Шпионский детектив ХIII века

95 5036

В лето 6737 (1229) ...подвергнут мукам новый мученик Христов, которого убили булгары в их Великом городе. Был он иного языка, не русского, но христианин, имевший большое богатство, торговавший по городам и пришедший в булгарский город; они же схватили его и принуждали в течение многих дней уговорами и угрозами отказаться от Христа и веры христианской, но он не покорился и, отказавшись от всего, предпочел умереть за Христа. Иссечен был 1 апреля; христиане же из Руси взяли его тело и положили в гробу, где похоронены и другие христиане. ("Суздальская летопись")

В татарском городке Болгар есть красивая церковь в память о православном святом Авраамии, принявшего там мученическую смерть в 1229 году. По имени города и святого Авраамия прозвали Болгарским (хотя правильнее было бы говорить и писать "Булгарским").

На фото: часовня и церковь св. Авраамия в г. Болгар (Татарстан).

Вот вокруг этого Авраамия далее и накручу словеса многие, героем которых, однако, будет не сам святой, но его современник булгарский эмир Гази-Барадж, плюс булгарские сородичи Гази-Бараджа, всё сплошь эмиры и улугбеки, плюс его русские сородичи, всё князья да воеводы, плюс ханы Волжской Булгарии, плюс великие князья всея Руси, да плюс некий никому не известный нижегородский "монах-еретик" с булгарским именем Ас-Азим. Ибо все они так или иначе имели отношение к Авраамию тому, кто прямое, кто косвенное. А через святого того имели отношения и друг с другом. Зачастую тайные. А иногда и шпионские. Отношениями этими, как и причинами их породившими, покуда никто не занимался. Почему и страсти те шпионские остались вне поля зрения исследователей предмонгольского периода нашей истории. Откуда и разброд в оценках причин самого монгольского нашествия на Русь. Ибо данных только наших летописей для выявления и освещения отношений тех, как и причин их породивших, совершенно недостаточно. Данные же булгарской (татарской) летописи "Джагфар тарихы", точнее её главной части под названием "Гази-Барадж тарихы", историками нашими игнорируются напрочь, мол, с фальшивками не работаем. Ну и... хрен с ними, с историками нашими. Те не работают ‒ Моисеич поработает. И на суд читателя вынесет результат сравнения и осмысления некоторых событий начала ХIII века, почерпнутых в русской "Суздальской летописи" и булгарской "Гази-Барадж тарихы" ("Истории Гази-Бараджа").

Так что, как и полагается при чтении детектива, запасаемся... терпением. Ибо имён известных и неизвестных в статье будет прилично. А цитат и ещё больше. Плюс, совершенно необходимые личные пояснения к прочитанному. При этом постараюсь излагать всё то словесное обилие как обычно максимально кратко : )

Поехали.

"Суздальская летопись":

В лето 6720 (1212), индикта, 13 апреля, на память святого Мартина, папы Римского, скончался великий князь Всеволод [Большое гнездо], названный в святом крещении Дмитрием, сын благочестивого князя всея Руси Юрия [Долгорукого], внук Владимира Мономаха, княжив в Суздальской земле 37 лет...

Тем же летом приходил [сын Всеволода] князь Юрий с [братом] Ярославом [и войском] к Ростову, [но] утвердили мир с [братом их] Константином, и разошлись каждый восвояси.

===

Так суздальский летописец поведал нам о начале борьбы сыновей Всеволода Большое Гнездо Константина и Юрия за великокняжеский стол во Владимире, при этом умолчав, что великим князем стал Юрий Всеволодович (на схеме ‒ "Юрий II").

В лето 6721 (1213). Христолюбивый князь Константин [Всеволодович] заложил церковь святой Богородицы, на месте рухнувшей церкви...

Тем же летом Юрий [Всеволодович] с Ярославом [Всеволодовичем] вторично приходили [с ратью] к Ростову и, утвердив ряд с [братом их] Константином, пошли от Ростова к Москве...

В лето 6724 (1216). ...новгородцы выгнали от себя Мстислава Мстиславича, а Ярослава Всеволодовича привели к себе на стол.

В лето 6725 (1217). Извечный враг злой дьявол, всегда ненавидящий род человеческий, особенно христиан, дабы не одному быть в вечной муке, которая уготована ему и находящимся с ним, этот окаянный дьявол поднял злую распрю между сыновьями Всеволода [Большое Гнездо] князьями Константином, и Юрием и Ярославом. И бились у Юрьева, и одолел Константин; но Бог и крест честной и молитва отца их и деда снова восстановили между ними великую любовь, и сел Константин [великим князем] на столе во Владимире, а Юрий в Суздале, и была великая радость в земле Суздальской, а дьявол плакал о своей погибели.

===

А тут летописец поведал нам, что в результате вооружённого противостояния между Константином с одной стороны и Юрием и Ярославом с другой великокняжеский стол во Владимире перешёл от Юрия Всеволодовича к его старшему брату Константину Всеволодовичу.

Далее.

В лето 6726 (1218). ...В то же лето великий князь Константин, сын Всеволодов, послал старшего сына своего Василька в Ростов на стол, а Всеволода на Ярославский стол...

Той же зимой [1218], 2 февраля, в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, в пятницу, в 7 часов дня, скончался христолюбивый великий князь Константин, сын Всеволодов, внук Юриев, правнук Владимира Мономаха. Это был блаженный князь, весьма украшенный всеми добродетелями, возлюбивший Бога всей душой и всем желаньем, имевший в сердце и в душе совершенный страх Божий; не омрачил ума своего суетной славой обольстительного света сего, но весь разум свой устремил туда, куда и пришел в ту нестареющую бесконечную жизнь, которой и удостоился своими милостынями и безмерным беззлобием... Слышав же Юрий и Ярослав, и все братья его, скоро съехались во Владимир, и плакали по нем горьким плачем, как по отцу и по любимому брату, поскольку все его имели вместо отца, и он чтил их по достоянию, ибо была между ними безмерная любовь...

===

Эти цитаты и родословные привожу для того, чтобы читатель мог с минимумом затруднений ориентироваться в последующих событиях, героями которых и будут те князья, именах которых выше выделил жиром. Наиболее же часто будут поминаться сыновья Всеволода Большое Гнездо Константин и Юрий, поочерёдно занимавшие великокняжеский стол во Владимире: Юрий с 1212 по 1216 г. и, после перерыва, с 1218 и до гибели от монгольских мечей в 1238 г., а Константин с 1216 по 1218 г.

Особо же мой интерес вызывают великий князь Константин Всеволодович и его сын Василий (Василько).

После смерти Всеволода Большое Гнездо великим князем стал его второй сын Юрий. Константин же, в результате победы над объединённым войском Юрия и Ярослава и их владимирцами и новгородцами, подвинул Юрия с великокняжеского стола (что говорит либо о гениальности Константина как полководца, либо о том, что у Константина была некая серьёзная помощь кого-то из соседей; второе вероятнее).

Про сына же Константина Всеволодовича Василия Константиновича известно, что он княжил в Ростове, уцелел во время битвы с монголами на реке Сити, попал в плен, на предложение монголов отречься от православия и принять их веру ответил отказом, принял мученическую смерть, после чего и был причислен к лику православных святых. Герой, одним словом.

Эти данные наших летописей особых вопросов у историков не вызывает.

Однако, сведения булгарской летописи "Гази-Барадж тарихы", написанной современником тех князей булгарским эмиром Гази-Бараджем, характеризуют их настолько неожиданно, специфично и, при этом, не противореча данным той же "Суздальской летописи, что игнорировать их ну никак не возможно. Именно знакомство с булгарской летописью "Гази-Барадж тарихы" и пробудило мой интерес к князьям Константину и Василию (Василько), побуждая самым внимательным образом вчитываться в летописи наши, где они хоть как-то помянуты, да сравнивая данные о них с изложенным в "Гази-Барадж тарихы". А в конце концов и увидеть то, что покуда невидимым было. Тесные отношения Константина и Василия с булгарами имею в виду, посредством ну очень тёмного персонажа "Гази-Барадж тарихы" по имени Ас-Азим. Который и к помянутому в начале статьи Авраамию Булгарскому имел самое непосредственное отношение.

Такая вот предыстория.

А теперь можно и в частности окунуться, предварительно, ради фиксации в памяти имён тех, и ещё раз посмотрев на родословную князей русских, чуть более подробную, где выделенные синим цветом цифры означают время нахождения того или иного князя на великокняжеском столе, а фиолетовым цветом я указал булгарские звучания их имён (ниже пригодится).

Вот теперь и глянем, что сам Гази-Барадж говорит про события с 1212 по 1218 гг.

"Гази-Барадж тарихы":

151 После смерти верного [Булгарской] Державе Всеволода [1212] на владимирский престол сел его добрый и тихий сын Константин. Его брат, злобный и властолюбивый Юрий, тут же поднял мятеж с целью захвата власти. Хан [Волжской Булгарии] не мог потерпеть этого, и [булгарский военачальник] Гуза отправился вместе с [моим] отцом усмирять наглеца. Разбойники Юрия были растоптаны, хотя оказали вначале жестокое сопротивление и ранили эмира {отца Гази-Бараджа}. За это Гуза велел своим не брать пленных, и наши безжалостно положили 10 тысяч мятежников. Но сразу после смерти Константина [1218], который, говорят, был отравлен, убийца Юрий захватил трон и первым делом перебил в Устюге булгарских купцов. Несчастные возвращались из Артана {?}, и лишь один из них ‒ Байрам, сын Умара, смог бежать и принести печальную весть в столицу [Волжской Булгарии].

Хан решил жестоко наказать негодяев и сам вступил в поход вместе со мной, курсыбаем {тяжеловооружёнными воинами {фактически ‒ булгарские "викинги"}}, тухчийцами {жителями г. Жукотин; ныне Чистополь} и тысячью шумбутцев {белозерцев?}, 50 соплеменников которых охраняли караван и мученически погибли, защищая его, вместе со всеми...

Улугбеком [города] Учеля уже два года был мой старший брат Хаким, ибо в 1217 году [наш] отец покинул бренный мир. Несмотря на предложение хана [Булгарии] стать улугбеком Болгара, я отказался, опасаясь козней [эмира] Ялдау.

===

Последние слова говорят не о трусости автора "Гази-Барадж тарихы", но о его супер-пупер осторожности, которая при монголах и вознесёт Гази-Бараджа на вершины такого могущества, что одно лишь имя его будет наводить ужас на русских князей.

Ну а пока Гази-Барадж ‒ простой булгарский эмир и, как сын хана Азана, один из претендентов на булгарский престол. При этом, в отличие от иных претендентов, Гази-Барадж преподносит себя как потомка гуннских ханов, что в V-м веке пришли с Атиллой в Европу, а после поражения от римлян перебравшихся оттуда на Волгу и Каму. Для чего подробно и описует, как гунны те всю дорогу в Европу и обратно рубились с ненавистными им "галиджийцами" и "балынцами". Не, точнее так: всю дорогу рубя ненавистных им славян из Галиджа (Новгорода) и Балына (Суздаля). Рубя... рубя... рубя.. рубя... и не вырубя. Причём, рубили славян гунны в союзе не только с иными тюркскими племенами, но и вместе с самыми их верными союзниками "анчийцами" (антами; украинцами), ненавидевших тех "галиджийцев" и "балынцев" также, как ныне их потомки "москалей".

Вот.

А потом с потомками гунном что-то случилось. Причём, из ряда вон выходящее. В результате чего некоторые их беки и бии вдруг оказываются на "балынской" (русской) службе. А так в ХII веке одна ветвь рода Гази-Бараджа и оказалась на службе у русских великих князей. Причём, прямая ветвь. Ибо и дед Гази-Бараджа, и его дядька, и двоюродный брат служили Руси. И не на рядовых должностях.

Так что, родня Гази-Бараджа имела вес и влияние не только в Волжской Булгарии, но и на Руси (правильнее было бы говорить "в Булгаре", но... привычка ‒ вторая натура; да и запутка возникает с городом Булгар; так что пусть будет "Булгария", а "Булгар" ‒ в уме).

В самой же Булгарии дед, отец и старший брат Гази-Бараджа поочерёдно правили городом Учель, который в наших летописях назывался Ошел или Ошель.

На карте: в районе татарского райцентра Тетюши на берегу Волги и находился г. Учель (Ошел).

"Гази-Барадж тарихы":

Выступили мы из Учеля в суровый мороз, и легко одетые артанцы {?} ободрали арских женщин и закутались в их платки и шубы...

Устюжский бояр Илия, убийца мирных купцов, принял их за женщин и, когда мои мастера под моим руководством выбили стену Устюга, возопил своим: “Молодцы! Булгары, как видно, совсем оробели и привели к нам своих распутниц. А ну-ка, попихаем этих баб!” Тысяча суздальцев легкомысленно выбежала из крепости на вылазку. Тут уже шумбутцы закричали: “Смотрите! Хорошие шубы сами бегут к нам! Возьмем же их!” Они скинули с себя женские одеяния и в одно мгновение изрубили онемевших от испуга урусов. Наши вошли в город и оставили от него только головешки.

152 После этого мы прошли мимо Балукты {Вологды?}, взяв с нее дань медвежьими и иными шкурами, и подступили к Ярославлю. По пути мы потеряли Гузу, провалившегося под лед Мосхи {Сухоны}...

Этим городом {Ярославлем} владел ростовский князь Василий, сын Константина, и я, ради доброй памяти этого друга отца, не без труда уговорил хана повернуть к Радилову {Городцу}. Мы [сначала] обошли эту крепость, где сидел брат Юрия ‒ трусливый Святослав, и встретились с флотом Ширдана...

Радилов был также сожжен, после чего мы благополучно вернулись в Учель на кораблях Ширдана. Добыча была настолько велика, что для ее перевозки нам пришлось дополнительно связать 200 плотов...

На карте: примерный маршрут похода Гази-Бараджа зимой 1219 г.

Приведённая из "Гази-Барадж тарихы" цитата говорит о событиях зимы 1219 года (через два года после смерти отца Гази-Бараджа в 1217 г.). Причём, в ней имеется пара весьма существенных противоречий с данными "Суздальской летописи". Первое, наша летопись ничего не говорит о том походе булгар на Устюг, Вологду и Радилов (Городец) и про потенциальную угрозу Ярославлю. Второе, по утверждению суздальского летописца в Ярославле с 1218 г. сидел не Василий Константинович, но его брат Всеволод Константинович. Сам же Василий Константинович с 1218 г. сидел на княжеском столе в Ростове, почему в некоторых генеалогиях его называют Василием Ростовским.

Вот.

Мелочь?..

Однако, личный многолетний опыт в различении правды и лжи позволяет утверждать, что фальсификаторы и поддельщики к подобным "мелочам" относятся ну очень внимательно. Более того, стараются вообще подобных "мелочей" не касаться, тратя свои силы лишь на общие вопросы, да с постоянным уклоном в философию, религию и геополитику. А Гази-Барадж этих тем практически не касается. А коль и затрагивает иногда, то по-необходимости, и как правило в виде цитат, поддерживающих канву повествования. Зато "мелких" промашек и несостыковок с нашими летописями у него ‒ полным-полна коробушка. И это при том, что его ну очень значительная по объёму "тарихы" многословием, как это ни странно, не страдает. Напротив, слова в предложения свиты предельно кратко, практически протокольным языком. И даже русофобская язвительность его кратка до лаконичности, почему и болезненна для любого русского читателя (как, например, задорновское "Ну, тупые!" в адрес пиндосов). Откуда и моё личное резюме касательно подлинности "Гази-Барадж тарихы": фальшивки ТАК небрежно при описании известных событий и так подробно при изложении никому не известного не делаются.

И до кучи. Этот зимний (акцентирую ‒ ЗИМНИЙ!) поход Гази-Бараджа любому здравомыслящему исследователю поясняет, что с таким воеводой-проводником как Гази-Барадж монголо-татары элементарно могли пройти по любым русским сугробам. Тем более, что большинство монгольского войска зимы 1237‒1238 г. составляли именно булгары Гази-Бараджа. А с учётом того, что непосредственно булгарский опыт военачалия Гази-Бараджа (который прекрасно характеризуется такими его словами: "булгары воюют против Руси только в разгар зимы") позже был углублен и расширен ещё и русским воинским опытом (когда ему, как воеводе Н.Новгорода, приходилось с ратью топтать дороги Владимиро-Суздальской Руси), то и разговоры о невозможности именно зимнего нашествия монголов на Русь (хоть из-за отсутствия дорог, хоть из-за отсутствия корма для коней) считаю пустозвонством.

Вот.

И потому же имеющиеся в "Гази-Барадж тарихы" "промашки", не стыкующиеся с данными наших летописей, я не спешу ставить в вину автору её. Ибо там всякое могло быть.

"Суздальская летопись":

В лето 6728 (1220). Великий князь Юрий, сын Всеволодов, послал брата своего Святослава с полками и воеводами на безбожных булгар. И как только пришел Святослав под их город Ошел, и все пешие полки вышли из ладей, булгары, увидев это, скоро собрались, одни на конях, другие пешими, вышли из города и бросились в бой; наши, укрепляемые силою честного креста, пошли против них, обстреливая их; они же забежали за ограду и бились крепко, наши же рассекли ограждение, вогнали их в город и захватили ворота, а затем подожгли город и взяли его на щит. И помог Бог Святославу 15 июня, на память святого Амоса.

В лето 6729 (1221). ...великий князь Юрий, сын Всеволодов, заложил город на устье Оки и назвал его Новгородом.

"Гази-Барадж тарихы":

Хан привык к тому, что после его походов урусские князьи тут же присылали послов с извинениями и данью. Но Юрий среди всех этих князей отличался необычайным безрассудством, и его поэтому и считали безумным. Какая-то внутренняя злоба постоянно толкала его на кровавые дела, и я сам видел его улыбающимся только во время чинимых им зверств. При этом он был необычайно труслив при приближении опасности, если она осознавалась им. Чувство угрозы изменило ему только один раз ‒ после похода [булгарского хана] Чельбира [в 1219 г.]. Виновником этого был [его брат] Святослав, принесший ему ложную весть о гибели хана в Радилове {Городце} для своего оправдания. Воодушевленный Юрий ранней весной [1221 г.] внезапным приступом захватил крепость Джун-Калу. Славянам удалось рассечь в двух местах частокол острога, и [булгарский] воевода Джун-Мишарского округа Маркас, запалив балик, оставил его. На пепелище Джун-Калы Юрий тут же возвел деревянную крепость [Нижний Новгород]. После этого, пока хан отдыхал и отмахивался от вести об этом, как о невероятной, Святослав приплыл к Учелю с 15 тысячами воинов. Точно так же, как радиловские {городецкие} ары помогали нам громить урусов, наши ары... радостно встретили [русского] князя в Бурате и примкнули к нему в количестве 20 тысяч. Они были озлоблены жестоким подавлением их бунта в 1212 году.

===

Тут прерву повествование Гази-Бараджа ради трёх моментов.

Первый. Этих "аров" переводчик "Гази-Барадж тарихы" комментирует как "финноязычные племена". И всё. Я же в арах тех подозреваю "Русь Пургасову" из "Суздальской летописи" [1229 г.], про которую переводчик летописи так пояснил: "Русь Пургасова – единственное упоминание еще об одной Руси, обособленной от основных русских центров."

Второй момент касается противоречия в последовательности изложения событий нашей и булгарской летописями. Хоть обе и говорят, что именно в 1221 году князь Юрий Всеволодович основал Нижний Новгород, однако наша летопись сообщает, что Нижний Новгород был основан после похода Святослава Всеволодовича в 1220 г. на булгарский Ошел {Учель}. А Гази-Барадж утверждает, что сначала Юрий Всеволодович захватил Джун-Калу и на её месте основал Нижний Новгород, а уж потом его брат Святослав налетел на Учель {Ошел} и сжёг его. По большому счёту ‒ мелочь непринципиальная. Однако, с учётом того, что к "Истории" Гази-Бараджа официальные историки относятся как к очевидной (для них) фальшивке, то именно подобные разночтения с устоявшейся хронологией и позволяют утверждать, что либо фальшивку сию творил гений всех времён и народов, либо всех тех историков наших нужно кого в дворники отправить, а кого и гражданства лишить.

Третий же момент связан с происхождение названия Нижний Новгород. Ибо многих напрягает прилагательное "Нижний" в названии города, мол, а где тогда "Верхний"? Вот и поясняю при помощи цитаты из "Википедии": "Низовская земля — в XII—XIII веках название территорий Владимиро-Суздальского княжества, располагавшихся на юго-востоке от Новгородской земли, в бассейне верхнего течения Волги ниже устья реки Мологи. В XIV—XVI веках Низовской землёй, Низом или Понизовьем стали называть занимаемую Великим княжеством Владимирским область Среднего Поволжья, расположенную в междуречье Оки и Волги... На востоке крайним населённым пунктом Низовской земли был город Радилов (ныне Городец)..." То есть, название "Нижний Новгород" дословно означает "Новый город в Понизовье" или "Новый город при слиянии Оки и Волги".

"Гази-Барадж тарихы":

Ары сожгли Биш-Балту, а затем стали поджигать и Акбикюль. Я, подумав, что против города действуют кара-чирйыши, спокойно выехал из крепости в посад с двумя сотнями джур {дружинников} для наведения порядка и вдруг столкнулся с прорывавшимися за частокол урусами. Три тысячи из них были в доспехах, полученных Юрием из Новгорода в ответ на его обещание не нападать на этот город {поддерживается записью "Суздальской летописи за 1229 г.}. Доспехи были неважные, хуже [наших] курсыбаевских, но это все же затруднило действие джур, привыкших сражаться с не имевшими и таковых суздальскими воинами. Поэтому джуры, выведя всех жителей на Богылтау, предпочли поджечь Акбикюль. Выйти из посада, однако, нам не удалось, так как суздальцы прорвались в посад и отрезали нас от горы. Пришлось выходить через Муромские ворота, еще не охваченные огнем. [Мой брат] Хаким со своими джурами благополучно пробился сквозь вражеские ряды. Меня же и двенадцать джур внезапно отрезало языком пламени и, чтобы не сгореть, я должен был отступить навстречу урусам. Мы побились некоторое время, пока, наконец, не были сбиты с лошадей на землю и взяты в плен. Нас тут же переправили в лагерь Святослава, причем никто не видел меня. С нас грубо содрали доспехи, связали веревками и рассадили по кораблям.

...

Один из аров опознал меня и выдал [великому князю] Юрию. Тот не захотел возвращать меня, велел упрятать в темницу и сообщить о моей гибели в огне.

===

Во как... Сначала с коня на землю сбили, затем грубо доспехи сорвали, а потом ещё и грязными верёвками повязали... эстета и великого стратега. При этом ни слова упрёка не слышим за сожжение Святославом Всеволодовичем родного для Гази-Бараджа Учеля.

А всё потому, что великий стратег Гази-Барадж попал в банальную западню, устроенную ему князем Святославом. Которому и пришлось сдаться. Вот и не хает его.

Святослав же Гази-Бараджа брату Юрию отдал.

А тот его в темницу зачем-то посадил. И там книги читать позволил. А может и заставил. Видимо помнил, как дед Гази-Бараджа подобным же образов перевоспитался, и потом честно служил Руси воеводой одной небольшой крепости. А опосля и сын деда того там же служил. А затем и внук деда того (двоюродный брат Гази-Бараджа), когда сын тот (то есть дядя Гази-Бараджа) пошёл на повышение и стал "первым владимирским боярином" (типа, премьер-министром всея Руси). Вот Юрий Всеволодович и посчитал, что книги, летописи и философские размышления наедине с самим собой и из Гази-Бараджа смогут приличного русского человека сотворить. Ну а покуда тот русским духом пропитывается, остальные пусть думают, что он погиб. О чём на весь булгарский мир и объявил. И тут же с ханом его некие переговоры затеял.

Вот.

А где переговоры, там всегда детектив и шпионские страсти.

"Гази-Барадж тарихы" (и всё тот же 1221 г.):

157 Послом от Юрия был [его племянник] Василий [Константинович], которого тот ненавидел, но не мог устранить из-за отсутствия сил и боязни смут {???}. Перед набегом Святослава [на Учель] Юрий направил Василия [Константиновича] с его ростовчанами и частью суздальцев на Хлынов {Вятку} для отвлечения флота [булгарского воеводы] Нукрата. Действительно, при появлении Василия [правитель Хлынова] Мер-Чура тут же вызвал [булгарский] флот [с Волги на Вятку], и [потому] суздальцы [Святослава] смогли беспрепятственно высадиться у Учеля [и сжечь город]. Князь [Василий Константинович], однако, заявил своим дружинникам: “Юрий послал нас на убой. Свяжемся с Садыком ‒ он нам поможет спастись”.

До этого Василий сообщил мне о предстоящем своем, набеге, и я тайно попросил Садыка позаботиться о спасении сына Константина. Садык связался с Нукратом, и тот пропустил корабль Василия, отмеченный особым знаменем. Топил салчибашы только корабли суздальцев, дав возможность ростовчанам, плывшим в хвосте ‒ во главе с двумя верными дружинниками Василия, ‒ выйти на берег и сдаться. Об этом нашем уговоре с Василием, конечно, никто не знал. Пленные ростовцы приняли ислам, и хан дал им права кара-муслимов и расселил в Кашане от реки Вятки до [реки] Иссы.

===

Вон оно что! То-то доброе отношение Гази-Бараджа к Василию Константиновичу ну очень сильно напрягало меня. Ибо, всю книгу свою всех русских хает, а Василия только что не славит. А тут ‒ нате! ‒ признаётся, что Василия этого он того... под ногтём держал... то есть завербовал, по-нашему говоря. И даже "радистку Кэт" в чёрной рясе ему в помощь дал (о чём речь позже будет), через которую Василий Константинович Гази-Бараджу донесения и слал: кто и с кем, куда и откуда.

Откуда и следующее предположение. Видимо, Гази-Барадж хотел свалить великого князя Юрия Всеволодовича с владимирского престола, а на его место Василия Константиновича усадить. Для чего выше и намекнул невзначай про возможное отравление отца Василия Константина Всеволодовича "убийцей Юрием". И как следствие, что Юрий получил власть незаконно. При том, что наши летописи говорят обратное, мол, Константин силой (в смысле незаконно) отобрал власть у Юрия, которую тому завещал их отец Всеволод. Из чего возникает и ещё одно предположение: победить в 1217 г. объединённое владимиро-новгородское войско Юрия и Ярослава Константину помогли именно булгары, и, скорее всего, во главе с Гази-Бараджем или отцом его. Ну хотя бы потому, что отец Гази-Бараджа был весьма дружен с Константином Всеволодовичем. Почему после смерти Константина Всеволодовича Гази-Барадж и стал поддерживать его сына Василия. Но не потому что любил его, а ради осуществления собственной мечты: уничтожить Русь, победив её и растворив среди гуннов\тюрков. Для чего читателю своему булгарскому и рассказывает неоднократно, как былые гуннские и булгарские ханы ассимилировали врагов своих, где кнутом, а где пряником.

И потому, на основании только этих слов "Гази-Барадж тарихы", князю Василию Константиновичу Ростовскому надо бы обвинение предъявить в измене Родине. И провести тщательнейшее дознание. И обвинительное заключение на суд общества направить. А гособвинителем прокурора Поклонскую назначить. Ибо адвокатов у Василия Ростовского ‒ к бабке не ходи! ‒ будет предостаточно. Ведь он официальным святым почитается. Как досмерти пострадавший от монголов.

Тех, что друг его Гази-Барадж и приведёт.

Которого монголы будут называть Бурунда, а наши летописи, например "Ипатьевская", ‒ Буранда.

И который и есть тот самый Бурундай, о котором слышал, наверное, всякий, кто интересовался монголами ХIII-го века или кто знает либретто оперы Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".

Так что, как ни крути, князь Василий Константинович вольно или невольно, но поспособствовал монгольскому нашествию. Почему и смерть его именно от монголов не вызывает удивления моего. И понятны причины, по которым "монголы" именно Василию предлагали отречься от веры предков. И никому более.

Ну да это произойдёт аж через 19 лет.

А пока великий князь Юрий Всеволодович проводит расследование, почему сложная часть его операции по взятию Ошела {Учеля} прошла "на ура", а лёгкая её часть (по отвлечению булгарского флота от Ошела) обернулась потерей собственного флота.

"Гази-Барадж тарихы":

155 ...[после гибели русского флота на Вятке] Юрий заподозрил измену и жег ростовских воевод каленым железом, выпытывая у них сведения о тайной связи Василия с [Булгарской] Державой. Однако воеводы предпочли не развязывать языки, и Безумный отступился от них.

===

Тут Гази-Барадж поясняет нам (как бы между прочим), что не только князь Василий Константинович был его информатором, но и некоторые ростовские воеводы тоже. Причём, завербованы они были ещё до пленения Гази-Бараджа в Учеле в 1220 г. Откуда и такое предположение: видимо, оперативную работу с владимиро-суздальскими князьями и боярами начал ещё отец Гази-Бараджа, эмир Азан. А сын продолжил. И весьма успешно.

Жаль, что Юрий Всеволодович не развязал ростовским боярам языки. Глядишь, и Гази-Барадж из темницы не вышел бы, и никаких монголов бы на Руси не было. Да и сам великий князь жив остался бы, и домочадцы его, и казна, и государство... И планы по объединению удельной Руси в единое государство осуществить, возможно, смог бы. И мы звали бы его не святым или страстотерпцем, а Великим.

"Гази-Барадж тарихы":

163 ...После смерти хана [Волжской Булгарии в 1225 г.] таить меня стало ненужно, и я был выпущен из скверного узилища в обмен на вынужденное согласие поступить на службу Руси. Юрий немедленно привез меня к Нижнему Новгороду и разгласил, что с ним булгарский эмир Гази-Барадж. Мишарские булгары были смущены и отступили от устья Оки, где на месте булгарского города Юрий вновь построил урусскую крепость {Нижний Новгород}.

"Суздальская летопись":

В лето 6733 (1225). Великий князь Юрий заложил церковь каменную святого Спаса на устье Оки в [Нижнем] Новгороде.

===

А так вот в 1225 г. Гази-Барадж не только освободился из заключения, но и оказался на русской службе. И даже стал воеводой Н. Новгорода.

И ничего странного в этом нет. Тогда многие булгарские (читай "татарские") беки и бии служили на Руси. Например, двоюродный брат Гази-Бараджа по имени Нанкай в это же самое время был воеводой ни абы чего, но именно Москвы. И отец Нанкая Батыр (дядя Гази-Бараджа) тогда же служил Руси. И даже стал "первым боярином" великого князя Юрия. Мало того, оказывается, что и дед Гази-Бараджа (отец братьев Батыра и Азана) тоже служил Руси, причём, тоже в Москве, как воевода её.

Самое же невероятное в родословной Гази-Бараджа это то, что все мы прекрасно знаем имя его деда, ибо самая красивая московская улица (ну или самая "манерная") получила своё наименование именно в его честь.

Вот, уважаемый читатель, и попробуй угадать, причём, С ПЕРВОЙ ЖЕ ПОПЫТКИ, как звали деда Гази-Бараджа?

На фото: московская улица, получившая своё название в честь деда автора "Гази-Барадж тарихы".

А ответ на вопрос таков: имя деда Гази-Бараджа ‒ Арбат. А если точнее, то ‒ Арбат Ос-Ладж.

Многие нынешние татары ну очень гордятся этим именем, утверждая при этом, мол, это мы Москву построили. Но гордость та ‒ от бес-толковости. Ибо была война. Великий князь Андрей Боголюбский взял Арбата в плен. Тот отсидел, сколько прописано было. Пропитался русским духом. Попросился остаться. А так и стал воеводой Москвы.

Похоже, хотя и неочевидно, что и сын Арбата Ос-Ладжа Батыр Ос-Ладжевич тоже в Москве воеводствовал.

Внук же Арбата Нанкай Батырович (двоюродный брат Гази-Бараджа) однозначно был воеводой Москвы.

И оба эти отпрыска Арбата ‒ Батыр и Нанкай ‒ мужественно встретили выпавшее на их долю монгольское испытание. И в отличие от Гази-Бараджа свой долг перед принявшей их Русью исполнили до конца, с честью погибнув каждый в своей битве: первый защищая от монголов и булгар {!!!} Москву, а второй ‒ столицу тогдашней Руси г. Владимир.

Откуда, уважаемый читатель, и такой вопрос Чуйке Твоей: как думаешь, знают ли наши летописи имена дяди и двоюродного брата Гази-Бараджа?

???

"Суздальская летопись":

В лето 6745 (1237). ...взяли Москву татары {монголы}, и воеводу Филиппа Нянка убили за правоверную христианскую веру...

Той же зимой подошли татары {монголы} к Владимиру, 3 февраля, на память святого Симеона, во вторник, за неделю до мясопуста. Владимирцы затворились в городе, где были {княжичи} Всеволод и Мстислав [Юрьевичи] и воевода Петр Ослядюкович.

На картинке: чья-то школьная работа, где её автор непостижимым для моего понимания образом поставил рядышком отца Батыра и сына Нанкая из "Гази-Барадж тарихы".

Очевидно, что московский воевода Филипп Нянка (ударение на "а") и есть двоюродный брат Гази-Бараджа Нанкай.

А вот то, что Петр Ослядюкович это сын Арбата Батыр поначалу было совсем не очевидным. Пока не сообразил, что булгарское имя "Батыр" и есть христианское "Пётр" {Б↔П; БъТъРъ = ПъТъРъ}, а отчество "Ослядюкович" означает "сын Ос-Ладжа". Ибо полное имя деда Гази-Бараджа ‒ Арбат Ос-Ладж. И совсем не удивительно, что булгарин Ос-Ладж на Руси превратился в Ослядюка.

Имя же (или прозвище) Арбат можно расшифровать как "Яросвят". А логика тут такая. Русское имя "Святослав" Гази-Барадж преподносит в виде "Бат-Аслап", где БАТ ‒ это "свят" или "свет", а АСЛАП ‒ "слав". Имя же "Ярослав", как и название "Ярославль", Гази-Барадж пишет как "Ар-Аслап", где АР ‒ это наше "яр", а АСЛАП ‒ всё тот же "слав" ("славль"). Откуда и получается, что имя "Арбат", разделённое на АР ‒ "яр" и БАТ ‒ "свят", "свет", МОЖЕТ означать Яросвят или Яросвет...

Думаю, москвичи не будут шибко "против" против такой трактовки наименования их любимой улицы : )

Вот и скажи, уважаемый читатель (да и как не уважать Тебя, коль столько цитат и пояснений выдержал : )), зачем было подделывать в "Гази-Барадж тарихы" все те имена из "Суздальской летописи" таким образом, что до сих пор никто не видит в русском воеводе Филиппе Нянке двоюродного брата Гази-Бараджа Нанкая, а в русском боярине Петре Ослядюковиче ‒ дядю Гази-Бараджа Батыра Ос-Ладжевича?

Или может кто ещё, кроме Моисеича, разумеет прямое родство Арбата Ослядюка, Петра Ослядюковича и Филиппа Петровича Нанки с одной стороны и Гази-Бараджа по прозвищу Бурундай с другой?

Мне такие не встречались.

Думаю, что и у Гази-Бараджа имелось русское имя. Причём, имя то, полагаю, обязано быть в какой-либо из наших летописей или церковных книг. И потому, как увидим где-либо имя нижегородского воеводы, служившего в Нижнем с 1225 по 1229 гг. и с 1230 по 1236, или венчальную запись 1225‒1229 гг. о женитьбе кого-либо на княжне Ольге Константиновне, то с вероятностью в 100% это и будет Гази-Барадж.

Я же как ни искал русское имя Гази-Бараджа, так и не сыскал его. И ни единой версии на этот счёт не имею. При том, что знаю имя его русской жены и её родословную.

"Гази-Барадж тарихы":

Овдовев незадолго до нападения Святослава [на Учель в 1221 г.], я женился в Суздале на сестре Василия [Константиновича] Ульджан-би {княжне Ольге}. Она родила мне сына Галимбека...

===

Во, как девки заплясали. Оказывается, Гази-Барадж женился аж на дочери великого князя Константина Всеволодовича, поскольку сестра Василия Константиновича, как ни крути, ‒ это дочь Константина Всеволодовича, бывшего великим князем с 1216 по 1218 гг. Правда, свадьба та случилась уже после смерти Константина, когда на великокняжеском столе находился брат Константина Юрий. Так что сестра Василия Ольга Константиновна была и дочерью великого князя (по отцу), и племянницей великого князя (по дяде Юрию).

А через брак с Ольгой Константиновной и сам Гази-Барадж стал родичем великого князя Юрия, по жене доводясь ему аж племянником.

На картинке: именно у этого Василия (в оранжевом овале) и была сестра Ольга, ставшая женой Гази-Бараджа.

А с такой роднёй (и русской, и булгарской) воеводство в Нижнем Новгороде ‒ не предел мечтаний, но точка отсчёта перед рывком с низкого старта.

"Суздальская летопись":

В лето 6737 (1229), в апреле, пришла мордва с Пургасом к [Нижнему] Новгороду, и отбились от них новгородцы {нижегородцы}; они же зажгли монастырь святой Богородицы и церковь, которые были вне города; в тот же день и отъехали прочь, захватив многих своих убитых...

В то же лето подвергнут мукам новый мученик Христов, которого убили булгары в их Великом городе. Был он иного языка, не русского, но христианин, имевший большое богатство, торговавший по городам и пришедший в болгарский город {г. Болгар}; они же схватили его и принуждали в течение многих дней уговорами и угрозами отказаться от Христа и веры христианской, но он не покорился и, отказавшись от всего, предпочел умереть за Христа. Иссечен был 1 апреля; христиане же из Руси взяли его тело и положили в гробу, где похоронены и другие христиане. И Бог вскоре явил милость за кровь его: бо́льшая половина Великого города сгорела, а оставшаяся часть потом возгоралась днем дважды и трижды, и так в течение многих дней, так что мало осталось от города, а все погорело, и имущества погорело бесчисленное множество за кровь мученика Христова.

На картинке: Авраамий Булгарский перед смертью.

Вторая часть приведённой цитаты и есть тот единственный исторический источник, где говорится про смерть Авраамия Булгарского. И это всё, что про него известно. Плюс, в записи за следующий 1230 г. сообщается о перевозке тела Авраамия из Болгара во Владимир. И всё. То есть, не густо. Для официальных историков. Зато в "Гази-Барадж тарихы" есть и ещё кое-что, касательно не только смерти Авраамия, но и причин его смерти. Плюс невероятнейшая подробность о том, кто именно транспортировал "мощи" Авраамия. В смысле ‒ полуразложившийся труп (ибо лишь год прошёл).

Вот.

Первая же из процитированных дат хоть и не имеет отношения к Авраамию Булгарскому, зато непосредственно касается самого Гази-Бараджа, поскольку именно он и возглавлял ту оборону Нижнего Новгорода от "мордвы Пургаса". Правда, сам он летописную "мордву" сородичами называет, то бишь булгарами.

В монастыре же, который тогда сожгли булгары, находилась одна ну очень широко известная в узких исторических кругах личность, о которой в И-нете я кучу кучную коротеньких статей сыскал. Правда, все они ‒ как сёстры-близнецы, одна на другую похожие, поскольку именно на этой записи "Суздальской летописи" и основываются. А прочитай авторы тех кратких статей "Гази-Барадж тарихы", да пошевели мозгами вокруг Ас-Азима её, да срасти его с неким монахом-отщепенцем из "Суздальской летописи" в записи за 1262 г., глядишь, и роман кто-либо написать сподобился бы.

"Гази-Барадж тарихы":

163 ...После этого Мир-Гази сам пожелал участвовать в войне [с Русью] и подступил с Газаном к Нижнему Новгороду, воеводой которой тогда был я. А сардар пошел к городу прямо от Дэбэра {Свияги?} и [потому] не смог взять с собой осадные орудия {!!!}. Он рассчитывал взять город внезапным налетом, по своему обыкновению, но Маркас самовольно напал на окрестности {???} и в слепой ярости стал жечь их {???}, чем всполошил всех и предупредил нас о нападении {!!!}. Когда подошел Газан, все были готовы сражаться насмерть, ибо от [булгарских] курсыбаевцев ждать пощады не приходилось. За провинность сардар послал Маркаса на захват каких-нибудь ворот {???}, а сам стал с ханом поодаль и наблюдал {!!!}. Мои ополченцы, однако, отбили бия, но увлеклись погоней и внезапно для себя столкнулись с курсыбаем {тяжеловооружёнными воинами}. Тут же они бросились назад, но успели добежать лишь до монастыря близ крепости и спрятались за его забором. Газан велел Маркасу завалить забор деревом и поджечь. От забора занялся весь монастырь. Люди в ужасе стали выбегать вон, но курсыбаевцы никого не пощадили {???}. Всего там сгорело и было убито две тысячи нижегородцев...

165 Спасся только один монах Ас-Азим, который находился в тюремном погребе за распространение какой-то ереси. Мы в полном бессилии наблюдали гибель всего нашего войска, и многие из моих людей уже читали заупокойную молитву. Но нападения все не было. Всю ночь мы провели на стенах, а ранним утром ко мне прибежал Ас-Азим с потрясающим известием о том, что ночью хан внезапно ушел в Державу. Мы не поверили, и я полагал, что это ‒ очередная хитрость Газана, но несколько смельчаков, выехавших из крепости, подтвердили правдивость вести. Позднее я узнал, что причиной этого ухода было известие о нападении [казахов] Мергена на [булгарскую провинцию] Башкорт. Хан знал, что Мерген никогда бы не отважился в одиночку напасть на [Булгарскую] Державу, и верно понял, что за ним шли татары {монголы}.

"Суздальская летопись":

В лето 6737 (1229). ...В то же лето саксины и половцы прибежали с низу [Волги] к болгарам, спасаясь от татар {монголов}; и болгарские сторожи {пограничники} прибежали, побитые татарами {монголами} близ реки, называемой Яиком.

"Гази-Барадж тарихы":

167 Между тем эмир Ильяс Ялдау, недовольный тем, что на трон после смерти [моего] отца был поднят не он, решил осуществить свою заветную мечту о власти. Едва [эмир] Алтынбек отъехал на Яик [чтобы противостоять монголам], Ильяс собрал в Урнаше 4 тысячи казанчиев и двинулся с ними к Буляру. Однако булярцы не впустили ненавистных им уланов в столицу, и суварбашцы, оправдывая это, вспомнили о своей присяге моему отцу [Азану] и объявили о своем желании поднять на [булгарский] трон меня. Видя непреклонность булярцев, Ялдау рассудил, что лучше Гази-Барадж [на троне], чем дядя [Алтынбек], и согласился...

Булярцы, не теряя времени даром, отправили к Юрию [Всеволодовичу] утвердившегося в Казани Хисама с подарками. Юрий, любивший лесть, был подкуплен таким вниманием, но отпустил меня вовсе не из-за них, а в надежде распространить свое влияние на Державу. Был доволен и я ‒ встречей с сыном [от первого брака] и представившейся мне возможностью уйти с русской службы. На нее я пошел после уговоров дяди ‒ сына Арбата Батыра. Батыр был первым суздальским бояром {!!!}, пользовавшимся уважением остальных и даже Юрия, а его сын Нанкай ‒ воеводой Москвы...

Я въехал в [город] Буляр и был поднят на трон Тэтэшем, Иштяком, Газаном и Аблас-Хином, которого я утвердил улугбеком Буртаса по просьбе мухшийских казанчиев и вопреки воле Бояна. Население было еще возбуждено бунтом фанатиков, руководимых Кылычем, которые после смерти Мир-Гази пытались не допустить воцарения Алтынбека и произвести погром христианского квартала столицы Саклан урамы. Суварчиевские чирмыши защитили урам, но один из почтеннейших купцов Абархам {Авраамий} попался в руки взбудораженной черни и был замучен толпой...

===

С учётом сообщения "Суздальской летописи", что Авраамий был замучен 1 апреля 1229 г. и что налёт "мордвы" на Н. Новгород был тоже в апреле, получается, что Гази-Барадж воцарился на булгарском троне в апреле-мае 1229 года. Но продержался на троне недолго, ибо через год ему пришлось бежать из Булгарии.

"Суздальская летопись":

В лето 6738 (1230), 9 марта, на память 40 святых мучеников, перенесен новый Христов мученик Авраамий из Болгарской земли в славный город Владимир; его болгары в прошедшее лето, 1 апреля, много мучили, принуждая отречься от крещения, он же не отрекся, но оставил все свое имущество, и был убит. И взяты были мощи святого страстотерпца Авраамия и перенесены во Владимир, и великий князь благочестивый Юрий встретил его перед городом за версту, с великой честью, со свечами, и епископ Митрофан со всем клиросом и с игуменами, и княгини с детьми, и все люди; и положен был в церкви святой Богородицы в монастыре великой княгини Всеволожей.

На фото: крестный ход в Болгаре на 785-ю годовщину смерти св. Авраамия.

Вот и угадай, уважаемый читатель, причём, с первой же попытки, кто именно привёз мощи св. Авраамия во Владимир?..

"Гази-Барадж тарихы":

Но, увы, Тиле Юрий вновь навредил мне, начав набеги на мишарских аров. Тут уж Алтынбек поднял голову и через год после моего воцарения двинулся на меня с Бачманом, как на “тайного доброхота Руси и врага Исламской Державы”. Газан пришел ко мне и со вздохом сказал, что его курсыбаевцы не могут биться со своими братьями ‒ арбугинцами. Я понял, что надо уносить ноги, и поспешно выехал в Казань, где был улугбеком мой [сын от первого брака] Хисам. По пути я, известив [эмира] Ялдау, отправил свою семью к нему в Нур-Сувар. Казанчии хотели растерзать ее, но эмир, вдруг проникнувшийся ко мне сочувствием из ненависти к Алтынбеку, лично проводил Ольгу и маленького Галима в цитадель Барынту {по-монгольски ‒ Бурунда; откуда и "Бурундай", монгольское прозвище Гази-Бараджа}. Через Казань, под защитой Газана я проехал во Владимир с останками Абархама {Авраамия}, которыми хотел задобрить влиятельную во Владимире церковь. Мой расчет оказался верным. Юрий был недоволен моим отказом передать ему Казань, но не решился сорвать на мне свой гнев из-за благожелательного отношения ко мне попов за передачу мощей, которые тут же были крещены {??? {видимо нужно понимать "освящены"}}. Глава их поинтересовался, что я хотел бы просить у него. Я испросил его прощения [нижегородскому монаху] Ас-Азиму, неотлучно бывшему со мной. На старца сильно подействовал мой рассказ о том, как толпы булярской черни кричали мне: “Ты привез попа для крещения нас”, ‒ и о том, как Ас-Азим мужественно выкопал ночью останки несчастного Абархама {Авраамия} и охранял их на всем нашем пути от фанатиков. Когда я показал главному урусскому папазу {епископу} раны попа, полученные им во время стычек с чернью, старец прослезился и облобызал Ас-Азима. Получив опять назначение в Нижний Новгород, я отправился туда со смутной мыслью о том, что более терпеть такую жизнь не смогу...

===

Очень интересно. Ибо речь здесь идёт о том самом монахе-еретике, что единственный спасся из сожжённого булгарами монастыря во время осады ими Н. Новгорода в 1229 г. Оказывается, с того часа (если не раньше) этот монах везде неотступно следовал за Гази-Бараджем, помогая ему во всех его делах. Везде и во всех! И потому совсем не удивительно, что мощи св. Авраамия выкопал именно этот Ас-Азим.

А Гази-Барадж привёз их во Владимир...

И снова Ас-Азим оказывается рядом. Да ещё и удостаивается епископских лобызаний.

И при этом ‒ акцентирую! ‒ Гази-Барадж бросил на произвол булгарской судьбы русскую жену и малолетнего сына. Зато привёз на Русь мощи убитого купца. То есть, труп во Владимир Гази-Барадж привезти смог, а вот жену и ребёнка не получилось...

Перец!!!

Ибо далеко смотрел, имея серьёзные основания полагать, что великий князь Юрий с ним может и немилостиво обойтись. Вот и не взял с собой жену и сына. А труп Авраамия прихватил. И тот спас его. И даже в Н.Новгород на место хлебное отправил.

На картинке: 1230 г.; прибытие мощей св. Авраамия во Владимир (никак Ас-Азима и Гази-Бараджа в толпе разглядеть не могу : ))

А теперь ‒ вопрос в студию: какую роль при Гази-Барадже исполнял монах Ас-Азим?

А если к вопросу этому припомнить про тайную переписку Гази-Бараджа и князя Василия, которая и довела флот последнего до гибели, а самого с подручными до сдачи в плен?

А если до кучи припомнить про недоведённое до конца следствие великого князя Юрия Всеволодовича по подозрению в измене Василия Константиновича?

По-моему, ответ тут очевиден: монах Ас-Азим и был тем "почтовым голубем", что носил сообщения от завербованных Гази-Бараджем воевод и князей в булгарскую ставку. В чём видится причина и того, что Ас-Азим был единственным, кто "выжил" в сожжённом булгарами нижегородском монастыре. И потому же 2000 нижегородцев в том монастыре были перебиты, а не в плен взяты. Да и отошли тогда булгары от Н.Новгорода по явно надуманной причине. Видимо, под предлогом нападения на Н. Новгород они исполняли некую тайную миссию (тут варианты разные есть), а жечь или рушить город у булгарских воевод и в мыслях не было. Почему и осадные орудия не взяли. Ведь Н. Новгород свой "держал". Как и князя Василия с воеводами некими.

Так что Ас-Азим для Гази-Бараджа ‒ кадр очень ценный. Факт!

В 1236 г. Ас-Азим вместе с Гази-Бараджем бегут с русской службы к хану Батыю. После чего проведут монголов сначала в Булгарию, а на следующий год и на Русь. В 1237 г. Гази-Барадж, как союзник монголов, лично берёт "свой" Нижний Новгород, а Ас-Азим помогает монголам взять Великий Устюг.

"Гази-Барадж тарихы":

На зиму [1237‒1238 гг.] было намечено совместно [с монголами] овладеть Русью, Муромская, Суздальская, Ростовская, Нижегородская и Устюжская части которой должны были подчиняться и платить дань Булгару, а Новгородская и Киевская ‒ Мэнхолу. Я горел желанием расквитаться с Юрием за все те беды, которые претерпел по его вине. Когда Манкай взял Рязань, я тут же вышел из своего лагеря в Лачык-Убе с 500 казанчиев, 5 тысячами казаков Кул-Бурата и 3 тысячами арбугинцев Аблас-Хина и без боя вступил в Нижний Новгород. Бояры радостно встретили меня, ибо знали, что только я могу спасти их от ужасов войны. [Булгарский эмир] Боян через Хлынов {Вятку} прошел к Устюгу и взял этот город при помощи увещевания Ас-Азима, которого я отправил с ним.

===

Этого Ас-Азима в конце концов всё же раскусят и убьют. Но случится это уже в 1262 г., когда Ас-Азим в Ярославле для монголов будет дань собирать (и толику малую для себя).

"Суздальская летопись":

В лето 6770 (1262). Избавил Бог от лютого гнета басурманского людей Ростовской земли: вложил гнев в сердца христианские, не стерпев насилия поганых, собрали люди вече и выгнали из городов Ростова, Суздаля, Ярославля. Те окаянные басурманы давали на откуп дани, и этим чинили людям великие беды, порабощая за проценты и многие христианские души разводя в разные стороны. Видев же это, человеколюбец Бог послушал моленья Матери и избавил людей Своих от великой беды.

В то же лето убили Изосима преступника; был он лишь образом монах, [а на самом деле] сатанинский сосуд; ибо был пьяница и сквернослов, пустослов кощунствующий, и наконец отказался от Христа и стал басурманином, предавшись прелести лживого пророка Магомета. Приехал тогда от цесаря татарского прислужник именем Кутлубий, злой басурманин, с его помощью окаянный отверженный [Зосима {Ас-Азим}] причинял христианам великую досаду, ругая крест и святые церкви; когда же люди пошли на врагов своих басурманов, изгоняя их и избивая, то и беззаконного Зосиму убили в городе Ярославле, бросив тело его на съедение псам и воронам.

===

После того бунта ярославцы, ростовцы и суздальцы немного воздуха свободы вздохнут. Совсем чуть-чуть. Пока Гази-Барадж с монголами не нагрянет и не отомстит за смерть друга верного. Правда, нагрянет уже ни как булгарский эмир Гази-Барадж, а как монгольский военачальник Бурундай. О чём повествует уже "Ипатьевская летопись", называя Гази-Бараджа то Боуранда, то Бүранда (о том, как Гази-Барадж превратился в Бурундая можно прочесть в статье Моисеича "Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию в описании булгарской летописи "Гази-барадж тарихы""; ссылка: https://cont.ws/@moiseich/766256 ).

Друг же и шурин Гази-Бараджа князь Василий Константинович примет участие в битве на Сите, попадёт к монголам в плен, где и погибнет. И смерть его будет, мягко говоря, неоднозначной.

"Гази-Барадж тарихы":

Святослав [после гибели брата Юрия] передал [монгольскому хану] Гуюку [великокняжескую] казну и был пощажен ханом ‒ однако не за это, а за его действия против меня. Он оклеветал бедного Василия [Константиновича], сказав Гуюку, что тот нарочно направил своего сына [Бориса] ко мне с десятью возами [казны] из пятидесяти. Это была ложь. Но напрасно Василий говорил, что ничего не знал о содержимом возов и не склонял [сына] Бориса к побегу. Гуюк мучил его страшными пытками и, не заставив князя оболгать сына и меня, в ярости убил.

"Суздальская летопись":

В лето 6745 (1237). ...на зиму, пришли с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом, безбожные татары...

Той же зимой подошли татары к Владимиру, 3 февраля, на память святого Симеона, во вторник, за неделю до мясопуста. Владимирцы затворились в городе, где были Всеволод и Мстислав и воевода Петр Ослядюкович... Татары разбили свои станы у города Владимира, а сами пошли и взяли Суздаль... В субботу мясопустную начали татары устанавливать леса и камнеметные орудия ставить до вечера, а на ночь воздвигли тын вокруг всего города Владимира. В воскресенье мясопустное, после заутрени, 7 февраля, на память святого мученика Феодора Стратилата, приступили к городу... И взяли город до обеда...

Татары, захватив Владимир, пошли, окаянные эти кровопийцы, на великого князя Юрия, и одни пошли к Ростову, а иные к Ярославлю, а иные на Волгу на Городец, и те пленили все по Волге вплоть до Галича Мерьского; а иные пошли на Переяславль и взяли его и оттуда попленили всю ту страну и многие города до Торжка. И нет ни одного места, ни веси, и села редко, где бы не воевали татары на Суздальской земле. И взяли 14 городов, помимо слобод и погостов, за один месяц февраль на исходе 45-го лета.

...князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром, и с мужами своими пошел против поганых. И сошлись обе стороны, и была злая сеча, и побежали наши перед иноплеменниками; и тут убит был великий князь Юрий, а Василька захватили безбожные, и повели в свои станы. Случилось это зло 4 марта, на память святых мучеников Павла и Ульяны. И тут убит был князь великий Юрий на Сити-реке, и дружины его много побили; блаженный же епископ Кирилл взял мертвого князя, идя от Бело-озера, и принес его в Ростов, и пел над ним положенные песни с игуменами и клирошанами и попами, со многими слезами, и положили его в гроб у святой Богородицы.

А Василька Константиновича вели с постоянным понуждением до Шерньского леса, и когда стали станом, принуждали его много безбожные татары принять обычаи татарские, быть в их воле и воевать за них. Он же никак не покорялся их беззаконию, и много укорял их, говоря: «О глухое царство, оскверненное! Ничем не заставите вы меня отречься от христианской веры, хотя и нахожусь я в великой беде; как дадите ответ Богу, многие души погубив без правды? За их муки будет мучить вас Бог, и спасет Господь души тех, кого погубили». Они же скрежетали на него зубами, желая насытиться его крови. Блаженный же князь Василько помолился, говоря: «Господи! Иисусе Христе! помогавший мне многократно, избавь меня от этих плотоядцев». И снова помолился, сказав: «Господи Вседержитель и нерукотворный Цесарь! спаси любящих Тебя, и дай мне то, о чем прошу; помоги христианам и спаси Твоих рабов, детей моих Бориса и Глеба, и отца моего, епископа Кирилла». И в третий раз помолился: «Благодарю Тебя, Боже мой! Вижу похвальную память о себе; что молодая моя память от железа погибает и тонкое мое тело увядает». И в последний раз помолился: «Господи Иисусе Христе Вседержитель! прими дух мой, да и я почию в славе Твоей». И сказал это и тотчас без милости был убит. И был брошен в лесу...

===

Ну и кому поверим?

Да обоим, и суздальскому летописцу, и Гази-Бараджу!

Но сначала всмотримся в слова нашей летописи: "...принуждали его много безбожные татары принять обычаи татарские, быть в их воле и воевать за них."

Далее ‒ логика такая. Поскольку никому из прочих князей-воевод предложения служить монголам\булгарам не поступило, то вполне логично предполагаю, что именно Бурундай и увещевал друга и шурина принять... не, не монгольскую веру, но ‒ ислам! Мол, лишь тогда я тебя перед монголами отмажу. Тут-то князь Василий Константинович и врубился, до чего его дружба с врагом довела. Ну и послал всех открытым текстом. За что и погиб. Как герой!

Ибо кто из нас не блудил и не грешил?

Мораль. Поскольку князь Василий Константинович на путь измены Родине не встал (а некоторые "издержки" в борьбе за престол ‒ дело по тем временам обычное), и, как не увещевал его Бурундай, от веры предков своих не отрёкся, напротив, из предложенного выбора осмысленно выбрал смерть от меча иноплеменников, то и причисления к лику святых ‒ ДОСТОИН! Моисеич же снимает с него собственные обвинения. Ибо смерть в бою со Врагом искупает любые былые прегрешения. Причём, совершенно не важно, мечём ли бой тот вёлся, пером или мыслью...

А вот как погибли двоюродный брат Гази-Бараджа Нанкай {Филипп Нянка} и дядя Батыр {Пётр Ослядюкович}.

"Гази-Барадж тарихы":

Между тем [монгольский хан] Гуюк взял Москву благодаря сдаче сына Юрия, отстранившего Нанкая {Филиппа Нянку} от власти {понимаю как "от управления обороной"}. Нанкай же заперся в крепости имени его предка ‒ “Арбат” {видимо, имеется в виду предтеча Кремля}, где воеводу и убили. Гуюк привез его голову к [городу] Владимиру, и [отец Нанкая] Батыр {Пётр Ослядюкович}, увидев ее, в горести сдался. Так как вначале он не хотел покоряться татарам и оказал им сопротивление, то Гуюк тут же велел задушить престарелого моего дядю.

===

Что творится... Русский князь сдаёт монголам город Москву, но её воевода, татарин Нанкай, продолжает защищать Арбат до последнего дыхания...

Ну и кто из них больший патриот Руси? Русский князь, сдавший город монголам, или татарин Филипп Нянка, умерший за него?

"Гази-Барадж тарихы":

Получив приказ Батыя и Гуюка двигаться с ними дальше, я заявил в ответ, что булгары воюют против Руси только в разгар зимы и отправился назад. Когда второй гонец обоих ханов предупредил меня от их имени, что я буду разделен на части за отказ идти к Новгороду, то я ответил через него о моем решении сохранить Новгород для великого хана. Тут уж Гуюк прикусил язык, вспомнив, кем я являюсь. В своем личном письме ко мне он просил не обижаться за убийство [дяди] Батыра {Петра Ослядюковича} и Василия [Константиновича] и уверял, что не казнил бы их, если бы знал о моих родственных связях с ними. На это я написал, что их смерть случилась по воле Аллаха и что я не собираюсь винить за это кого бы то ни было, вызвав этим в душе хана единственный в его жизни проблеск симпатии к другому человеку...

===

Про письмо ‒ на брехню похоже. Ибо в куче все были, возле Владимира. И всё друг про друга знали. И до седьмого колена. И Василия вместе совращали. И потому никакого смысла писать письма друг другу письма. Так что ‒ отмазка! За смерть дяди Батыра.

Сам же Бурундай погибнет в 1263 г. где-то южнее Каспия, во время так называемой "войны с Хулагидами". Там и похоронят.

А вот одна из оценок его деятельности нашими историками: "Многие ученые склоняются к мнению о том, что именно Бурундай был одним из самых лучших полководцев Орды. Благодаря его смелости и храбрости, монгольское войско всегда стремилось к победе."

И я вцелом согласен с этой оценкой. Единственно, что не могу понять: вот есть город Бурундай в Алма-атинской области Казахстана... а вот село Старые Бурундуки в Татарстане... и чуйка моя шепчет мне, что один из тех топонимов к нашему Бурундаю имеет самое непосредственное отношение... а вот какой ‒ не понятно..: )

Зато очевидно то, что между Гази-Бараджем и Бурундаем существует даже не большущая разница, но пропасть, поскольку "бурундаи" из "гази-бараджей" возникают лишь после двукратной измены.

Тогда-то "бурундаям" башню и сносит.

И те страх теряют окончательно.

Ибо совесть ещё при первой измене теряется.

Ну и гибнут хрен знает где и хрен знает как.

И хрен какая гурия вспомнит их добрым словом.

И хрен с ними.

===

Моисеич же, облегчённо выдохнув, на этом прощается с Бурундаем. Без сожаления.

А вот с "тарихы" его ‒ рано прощаться. Ибо всё самое вкусное из неё ‒ ещё впереди.

===

И в заключение.

Эти несколько статей, посвящённые Гази-Бараджу‒Бурундаю, изначально мной даже не планировались. Сразу хотел выплеснуть на читателя его рассказ о том, как в IХ веке на едином киевском столе одновременно уселись ант Дир и швед Аскольд (которых позже Вещий Олег якобы убил). Однако, перечитав заготовки понял, что статьи те без предварительного освещения личности автора "Гази-Барадж тарихы" вряд ли однозначно понятны будут. Вот и расстарался, нечаянно. После же знакомства с Гази-Бараджем‒Бурундаем и его временем последующие его тексты будут чуть яснее восприниматься, более чётко...

Всем СВА привет!

Моисеич, Корела, декабрь 2017 г.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • :thumbsup: Так же Тарихи повествует ,о том, что Рюриковичи не отвязанные викинги ,а  такие же Дуло как и Булгарские ханы и что Боголюбский убил своего родича Кучку за что и поплатился головой.
  • Ну чо, интересно... но многабукаф...
  • Спасибо, Моисеич, очень интересно. "Радилов был также сожжен, после чего мы благополучно вернулись в Учель на кораблях Ширдана." Видимо, тогда они прошли от Городца-Радилова до Ветлуги и оказались на Светлояре-Китеже. Там до сих пор у марийцев есть память о военной тропе до Казани. Кстати там сплошные арии: м-арийцы, м-о(а)р-два, тат-ары. Фино-уграми и не пахнет.
  • "Точно так же, как радиловские {городецкие} ары помогали нам громить урусов, наши ары... радостно встретили [русского] князя в Бурате и примкнули к нему в количестве 20 тысяч." "Ары", можно просто перевести как "люди" (человеки). "Ар", это раньше значило как "человек". У армян и сейчас "ара", это значит "человек", и не важно к кому обращаешься, к мужчине или к женщине.
  • "И ничего странного в этом нет. Тогда многие булгарские (читай "татарские") беки и бии служили на Руси. Например, двоюродный брат Гази-Бараджа по имени Нанкай в это же самое время был воеводой ни абы чего, но именно Москвы. И отец Нанкая Батыр (дядя Гази-Бараджа) тогда же служил Руси. И даже стал "первым боярином" великого князя Юрия. Мало того, оказывается, что и дед Гази-Бараджа (отец братьев Батыра и Азана) тоже служил Руси, причём, тоже в Москве, как воевода её." Может ещё и этим "бекам" в тюрбанных шлемах и храмы строили... Луковки златоглавые "божья сила", а причудливые купола - "ханы", охранявшие её.