• РЕГИСТРАЦИЯ

Античная сказка на севере Европы, или Юпитер покарал :о) (часть вторая)

16 7580

Продолжаю разбирать по "винтикам и гаечкам" насквозь дурацкую статью SS69100,выложенную на КОНТе Sage.

Ну до чего же статья бездарна! Видимо, врать - дело совсем унылое. Я вам покажу, что же можно узнать про историю питерского Юпитера, если быть к деталям внимательным.

Сначала об античном Юпитере (или Зевсе) который находится нынче в зале его имени в Эрмитаже.

"Новый Эрмитаж был спроектирован в середине XIX века как специальное музейное здание для размещения художественных коллекций императорской семьи.На первом этаже Нового Эрмитажа расположились античные собрания, а в Зале Юпитера была размещена античная скульптура, отобранная в соответствии с научными взглядами второй половины XIX века.

Вот так выглядел этот зал на акварели Премацци. В те времена зал назывался: »Первый зал новейшей скульптуры». В отделке зала, как и всех помещений первого этажа Нового Эрмитажа, широко использованы мотивы античной архитектуры. Зал напоминает роскошную базилику, обширное пространство которой наполняют статуи и бюсты.

Античная скульптура Юпитера (Зевса) в Эрмитаже.

"Культ Юпитера был очень древен. Юпитер "наилучший, величайший" становится богом римского государства, его власти и мощи. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Малой Азии и другие.

Античная скульптура Юпитера помещенная в Зале, названном в его честь, прибыла из Италии в 1861 году, когда строительство Нового Эрмитажа еще не было завершено.

Статуя была установлена здесь на специальном фундаменте. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам.

Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Монумент достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн.

Очень интересна история приобретения статуи Юпитера. Статуя была найдена во время археологических раскопок, проводимых Дженкинсом на вилле императора Домициана в окрестностях Рима в конце XVIII века, и тогда же была предложена Екатерине II, но императрица от покупки отказалась...." [1]

Из разсказа хранителя отдела истории античного мира Эрмитажа Людмилы Давыдовой.

"... после Екатерины, крупной покупкой, конечно, должна считаться покупка коллекции Кампана. Это 1861 года. Хотя коллекция Кампана предлагалась ещё в николаевское время к открытию Нового Эрмитажа, но была она куплена гораздо позднее, когда Кампана разорился, и мы имели возможность купить часть этой коллекции при Александре II.

Это была самая крупная покупка коллекции антиков в истории Эрмитажа. И напомню, кто такой маркиз Джованни Пьетро Кампана. Занимая должность инспектора ссудной кассы, принадлежавшей Ватикану, Кампана ввёл новшество: в качестве залога в ломбард принимать произведения искусства. Таким образом, им был создан общедоступный музей, который в Ватикане и Риме пользовался широкой известностью. Собрание насчитывало более 9000 предметов. Среди них было около 4 тысяч античных ваз, 500 с лишним статуй, более 700 бронзовых изделий. Всё это музейное богатство располагалось в разных зданиях, но, в том числе, и на собственной вилле маркиза Кампана.

Свою страсть к собирательству он подкрепил ещё и организацией археологических раскопок как в своих землях, так и в других местах Италии. В конце концов, маркиз Кампана был обвинён в незаконном присвоении крупной суммы денег и приговорён к 20 годам тюремного заключения, которое позже заменили изгнанием. Ну а Ватикан был вынужден компенсировать долг продажей коллекции различным музеям, в том числе и Эрмитажу.

По документам, хранящимся в архиве Эрмитажа, вполне можно себе представить картину доставки коллекции Кампана и размещения её в залах Нового Эрмитажа. Вес некоторых экспонатов, например, каменных саркофагов, был 400 или даже 700 пудов, то есть, от 6 до 11 тонн. А скульптура Юпитера вообще весила 1000 пудов или 16 тонн, говоря современным языком. 65 рабочих вносили скульптуру частями в трёх привезённых ящиках. И под Юпитером пришлось укрепить пол. "Устройство было сделано, – как написано в архивных документах, – каменного столба под сводом".

Покупка и размещение коллекции Кампана, в которой было 77 скульптур, а всего было куплено 792 вещи, тогда эта коллекция сразу придала Эрмитажу, как писал Григорович, "вид европейского музея". И среди экспонатов – статуя Зевса или статуя Юпитера в Зале Юпитера, как он теперь называется. Она тоже уникальная, потому что такого большого размера монументальных произведений сохранилось крайне мало. Есть 2 метра, 2 метра 40 см, а эта статуя более 3 метров. И она просто сама по себе, по виду, – монументальное воплощение образа верховного греческого бога-правителя".[5]

Эти слова сотрудницы Эрмитажа подтверждаются сведениями о галерее Кампана [4]

"Коллекцию маркиза назначили к распродаже, но папские власти разрешили директору Императорского Эрмитажа С.А.Гедеонову произвести отбор и покупку вещей до аукциона. Лучшее из античного собрания Кампаны, в том числе и статуя Юпитера, попало в Эрмитаж. Скульптура Юпитера была создана римским мастером эпохи Флавиев (96-69 гг.).

Юпитер восседает на троне с атрибутом верховной власти в левой руке – скипетром. В правой руке – фигурка богини победы – Виктории. Легкокрылая богиня танцует на протянутой руке своего покровителя, своего божества.Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного). Орел, распластавший крылья у ног Юпитера рядом со скипетром, всем своим видом говорит, что его полет так же грозен, как и удар скипетра, высекающего молнии.[1]

"Статуя была выполнена в акролитной технике (мрамор сочетался с позолоченным деревом). Плащ, сделанный первоначально из позолоченного дерева, не сохранился и при реставрации был воссоздан в тонированном гипсе. Плащ, спускающийся стройными складками с плеча, перекрывает колени и, свисая с постамента, придает композиции большую устойчивость и монолитность. Огромные размеры статуи (еще более ощутимые при сопоставлении с фигуркой Виктории, которую Юпитер держит в вытянутой руке), торжественная и величавая поза, правильные черты лица и его спокойствие, длинные ниспадающие на плечи волосы, густая борода, полуобнаженное мускулистое, могучее тело создают впечатление силы, величия, придавая образу идеализированный и монументальный характер."[2] 

Кстати, SS, видимо, не удосужился внимательно отнестись к тому, что написал Монферран [6]

Этот текст над приведённым рисунком по-русски гласит: "В галерее S.E.M. можно увидеть столбец Строгонова, в Санкт-Петербурге, колоссальную голову Юпитера   Сердобольского гранита, который настолько артистично выполнен русским мастером, что я долго его принимал за отличную греческую работу. Это подлежит миниатюре ниже." (машинный гугл-перевод)

Галерея Строганова - это не Эрмитаж. Да и на рисунке не статуя в полный рост, а бюст. У Андрея Глебовича Булаха об этом бюсте упоминается:

Надеюсь, что бюст виден :о) Но можно и получше разсмотреть

И сам мастер - Самсон Суханов

Начало о китайской античности здесь https://cont.ws/@metafor/71521...

Встречаемся для дальнейшего разбора полётов в следующей статье :о)

Ссылки:

2 -http://www.plitka-kamen.ru/cul...

3 - https://www.cairn.info/revue-d...

4 -http://www.persee.fr/doc/jds_0...

5 - http://www.radiorus.ru/brand/e...

6 - http://www.mineral.museums.spbu.ru/public/15_317_2011.pdf

Мой канал https://zen.yandex.ru/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08

    Активизация вымирания

    Во время войны работают механизмы не только прямого, но и косвенного воздействия на противника. Прямые — потери на поле боя и сопутствующие, среди гражданских, а также разрушение эконом...

    Десять украинцев в Ростове избили "вагнера", бравшего Бахмут. Взяли 4-х
    • Hook
    • Сегодня 09:59
    • В топе

    Я понимаю, конечно, Ростовская область находится в самой большой зоне риска, поскольку имеет наиболее длинную границу с зоной СВО - Донецкой и Луганской народными республиками. И еще понимаю, что ...

    Дугин и Шваб, консервы, либерда и прогресс

    Как это часто бывает, я не собирался писать про Дугина, но тут вышло его интервью у Такера Карлсона… Понятно, почему Дугин интересен западной пропаганде. Оккультный, дремучий, похожий на ка...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      .Взор Здравомыслие.
      28 апреля 09:43

      Почему Движущиеся камни перемещаются?

      Тайна "бегущих" или "катящихся" камней интересует не только нас, любознательных, но и учёных.  Я - не филолог, а переводчик-любитель, потому возможны ляпсусы и прочие недоразумения. Поправки и замечания принимаются с благодарностью :о)Перехожу к таинственному явлению природы - блуждающим камням.То, что в этих шатаниях каменных многие усматривают то ...
      1820
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 17:06

      Ещё порция сведений о строительстве Исаакиевского собора (4)

      Продолжаем копаться в журналах стройки 19-го века, терзать онлайн-переводчики и напрягать ум в стремлении понять двухвековое прошлое.  УвертюраНесколько дней назад Архивариус в комментариях предложил мне: Разумеется, я быстренько посмотрела и обнаружила нечто сногсшибательное :о)Стр. 671 № 59 le 4 Avril 1828 ...
      1873
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 16:37

      Квалификация каменотёсов или интересные документики по Исаакиевскому собору (3)

      Выкраиваю время, дабы, для начала, поведать вам о том, какой квалификации были каменотёсы, благодаря трудам которых, ныне красуются Исаакиевский собор и Александровская колонна. И не только красуются, а прославляют нашу страну и наш народ, ибо строили эти великие сооружения русские люди. И созданием возхитительных колонн занимались вовсе не "лапотные му...
      1838
      .Взор Здравомыслие.
      27 апреля 15:54

      Последняя глава альбома Монферрана, посвящённая открытию монумента

      Глава VIIIТоржественное открытие монумента, когда его пьедестал был мгновенно разкрыт для всеобщего обозрения. Сухопутные и морские войска, присутствующие на этой важной церемонии. Молитвы и шествия вокруг монумента; армия и народ преклоняют колена; небо, бывшее пасмурным, сразу же проясняется; армия под командованием Императора марширует перед монумент...
      1986
      .Взор Здравомыслие.
      2 апреля 05:08

      Разсчёты по теме сооружений Монферрана (выпросили)

      Оно конечно, тяжёлый день - понедельник, потому разсчёты будут облегчённые (примерно-грубые) :о))) Новенькие, обратите внимание, что буковка "З" у меня (вопреки правилам нонешним) написана сознательно (все комментарии на эту тематику - туда. Здесь буду удалять. За хамство - ещё и банить)Итак, время от времени на мой дзеновский канал, да и сюда приходят ...
      851
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 13:27

      Альбом Монферрана про Александровскую колонну (глава 7)

      Продолжаем читать месье французского архитектора, невзирая на вызывающую претензии мою любимую буковку и на то, что перевод содеян непрофессиональным переводчиком :о) (Поправки и критические замечания всегда принимаются на ура.) Текст с переводом выкладываю курсивом. * * *Русские рабочие, работавшие над Александровской колонной, их одеяние и сходство с костюмами Древн...
      945
      .Взор Здравомыслие.
      30 марта 12:53

      Как в Нью-Йорке устанавливали "самые большие" колонны. 8

      Всем желаю хорошего настроения и здравомыслия :о) Нужно было бы давно завершить цикл статей про попытку американцев выточить самые большие колонны на токарном станке. Напоминаю, что по длине (проектной) эти колонны были чуть меньше, чем исаакиевские, по граниту и диаметру отличались больше - диаметр меньше, гранит прочнее. Отшлифовать и отполировать кол...
      982
      .Взор Здравомыслие.
      26 марта 13:30

      Александровская колонна (читаем главу №6 Монферрана, знакомимся с шотландцем)

      Мне понравилось сопоставлять друг с другом "показания" главных участников и свидетелей строительства Исаакия и возведения Александровской колонны, ибо таковое действо не только разширяет круг описанных событий, но и добавляет множество деталей и новых задействованных лиц. Простой пример вы увидите в последней части статьи.Цитируемые тексты привожу курсивом, как и прим...
      886
      .Взор Здравомыслие.
      10 марта 18:53

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (2)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Надеюсь, даже альтернативщики понимают, что любая стройка не обходится без разпоряжений по самым разным вещам в разбросе от "глобальных" масштабов (проектов) до чуточных, типа наведения порядка на стройплощадке. И, как-то именно такие чутошные моментики вовсе не интересуют альтернативную братию. А между тем, таковые бу...
      744

      Интересные документики по Исаакиевскому собору (1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Давным давно руки тянутся к тому, что работники Таинств и Завесы над историей сокрыли в 19 веке от нашего пытливого взора. Вот ведь какая незадача - Монферран-то писал на французском, как на нём же писали и для него. И, хотя и выложили много папок с документацией для широкой публики в Президентской библиотеке, глаз види...
      1328

      Великая китайская стена, или гордиев узел династии Мин

      Продолжаю "сагу" о строительстве Великой китайской. Поскольку исторический контекст порой напоминает триллер, а порой трагикомедию, решила давать материал в разширенной версии :о) За основу были взяты книги Julia Lovell "Великая стена: Китай против всего мира, 1000 г. до н.э. – 2000 г. н.э." и Arthur Waldron. "The Great Wall of China : from history to m...
      857

      Китайские реалии династии Мин - строителя Великой стены

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Как выясняется, история Китая больше "интересует" отрицающих её альтернативщиков, чем самих китайцев :о) Чаще всего комментаторы заявляют, что документов вообще (и строительства Великой китайской стены - в частности) нетути. Это, что называется, присказка :о)Все переводы содеяны непрофессионалом, изключительно с помощью...
      759
      .Взор Здравомыслие.
      17 февраля 04:50

      О заблуждениях современных хисториков и о "рукотворных" Аракульских шиханах (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Несколько дней назад одним персонажем очень много было высказано в комментариях под статьёй о колыванской вазе. И сразу образовался сплошной завал из картинок и выдумок, который следует разгрести. Поэтому начну разтаскивать по местам, начиная с претензий, высказанных наукам, в частности, к истории.Отделяем котлеты от му...
      769
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 12:08

      Камень Коуд: состав и технология производства (ч.2)

      Продолжаю тему искусственного камня 18-19-х веков (ссылки в конце статьи). Каменный лев Коуд в центре для посетителей, Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич. Лев был спроектирован Бенджамином Уэстом в качестве пробного образца для фронтона во дворе короля Уильяма в память о достижениях вице-адмирала Горацио Нельсона. В качестве основы вз...
      519
      .Взор Здравомыслие.
      16 февраля 11:42

      Камень Коуд: алхимия, предшественники (ч.1)

      Здравствуйте, уважаемые читатели! "Слава камня Коуд сохраняется, но сохраняются и некоторые мифы о его составе и произхождении. Камень Коуд - это обожжённая керамика, представляющая собой сочетание сырой комовой глины и тонко измельчённой предварительно обожжённой терракоты, силикатов и стекла. Процесс производства его был более квалифицированным и более трудоёмким, ч...
      324
      .Взор Здравомыслие.
      1 февраля 09:11

      История искусственного камня

      Сердечно приветствую!Поскольку литическая версия всё ещё смущает умы, пройдёмся по её кочкам :о)Человеку издавна требовалось не только приспособить для своих нужд имеющиеся в природе материалы, но и создать из них какие-то новые, с отличающимися или похожими качествами. И желательно бы, менее трудоёмкие. Камень сподобился этой же участи. Он прочен, стоек к воздействия...
      693
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 06:10

      О великой колыванской вазе и о подлости недалёких умом

      Сегодня немного о Царице ваз и о немыслимых на диванах трудностях созидания прекрасного. А также о том, к чему приводит альтернативщина.Обнаружила сегодня ранее не увиденный комментарий: Проблема сего индивида в его нежелании/неспособности проверить обыкновенные вещи, что прекрасно видно из его собственных слов. Например, как издавна прин...
      774
      .Взор Здравомыслие.
      29 января 05:28

      Готика с её удивительной каменной резьбой

      Здравствуйте, уважаемые читатели! Великое благо, что в средние века уже существовала письменность, писались документы и сохранялись оные в архивах. Потому большая часть вопросов по строительству имеет ответы, можно сказать, в первоизточниках. Но, как и в любом деле, всегда имеются приёмы и нюансы. Первые (из-за "всемизвестности" своей в те времена) не у...
      594
      .Взор Здравомыслие.
      13 января 13:10

      Ошибки Монферрана, или почему рушились соборы

      Здравствуйте, уважаемые читатели!  Об ошибках вообщеТе, кто до сих пор убеждён, что они всё знают, и что знания добываются за раз-два... и в дамках (или вместе с получением диплома), просто не понимают, что процесс постижения и накопления знания всегда связан с длительным путём проб и ошибок. Зазубривания сведений, оставленных кем-то...
      1081
      .Взор Здравомыслие.
      4 января 12:06

      По поводу освещения изготовления Исаакиевских колонн в прессе и возмущения Н. Бестужева

      Здравствуйте, уважаемые читатели!  На днях я заблокировала на Дзене Владимира Пузика за то, что приходил он ко мне на канал с единственной целью - пободаться. Но есть его комментарий, на который я не ответила по существу. Он был им оставлен под статьёй о каменоломнях Питерлакса: Привожу скрин страниц "Сына Отечества" 1820 г. № 44 ...
      1186
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика