Ликбез: за что Россия воевала с Литвой

40 4882

Литва начинает и проигрывает

   В XIV веке удельные княжества, образовавшиеся на осколках Древней Руси от Киева до Залесья, оказались перед тяжёлым выбором: подчиниться власти великого князя Московского или признать над собой великого князя Литовского. Между Москвой и Литвой периодически вспыхивали пограничные войны, войска Литвы даже доходили до Москвы, но взять город не смогли.

В начале следующего столетия Русь уже была поделена. Казалось, Литва находится в явно выигрышной ситуации. Бо́льшая часть наследства Рюриковичей оказалась сосредоточена в руках воинственных потомков Гедимина. Границы Литвы проходили близ Великих Лук, пролегали восточнее Вязьмы и Брянска.

Однако к этому времени наступательная мощь литвинов выдохлась, а Москва смогла набраться сил, так что государства заключили мир, который с небольшими эксцессами продержался до конца столетия.

Крупный конфликт случился лишь в 1487 году. Продолжался он до 1494 года и был связан с обычными пограничными трениями — переходом верховских удельных князей на московскую службу. Литва разом лишилась обширных земель в верховьях реки Оки, а Москва, переживавшая при великом князе Иване III период расцвета, ещё более усилилась.


В 1500 году началась новая война — из-за всё тех же пограничных земель по Оке. В сражении при Ведроши литовская армия была разгромлена, так что по мирному договору 1503 года Ивану Великому достались огромные земли.


Две войны продемонстрировали слабость Литвы, а Московское княжество, проглотив изрядный кусок земель, лишь вошло во вкус.

Москва изобретает proxy war

Новый великий князь Василий III решил, что «литовский пирог» надо резать и доедать как можно скорее. Так что теперь вместо войн в защиту удельных князей начались захватнические — за передел литовского наследства.

Хорошо организованное Московское княжество планомерно давило на ослабленных феодальной раздробленностью литвинов. В 1507 году великий князь Литовский Сигизмунд I потребовал вернуть потерянные в прошлых войнах земли. Василий III посмеялся над ультиматумом и отказал. Тогда Сейм Литвы постановил — быть войне.

В ответ хитрые москвичи начали одну из первых в истории proxy war —так называемую войну чужими руками. В следующем году в Литве при явной поддержке Москвы был устроен мятеж богатых и влиятельных князей Глинских, которые как бы от своего лица начали войну с Сигизмундом, а затем перешли на службу к великому князю Московскому. Но в этот раз военное счастье оказалось на стороне литвинов. Московская рать отступила. От планов раздела соседских земель пришлось на время отказаться.

Тактическое поражение, стратегическая победа

Однако в составе Литвы всё ещё находился богатый и крупный город Смоленск, который московские князья издавна считали своим. Литва силой присоединила его ещё при Витовте, в начале XV века. Так что в 1512 году началась очередная война, продлившаяся целых десять лет.

Походы на Смоленск закончились его капитуляцией в 1514 году. Но вслед за успехом начались неудачи: второе сражение под Оршей было не только выиграно литвинами с большим успехом, но и превратилось в один из основополагающих государственных мифов Литвы. В нём рассказывается, как бесстрашные благородные рыцари в сверкающих доспехах побеждают коварных азиатских дикарей‑московитов.

Битва под Оршей

Война продолжалась ещё несколько лет. Обнаружилось, что у москвичей не получается разбить войско Польши и Литвы в генеральном сражении, а у литвинов нет никакой возможности бороться с набегами лёгкой конницы русских, и вдобавок огромные трудности с осадой и штурмом городов. Несмотря на ещё одно поражение, которое постигло московскую армию в битве под Полоцком в 1518 году, стратегическое преимущество оставалось на стороне русских. Так что в 1522 году, после истощения сил, Москва и Вильна заключили перемирие, принёсшее России Смоленск с окружающими землями.

Полевые битвы — это эффектно, это красиво, это ярко. Неудивительно, что та война запомнилась по крупнейшему полевому сражению — Орше. Но пока дилетанты обсуждают тактику, профессионалы занимаются логистикой. Русские успешнее вели осады, более цепко удерживали занятые территории. Полководец Константин Острожский, столь успешно сражавшийся с русскими под Оршей, обломал зубы о«бесову деревню» — маленькую крепость Опочка с мизерным, но решительно настроенным гарнизоном. В конечном итоге у Литвы просто недостало сил воевать дальше.

Спор за Смоленск

Но Сигизмунд не простил старых обид.

В 1532 году в Москву отправилось посольство, которое должно было превратить перемирие 1522 года в Вечный мир. Условие было одно: «Отдайте Смоленск!».

«Самому нужнее», — подумал старый князь Василий и отказал.

Но для профилактики начал готовиться к войне. В следующем году Василий умер, а на престол взошёл его сын Иван IV. Поскольку мир в суматохе, связанной со сменой власти, так и не был подписан, Литовский сейм проголосовал за войну.

Кампания 1534 года стала неудачной для русских. Однако в феврале 1535 года они устроили серию таких грандиозных рейдов по литовской территории, что соседи-поляки поняли: Литву придётся спасать. Чрезвычайный сейм вотировал новые налоги и польское войско отправилось на войну.

Поляки быстро взяли Гомель и захватили Стародуб, в котором находился большой русский гарнизон. Озлобление достигло такой силы, что гетман Ян Тарновский приказал обезглавить 1400 пленных.

Одержав первые победы, поляки столкнулись с уже знакомой литвинам проблемой: если русские не хотели вступать в бой, то навязать его никак не получалось. Зато московская лёгкая конница успешно совершала рейды, доходя до Витебска и Любеча. Мир 1537 года заключили скорее в пользу Литвы, которая получила назад Гомель со всеми окрестными землями.

Войны в Ливонии

В 1558 году Иван IV затеял самую провальную авантюру своего царствования — начал серию конфликтов за обладание Прибалтикой, вошедшую в историю как Ливонская война. За этим названием скрывается целый ряд войн и кампаний, одной из которых стала война с Литвой, а затем с польско-литовским государством.

Сначала русские достигли выдающихся успехов. Армия Ливонской конфедерации была разбита, и царь уже строил планы, как распорядиться завоёванными землями. Но в 1561 году последний ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Готхард Кетлер совершил очень хитрый ход. Он заключил договор с Сигизмундом II — королём Польши и великим князем Литвы. Теперь военно-рыцарский Тевтонский орден в Ливонии прекращал своё существование. Часть его земель отходила к Литве, а на другой части образовывалось светское государство — герцогство Курляндское, ставшее литовским вассалом. Таким образом в войну на законных основаниях вовлекались Польша и Литва.

Вначале русские взяли Полоцк, где произошёл ещё один печальный эпизод, не уступающий Стародубской резне, — триста полоцких евреев, отказавшихся креститься, были утоплены в Двине.

Но затем наступление остановилось. В 1564 году московское войско потерпело поражение при Чашниках.

Чем дольше затягивались боевые действия, тем меньше денег оставалось в казне Ивана IV. Русская знать начала проявлять недовольство. На сторону литовцев перешёл князь Андрей Курбский, сдавший сеть тайных агентов, работавших на Москву.

В 1569 году в результате Люблинской унии образовалось союзное государство Речь Посполитая. Этим закончилась долгая история войн Москвы и Литвы и началась не менее долгая история соперничества России и Польши за гегемонию в Восточной Европе.

Спор об объединении Руси

Первоначально конфликт Москвы и Литвы был спором «кто выступит объединителем русских земель». И действительно, Литва при первых Гедиминовичах вполне могла претендовать на эту роль. Тогда это были два русских государства с родственной элитой — Рюриковичами. В обеих странах господствующей верой было православие, и большая часть населения говорила на русском языке.

Более успешная поначалу Литва постепенно начала проигрывать бедному и малонаселённому Московскому княжеству. Причина в том, что русские правители гораздо больше преуспели в деле создания централизованного государства. Это позволило укрепить власть, создать мощную армию и начать понемногу отвоёвывать русские земли. А Литва сохраняла все проблемы средневекового феодального государства. Власть великого князя там была слаба и ограничена знатью, которая контролировала Раду и имела огромное влияние на государственную политику.

Католический и православный проекты

Начиная с Городельской унии 1413 года Литва всё более втягивалась в польскую культурную орбиту. Привилегии шляхты были тесно увязаны с принятием католицизма, отчего всё большая часть литвинской элиты стала склоняться к смене веры. Это понравилось не всем. Шло бегство «из Литвы в Москву», когда бояре и князья уезжали в соседнее государство вместе со своим войсками, крестьянами и землями.

Раскол литвинской элиты на желающих «стать поляками» и тех, кто твёрдо стоял за православную веру отцов, в итоге стал судьбоносным для всего государства. Он поставил крест на литовском проекте объединения Руси и сделал конфликт между Москвой и Литвой противостоянием двух церквей. Ну а поскольку большинство населения Литвы оставалось православным, этот факт определил финальную победу Москвы.

Все, конечно, было сложнее. Городельская уния дискриминировала православных, но позднее ее положения серьёзно корректировались, к тому же на местах вовсе не бежали сломя голову выполнять её требования — практика оказывалась сильнее вопросов веры. Но Москва пользовалась всеми преимуществами более сплочённого государства. Она энергичнее поддерживала своих вассалов, лучше защищала их интересы, и оказывалось просто привлекательнее — не только как государство единоверцев, но и как более эффективно выполняющая свои функции держава.

За что воевали?

Войны России и Литвы были абсолютно неизбежны. В них решался вопрос, кто станет объединителем Руси, на каком языке — русском или польском — будут говорить русские, в какие церкви они будут ходить — в католические костёлы или в православные храмы. Выбор большей части русской элиты и поддержавшего её народа оказался очевиден — наши предки выбрали московскую, а не польско-литовскую Русь.

Так что войны с Литвой были для русского народа одним из первых испытаний на прочность. Многие европейские народы такое испытание не прошли, переняв язык и культуру более успешных соседей.

Михаил Диунов, http://naspravdi.info/novosti/likbez-za-chto-rossiya-voevala-s-litvoy

Не ЦИПСО, не!

Мигранты притесняют ррррруских людей. Фотофакт Я, 6леать, сегодняшний день хотел тихонечко посвятить праздничным мероприятиям в семейном кругу. У меня для этого, например, стейк из красной рыб...

Боги спустились с небес и сели в Шереметьево

В Телеге появилась новая группа «Отказники Шереметьево» — для украинцев, пытающихся попасть из Европы в Россию. Публика делится опытом друг с другом, прежде всего тем, как обмануть н...

На Харьков: Армия России начала наступление от границы (КАРТА)
  • voenkorr
  • Сегодня 12:09
  • В топе

Армия России начала наступление в Харьковской области от границы с РФ. После массированной артподготовки и ударов авиации группировка «Север» атаковала позиции врага в Харьковской о...

Обсудить
  • Какая откровенная ложь изТОРЫков, что “истоки современного гуманизма восходят к эпохе Возрождения (15-16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви…”. Как мы могли видеть, из процитированной выше книги Чаропко, что, даже, последний Князь Великого княжества Литовского и Русского Сигизмунд Август был гуманистом: “Сам Сигизмунд Август не был религиозным фанатиком. В пост ел скоромное и потешался над ксендзами, его набожность была скорее показной. В то же время он интересовался Реформацией и не препятствовал распространению ее идей в Польше и Литве… Хоть Сигизмунд Август был правителем католической страны, но не преследовал ни протестантов, ни православных. Его веротерпимость являлась исключительной среди монархов Европы. И он сожалел о религиозных распрях и желал согласия между церквами. Поэтому мог в 1569 году на Люблинском сейме честно сказать: «Да не подумают, чтобы я решился принуждать к вере кого-либо жестокостью или строгими мерами отягощать чью-либо совесть, не такое мое желание, ибо не мое дело созидать веры — это совершается действием Святого Духа». Тем самым подтвердил свое прежнее утверждение: «Я не король вашей совести»… И грозным предупреждением прозвучали слова первого правителя Речи Посполитой Сигизмунда Августа: «Старайтесь о том, чтобы в государствах не слышалось, как раньше, плача и стонов, ибо когда в них не будет справедливости, они не только долго не продержатся, но Бог свергнет их»…”. А что, тогда говорить о Великих Князьях этого государства, которые были верны древнейшей Ведической традиции наших пращуров - славян. Гуманизм в Европе не возник в 15 - 16 веках, а он там существовал на протяжении многих тысячелетий и последними его хранителями были славяне, которые мужественно защищали свою древнейшую Ведическую традицию. Но, когда рухнул последний оплот этой традиции и Великое княжество Литовское и Русское стало христианским; православным, католическим и протестантским одновременно, христианство не смогло поглотить сознания людей, чей разум был не отравлен ложными догмами рабовладельческой религии и смог разорвать эти цепи духовного РАБСТВА. Так, пиррова победа христианства, стала началом его поражения. Сознание людей частично вырвалось на свободу и все дальнейшие попытки его вновь поработить окажутся безрезультатными. Почему освобождено сознание частично, а не полностью? Потому что сам архетип древнейшего Ведического учения в 12 веке переместился в Индию, а в Великом княжестве Литовском и Русском не было Храма, который бы сохранял духовную традицию и готовил волхвов, которые бы её распространяли и поддерживали. Поэтому, главное знание о собственном бессмертии человека, было утеряно... Я думаю, что нам теперь понятно, почему научная революция началась в 1500 г. в Европе, а не в другом месте. Потому что, благодаря нашим пращурам, именно, в Европе дольше всего было сохранено древнейшее Ведическое учение, благодаря чему человек сохранил свой разум, а не отказался от него ради “веры” в догмы рабовладельческих религий и учений: https://cont.ws/@boninnv/1245242
  • Из всей этой ерунды - одна, правда - засилье католического меньшинства, во власти. Эта причина, по которой частично и бунтовала Украина. А при нападении Тишайшего на Литву(Беларусь) православное большинство не стало защищать Родину. А когда опомнились - паровоз ушёл. В результате этой войны - нападения Московии как раз восточные поветы, греческого обряда, обезлюдили до 90%, а католическим ни фига не было, как и сегодняшним летувисам. Ну, это типа "братья пришил погостить". Первые партизанские отряды на Литве(Беларси) были против, как раз московитов. Но, партизанские отряды - это не регулярные войска. Да и население Литвы(Беларуси) было миллиона 2.5, может чуть больше против 17 Московии. С языком это вообще дурдом.
  • Однокурсник Миша годные статьи издаёт. И все сегодняшние проблемки, говоря языком Пушкина, "извечного спора славян между собою" упираются в эпоху 600-летней давности. Даже Советский Союз в свою бытность не сумел преломить ход истории, получившей ныне продолжение.
  • Россия несла со времен Грозного имперскую идею. А Литва была конфедерации магнатов. Объединить страну могла только империя. Самостийность к единству и силе не вели никогда.
  • Всё бы ничего, но следующее предложение абсолютно бредовое "Войны России и Литвы были абсолютно неизбежны. В них решался вопрос, кто станет объединителем Руси, на каком языке — русском или польском — будут говорить русские, в какие церкви они будут ходить — в католические костёлы или в православные храмы" Автор явно в трёх соснах заблудился ;)