Раскол. Взгляд дилетанта.

5 1442

В преддверии исторического Синода Русской Православной Церкви, который состоится 15 октября, хотелось бы, как и многие тут на КОНТе, поделиться некоторыми своими графоманскими мыслями по этому поводу. Строго прошу не судить – я не богослов и не теолог, поэтому попробую коснуться общественно-политических аспектов проблемы.

На мой взгляд все сегодняшние проблемы имеют в основании своем прежде всего двойные стандарты и самообман.

Православие в отличие от католицизма не имеет единого земного главу и устроена путем поместных церквей. Каноническая территория поместной церкви, как правило, совпадает с государственной границей. То есть, условно говоря, церковная ситуация следует вслед за государственной. Таким образом, развал СССР и признание украинской власти в 2014 году сделало создание автокефальной украинской церкви просто вопросом времени. Стыдливая автономия УПЦ МП тут ничего не решает, и сама по себе создает вопрос: к чему такие привилегии (свои Синод, материальная независимость и при этом участие в Синоде РПЦ – то есть мы все сами решаем, в общую кассу не скидываемся, но при этом имеем право решающего голоса в управлении РПЦ)?

С одной стороны, что, снова национальные окраины получают больше? Стремление за счет метрополии сохранить видимость единства и братства? Было такое. Проходили.

С другой стороны, приставка МП все равно рано или поздно сыграла бы свою роль в признании данной структуры как иностранной со стороны киевских властей.

То есть повторю: создание автокефальной украинской церкви – это вопрос времени. И очень плохо, что мы к этому не готовились, не выторговали себе лучших условий при разводе, а у прихожан создали иллюзию неизменности сложившейся ситуации.

Кстати, отмечу, что в Крыму все основные христианские религиозные организации перешли под юрисдикцию соответствующих Российских объединений. Так сделали старообрядцы, баптисты, пятидесятники. Католики управляются напрямую из Ватикана, чтобы не создавать напряжения в отношениях с Москвой и Киевом. А вот православные Крыма до настоящего времени входят в УПЦ МП. Это как? Признание канонической территории? А почему с остальными не так? Потому что они иначе управлялись бы из иностранного государства? Согласен. Но ведь православные на сегодняшний день тоже подчиняются митрополиту в Киеве. Ах, он часть РПЦ? Тогда глупо удивляться, что для Киева УПЦ МП – иностранный агент со всеми вытекающими.

Никого не смутило когда РПЦ дала автокефалию Православной Церкви в Америке (кстати этого факта не признает Константинопольский патриарх и считает до сих пор Американскую Церковь частью РПЦ).

Если завтра в Индии образуется община в 300 млн. православных, Индийская церковь без проблем получит автокефалию и не важно из чьих рук.

Да и Россия укрепившись, потребовала свою Церковь, не управляющуюся из-за границы.

Поставив во главу угла принцип государственных границ и географии, не стоит обижаться, что им кто-то воспользовался.

То, что воспользовались подло и незаконно – это другой вопрос, ответ на который ждем 15 октября.

Далее. Наверное стоит начать называть стамбульского сидельца титулом, которым его называет правительство Турции. А это далеко не патриарх, а просто лидер общины турецких православных. Нет никакого Константинополя. Хватит. Под этим соусом нас затащили в 1 мировую войну. Под этим соусом нас затащили в раскол 17-го века. Как же: Русский Царь – повелитель Царьграда и проливы наши. Почему мы живем с этим мифом до сих пор? Давайте исходить из реалий. Восстановит Варфоломей Константинополь – тогда и поговорим. А пока – Стамбул и точка. Самоназываться Варфоломей может как угодно. Мы же не говорим Дойчланд. Так и в этом случае должно быть.

Хватит и признавать первородство греков в христианстве. Написание Евангелий по-гречески не означает, что сейчас они святее или умнее нас. Пока мы играем на их поле и перебрасываемся греческими канонами, выдуманными в глубокой старине, противоречащим один другому и давно утратившим актуальность и практический смысл. А послушать: такое-то апостольское правило гласит… Какое апостольское правило, друзья мои? Какой такой апостол из 12 или 70 имел отношение к созданию правила 3,4, 5 и последующих веков?! Апостол Андрей Первозванный, принесший нам христианство, уж точно не грек.

Хватит покупать псевдолояльность ближневосточных иерархов, которые все равно обманут и смотрят на нас как на варваров, хотя их народы и близко не создали цивилизации равной нашей. Ну уж а если и покупать их лояльность, то так, как англосаксы, чтобы и через триста лет в ум никому не пришло продать нас.

Мы сильно ошиблись, на мой взгляд, с реформой 17 века. Мы отказались от построения своего в угоду псевдоединства с греками и поплатились за это. И до сих пор платим. Надо просто говорить правду. Что Константинопольский патриарх вовсе не патриарх и уж точно не Константинопольский. Что мнение микрообщин Ближнего Востока не является особо ценным. Их голос легко покупался за соболей, а значит их мнение уж точно не вдохновлено Духом Святым. Что все так называемые «святые» места ко Христу не имеют отношения. И так далее по списку.

Пишут, что наших перестали пускать на Афон. Если и так, то что? Что такого на Афоне сверхъестественного? Где Афон упомянут в Библии? Может Христос о нем говорил? Нет. Снова греческая придумка. А мы горазды копировать: Новый Афон, Новый Иерусалим. Только забываем, что копия в этом случае всегда хуже оригинала. Свое надо, свое. Не говорю о неуважении к чужим святыням, но уважение и подобострастие несколько иные вещи.

И в заключение. Нам всем, и верующим, и атеистам, необходимо осмыслить не только почему эти события происходят сейчас, но и для чего. Куда нам двигаться дальше. Что должна пересмотреть РПЦ чтобы прекратилось падение и началось развитие. Может пересмотреть вопрос увлечения земной славой, больше выступать за правду и социальную справедливость и т.п.

Церковь – это часть общества. Если за границей начнут обижать наших студентов, третировать их, мы же будем возмущаться и стремиться их защитить и требовать того же от государства? Думаю, да. И так по отношению к любой части нашего общества. Поэтому не совсем понимаю людей, которые говорят, что Церковь отделена от государства и на этом основании неверующим должно быть все равно. На Западе четко ассоциируют наезд на РПЦ с наездом на Государство Российское. Это нужно помнить.

Мем о релокантах

Вы наверняка обратили внимание, что далеко не все поуехавшие приживаются на новых местах, все чаще критикуют местные порядки. Мне запомнился один диалог, скопированный, видимо, из Фейсбука. Примерно т...

Аве!

Вчерашняя инаугурация президента Российской Федерации Владимира Путина прошла в несомненно летописный и переломный момент истории. В момент глобального противостояния между умирающим американским ...

Инаугурация Президента. Новая политическая эпоха наступает

Инаугурация Президента в нынешних реалиях – это больше, чем просто формальная юридическая процедура, пусть и весьма торжественная. Это точка отсчёта. Годы нам предстоят трудные. Возможно ...

Обсудить
  • Митраизм -религия господствующих классов) :blush: Что касается поставленых вопросов, то почему Вы не допускаете возможности слияния двух религиозно финансовых корпораций? Почему бы Фанару не претендовать на долю в этой мега корпорации? К вопросам веры это отношения не имеет.
  • :thumbsup: