Что такое дизайн.

5 1221

В последнее время на Конте промелькнуло сразу несколько статей о дизайне. Как дизайн разрушил СССР, как нам возродить промдизайн.., что то еще кажется было.

Можно ли возродить то чего не было? Да и надо ли пыжиться?

Для того чтобы говорить более предметно, давайте выясним, что такое дизайн и как он соотносится с другими видами деятельности. Вот тут (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39131554-5991-11da-8314-0800200c9a66/default_10_401.pdf) можно почитать кучу определений. В принципе большинство людей, хоть что то да скажет, если не про дизайн, то про дизайнера. И все они, ни о чем. Ни одно из определений не даст представления, то сути деятельности, и ее цели.

То что многие называют советским дизайном, таковым не являлось. Нужно понимать, что такое дизайн и с чем связано его появление на свет. В общем и целом, без розовых соплей, о великой миссии по преобразованию мира и т.п. бреда о творческом переосмыслении и созидании красоты.., нужно понимать, что дизайн - это всего навсего, способ создания дополнительного, конкурентного преимущества. И ничего более.

Когда грянул промышленный бум, производители быстро столкнулись, с тупиком в виде возросшей конкуренции. Перепробовав все простые способы борьбы, от убийства конкурентов, до снижения цен, пришли к пониманию, что проще подработать изделие в лучшую сторону и продать, чаще даже дороже чем было. Вот так возникла профессия дизайнер. Целью которой является создание носителя конкурентного преимущества, а проще говоря товара.

Да, в Советском Союзе была деятельность, похожая на деятельность дизайнера. Называлось это, "художественным конструированием", или "технической эстетикой". И в широком смысле слова, это можно назвать дизайном. Но в широком смысле слова, дизайн это задумка, а стало быть дизайнер это тот кто задумал отравить тещу, или ограбить магазин.

В узкопрофессиональном смысле слова, дизайном это не являлось, поскольку не было соблюдено одно из условий существования явления, а именно конкуренции. Для того чтобы был дизайн, нужна промышленность (она в СССР была) и конкуренция, а ее то как раз и не было.

А то что было (художественное конструирование), было не хуже и не лучше. Точнее в чем то лучше, а в чем то хуже. Нам завидовали, что мы в состоянии привлечь средства централизовано и направить их например на исследования в области эргономики. Но выхлоп был мал, в итоге драные штаны, американских пастухов, нравились больше, чем галифе красного кавалериста.

К стати, если бы мы сохранили родное название профессии, художник конструктор, то такой муры, как например художник конструктор по прическам, шторам и ногтям, не было бы. А вот дизайн ногтей, штор и прочей ерунды есть.

Посмотрите, как и чему учат на факультетах дизайна в Российских вузах. Для этого посетим вот эту страничку: http://designet.ru/education/degreeshowsandreviews/

Пооткрывайте разные ВУЗы, сравните наши и зарубежные. У нас почти полный отрыв от реалий. Я присутствовал на одной защите, где был представлен комбайн в образе саранчи. Я как представил испуганный взгляд фермера, по полю которого шастает саранча и жрет его урожай… Молодые дизайнеры не знают что такое ЕСКД, не в состоянии спроектировать прищепку, а им дают комбайн, или вездеход. Дают то, над чем должен трудиться целый коллектив. Их учат не работать, а стяжать славу. Вместо того, чтобы учить работать с другими специалистами, понимать их, им вбивают в голову, что они одни в состоянии спроектировать целый комбайн, автобус, самолет и т.д.

С другой стороны, такое дитятко (не в состоянии спроектировать прищепку), вправе возразить – да Вы что, друг ситцевый, ну какая прищепка, я меньше чем за самолет, даже не берусь…

Вот ведь какой парадокс получается.

Иногда слышны призывы, чуть ли не заставлять директоров предприятий, вкладывать в дизайн. Это полный бред. Как только будут созданы условия для развития промышленности и возникнет конкуренция.., ребята, вы удивитесь откуда что возмется.

Где у нас сейчас развит дизайн? Рекламный бизнес, интерьеры, мебельное производство. Ну так там не надо упрашивать директоров, брать на работу дизайнеров. С промышленностью должно стать так же.

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • Мне очень сложно согласиться с подобным взглядом на истоки дизайна. Учитывая то, что своему рождению это явление обязано не американским или европейским маркетологам, а вполне революционным деятелям из московской ВХУТЕМАС и немецкого Bauhaus. И в основе философии дизайна лежат идеи русского космизма в духе Федорова, Вернадского и Циолковского. То есть, постгуманизм в самых гуманистических своих проявлениях. Ну а капиталисты, как обычно, просто все взяли и опошлили.