Поскольку ведать не́ дал бог Даждь будущее смертным,
то, восхвалив премудрости его, мы старое вспомянем;
а то про эво и само речёт.
[[дощечка б\н]]
На солнце взирающе слепы становимся; потому и зрим [лишь] под ноги.
А очи не воздвигнув увидим ли, откуда есть мы, от кого идём?
И от кого жuды идут?
И как быть рабу божьему и человеку ума тверёзого, мимо идя Злого?
И [как] до Сварги Пречистой [дойти],
и двух Тельцов узрить в День Нави,
Дива Дивного и Велеса мудрого?
Всё это Велесу и вопрошали.
И всё будет по тому,
ибо боги ведают и о славе нашей, и о низостях свершённых.
О всём!
И присное,
и будущее
[[дощ. 1]]
[когда] в суете запамятуем происхождение наше [божественное]
с Часа Стари {-1128 → -628},
да и пойдём куда не весть.
≈≈≈
Правь ибо была невидимо уложена Дажьбом,
а по ней, как в упряжке, потекла Явь;
те [обе] и со-утворили Жизнь нашу.
А то [одно] коли отходит [тогда] Смерть есть.
Явь есть «текущее»;
а сотворена ‒ во Прави.
Нави же есть после тех.
До тех [Прави-Яви] есть [одна] Навь,
и после тех [Прави-Яви] есть [ещё одна] Навь;
а в Прави же есть Явь.
Поучимся [знаниям часа] Стари, ввергнув очи, мозг и души наши в оную;
тогда естество [наше и само] найдёт [то],
что в сией [Стари] было уже найдено.
Мы же, на коло ...[обряд]… творя, богов силу соузрели в себе,
что и дана [тут] как дар богов;
и не потребовали к тому напрасного.
Вот души пращуров наших из Ирия и снизошли на нас.
А там и Жаля плакала,
и вырекала нам,
что своим пренебрежением Прави, Нави и Яви
пренебрегаем и сыном того,
и глумимся над истинами его ...[лакуна]...
[и что] не можем достойно быть Дажбовыми внуками
только лишь молясь богам,
но имея чистыми души и телеса наши,
и да имеем живот с праотцами нашими,
во бозех сливаясь в Единую Правду;
так лишь можем быть Дажбовыми внуками.
[[3-а]]
[Ведь] Дажбовы внуки ‒ любимцы божеские.
≈≈≈
А так и пребудем славянами покуда славим богов наших
и молимся с телесами, омовлёными водой чистой;
[[3-б]]
ибо кровь их святая ‒ в крови нашей.
Ту роту молвили, когда избирали князя стар-отцы наши.
А так те и правили пятнадцать веков через Вече {-1128 → 372}.
≈≈≈
А те {=«киевляне»} ту благость утратили от хозар …[лакуна]...
после веков Трояновых {-1128 → 372},
≈≈≈
Та-то росторгавица тянется [уже] пятьсот лет {372 → 872},
и окончится не скоро.
[[4-б]]
А так вот на второй без сотни тысяче лет {=1900 лет}
и не смогли соутвориться те с Русью {-1128 + 1900 = 772}.
А ещё через сто лет пришли воряги и взяли тех [от хазар] …[лакуна]...
[вот и] достался оный [Киев] сыновьям волчьим.
Русь же [всегда] творилась от полуночи,
но при сиих [ворягах] уже не имеется возможности [такой] …[лакуна]...
В лесах ильмерских [вокруг Ильменя] затворилась [Русь],
где и мы есть,
да ...[на Стугне]... под Киевом ещё осталась часть малая;
а там-то [в Киеве] и уселись воряги,
иже суть хищники.
≈≈≈
[Здесь] «Повестью Свентояровой»
да узрим воочию тяготы БОЛIАРА, героя нашего,
который поразил годь [вместе] со Скотичем …[лакуна]...
А было то славное деяние от прихода славянского люда на Русь
в десять сот третье лето {-628 + 1003 = 375 г.}
≈≈≈
когда тот [Свентояр] взял русколаней…А…Л…С… и борусов измечив,
и пошёл на годь от Воронежца .АМ…К…
И было у того десять тем избранных боянов в коннице,
и ни одного пешего;
а так и обрушились на них И…МО.
Сеча была злая, но краткая,
и тянулась до вечера ПО…ЖА…
А побив годь
[[4-в]]
Русь и устроились на земле той;
и до сих [пор там].
≈≈≈
Потчим же память тех, кто собою землю русскую удобрил,
и всё наше стар-отцовство,
что отдали их силы Руси на тех противостояниях с врагами нашими;
и которые за кровь их, удобрившую земли наши,
[ныне] сущие как богуны,
с Перуном что делают в кузнице [его] мечи СВА для врагов их.
Мы же им помолимся нам о помощи
[4-г]
Сурожи свету чтоб быть на нас.
А идём где [везде] видим [лишь] землю горем [наполненную] и лжи моря;
а и то во всякий день к богам обращаемся,
которые есть Свет;
Его же речём Перун, Дажбо, Хор, А, Я и иными именами.
≈≈≈
В Зиму [Богов] Сурожа избили Враги наши,
иже суть на Тьме из Ямы повыползли
и грозящие суть нам
болезнями, мором, марой и концом жизни всеобщим.
[Но] явится Бог Всесильный,
и побьёт Тьму мечём-молнией,
и та издохнет.
Впервые же «Слава Сурье» прозвучала для Деда {=Даждьбога},
во Тьму изгнавшего Злого {Змия} …[лакуна]...
[Но] из той Тьмы, из дыха того [Змия],
изошло его зло на племя дасуней,
и то злое племя на [род] Пращура нашего [Богумира] натекло ...[лакуна]...
и налезшие на них язычники многих совратили или умертвили.
И тогда Орею Стар-отец [Богумир] речёт:
«Уходите от земли той, где гунны наших братьев забивают».
≈≈≈
И потекли в сии [земли] сыновей трое, от Орея идущие:
Кий [Русич],
Пащек [Русич] {=Щек; Щех; Чех}
и Горовато [Русич] {=Хорев; Хорив; Хорват},
от которых [потом] три славянских племени проистекли.
Сыновья, будучи храбрецами {=хря-борцами}, повели дружины.
А за теми все могущие сидеть на конях потекли.
За ними поехали дружины молодых [воинов],
скот, коровы, повозки бычьи… Н...Е... и овцы потекли,
дети, старцы, матери, жёны,
и даже марные люди.
А так и шли [на север] до Полудня {=Полуденная земля; Мада; Медха; Мидия},
до моря [Чёрного], мечами разя врагов.
И дошли [из Сирии] до горы Великой {=Арарат; Масис ← Максис ← Махис},
до подножия её травного, где было злаков множество;
там-то и уселся Кий;
там же и начал строительство Киева.
Оттуда и пошла Русь.
Многой крови стоил тот исход славянам …[лакуна]...
[Тогда же и] анты {=языги} отреклись от Злого,
и притекли, куда Орей сказал им.
≈≈≈
Не слушайте же врагов,
что рекут [злое], не имея божественности в себе;
от отца Орея происходим {=сына Славуни и Богумира}.
А потому
[[5-а]]
в подробностях отсюда и начнём разматывать околесицу,
речёную тем Жuдом {=Змием}.
В лето до [смерти князя] Дира тысяча пятисотое {872 - 1500 = -628 г.},
пришли прадеды наши до горы Карпенской {=Арарат},
≈≈≈
А потом пошли и те [анты] до восходящего Солнца {-128 г.},
и дошли до Непры, где та река в море впадает.
≈≈≈
Тогда же [боги] и нарекли тех язычниками {=язи, яги, языги; сарматы},
когда [анты] ильмеров перебили,
во множестве [ранее] там сидевших огнищанами.
[[5-б]]
А потом те язи {=анты} двинулись до Полудня {=в Византию, ≈ 672 г.}
и "Саму" {=Веду} унесли с собой.
≈≈≈
Тогда племя костобоков и напало на тех.
≈≈≈
И была там сеча великая [между] язями и костобоками,
и эти [костобоки] поразили тех [язей].
А когда злые {=язычники; анты} бежали,
то те [костобоки] сворованную Веду и нашли.
А было побоище то за двести лет [до нас] {872 - 200 = 672 г.}.
А [потом] наши родичи [костобоки] отойти к ляхам принуждены были;
а там и сидят {костобоки = кущоба = кашубы}.
[[6-в]]
А Русколань раздирать смуты стали из-за творящегося на Полудне.
И Борусь, на полуночи что была, многие [смуты] претерпевала,
так как их ПОРОДИЦЕ не хотели,
абы борусские роды соединились с русколанскими;
из-за того две ветви тех стали именоваться Великая и Малая Борусь.
Раньше суражцы себя называли Суражская Руса, а борусы – праборы;
да только была там не "прабория", а долгая вражда между родами,
которая и разодрала те Боруси на части.
И потому борусы, что не смогли противостоять грекам, как и скифы,
постепенно от тех стали жёлтыми;
а русы [продолжали] оставались русыми и голубоглазыми.
[После востановления греками Хорсуня]
сильная и неуёмная война пошла непрестанно.
И хоть Кола на Суражщине и не было [из-за моря],
[но] малое [суражское] княжество сильным [было],
ибо и грекам давало отпор, их врагам извечным,
и иным,
[что] от отца Орея и до Дира были тысячу пятьсот лет {-628 + 1500 = 872}.
И те же парсы наши ведали медные мечи.
А как [бог] Твастер {=ведийский Тваштар}
научил делать железные [мечи] и снаряжать коней,
[что было] когда овый явился от богов до нас,
тогда и стала Русколань сильной и твердой,
ибо были вожди из Орея рода славными и сильными.
Когда же овые [парсы]
и Сурию {=Сирию} побили, и Египет и Астару {=Атропатена; Азербайджан},
с того часа и не имеем единства того;
и стали «как вощи без Велеса».
Тот же [Велес] {=Богумир} говорил оным [вождям]:
«Кто смог ходить прямо {=гордо},
[тот] не годен уже криво {=ползать}».
Но к тому не прислушались.
Вот парсы и забрали великую часть Руси,
и Набсуру подчинили [300 городов];
«И пошли клонить главы свои под вражеские бичи».
И тянулась сия [неволя] так до Порчи дней,
когда русы отошли от Набсура-царя {Навуходоносора?}
[[6-г]]
А тогда и дошли до краев наших.
И отсюда уже послали песни наши Индре {=Даждьбогу},
что вольными стали,
и что Быя хомам {="Законам Ману"} стали [снова] верить ...(соскоблено)...
и что снова стали с богами нашими,
и [что] до своих богов не понуждаем [иных].
Наши отцы единожды хомут [язычества] носить были вынуждены,
и никогда [более] себя [не] называли …(продырявлено)...
как иньцы ‒ "жuды", что [значит] язычники ...(скол до конца линии)…
[только] когда неволю Баблуськую {=Вавилонскую} терпели.
[А так] и упасли души наши.
≈≈≈
И [снова] обе руки к Тебе, о СВЕ, [от грудины вздымаем],
и ходим [посолунь] не как псы {="криво"; на четырёх лапах},
а как потомки самой Славуни;
и горды [только] этой [родословной] быть можем.
И [потому] пренебрегаем естеством [своим],
когда МАГУРА спевает песни свои на сечу.
А та Птица {=Веда} от Индры идёт {=происходит},
ибо Индра был и пребудет вовеки внутри «Самы» {=«Самаведы»}
«И лучше пусть сеи сгорят,
но никогда не должны овые быть в воровских руках,
чтобы [по ним] жертвовали те богам их».
[[6-д]]
Так вот [Индра] жрецов о Веде сией заботится просил;
а ту украли у них {=у киевлян; в 672 г.},
и не имеют ныне.
≈≈≈
Но да не будем тешить скорбь нашу [по утраченной Веде],
а [начнём] отражать иное;
и да овлачит нас Сын Света Индра от Тьмы,
и да прибудут воины его на помощь нам.
А Стари Час суть ‒ наше благо;
достаточно от оного твёрдости и крепости [сохранилось],
абы враги сами {«Самы»?} отведали,
что значит
[[7-а]]
«Слава бозем нашем»!
Имеем истинную веру, которой непотребна человеческая жертва.
≈≈≈
А то всякое, что греки стали наговаривать на нас,
и [даже] что мы ‒ человекожравцы,
всё то лживая речь есть,
ибо не было того;
воистину, имеем иные ПОВЫКЕ {привычки? обычаи?}.
На то:
«Кто хочет навредить другому, [всегда] речёт злое».
И [потому] только глупец не станет [с тем злом] бороться,
и оставит как есть,
чтобы и иные повторяли это же,
из лжи сией правило рождая.
[[7-б]]
А для того греки и пришли на торжища наши,
и предложили нам обменивать коров наших на мази и серебро [их],
мол, «то потребно для жён и детей».
А так [начав мену с ними] и сами стали меняться,
«что скород [наш] от их снеди» {=как дикий чеснок под их приправой}.
И последующие греки [только] и ищут [чем бы] да ослабить нас,
а то сыскавши ‒ в одерень взять.
≈≈≈
И потому, по [всем] тем тысяча пятиста летам {-628 → 872},
как здесь осели,
множество битв и войн имели.
И те же жuды здесь живут
[лишь] благодаря жертвенности юношей их и воевод;
[[7-в]]
[ибо] тогда ещё не было инакости.
А днесь прибыло [уже] досыти иного,
и [только] "межой" из хома "Самы" отразим себя от од Вражьих.
Вот и делаем так,
чтобы отражать немь их [вы] взялись с самих себя;
[а потом] и вокруг [себя].
Из первых и зовём под стяги [Ясуня] вождей наших,
которые не совсем ещё избабились, но гордость [имеют] ...{лакуна}...
...пришедшему [вождю] дадим всех воинов,
что на Стугне [реке] соберутся.
Но сказано, [что] если никого [из вождей] не будет,
то я сам должен буду идти на греков,
как о том на Вече [было] молвлено
{вариант: как о том Венценосцем {Купало} было молвлено};
[и] что за Ясунем Индра пойдёт с нами,
как шёл с отцами нашими на ромеев до Трояновой земли,
и что не могло быть [того],
когда варяги вели наших воинов на тех {=поход Аскольда на Царьград},
ибо сами себя должны водить.
≈≈≈
А ещё сказано было, что час придёт,
когда по-за сечи сами ходить будем на врагов,
и будь то хоть греки, хоть гунны, хоть кто,
[всех] будем хомутать и стреножить,
кто станет пред нами в рогах их,
«что [есть] мерзость пред очи Наши».
[[7-г]]
А так за тысячу триста лет от Исхода Карпенского {-628 + 1300 = 672 г.}
[многие] "аскольды" зло и соткали на нас,
чтобы «отторгнуть народы Мои от [ук]лада [часа] Стари».
И коль [есть] ещё любящие [лад] тот,
[то] идите под стяги наши и защищайте его от врагов.
≈≈≈
Вопрошает на сие народ: «Но что можем мы»?
Так вот вам Сьвы отповедь:
«Если сами люди не имут край [свой],
то править тем [будут] греки или воряги».
Но что скажем детям нашим,
когда те [подрастут] и нас станут попрекать?
Да плевками!
Да в очи те [синие]!
И правильно сделают!!!
≈≈≈
Вот Матерь-Сьва и спевает над нами,
что должны стяги наши дать ветрам трепать,
а коннице ‒ степью скакать,
чтоб из праха поднимались [воины] погибшие за нас;
и враги пусть дышат тем в тот день.
Первая битва [уже] есть у нас,
и имеем двести убиенных за Русь;
вечная слава им есть.
И идёт до нас народ,
но не идут боляры;
да придите к нам,
и да справим тризну славную по Врагу.
[[7-д]]
И то иным наученье, и пусть знают,
что Правь есть в нас [от рожденья];
и Нави потому не боясь стоим,
ибо Навь не имеет силы против нас.
[[7-е]]
А умре, а до луце Св[а]ргова іде,
а тамо Перуница рѣще:
«Тоiе бо никіе ін,
ниже ‒ рус-гордин;
а ні грьць, а ні в[о]ряг,
анмо ‒ славен, роду славна».
≈≈≈
Ибо воины Ясуня имеют иные цели, нежели греки,
и имеют славу иную.
≈≈≈
А где на стягах Ясунь
[[7-э]]
там и Перун идёт,
и главой златой трясеще молнии посевает до Сварги Синей.
Мы на земле как зги,
[вспыхнем] и также згинем во тьме,
словно и не бывали никогда на ней;
и только слава наша потечёт до Матери-Славы
и пребудет во ней до конца концов земных
и иных жизней.
За ту [славу] бесево [даже] за стеной их боится Тебя,
[называя] "сыном смерти",
как и всех [прочих] потомков Славуни и Дажба,
нас породивших через корову Земунь {=Ида; ИЙАМ}.
А так [сынами смерти] бесы называют кривичей и скифов,
антов, русов, борусов и суражцев.
≈≈≈
Из-за повреждения на Боруси мало что вышло из ІЛЕРУВ {=литовцев},
что были речены ІЛМЕРСТІЕ,
после того, как расселились возле [Ильмер] озера,
когда те ведочитии {=готы} ушли далее {после 772 г.}.
И ильмерцы с теми {готами? костобоками?} доски [Веды] читали тогда;
да только изведали мало [что],
коль рекут Сьву Поляницей [а не Перуницей],
ибо вычитали:
«Бьёт крыльями Матерь-Сьва и спевает песни на сечу».
А та Птица ‒ Солнце-царь не есть,
но та есть от оного произошедшая {т.е. Сьва происходит от Дажба; Индры; Ра}.
[[7-з]]
Вот и речём [всем] тем,
что имеющий "Прекрасный венец веры нашей" {="Веды"; "Красени"}
не должен чужим добираться.
≈≈≈
И да выстроим силы наши поступью МАТЫРЬ-СУНЕ-СВА строения:
а "крылья" ‒ в обе стороны распростёрты,
а "тело" – во средине,
а во "главе" ‒ Ясунь;
по бокам его ‒ воеводы славные,
которые не покинут в сече главы своей – Ясуня,
а уберегут её до ового дня.
И хоть и устроилась у нас иная сила,
[но] не идите с нею, а с Русью,
потому что та есть Мать наша,
а все мы ‒ дети её;
и будем до конца с оной.
[[8(1)-а]]
[А для того] и напоминаем о том,
что при отце Орее един [был] род славян,
а по отце Орее сыновья его разделились на троицу.
И такое же [разделение] стало у русколан и веньцев,
когда сеи разделились [каждый] нá-два
И то же сотворилось у борусов,
которые были расторжены нá-двое;
а так вот и заимели без малого десять [стран].
≈≈≈
Но ведь Русь [лишь] одному [кому-то] может Щитом быть,
а не десяти.
≈≈≈
Не будем же, [как гласит] хом "Самы" «ІМА НАСТЕНЖЕТЕ»,
ибо за такими вослед СВА не идёт.
[[8(1)-б]]
После Гуларехова [побоища] отошли годи до полуночи и там исчезли;
как Детерех {=Теодорех} увёл их, [так] о них уже и не ведаем ничего.
А [тогда] берендеи и пришли до нас, и рекли нам,
какое великое утеснение имеют от ягов {=сарматы; анты},
которые [гуннами были] поставлены наследовать Иегунштии.
И так [Кий] Белояр им ответил:
«Ждите, дойду и до них».
И пришёл с пятью тьмами [воинов] к ним нежданно,
и бил ягов {=антов}, пока рострищены [не] были по всем странам,
что вблизи их {672 → 772 г.г.}
А ильмерцы {=литовцы} на тех [врагов] поглядели,
и не стали браниться с нами воедино;
[вот] и загнили;
и ничто им [теперь] не поможет того [вырождения] избежать.
И те же иньцы, как и ильмы, [тоже] не хотели железо брать в руки свои,
[забыв] что если кто не бранится от врагов,
[то] такие роды иссыхают обязательно,
абы им иные не наследовали.
[[8(1)-в]]
[И потому] бранись, земля русская!
Но брани ‒ [сама] себя,
чтоб иных не стало на шее твоей,
и чтоб Врагу не дала себя охомутать и в воз запрячь;
абы [не] тащить потом, куда хочет чужой владыка,
а не куда ты хочешь идти сама.
Жаля великая с Кариной тому, кто не уразумеет словеса эти,
и гром ему небесный, абы повергся долу и не восстал.
[[8\1-г]]
Те уроки тех доб {=раздраев} донесите до глав своих,
как и хом на то:
«[Только] истинная борьба движет воинами нашими,
как и железом отцов наших,
и [даже] коло конным»;
та [истина] и есть сила наша.
[[8(2)]]
Вот прилетела до нас, и уселась на древо {=стол}, и запела птица {=книга}.
А всякое перо её {=слово} ‒ иное,
и сияет цветами разными;
и стало в Ночи как в День.
≈≈≈
И потекла вода живая на нас,
и [мы] "пьём" ту,
ибо та, [как и] всякое [что] от Сва́рога,
в нас жизнью втекает;
а то и пьём,
как из источника живота божеского на земле {имеется в виду "Веда"}.
≈≈≈
То Велес {=Богумир} учил праотцов наших {=Севу и Руса}
землю раять и злаки сеять,
и жать, вена свивая в полях страдных,
и ставить Снопа ДО ОГНИЩА,
и чтить Его {=Снопа; Деда-Дуба-Снопа} как Отца божеского,
и Отцом нашим;
а матерью – Славу {=Славуню; Сьву}.
И как овые нас учили Богам нашим, ведя ПОРЕНЦЕ {?} до Стези Прави,
так и должны идти.
И не должны становиться хлебожравцами,
но только ‒ славянами [по Славуне]
[и] русами [по Русу].
[[8(3)]]
Летит во Сварге Перуница и несёт Рог Славы;
уж изопьём его ДО КУТА,
но кмети наши должны добыть у врагов наших.
≈≈≈
Ударим же вместе в стену ту,
и утворим дыру про нас и про наше,
и будем сами у себя в день сей.
А кому присудит Перун,
те будут в Ирии есть яства вечные О СВРЗѢ ОДЕСТАНА {?}.
И не бойтесь гибели своей днесь,
ибо не имеется в иной [мир] врат,
которыми можно пройти из [мира] живых.
≈≈≈
Должны [лишь] наших князей слушаться,
и [лишь] с теми воевать за землю нашу, как те [боги] жечут нам;
и тогда Индра придёт до нас.
И если сохраним свою силу от отравы [их],
и станем с ликами тверёзыми за кмети свои,
[тогда] и пребудет сила божеская на нас,
и будем непобедимо в поле стоять.
≈≈≈
Ибо видел [я] Кия, отца нашего,
и тот предсказал мне,
что изгоним с [князьями] теми оных [греков],
и [что] разрушены будут Хорсунь и Амастрида мерзостные,
и будет [на Руси] стоять великая держава,
с князьями нашими, градами великими и несчётным железом,
и [что] будут неисчислимы потомки наши;
а греческие ‒ измельчают,
и будут прошлому своему дивиться да головами покачивать.
«Стойте как львы, один за другого,
и держитесь истинного {=избранного} князя своего;
[тогда] и Перун будет около вас,
и победы даст НА ВЫ {=на войне; над Вием}».
А так и будет,
ибо те слова имеем от Бога
Конец первой части.
Переведено и записано Моисеичем в Кореле в лето 2645 по Карпенскому исходу или 2017 по в.э.
Оценил 21 человек
34 кармы