Новый взгляд на мировые религии и этические системы: вероятностное мышление против уверенного

25 3268

«Я не хочу быть христианином,

как не советовал и не хотел бы, чтобы были браманисты, буддисты, конфуционисты, таосисты, магометане и другие.

Мы все должны найти, каждый в своей вере, то,

что общее всем, и, отказавшись от исключительного, своего,

держаться того, что обще»

Лев Толстой.

Мы знакомы с данными социологических опросов, которые говорят о том, что мусульман в мире столько-то миллионов, христиан столько-то, буддистов столько-то и т.д. Сами церкви ведут учет своей паствы. Но спросите этих людей, относящих себя при таких опросах к верующим, например, христиан или мусульман, действительно ли они искренне верят в то, что кто-то мог создать нашу планету, солнечную систему, галактики и всю Вселенную за шесть дней? Если это представить, то даже самого понятия «день» (один оборот Земли вокруг своей оси) еще и не было! Какой процент из верующих ответил бы на это «да, верю»? А значит, все остальные принимают священные книги своей религии лишь в какой-то мере. Не целиком. Одни принимают больший процент, и другие люди их называют обычно ортодоксами, правоверными, истинно верующими или фанатиками, фундаменталистами, в зависимости от отношения к ним. Другие принимают меньший процент Писания и называются умеренными, терпимыми, мягкими верующими, полуверующими или отступниками, греховными, поверхностными верующими и т.д. Священнослужители и монахи во всех религиях считают себя настоящими верующими в противовес обычным мирянам. Эта процентность, эта вероятностность даже в вере присутствовала во все времена у всех народов. Этому способствовали, конечно, и размытость, порой противоречивость канонов религий. Поэтому и я в дальнейшем пойду по пути выявления идей, которые, как считаю, можно принять, не акцентируясь на иных идеях, представляющих различия. В соответствии с Нормальным правилом все люди в отношении к религиям распределены по гауссовой кривой. Значительное большинство являются полуверующими и одновременно полу-атеистами. Разве истинный атеист будет отмечать Рождество? Спросите тех, кто относит себя к атеистам, поздравляют ли они близких с Рождеством? Поэтому хвосты гауссовой функции представляют собой две незначительные группы: строгих верующих, не знающих, кто они по гороскопу, и строгих атеистов, которые ни разу в жизни не сказали «С Рождеством!» или «О, мой бог!». Огромное большинство людей, к которому принадлежу и я сам, празднуют Рождество, но даже не стараются соблюдать ВСЕ каноны религии.

Но на самом деле вопросы «Существует ли Бог?» или «Кто создал наш мир?» не имеют отношения к моему дальнейшему изложению. Ответы на них никак не влияют на этику взаимоотношений с людьми. Бог существует? – Ну, и дальше что? Вселенная образовалась из газовой плазмы? – Хорошо, но как нам поступать? Мы знаем великих гуманистов и великих негодяев и из верующих, и из атеистов.

Комментарий

Гитлер, например, считал полезной религию и саму свастику он изобрел в виде измененного креста, похожего на символы крестоносцев начала второго тысячелетия. В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест (гамма́дион). Согласно Рене Генону, до конца Средневековья она была одной из эмблем Христа. Символ свастики использовала как личный знак и символ-оберег супруга последнего русского царя, христианка, немецкая принцесса Гессен-Дармштадтская, переименованная в 22 года (для замужества) в Александру Федоровну. Нацисты для обозначения свастики использовали термин Hakenkreuz («хакенкройц», дословно «крюковый крест», варианты перевода также – «кривой» или «паукообразный», но именно крест). Это слово не является синонимом слова свастика (нем. Swastika), также имеющего хождение в немецком языке. Потом исследователи обнаружили, что этот символ использовался многие века у многих народов. Но нам важно, что сами нацисты этим символом хотели выразить свою принадлежность не к индуизму или славянству, а именно к христианству.

«Правительство Рейха, – говорил Гитлер, – видит в христианстве непоколебимый фундамент морали и нравственности народа» (Речь 23 марта 1933 г. в Берлине).

Но верующие, по вполне понятным причинам, подвергают сомнению религиозность Гитлера. Для этого они указывают на его высказывания против священнослужителей. Однако все эти высказывания Гитлера касались исключительно церковных структур и их иерархов, служителей культа, а не самой идеологии. И наоборот, его слова в пользу религии касались именно идеи, веры, самой идеологии. Из этого следует вывод о том, что Гитлер был, несомненно, верующим человеком, причем горячо и искренне верующим. Он просто считал, что его понимание христианства вернее и лучше трактовки официальной церкви. Ее служители, он считал, извращают истинную веру.

Конец Комментария

Важно, какие конкретные нормы поведения внедряет та или иная религия, учение или убеждение. Поэтому эти вопросы о Боге я выношу за скобки моего анализа и больше касаться их не намерен.

Религиозный ренессанс последних десятилетий (рост влияния старых религий, рождение и быстрое распространение новых религиозных идеологий) заставляет многих философов и социологов обратить внимание на это явление. Например, Тоффлер заключение последней книги своей трилогии рискованно назвал «Тенденция к возврату в темные века». Однако анализ отношений «религия – демократия», проводимый современными маститыми философами, я не могу признать удовлетворительным.

Постепенно развязывая клубок этих отношений, они останавливаются перед последним узлом и не решаются расставить все точки над i. Действительно, ХIХ век породил ожидания, что наука способна решить чуть ли не все проблемы человечества. ХХ век показал, что это не так. Однако я не согласен с тем, что именно этот фактор оказал решающее влияние на религиозный ренессанс. Самая главная причина его коренится в общераспространенном мифе: СССР и фашистская Германия, будучи не религиозными тираниями, создали не более справедливые общества, чем теократические государства; антирелигиозный Китай допустил гибель сотен студентов на площади Тяньаньмэнь. Но миф заключается в том, что эти государства являлись атеистическими. Кто сказал, что СССР, нацистская Германия и Китай – не религиозные государства? Первые, кто это говорили, – это власти самих этих стран!

Если вы видите человека, разбивающего витрину, и он вам говорит, что он не хулиган, то разве этому можно верить? Мало ли что говорили и говорят власти страны о характере своей власти. Но почему-то интеллектуалы Америки и Европы без проверки приняли самохарактеристики за истину и до сих пор поддерживают этот миф.

Этот миф гуляет даже по лучшим произведениям современных мыслителей. Карен Армстронг, ныне живущая в Лондоне, по праву считается одним из самых талантливых современных историков религий и религиозных идеологических систем. Вот что она пишет по этому поводу:

«Теории Ницше (как и Гегеля) были использованы последующими поколениями немцев как оправдание политики национал-социализма – еще одно напоминание о том, что не только идея “Бога”, но и атеистическая идеология способна породить мораль “крестоносцев”». (Армстронг К. История Бога. Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе. София, 2004. (гл. 10).)

Чтобы развенчать этот миф, нужно просто вспомнить значение понятия «религиозность». Что это за «ген религиозности», который может носить или не носить та или иная идеология, система знаний, концепция? Конечно же, это не церкви, не обряды и не священнослужители. Любой истинно верующий легко ответит на этот вопрос. Религиозность – это вопрос веры. Вера, которая исходит из сердца, искренняя вера в истинность тех или иных постулатов, тех или иных утверждений. Утверждений, изложенных в Библии ли, Коране ли, Талмуде, Ригведе, или… «Капитале» Маркса, или «Моей борьбе» Гитлера! Поэтому я больше не буду использовать термин «религиозность мышления» для характеристики слепой веры. Я предлагаю термин «уверенного мышления». Английский философ ХХ века Поппер открыл критерий опровержимости любой системы знаний, претендующей на истинность. Если какая-либо идеология принципиально не может быть проверена, то она не истинна. Поппер интеллектуально обосновал систему разделения властей, практически изобретенную ранее. Как и известное выражение «Я не согласен с вами, но отдам жизнь за Ваше право высказаться». В Древнем Китае ту же мысль Лао Цзы выразил так:

«Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может обладать истиной». (Дао дэ цзин).

Научное мировоззрение всегда допускает вероятность собственной проверки и, как следствие, ошибки. Человек Демократический отличается от Человека Уверенного только тем, что он сознательно допускает возможность своей ошибки и поэтому готов «отдать жизнь» за возможность проверки собственных взглядов, предоставляя слово оппонентам. Народ допускает возможность ошибки при избрании парламента. Поэтому он еще выбирает президента. Шансы, что ошибутся две ветви власти в одном вопросе, малы. Однако народ выбирает и судебную власть. Вероятность ошибки падает в геометрической прогрессии (математики это знают) при действительно независимом функционировании этих властей. Решения каждой ветви перепроверяются двумя другими. Тем самым критерий Поппера лежит в основе системы демократии: три власти перепроверяют друг друга, и свободное информационное поле позволяет тестировать любой постулат разнообразной критикой. Допустимость своей ошибки – признак научности идеологии, недопустимость своей ошибки – признак «уверенного мышления». Я попробую дать больше синонимов обоим типам мышления, чтобы яснее открылась моя мысль. Научное, демократическое, вероятностное, цветное мышление против религиозного, авторитарного, детерминированного, черно-белого. Истинно верующий человек всегда на 100 % уверен в истинности своей религии. Не ищет доказательств и проверок, в чем и заключается «вера». Также поступали и русские коммунисты, немецкие нацисты. Именно этого типа вера в конечном итоге связала по рукам и ногам такого интеллектуального гиганта, как Троцкий, о чем будет подробно рассказано в следующей главе. С этой точки зрения, идеологии Сталина и Гитлера так же религиозны, как и исламский фундаментализм. Они не допускали возможности ошибочности своих постулатов и репрессировали тех, кто пытался это делать. Поэтому преступления против человечества и войны ХХ века все так же остаются на совести «уверенного мышления», как и века инквизиции. Пропаганда сталинизма и нацизма не имела ничего общего с «рационалистическим образованием» (К. Армстронг). Нацизм и сталинизм еще раз подтвердили опасность уверенного мышления. Просто до XX века это уверенное мышление было представлено только религиями. А XX век добавил в палитру уверенного мышления еще пару идеологий.

То, что идеология СССР рядилась в одежду коммунизма, не приблизило ее ни на йоту к взглядам Маркса. В ловушку под названием «СССР – коммунистическая страна» попадали даже такие гиганты, как Поппер. Не мудрено, что и современные Тоффлер и Фукуяма оказались в этой компании, а также автор нашумевшей книги «Столкновения Цивилизаций» Сэмюэл Хантингтон. Но надо отдать должное Кейнсу и Расселу, которые распознали религиозность большевизма. В 1920 году Рассел посетил Советскую Россию, встречался с Троцким. Итогом поездки и разочарований явилась книга «Практика и теория большевизма». В этой книге Рассел отмечал, что большевизм не просто политическая доктрина, но еще и религия со своими догмами и священными писаниями. К этому же мнению пришли современный британский философ Берлин (Berlin), введший в обращение термин «секулярное священство», и американский психолингвист Хомский (Chomsky). В ранее опубликованной статье я писал подробнее о таких же взглядах Кейнса на ленинизм.

То, что Сталин называл свою диктатуру социализмом, еще не дает основания так же считать и нам. Стоит только прочитать несколько основных произведений Маркса, чтобы понять, насколько далеки СССР или Китай времен Мао, их идеологии, не говоря уже о практике, от марксистской концепции. Их идеологи, в разное время надергивая удобные цитаты, создавали собственную концепцию, которая не только разительно отличалась от марксистской, но и представляла сама по себе противоречивый конгломерат выдернутых из контекста фраз Маркса, собственных изобретений и откровенной лжи. Насколько ответственен Христос за инквизицию? Настолько же и Маркс за сталинизм или маоизм. Их практика напоминала именно темные века религиозного фанатизма Европы. Даже в такой мелочи, как запреты на аборт. В СССР Сталин ввел эту антимарксистскую, целиком религиозную меру в 1936 г., в самый разгар «охоты на ведьм» и позорных судилищ с инквизитором Вышинским во главе. Одно из ключевых положений марксизма – концепция отмирания государства при коммунизме. Маркс считал, что при переходе к коммунизму влияние государства на жизнь общества будет неуклонно сокращаться. Неслучайно коммунисты исторически были политическими соседями с анархистами. Победившие большевики в силу своего одиночества вынуждены были заняться укреплением институтов государства: прежде всего армии и внутренней полиции для защиты от агрессии европейских стран. Затем Сталин существенно усилил этот процесс уже с целью укрепления личной власти. Даже одно это не позволяет считать СССР «коммунистической страной».

Молодой англичанин вступил в ряды отрядов троцкистов и воевал в Испании против фашизма. Потом он написал роман «1984» о тоталитаризме, который потряс мир. Именно о тоталитаризме Гитлера, Сталина и иже с ними, но никак не о коммунизме, как это порой себе представляют до сих пор. Прости меня, мой читатель, за длинноватую цитату, но стоит послушать человека, который пытался отстоять действительное понятие коммунизма на поле боя, рискуя жизнью, и одновременно против двух тоталитаризмов, фашистского и сталинского:

«Я склонялся к социалистическим взглядам в силу того, что осуждал угнетение и пренебрежение, которым подвергается беднейшая часть промышленных рабочих, а совсем не потому, что испытывал восторги по поводу теорий планового общества.

…Начиная с 1930 года у меня было уже слишком мало аргументов в пользу того, что Советский Союз развивается в направлении того строя, к которому можно было бы применить понятие подлинного социализма. Напротив, я был ошеломлен отчетливыми свидетельствами того, что страна превращается в иерархическое общество, хозяева которого не в большей мере склонны расстаться со своей властью, нежели любые другие представители правящей верхушки.

…А это принесло значительный ущерб социалистическому движению в Англии и имело серьезные последствия для британской внешней политики. Ничто, по моему мнению, так не способствовало извращению идеи социализма, как убеждение в том, что Россия – социалистическая страна…» (Дж. Оруэлл Предисловие к иностранным читателям романа «Скотный двор», 1947).

Только серьезное ранение спасло ему жизнь в испанской войне. Он был вынужден уехать на лечение в свою родную Англию. А многие его товарищи потом погибли, кто от рук фашистов, а кто от сталинцев.

В отношении к критериям проверяемости Поппера существуют всего два вида идеологий: научно-демократические и религиозно-тоталитарные. Терпимость к другому мнению в конечном итоге питается допущением вероятности ошибки в своем. Поэтому еще одно название такого типа мышления – вероятностное. Если такого допущения нет, не существует и логического обоснования для свободы слова и разделения властей. В этом случае логика человека, оказавшегося на вершине власти, проста: я на 100 % прав, зачем тогда другие мнения? Зачем тогда независимость парламента и суда? История тиранов, инквизиции, сталинизма и нацизма показывает, как быстро уверенные в своей правоте люди приходят к личной диктатуре. Если история чему-нибудь учит, то, конечно, говоря нам: бойтесь людей, уверенных на 100 % в своей правоте!

Вот уж чему-чему, но своим глазам мы привыкли верить. Когда мы видим по телевизору желтое платье Мишель Обамы, помните, что это иллюзия. Желтый цвет в телевизоре – это наше впечатление и не более того. На самом деле это впечатление создается массой красных точек экрана, смешанных с зелеными. Если увеличить изображение экрана телевизора, это будет ясно видно. Наше зрение порой дает неправильную информацию, не говоря уже о какой-то идеологии, вере или убеждениях.

Уверенное мышление представляет собой вид крайности, которая удалена от середины Нормального правила Закона Гармонии. На любой вопрос можно ответить четырьмя основными вариантами (если исключить ответ «не знаю»):

1. Однозначно «да» (уверенное мышление).

2. Вероятно «да» (вероятностное мышление).

3. Вероятно «нет» (вероятностное мышление).

4. Однозначно «нет» (уверенное мышление).

1-й и 4-й ответы занимают противоположно-крайние позиции. 2-й и 3-й ответы представляют собой средние варианты, которые соответствуют Нормальному правилу. Именно они являются примерами вероятностного мышления.

Не стоит думать, что современное человечество научилось быстро распознавать уверенное мышление или иные отклонения от Закона гармонии в речах разных известных людей. Я выбрал лишь тех политических деятелей, которые оставили выдающийся след в первой половине XX века и привожу их высказывания:

ЧЕРЧИЛЛЬ:

Гармоничное: «Демократия – плохой вид правления, но все остальные еще хуже»

Негармоничное: «Я лично не могу чувствовать ничего иного, помимо величайшего восхищения, по отношению к этому подлинно великому человеку…». У. Черчилль о Сталине. Речь в Палате Общин, ноябрь 1945 г.

ГИТЛЕР:

Гармоничное: «Изучать историю надо именно для того, чтобы уметь применить уроки ее к текущей современности. Кто этого не умеет делать, тот пусть не считает себя политическим вождем, тот в действительности только человек с пустым самомнением. Его практическую неспособность ни капельки не извиняет наличие доброй воли». (А. Гитлер. «Моя борьба», гл. 3.)

Негармоничное: «Если бы марксизм стал основой всего мира… если бы еврею с помощью его марксистского символа веры удалось одержать победу… Тогда наша планета, как было с ней миллионы лет назад, носилась бы в эфире, опять безлюдная и пустая… Ныне я уверен, что действую вполне в духе творца всемогущего: борясь за уничтожение еврейства, я борюсь за дело Божие». (А. Гитлер. «Моя борьба», гл. 2)

РУЗВЕЛЬТ:

Гармоничное: «Как государство мы можем гордиться тем фактом, что мы добродушны, но мы не можем себе позволить быть дураками… С самого начала нашей американской истории мы развиваемся в ходе постоянно совершаемой мирной революции, такой, которая, приспосабливаясь к меняющимся условиям, осуществляется равномерно…». Т. Рузвельт. Речь «Четыре свободы» 6 января 1941 г.)

Негармоничное: «…Незамедлительное введение в действие Закона о всеобщей воинской повинности стало бы только проявлением универсального характера гражданских обязанностей в Америке. Я полагаю, все американцы согласятся с тем, что такая постановка вопроса глубоко верна … миллионы американцев – мужчин и женщин – вообще никак не участвуют в войне… Я уверен в том, что американский народ будет приветствовать эту меру… то, что справедливо для одного, справедливо для всех». Т. Рузвельт. Речь 11 января 1944 г., Второй билль о правах)

ЛЕНИН:

Гармоничное: «Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом». (Ранний Ленин, 1905 г., Ленин В. И. Задачи отрядов революционной армии // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.11. С. 339)

Негармоничное: «Помнится, Наполеон писал: “On s'engage et puis... on voit”. В вольном русском переводе это значит: “Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет”. Вот и мы ввязались сначала в октябре 1917 года в серьезный бой, а там уже увидали такие детали развития (с точки зрения мировой истории это, несомненно, детали), как Брестский мир или нэп и т. п. И в настоящее время уже нет сомнений, что в основном мы одержали победу». (Поздний Ленин, 1923 г.; Ленин В. И. О нашей революции // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С.381)

Не так страшно, что эти люди вели за собой народы, попадая порой в ловушку уверенного мышления. Страшно оказалось то, что некоторые из народов (русские и немцы) не смогли распознать «уверенное мышление» и поправить своих вождей. У любого выдающегося мыслителя или политика можно встретить тот или иной образец «уверенного мышления». Это в своем роде нормально.

Ненормальным является то, что мы, простые люди, порой не можем распознавать этот опасный для НАС вирус.

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

КОМУ ФИЛОСОФ ИВАН ИЛЬИН ВРАГ?

      Из мухи делают слона! Как? Очень просто. Студенты РГГУ восстали и написали петицию. Летом прошлого года ученый совет Российского государственного гуманитарного унив...

Обсудить
  • Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности
  • До Гитлера дочитал и далее хорош! Одной из главных(!) целей фашистов была полная дискредитация свастики . А чтобы осознать почему надо принять во внимание что свастика была символом мировоззрения предыдущей цивилизации . Свастичные орнаменты можно и сейчас наблюдать повсюду , в том числе в древних хРАмах. Модельер Версаче сделал орнамент "своей" фишкой. Короче говоря , перестаньте нести чушь!
  • - Религии разъединяют людей. Вместо того чтобы объединять людей на платформе человеколюбия и миролюбия - они на деле тупо их разобщают. Значит необходима новая религия, а лучше реновация всех существующих, - их соединение в единую объединяющую религию! Кстати, можно воспользоваться тем, что в ряду книг: Ветхий завет - Новый завет, пока еще отсутствует третья, логически ожидаемая книга - Новейший завет: книга О Духе, духовности и оживляющем воодушевлении. Новая книга и станет тем самым вместилищем нового миропонимания. Эта книга должна появиться именно в нашей стране. Почему-то прежде главные книги трех мировых аврамических религий появлялись где-то на Ближнем востоке, написаны о ближневосточных народах, и повествуют об этих самых народах? Именно наша страна должна подарить главную книгу всем народам мира, книгу без погрешностей и недосказанностей. Например такую: https://yadi.sk/i/gDKDXD553RaF3f
  • Красиво, очень красиво пытаетесь соединить несоединимое, Жаль, что вы не вспомнили о том, что Гурджиев был знаком и со Сталиным и с Гитлером. И по мнению некоторых "учОных", они оба взяли в оборот теорию Гурджиева о механическом человеке. Правда, результаты получились разные, но не в этом суть. А суть все-таки в идеологии, которую продвигали эти лидеры. А она очень различна. Что же до Маркса и Энгельса, то вот здесь https://cont.ws/@mrkimmeriec/892557 я показал, что классики совсем не жаждали, чтобы их теории были применены в СССР. И, наверное, в гробу перевернулись, когда это произошло. Но, при всем при том, Сталин взял лишь внешние атрибуты марксизма, а основную идею, и пути ее воплощения в жизнь создавал сам. Потому и появилось учение под названием СТАЛИНИЗМ. А вы своей статьей подводите базу под то, что это учение и гитлеризм суть одно и то же. А там один шаг до лозунга о запрете сталинизма. Не получицца. Поскольку сталинизм учитывал особенности русского менталитета, в то время, как гитлеризм - западного. А судя по тому, что льете воду в пользу западного мира, то ваш интерес понятен, а потому не интересен.
    • MAVR
    • 24 марта 2018 г. 14:29
    В России появилось Новое Духовное Учение: http://esocenter.ru/_fr/13/7277319.pdf Которое упразднит все существующие религиозные секты. По ссылке выложен анонс НДУ (2 стр.), в котором вложены ссылки на само НДУ (2 части 3+10 стр.). И стоило толоконнолобым изводить столько бумаги, чтобы до человечества чистую Истину донести?!