрамор сочетался с позолоченным деревом). Плащ, сделанный первоначально из позолоченного дерева, не сохранился и при реставрации был воссоздан в тонированном гипсе. Плащ, спускающийся стройными складками с плеча, перекрывает колени и, свисая с постамента, придает композиции большую устойчивость и монолитность. Огромные размеры статуи (еще более ощутимые при сопоставлении с фигуркой Виктории, которую Юпитер держит в вытянутой руке), торжественная и величавая поза, правильные черты лица и его спокойствие, длинные ниспадающие на плечи волосы, густая борода, полуобнаженное мускулистое, могучее тело создают впечатление силы, величия, придавая образу идеализированный и монументальный характер."[2] 

Кстати, SS, видимо, не удосужился внимательно отнестись к тому, что написал Монферран [6]

Этот текст над приведённым рисунком по-русски гласит: "В галерее S.E.M. можно увидеть столбец Строгонова, в Санкт-Петербурге, колоссальную голову Юпитера   Сердобольского гранита, который настолько артистично выполнен русским мастером, что я долго его принимал за отличную греческую работу. Это подлежит миниатюре ниже." (машинный гугл-перевод)

Галерея Строганова - это не Эрмитаж. Да и на рисунке не статуя в полный рост, а бюст. У Андрея Глебовича Булаха об этом бюсте упоминается:

Надеюсь, что бюст виден :о) Но можно и получше разсмотреть

И сам мастер - Самсон Суханов

Начало о китайской античности здесь https://cont.ws/@metafor/71521...

Встречаемся для дальнейшего разбора полётов в следующей статье :о)

Ссылки:

2 -http://www.plitka-kamen.ru/cul...

3 - https://www.cairn.info/revue-d...

4 -http://www.persee.fr/doc/jds_0...

5 - http://www.radiorus.ru/brand/e...

6 - http://www.mineral.museums.spbu.ru/public/15_317_2011.pdf

Просто новости – 244

Зеленский поздравил высшее руководство бывшей Канады с предстоящим переназначением на должности в 51-м штате США. После отставки вице-премьера Канады Христи Фриланд и предстоящей о...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

"В России массово строятся усиленные укрытия для аэродромов". Электронная разведка США отмечает повсеместную модернизацию авиабаз ВКС

Путь от моделек до реального воплощения занял менее чем полгода. Можем, когда захотимЕщё летом нынешнего года американские военные эксперты доходчиво объяснили, почему проблема с капита...

Обсудить
  • Ох, сколько мы в художке этот бюст рисовали ...
  • Quod licet Iovi, non licet bovi.... :sweat_smile:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :laughing:
  • Продолжение статьи тут https://cont.ws/@metafor/716306
  • Бюст может быть пробой пера скульптора, внутренне отрабатывающего будущую скульптуру. Что это доказывает или опровергает? Кроме того, в фотографии бюста просматриваются христианские мотивы. В рисунке же из альбома Монферана этого нет. И здесь тоже можно строить много догадок по поводу того, тот или не тот этот бюст.