Забористая каша в головах творческих гуманитариев (читая дневники Нагибина)

5 859

Эпиграф: Писатель — то дерево, которое отталкивается от почвы. Иосиф Бродский

От какой «почвы» отталкивался известный писатель Ю.М. Нагибин, дневник которого я продолжаю читать? Складывая слова, художник выбирает метод донесения мыслей. Уровень таланта — в ответе за качество изложения. Но любой, даже великий писатель, доносит только ту «фигню», которая есть у него в голове...

Вот — короткий отрывок из текста литератора. Он высвечивает стереотипы, образование, логику и мировоззрение выдающегося творческого гуманитария. Не стоит говорить, что это — необработанные, торопливо сохранённые алмазы впечатлений. Мы читаем мастера профессии, а не приготовишку с ещё не набитой рукой... :-)

16 июня 1978 г.

… Дети, играющие в лесу, пристают:

– Дядя, покажите, как вы бегаете.

– Дядя, вы на рыбалку или просто так?

– Дядя, это на вас такие штанишки?

Причина – шорты, все еще непривычные для моих соотечественников, не только юных, но и старых. Увидев меня от своей будки, вахтерша дома отдыха строителей заорала:

– Ишь срамотища! Старый мужик, а бесстыжий! Чего задницу заголил?

Надо сказать, что шорты у меня длинноваты. Сама же сидит в куцем сарафанчике, и страшная, необъятная грудь выпирает даже из подмышечных разрезов, а толстые вены просматриваются не только на икрах, но и на ляжках. Но считается, что она одета прилично. Правда, в добрые сталинские времена на Крымском побережье женщинам в сарафанах не позволяли даже в волейбол играть. На редкость чистое и целомудренное было время. Сейчас куда свободней, но до шортов мы еще не дошли. Крепко сидит татарщина в русской душе.

Свобода американских нравов

Начнём с того, что сравнение и сомнение всегда полезны. Чрезмерно уверенным в себе мастерам слова — вдвойне. Им, похоже, были не известны западные нравы тех времён. «Пляжную свободу» на фото 1925 года поддерживает полицейский С. Бьюкиннен, героически измеряя купальники на соответствие действующим нормам морали.

Снисходительный снобизм автора «прёт» в адрес народа вообще, а не конкретной, не очень ему симпатичной особы. Предположу: соблюдавшая субординацию вахтёрша вряд ли «заорала». Она, скорее, громко бубнила себе под нос. Это – лишь, домысел без претензии на знание. Сам Нагибин слегка раздражён. Он не очень основательно «широту взглядов» (в одежде!) ставит супротив неразвитости вкусов женщины «из простых». Мол, привратница, завидев непривычно и не по нормам одетого мужчину, была шокирована до неспособности смолчать. Ему, видите ли, следовало быть строго «застёгнутым на все пуговицы». Немолодая и некрасивая, может одеваться неряшливо и слишком оголённо, – гневался «жентельман» до занесения в мемуарные скрижали.

(Не холодно ли ему? :-))

Скорее, сценка — об общепринятых взглядах и традициях в одежде. Она не связана с уровнем развития. Вряд ли мужчина в шотландском килте с огромной медалюкой на причинном месте вызвал бы другую реакцию. Каюсь, но, очутившись через 50 лет рядом с носителями национальной идентичности, я постоянно косился на их экзотичный наряд.

И через 20 лет после откровений писателя на египетском солнечном и очень жарком курорте меня попросили покинуть ресторан, считая недопустимым «шорты» в подобном месте. Поругание свобод и прав личности вызвало моё возмущение и сопровождалось злорадным пониманием жены. ????

Год, так, — 68-й...

Как по мне, автор не верно трактует и реплики мальчишек в лесу, думая, что восклицание «такие штанишки» связано с удивлением от увиденного странного типа одежды. Скорее, ребята отмечают, что им непривычно лицезреть взрослого дядю в одежде, которую носили тогда в СССР дети.

Далее литератор запускает пассаж: «… в куцем сарафанчике… считается, что она одета прилично. Правда, в добрые сталинские времена на Крымском побережье женщинам в сарафанах не позволяли даже в волейбол играть.» Право, интересно узнать подробности описанной «репрессии».

Не ясно, почему маститого писателя так удивили произошедшие за 25-50 лет кардинальные изменения в способах прикрыть наготу. Эпохи меняли представления о допустимом, приличиях повседневного поведения, включая купальники. ???? И «дресскод» спортивной формы не стоял на месте.

Мне не верится, что в сталинских 50-х купальщицам не давали играть в волейбол на пляже «в сарафане».

Разве только виной была личная неуёмная инициатива. На фото из интернета 1955 года С.Г. Кундиренко — в составе команды «Динамо». Время сопоставимо со «сталинским». Сомнительно, что девушкам на пляже не давали в «сарафанах» играть в мячик. Чудно: в какой стране проживал Юрий Маркович? :-)

Меня позабавила его логика, объединившая «тёплое и сладкое»: ...чистое и целомудренное было время. Сейчас куда свободней... Чистоту и целомудренность писатель противопоставил свободе. Разве эти понятия не совмещаются? Мне не хочется предполагать, что писатель был не чист, потому что считал себя свободным. А между «был» и «считал» — есть разница? :-)

Стесняюсь спросить, можно ли быть всю жизнь чистым, до определённого возраста целомудренным и при этом ощущать себя всегда свободным? :-) Разному возрасту свойственны и свои ограничения, и свои «хотелки». Мне не удобно подсвечивать подобные казусы в рассуждениях мэтра. Его регалии не оставляют сомнений в профессиональном владении смыслами и словом.

Наконец, «мы не дошли» в 1978 году – это кто не дошёл? Сам Нагибин «дошёл». У меня тоже имелись шорты, хотя я не был в детском возрасте в те годы. А детишки «дошли» значительно раньше, если судить по приведённой мною фотографии мальчишки. Собрав огромный опыт по жизни и в путешествиях по миру, писатель не обратил внимание, сколь разнообразны примеры того, до чего люди в разных местах «дошли» к означенному году.

К примеру, советская власть в центре страны призывала лозунгами в 20-х годах заниматься физкультурой в спортивной одежде: «Не трусь! Одень трусы!» Газета «Известия» в 1934 году гордо рапортовала: «Носовой платок раньше — свадебный подарок, предмет праздничного обряда», а теперь же у четвертой части колхозников есть носовые платки. В это же время женщин Чечни просили носить зимнюю верхнюю уличную одежду, потому что они, будучи по законам местной культуры «существом домашним», не имели ничего подходящего в своём гардеробе!

И последний перл мэтра: «Крепко сидит татарщина в русской душе». Поневоле спросишь творческого интеллигента и светило отечественной словесности: какие ещё стереотипы, не соответствующие научным взглядам на мир, накрепко вшиты в его достаточно узко, но глубоко, образованное сознание.

Во-первых, где писатель обнаружил «татарщину» в отсутствии привычки публично оголять взрослое тело? На моей фотоподборке купальных костюмов разных времён имеется экземпляр 1913 года. В демонстрации запечатлены совсем и не «татарки», одна из которых чуть ли не англичанка. Разве только у Вырубовой, второй на фото, в генеалогическом древе их можно поискать. Высокопоставленные и широко образованные по тем временам особы вряд ли позволили бы себе появиться на людях в шортах. :-)

Не иначе писатель впитал и повторяет русофобский миф о нашей «азиатской отсталости»? Странно... Захочет ли он равняться на папуасов, не стесняющихся своей наготы. :-)

Ps

Истинные интеллигенты призывали меня с большим уважением относиться к сентенциям людей, постоянно размышляющих о вечном. Зачем тенденциозно цепляться к вырванным из контекста цитатам? :-) Только ещё разок «вырву» чуток из авторских разрозненных, но регулярно уничижительных для нашего народа и не очень логичных размышлений.

«Мешая с грязью» город Калязин и его обитателей, Нагибин пишет:

Духовная жизнь равна почти нулю. Это достояние нескольких доживающих свой скорбный век старых учителей. Есть несколько чудаковатых молодых людей, которые читают книги и журналы, а по ночам плавают к полузатонувшей колокольне послушать «эолову арфу» – там под сводами творится странная музыка, порождаемая воем ветров. Любимый поэт местной интеллигенции – Роберт Рождественский, на втором месте Евтушенко. К остальным равнодушны. Вот потолок лучших людей Калязина.

И буквально через страничку текста проницательный во всех отношениях знаток человеческих душ констатирует:

Но странное дело, на мой вечер, несмотря на сеноуборочную, отсутствие афиш, неучастие «партийного актива» (в райкоме вечер считали несвоевременным в связи с горячей порой) пришло столько народа, что все комнаты старинного особняка, в котором расположилась библиотека, не могли вместить желающих. Люди устраивались на полу, на подоконниках, на лестницах, в дверях. Было человек полтораста – и непонятно, откуда они взялись... было много очень толковых вопросов, не оставлявших сомнения, что собравшиеся меня читали и зашли сюда не погреться. Я был удивлен, растроган и говорил хорошо.

Кому непонятно? Я — не писатель, мне понятно даже из мемуаров автора, не говоря уже о личном жизненном опыте времен 1981 года. :-) Всплывают из памяти встречи с питерской киношной тусовкой в доме творчества Репино. Именно гуманитарии приметили «инородные тела» технарей и сами пошли на контакт, желая познакомиться с чуждым мировоззрением и поведением.

Ей богу, внимательное чтение не контролируемого мыслеизвержения творцов-гуманитариев, с одной стороны, всё более расстраивает меня, а с другой, — делает более уверенным в правоте своих представлений.

...Оказывается, государство доплачивает за мясо для населения какую-то баснословную сумму. Мне трудно в это поверить, ведь 90% населения вообще не ест мяса.

Догадайтесь, о какой стране говорит писатель? Какие искривлённые картины действительности клубились в сознании «ловца человеческих душ»? „Писательство — это как рытьё ямы: чем глубже копаешь, тем больше воды.“ Вопрос только в чистоте оной... :-)

Источник

«Русские всегда держат слово», разморозка русских активов и рост силы русского паспорта

1. Одна из причин, по которым современная Россия выигрывает на дипломатическом фронте, заключается в прочности нашего слова. Иностранцы знают, что США, например, обязательно их кинут, тогда как ру...

Кого успели купить в Госдуме? Агенты вражеской разведки названы по именам

Кого успели купить в Госдуме? Агенты вражеской разведки названы по именамКого успели купить в Госдуме? Агенты вражеской разведки названы по именам. Журналист Владимир Хомяков в своей ст...

«Иван, ты шо, обидився?»
  • Vik
  • Вчера 21:13
  • В топе

Вестник родимых болотДаже и не знаю, как можно сейчас объяснить судьбу Украины и украинцев без мистики, без Гоголя, без разных горних вещей, без религиозного, так сказать, фактора. Столетиями подряд л...

Обсудить
  • Современные(со средины 20-го века) люди с гуманитарным образованием очень часто оставляют впечатление, что у них вообще нет мозгов. Как-будто в голове у них просто хранилище отдельных слов, предложений и описаний некоторых фактов. И вот это вот они тасуют, перемешивают и выдают наружу в режиме потока, часто бессознательного. А так как образование везде и всюду контролируется государством, то в эту внутриголовную мешанину обязательно встроены идеологемы. В СЭСЭСЭРе эти идеологемы были строго по списку. Основой для них была одна, главная: русский народ - варварский, нецивилизованный - должен жить и трудиться на благо всех остальных народов мира.
  • Нагибин, безусловно, талантливый писатель. Но человек - говно. Мелкий, глупый, завистливый мизантроп. Злобный карлик, который хрен знает почему возомнил себя совестью нации. Среди людей искусства таких большинство. Взять хоть нынешних "борцов за мир", вроде БГ, Макара, Басилашвили, всяких быковых-чхартхишвилей и иже с ними. Они отнюдь не бездарны, но мудаки, и мудаки продажные, хотя не подозревают об этом. Тоже считают себя "совестью", и "народом", хотя реальный народ презирают. Они глумливо говорят, что это они "россия", а на самом деле они всего лишь - ломехузы в русском муравейнике. Не паразиты даже, а "драгдилеры". Все они высокомерны, беспробудно глупы, стереотипно мыслят и застряли в давно прошедшем времени, "всё ещё пускают под откос вражеские поезда", хотя война давно закончилась, и воюют со Сталиным, который давно умер. Обществу давно пора воспринимать популярных клоунов, именно как клоунов, а не как интересных мыслителей и высокооблачиваемых лидеров общественного мнения. И оплачиваться труд людей этого класса должен адекватно, они должны получать столько, сколько отродясь получал ковёрный.
  • Мы дневники писателя рассматриваем.. Что, он не может писать, как ему кажется. Мы ведь не в произведения лезем. Где все не так. Столько фильмов по нему снято. Он опережает здесь других. Ну, держит фигу, как и все наши кумиры бывшие, в кармане. Что теперь сделаешь. Кстати, Вы можете взять вместо него любого. и удивитесь, что будет то же. К счастью, их буквально заставили писать так, что половина хотя выросла нормальными людьми.
  • Великие произведения писателей (и очень многих) не дают возможность узнать их как граждан и обывателей. Им свыше дан великий Дар складывать слова, создавать необыкновенные по силе произведения, влияющие на читателя. Но это совсем не значит, что они, как граждане были приятными, добрыми , честными, целомудренными и т.д. и т.п людьми. Многие из них были совершенными чудовищами в бытовой и семейной жизни. Возможно прочитав дневники и письма Толстого или Достоевского или воспоминания о них Вы ужаснетесь еще больше. Но это умаляет их Дара. И в основном люди восхищаются их произведениями, а не личностями.
  • Если помните, была давно передача "От всей души" и в ней рассказ был о прекрасных людях! Но они не умели писать книги или картины или музыку. Они были просто хорошими людьми)