• РЕГИСТРАЦИЯ

Шпионский детектив ХIII века

95 5284

В лето 6737 (1229) ...подвергнут мукам новый мученик Христов, которого убили булгары в их Великом городе. Был он иного языка, не русского, но христианин, имевший большое богатство, торговавший по городам и пришедший в булгарский город; они же схватили его и принуждали в течение многих дней уговорами и угрозами отказаться от Христа и веры христианской, но он не покорился и, отказавшись от всего, предпочел умереть за Христа. Иссечен был 1 апреля; христиане же из Руси взяли его тело и положили в гробу, где похоронены и другие христиане. ("Суздальская летопись")

В татарском городке Болгар есть красивая церковь в память о православном святом Авраамии, принявшего там мученическую смерть в 1229 году. По имени города и святого Авраамия прозвали Болгарским (хотя правильнее было бы говорить и писать "Булгарским").

На фото: часовня и церковь св. Авраамия в г. Болгар (Татарстан).

Вот вокруг этого Авраамия далее и накручу словеса многие, героем которых, однако, будет не сам святой, но его современник булгарский эмир Гази-Барадж, плюс булгарские сородичи Гази-Бараджа, всё сплошь эмиры и улугбеки, плюс его русские сородичи, всё князья да воеводы, плюс ханы Волжской Булгарии, плюс великие князья всея Руси, да плюс некий никому не известный нижегородский "монах-еретик" с булгарским именем Ас-Азим. Ибо все они так или иначе имели отношение к Авраамию тому, кто прямое, кто косвенное. А через святого того имели отношения и друг с другом. Зачастую тайные. А иногда и шпионские. Отношениями этими, как и причинами их породившими, покуда никто не занимался. Почему и страсти те шпионские остались вне поля зрения исследователей предмонгольского периода нашей истории. Откуда и разброд в оценках причин самого монгольского нашествия на Русь. Ибо данных только наших летописей для выявления и освещения отношений тех, как и причин их породивших, совершенно недостаточно. Данные же булгарской (татарской) летописи "Джагфар тарихы", точнее её главной части под названием "Гази-Барадж тарихы", историками нашими игнорируются напрочь, мол, с фальшивками не работаем. Ну и... хрен с ними, с историками нашими. Те не работают ‒ Моисеич поработает. И на суд читателя вынесет результат сравнения и осмысления некоторых событий начала ХIII века, почерпнутых в русской "Суздальской летописи" и булгарской "Гази-Барадж тарихы" ("Истории Гази-Бараджа").

Так что, как и полагается при чтении детектива, запасаемся... терпением. Ибо имён известных и неизвестных в статье будет прилично. А цитат и ещё больше. Плюс, совершенно необходимые личные пояснения к прочитанному. При этом постараюсь излагать всё то словесное обилие как обычно максимально кратко : )

Поехали.

"Суздальская летопись":

В лето 6720 (1212), индикта, 13 апреля, на память святого Мартина, папы Римского, скончался великий князь Всеволод [Большое гнездо], названный в святом крещении Дмитрием, сын благочестивого князя всея Руси Юрия [Долгорукого], внук Владимира Мономаха, княжив в Суздальской земле 37 лет...

Тем же летом приходил [сын Всеволода] князь Юрий с [братом] Ярославом [и войском] к Ростову, [но] утвердили мир с [братом их] Константином, и разошлись каждый восвояси.

===

Так суздальский летописец поведал нам о начале борьбы сыновей Всеволода Большое Гнездо Константина и Юрия за великокняжеский стол во Владимире, при этом умолчав, что великим князем стал Юрий Всеволодович (на схеме ‒ "Юрий II").

В лето 6721 (1213). Христолюбивый князь Константин [Всеволодович] заложил церковь святой Богородицы, на месте рухнувшей церкви...

Тем же летом Юрий [Всеволодович] с Ярославом [Всеволодовичем] вторично приходили [с ратью] к Ростову и, утвердив ряд с [братом их] Константином, пошли от Ростова к Москве...

В лето 6724 (1216). ...новгородцы выгнали от себя Мстислава Мстиславича, а Ярослава Всеволодовича привели к себе на стол.

В лето 6725 (1217). Извечный враг злой дьявол, всегда ненавидящий род человеческий, особенно христиан, дабы не одному быть в вечной муке, которая уготована ему и находящимся с ним, этот окаянный дьявол поднял злую распрю между сыновьями Всеволода [Большое Гнездо] князьями Константином, и Юрием и Ярославом. И бились у Юрьева, и одолел Константин; но Бог и крест честной и молитва отца их и деда снова восстановили между ними великую любовь, и сел Константин [великим князем] на столе во Владимире, а Юрий в Суздале, и была великая радость в земле Суздальской, а дьявол плакал о своей погибели.

===

А тут летописец поведал нам, что в результате вооружённого противостояния между Константином с одной стороны и Юрием и Ярославом с другой великокняжеский стол во Владимире перешёл от Юрия Всеволодовича к его старшему брату Константину Всеволодовичу.

Далее.

В лето 6726 (1218). ...В то же лето великий князь Константин, сын Всеволодов, послал старшего сына своего Василька в Ростов на стол, а Всеволода на Ярославский стол...

Той же зимой [1218], 2 февраля, в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, в пятницу, в 7 часов дня, скончался христолюбивый великий князь Константин, сын Всеволодов, внук Юриев, правнук Владимира Мономаха. Это был блаженный князь, весьма украшенный всеми добродетелями, возлюбивший Бога всей душой и всем желаньем, имевший в сердце и в душе совершенный страх Божий; не омрачил ума своего суетной славой обольстительного света сего, но весь разум свой устремил туда, куда и пришел в ту нестареющую бесконечную жизнь, которой и удостоился своими милостынями и безмерным беззлобием... Слышав же Юрий и Ярослав, и все братья его, скоро съехались во Владимир, и плакали по нем горьким плачем, как по отцу и по любимому брату, поскольку все его имели вместо отца, и он чтил их по достоянию, ибо была между ними безмерная любовь...

===

Эти цитаты и родословные привожу для того, чтобы читатель мог с минимумом затруднений ориентироваться в последующих событиях, героями которых и будут те князья, именах которых выше выделил жиром. Наиболее же часто будут поминаться сыновья Всеволода Большое Гнездо Константин и Юрий, поочерёдно занимавшие великокняжеский стол во Владимире: Юрий с 1212 по 1216 г. и, после перерыва, с 1218 и до гибели от монгольских мечей в 1238 г., а Константин с 1216 по 1218 г.

Особо же мой интерес вызывают великий князь Константин Всеволодович и его сын Василий (Василько).

После смерти Всеволода Большое Гнездо великим князем стал его второй сын Юрий. Константин же, в результате победы над объединённым войском Юрия и Ярослава и их владимирцами и новгородцами, подвинул Юрия с великокняжеского стола (что говорит либо о гениальности Константина как полководца, либо о том, что у Константина была некая серьёзная помощь кого-то из соседей; второе вероятнее).

Про сына же Константина Всеволодовича Василия Константиновича известно, что он княжил в Ростове, уцелел во время битвы с монголами на реке Сити, попал в плен, на предложение монголов отречься от православия и принять их веру ответил отказом, принял мученическую смерть, после чего и был причислен к лику православных святых. Герой, одним словом.

Эти данные наших летописей особых вопросов у историков не вызывает.

Однако, сведения булгарской летописи "Гази-Барадж тарихы", написанной современником тех князей булгарским эмиром Гази-Бараджем, характеризуют их настолько неожиданно, специфично и, при этом, не противореча данным той же "Суздальской летописи, что игнорировать их ну никак не возможно. Именно знакомство с булгарской летописью "Гази-Барадж тарихы" и пробудило мой интерес к князьям Константину и Василию (Василько), побуждая самым внимательным образом вчитываться в летописи наши, где они хоть как-то помянуты, да сравнивая данные о них с изложенным в "Гази-Барадж тарихы". А в конце концов и увидеть то, что покуда невидимым было. Тесные отношения Константина и Василия с булгарами имею в виду, посредством ну очень тёмного персонажа "Гази-Барадж тарихы" по имени Ас-Азим. Который и к помянутому в начале статьи Авраамию Булгарскому имел самое непосредственное отношение.

Такая вот предыстория.

А теперь можно и в частности окунуться, предварительно, ради фиксации в памяти имён тех, и ещё раз посмотрев на родословную князей русских, чуть более подробную, где выделенные синим цветом цифры означают время нахождения того или иного князя на великокняжеском столе, а фиолетовым цветом я указал булгарские звучания их имён (ниже пригодится).

Вот теперь и глянем, что сам Гази-Барадж говорит про события с 1212 по 1218 гг.

"Гази-Барадж тарихы":

151 После смерти верного [Булгарской] Державе Всеволода [1212] на владимирский престол сел его добрый и тихий сын Константин. Его брат, злобный и властолюбивый Юрий, тут же поднял мятеж с целью захвата власти. Хан [Волжской Булгарии] не мог потерпеть этого, и [булгарский военачальник] Гуза отправился вместе с [моим] отцом усмирять наглеца. Разбойники Юрия были растоптаны, хотя оказали вначале жестокое сопротивление и ранили эмира {отца Гази-Бараджа}. За это Гуза велел своим не брать пленных, и наши безжалостно положили 10 тысяч мятежников. Но сразу после смерти Константина [1218], который, говорят, был отравлен, убийца Юрий захватил трон и первым делом перебил в Устюге булгарских купцов. Несчастные возвращались из Артана {?}, и лишь один из них ‒ Байрам, сын Умара, смог бежать и принести печальную весть в столицу [Волжской Булгарии].

Хан решил жестоко наказать негодяев и сам вступил в поход вместе со мной, курсыбаем {тяжеловооружёнными воинами {фактически ‒ булгарские "викинги"}}, тухчийцами {жителями г. Жукотин; ныне Чистополь} и тысячью шумбутцев {белозерцев?}, 50 соплеменников которых охраняли караван и мученически погибли, защищая его, вместе со всеми...

Улугбеком [города] Учеля уже два года был мой старший брат Хаким, ибо в 1217 году [наш] отец покинул бренный мир. Несмотря на предложение хана [Булгарии] стать улугбеком Болгара, я отказался, опасаясь козней [эмира] Ялдау.

===

Последние слова говорят не о трусости автора "Гази-Барадж тарихы", но о его супер-пупер осторожности, которая при монголах и вознесёт Гази-Бараджа на вершины такого могущества, что одно лишь имя его будет наводить ужас на русских князей.

Ну а пока Гази-Барадж ‒ простой булгарский эмир и, как сын хана Азана, один из претендентов на булгарский престол. При этом, в отличие от иных претендентов, Гази-Барадж преподносит себя как потомка гуннских ханов, что в V-м веке пришли с Атиллой в Европу, а после поражения от римлян перебравшихся оттуда на Волгу и Каму. Для чего подробно и описует, как гунны те всю дорогу в Европу и обратно рубились с ненавистными им "галиджийцами" и "балынцами". Не, точнее так: всю дорогу рубя ненавистных им славян из Галиджа (Новгорода) и Балына (Суздаля). Рубя... рубя... рубя.. рубя... и не вырубя. Причём, рубили славян гунны в союзе не только с иными тюркскими племенами, но и вместе с самыми их верными союзниками "анчийцами" (антами; украинцами), ненавидевших тех "галиджийцев" и "балынцев" также, как ныне их потомки "москалей".

Вот.

А потом с потомками гунном что-то случилось. Причём, из ряда вон выходящее. В результате чего некоторые их беки и бии вдруг оказываются на "балынской" (русской) службе. А так в ХII веке одна ветвь рода Гази-Бараджа и оказалась на службе у русских великих князей. Причём, прямая ветвь. Ибо и дед Гази-Бараджа, и его дядька, и двоюродный брат служили Руси. И не на рядовых должностях.

Так что, родня Гази-Бараджа имела вес и влияние не только в Волжской Булгарии, но и на Руси (правильнее было бы говорить "в Булгаре", но... привычка ‒ вторая натура; да и запутка возникает с городом Булгар; так что пусть будет "Булгария", а "Булгар" ‒ в уме).

В самой же Булгарии дед, отец и старший брат Гази-Бараджа поочерёдно правили городом Учель, который в наших летописях назывался Ошел или Ошель.

На карте: в районе татарского райцентра Тетюши на берегу Волги и находился г. Учель (Ошел).

"Гази-Барадж тарихы":

Выступили мы из Учеля в суровый мороз, и легко одетые артанцы {?} ободрали арских женщин и закутались в их платки и шубы...

Устюжский бояр Илия, убийца мирных купцов, принял их за женщин и, когда мои мастера под моим руководством выбили стену Устюга, возопил своим: “Молодцы! Булгары, как видно, совсем оробели и привели к нам своих распутниц. А ну-ка, попихаем этих баб!” Тысяча суздальцев легкомысленно выбежала из крепости на вылазку. Тут уже шумбутцы закричали: “Смотрите! Хорошие шубы сами бегут к нам! Возьмем же их!” Они скинули с себя женские одеяния и в одно мгновение изрубили онемевших от испуга урусов. Наши вошли в город и оставили от него только головешки.

152 После этого мы прошли мимо Балукты {Вологды?}, взяв с нее дань медвежьими и иными шкурами, и подступили к Ярославлю. По пути мы потеряли Гузу, провалившегося под лед Мосхи {Сухоны}...

Этим городом {Ярославлем} владел ростовский князь Василий, сын Константина, и я, ради доброй памяти этого друга отца, не без труда уговорил хана повернуть к Радилову {Городцу}. Мы [сначала] обошли эту крепость, где сидел брат Юрия ‒ трусливый Святослав, и встретились с флотом Ширдана...

Радилов был также сожжен, после чего мы благополучно вернулись в Учель на кораблях Ширдана. Добыча была настолько велика, что для ее перевозки нам пришлось дополнительно связать 200 плотов...

На карте: примерный маршрут похода Гази-Бараджа зимой 1219 г.

Приведённая из "Гази-Барадж тарихы" цитата говорит о событиях зимы 1219 года (через два года после смерти отца Гази-Бараджа в 1217 г.). Причём, в ней имеется пара весьма существенных противоречий с данными "Суздальской летописи". Первое, наша летопись ничего не говорит о том походе булгар на Устюг, Вологду и Радилов (Городец) и про потенциальную угрозу Ярославлю. Второе, по утверждению суздальского летописца в Ярославле с 1218 г. сидел не Василий Константинович, но его брат Всеволод Константинович. Сам же Василий Константинович с 1218 г. сидел на княжеском столе в Ростове, почему в некоторых генеалогиях его называют Василием Ростовским.

Вот.

Мелочь?..

Однако, личный многолетний опыт в различении правды и лжи позволяет утверждать, что фальсификаторы и поддельщики к подобным "мелочам" относятся ну очень внимательно. Более того, стараются вообще подобных "мелочей" не касаться, тратя свои силы лишь на общие вопросы, да с постоянным уклоном в философию, религию и геополитику. А Гази-Барадж этих тем практически не касается. А коль и затрагивает иногда, то по-необходимости, и как правило в виде цитат, поддерживающих канву повествования. Зато "мелких" промашек и несостыковок с нашими летописями у него ‒ полным-полна коробушка. И это при том, что его ну очень значительная по объёму "тарихы" многословием, как это ни странно, не страдает. Напротив, слова в предложения свиты предельно кратко, практически протокольным языком. И даже русофобская язвительность его кратка до лаконичности, почему и болезненна для любого русского читателя (как, например, задорновское "Ну, тупые!" в адрес пиндосов). Откуда и моё личное резюме касательно подлинности "Гази-Барадж тарихы": фальшивки ТАК небрежно при описании известных событий и так подробно при изложении никому не известного не делаются.

И до кучи. Этот зимний (акцентирую ‒ ЗИМНИЙ!) поход Гази-Бараджа любому здравомыслящему исследователю поясняет, что с таким воеводой-проводником как Гази-Барадж монголо-татары элементарно могли пройти по любым русским сугробам. Тем более, что большинство монгольского войска зимы 1237‒1238 г. составляли именно булгары Гази-Бараджа. А с учётом того, что непосредственно булгарский опыт военачалия Гази-Бараджа (который прекрасно характеризуется такими его словами: "булгары воюют против Руси только в разгар зимы") позже был углублен и расширен ещё и русским воинским опытом (когда ему, как воеводе Н.Новгорода, приходилось с ратью топтать дороги Владимиро-Суздальской Руси), то и разговоры о невозможности именно зимнего нашествия монголов на Русь (хоть из-за отсутствия дорог, хоть из-за отсутствия корма для коней) считаю пустозвонством.

Вот.

И потому же имеющиеся в "Гази-Барадж тарихы" "промашки", не стыкующиеся с данными наших летописей, я не спешу ставить в вину автору её. Ибо там всякое могло быть.

"Суздальская летопись":

В лето 6728 (1220). Великий князь Юрий, сын Всеволодов, послал брата своего Святослава с полками и воеводами на безбожных булгар. И как только пришел Святослав под их город Ошел, и все пешие полки вышли из ладей, булгары, увидев это, скоро собрались, одни на конях, другие пешими, вышли из города и бросились в бой; наши, укрепляемые силою честного креста, пошли против них, обстреливая их; они же забежали за ограду и бились крепко, наши же рассекли ограждение, вогнали их в город и захватили ворота, а затем подожгли город и взяли его на щит. И помог Бог Святославу 15 июня, на память святого Амоса.

В лето 6729 (1221). ...великий князь Юрий, сын Всеволодов, заложил город на устье Оки и назвал его Новгородом.

"Гази-Барадж тарихы":

Хан привык к тому, что после его походов урусские князьи тут же присылали послов с извинениями и данью. Но Юрий среди всех этих князей отличался необычайным безрассудством, и его поэтому и считали безумным. Какая-то внутренняя злоба постоянно толкала его на кровавые дела, и я сам видел его улыбающимся только во время чинимых им зверств. При этом он был необычайно труслив при приближении опасности, если она осознавалась им. Чувство угрозы изменило ему только один раз ‒ после похода [булгарского хана] Чельбира [в 1219 г.]. Виновником этого был [его брат] Святослав, принесший ему ложную весть о гибели хана в Радилове {Городце} для своего оправдания. Воодушевленный Юрий ранней весной [1221 г.] внезапным приступом захватил крепость Джун-Калу. Славянам удалось рассечь в двух местах частокол острога, и [булгарский] воевода Джун-Мишарского округа Маркас, запалив балик, оставил его. На пепелище Джун-Калы Юрий тут же возвел деревянную крепость [Нижний Новгород]. После этого, пока хан отдыхал и отмахивался от вести об этом, как о невероятной, Святослав приплыл к Учелю с 15 тысячами воинов. Точно так же, как радиловские {городецкие} ары помогали нам громить урусов, наши ары... радостно встретили [русского] князя в Бурате и примкнули к нему в количестве 20 тысяч. Они были озлоблены жестоким подавлением их бунта в 1212 году.

===

Тут прерву повествование Гази-Бараджа ради трёх моментов.

Первый. Этих "аров" переводчик "Гази-Барадж тарихы" комментирует как "финноязычные племена". И всё. Я же в арах тех подозреваю "Русь Пургасову" из "Суздальской летописи" [1229 г.], про которую переводчик летописи так пояснил: "Русь Пургасова – единственное упоминание еще об одной Руси, обособленной от основных русских центров."

Второй момент касается противоречия в последовательности изложения событий нашей и булгарской летописями. Хоть обе и говорят, что именно в 1221 году князь Юрий Всеволодович основал Нижний Новгород, однако наша летопись сообщает, что Нижний Новгород был основан после похода Святослава Всеволодовича в 1220 г. на булгарский Ошел {Учель}. А Гази-Барадж утверждает, что сначала Юрий Всеволодович захватил Джун-Калу и на её месте основал Нижний Новгород, а уж потом его брат Святослав налетел на Учель {Ошел} и сжёг его. По большому счёту ‒ мелочь непринципиальная. Однако, с учётом того, что к "Истории" Гази-Бараджа официальные историки относятся как к очевидной (для них) фальшивке, то именно подобные разночтения с устоявшейся хронологией и позволяют утверждать, что либо фальшивку сию творил гений всех времён и народов, либо всех тех историков наших нужно кого в дворники отправить, а кого и гражданства лишить.

Третий же момент связан с происхождение названия Нижний Новгород. Ибо многих напрягает прилагательное "Нижний" в названии города, мол, а где тогда "Верхний"? Вот и поясняю при помощи цитаты из "Википедии": "Низовская земля — в XII—XIII веках название территорий Владимиро-Суздальского княжества, располагавшихся на юго-востоке от Новгородской земли, в бассейне верхнего течения Волги ниже устья реки Мологи. В XIV—XVI веках Низовской землёй, Низом или Понизовьем стали называть занимаемую Великим княжеством Владимирским область Среднего Поволжья, расположенную в междуречье Оки и Волги... На востоке крайним населённым пунктом Низовской земли был город Радилов (ныне Городец)..." То есть, название "Нижний Новгород" дословно означает "Новый город в Понизовье" или "Новый город при слиянии Оки и Волги".

"Гази-Барадж тарихы":

Ары сожгли Биш-Балту, а затем стали поджигать и Акбикюль. Я, подумав, что против города действуют кара-чирйыши, спокойно выехал из крепости в посад с двумя сотнями джур {дружинников} для наведения порядка и вдруг столкнулся с прорывавшимися за частокол урусами. Три тысячи из них были в доспехах, полученных Юрием из Новгорода в ответ на его обещание не нападать на этот город {поддерживается записью "Суздальской летописи за 1229 г.}. Доспехи были неважные, хуже [наших] курсыбаевских, но это все же затруднило действие джур, привыкших сражаться с не имевшими и таковых суздальскими воинами. Поэтому джуры, выведя всех жителей на Богылтау, предпочли поджечь Акбикюль. Выйти из посада, однако, нам не удалось, так как суздальцы прорвались в посад и отрезали нас от горы. Пришлось выходить через Муромские ворота, еще не охваченные огнем. [Мой брат] Хаким со своими джурами благополучно пробился сквозь вражеские ряды. Меня же и двенадцать джур внезапно отрезало языком пламени и, чтобы не сгореть, я должен был отступить навстречу урусам. Мы побились некоторое время, пока, наконец, не были сбиты с лошадей на землю и взяты в плен. Нас тут же переправили в лагерь Святослава, причем никто не видел меня. С нас грубо содрали доспехи, связали веревками и рассадили по кораблям.

...

Один из аров опознал меня и выдал [великому князю] Юрию. Тот не захотел возвращать меня, велел упрятать в темницу и сообщить о моей гибели в огне.

===

Во как... Сначала с коня на землю сбили, затем грубо доспехи сорвали, а потом ещё и грязными верёвками повязали... эстета и великого стратега. При этом ни слова упрёка не слышим за сожжение Святославом Всеволодовичем родного для Гази-Бараджа Учеля.

А всё потому, что великий стратег Гази-Барадж попал в банальную западню, устроенную ему князем Святославом. Которому и пришлось сдаться. Вот и не хает его.

Святослав же Гази-Бараджа брату Юрию отдал.

А тот его в темницу зачем-то посадил. И там книги читать позволил. А может и заставил. Видимо помнил, как дед Гази-Бараджа подобным же образов перевоспитался, и потом честно служил Руси воеводой одной небольшой крепости. А опосля и сын деда того там же служил. А затем и внук деда того (двоюродный брат Гази-Бараджа), когда сын тот (то есть дядя Гази-Бараджа) пошёл на повышение и стал "первым владимирским боярином" (типа, премьер-министром всея Руси). Вот Юрий Всеволодович и посчитал, что книги, летописи и философские размышления наедине с самим собой и из Гази-Бараджа смогут приличного русского человека сотворить. Ну а покуда тот русским духом пропитывается, остальные пусть думают, что он погиб. О чём на весь булгарский мир и объявил. И тут же с ханом его некие переговоры затеял.

Вот.

А где переговоры, там всегда детектив и шпионские страсти.

"Гази-Барадж тарихы" (и всё тот же 1221 г.):

157 Послом от Юрия был [его племянник] Василий [Константинович], которого тот ненавидел, но не мог устранить из-за отсутствия сил и боязни смут {???}. Перед набегом Святослава [на Учель] Юрий направил Василия [Константиновича] с его ростовчанами и частью суздальцев на Хлынов {Вятку} для отвлечения флота [булгарского воеводы] Нукрата. Действительно, при появлении Василия [правитель Хлынова] Мер-Чура тут же вызвал [булгарский] флот [с Волги на Вятку], и [потому] суздальцы [Святослава] смогли беспрепятственно высадиться у Учеля [и сжечь город]. Князь [Василий Константинович], однако, заявил своим дружинникам: “Юрий послал нас на убой. Свяжемся с Садыком ‒ он нам поможет спастись”.

До этого Василий сообщил мне о предстоящем своем, набеге, и я тайно попросил Садыка позаботиться о спасении сына Константина. Садык связался с Нукратом, и тот пропустил корабль Василия, отмеченный особым знаменем. Топил салчибашы только корабли суздальцев, дав возможность ростовчанам, плывшим в хвосте ‒ во главе с двумя верными дружинниками Василия, ‒ выйти на берег и сдаться. Об этом нашем уговоре с Василием, конечно, никто не знал. Пленные ростовцы приняли ислам, и хан дал им права кара-муслимов и расселил в Кашане от реки Вятки до [реки] Иссы.

===

Вон оно что! То-то доброе отношение Гази-Бараджа к Василию Константиновичу ну очень сильно напрягало меня. Ибо, всю книгу свою всех русских хает, а Василия только что не славит. А тут ‒ нате! ‒ признаётся, что Василия этого он того... под ногтём держал... то есть завербовал, по-нашему говоря. И даже "радистку Кэт" в чёрной рясе ему в помощь дал (о чём речь позже будет), через которую Василий Константинович Гази-Бараджу донесения и слал: кто и с кем, куда и откуда.

Откуда и следующее предположение. Видимо, Гази-Барадж хотел свалить великого князя Юрия Всеволодовича с владимирского престола, а на его место Василия Константиновича усадить. Для чего выше и намекнул невзначай про возможное отравление отца Василия Константина Всеволодовича "убийцей Юрием". И как следствие, что Юрий получил власть незаконно. При том, что наши летописи говорят обратное, мол, Константин силой (в смысле незаконно) отобрал власть у Юрия, которую тому завещал их отец Всеволод. Из чего возникает и ещё одно предположение: победить в 1217 г. объединённое владимиро-новгородское войско Юрия и Ярослава Константину помогли именно булгары, и, скорее всего, во главе с Гази-Бараджем или отцом его. Ну хотя бы потому, что отец Гази-Бараджа был весьма дружен с Константином Всеволодовичем. Почему после смерти Константина Всеволодовича Гази-Барадж и стал поддерживать его сына Василия. Но не потому что любил его, а ради осуществления собственной мечты: уничтожить Русь, победив её и растворив среди гуннов\тюрков. Для чего читателю своему булгарскому и рассказывает неоднократно, как былые гуннские и булгарские ханы ассимилировали врагов своих, где кнутом, а где пряником.

И потому, на основании только этих слов "Гази-Барадж тарихы", князю Василию Константиновичу Ростовскому надо бы обвинение предъявить в измене Родине. И провести тщательнейшее дознание. И обвинительное заключение на суд общества направить. А гособвинителем прокурора Поклонскую назначить. Ибо адвокатов у Василия Ростовского ‒ к бабке не ходи! ‒ будет предостаточно. Ведь он официальным святым почитается. Как досмерти пострадавший от монголов.

Тех, что друг его Гази-Барадж и приведёт.

Которого монголы будут называть Бурунда, а наши летописи, например "Ипатьевская", ‒ Буранда.

И который и есть тот самый Бурундай, о котором слышал, наверное, всякий, кто интересовался монголами ХIII-го века или кто знает либретто оперы Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".

Так что, как ни крути, князь Василий Константинович вольно или невольно, но поспособствовал монгольскому нашествию. Почему и смерть его именно от монголов не вызывает удивления моего. И понятны причины, по которым "монголы" именно Василию предлагали отречься от веры предков. И никому более.

Ну да это произойдёт аж через 19 лет.

А пока великий князь Юрий Всеволодович проводит расследование, почему сложная часть его операции по взятию Ошела {Учеля} прошла "на ура", а лёгкая её часть (по отвлечению булгарского флота от Ошела) обернулась потерей собственного флота.

"Гази-Барадж тарихы":

155 ...[после гибели русского флота на Вятке] Юрий заподозрил измену и жег ростовских воевод каленым железом, выпытывая у них сведения о тайной связи Василия с [Булгарской] Державой. Однако воеводы предпочли не развязывать языки, и Безумный отступился от них.

===

Тут Гази-Барадж поясняет нам (как бы между прочим), что не только князь Василий Константинович был его информатором, но и некоторые ростовские воеводы тоже. Причём, завербованы они были ещё до пленения Гази-Бараджа в Учеле в 1220 г. Откуда и такое предположение: видимо, оперативную работу с владимиро-суздальскими князьями и боярами начал ещё отец Гази-Бараджа, эмир Азан. А сын продолжил. И весьма успешно.

Жаль, что Юрий Всеволодович не развязал ростовским боярам языки. Глядишь, и Гази-Барадж из темницы не вышел бы, и никаких монголов бы на Руси не было. Да и сам великий князь жив остался бы, и домочадцы его, и казна, и государство... И планы по объединению удельной Руси в единое государство осуществить, возможно, смог бы. И мы звали бы его не святым или страстотерпцем, а Великим.

"Гази-Барадж тарихы":

163 ...После смерти хана [Волжской Булгарии в 1225 г.] таить меня стало ненужно, и я был выпущен из скверного узилища в обмен на вынужденное согласие поступить на службу Руси. Юрий немедленно привез меня к Нижнему Новгороду и разгласил, что с ним булгарский эмир Гази-Барадж. Мишарские булгары были смущены и отступили от устья Оки, где на месте булгарского города Юрий вновь построил урусскую крепость {Нижний Новгород}.

"Суздальская летопись":

В лето 6733 (1225). Великий князь Юрий заложил церковь каменную святого Спаса на устье Оки в [Нижнем] Новгороде.

===

А так вот в 1225 г. Гази-Барадж не только освободился из заключения, но и оказался на русской службе. И даже стал воеводой Н. Новгорода.

И ничего странного в этом нет. Тогда многие булгарские (читай "татарские") беки и бии служили на Руси. Например, двоюродный брат Гази-Бараджа по имени Нанкай в это же самое время был воеводой ни абы чего, но именно Москвы. И отец Нанкая Батыр (дядя Гази-Бараджа) тогда же служил Руси. И даже стал "первым боярином" великого князя Юрия. Мало того, оказывается, что и дед Гази-Бараджа (отец братьев Батыра и Азана) тоже служил Руси, причём, тоже в Москве, как воевода её.

Самое же невероятное в родословной Гази-Бараджа это то, что все мы прекрасно знаем имя его деда, ибо самая красивая московская улица (ну или самая "манерная") получила своё наименование именно в его честь.

Вот, уважаемый читатель, и попробуй угадать, причём, С ПЕРВОЙ ЖЕ ПОПЫТКИ, как звали деда Гази-Бараджа?

На фото: московская улица, получившая своё название в честь деда автора "Гази-Барадж тарихы".

А ответ на вопрос таков: имя деда Гази-Бараджа ‒ Арбат. А если точнее, то ‒ Арбат Ос-Ладж.

Многие нынешние татары ну очень гордятся этим именем, утверждая при этом, мол, это мы Москву построили. Но гордость та ‒ от бес-толковости. Ибо была война. Великий князь Андрей Боголюбский взял Арбата в плен. Тот отсидел, сколько прописано было. Пропитался русским духом. Попросился остаться. А так и стал воеводой Москвы.

Похоже, хотя и неочевидно, что и сын Арбата Ос-Ладжа Батыр Ос-Ладжевич тоже в Москве воеводствовал.

Внук же Арбата Нанкай Батырович (двоюродный брат Гази-Бараджа) однозначно был воеводой Москвы.

И оба эти отпрыска Арбата ‒ Батыр и Нанкай ‒ мужественно встретили выпавшее на их долю монгольское испытание. И в отличие от Гази-Бараджа свой долг перед принявшей их Русью исполнили до конца, с честью погибнув каждый в своей битве: первый защищая от монголов и булгар {!!!} Москву, а второй ‒ столицу тогдашней Руси г. Владимир.

Откуда, уважаемый читатель, и такой вопрос Чуйке Твоей: как думаешь, знают ли наши летописи имена дяди и двоюродного брата Гази-Бараджа?

???

"Суздальская летопись":

В лето 6745 (1237). ...взяли Москву татары {монголы}, и воеводу Филиппа Нянка убили за правоверную христианскую веру...

Той же зимой подошли татары {монголы} к Владимиру, 3 февраля, на память святого Симеона, во вторник, за неделю до мясопуста. Владимирцы затворились в городе, где были {княжичи} Всеволод и Мстислав [Юрьевичи] и воевода Петр Ослядюкович.

На картинке: чья-то школьная работа, где её автор непостижимым для моего понимания образом поставил рядышком отца Батыра и сына Нанкая из "Гази-Барадж тарихы".

Очевидно, что московский воевода Филипп Нянка (ударение на "а") и есть двоюродный брат Гази-Бараджа Нанкай.

А вот то, что Петр Ослядюкович это сын Арбата Батыр поначалу было совсем не очевидным. Пока не сообразил, что булгарское имя "Батыр" и есть христианское "Пётр" {Б↔П; БъТъРъ = ПъТъРъ}, а отчество "Ослядюкович" означает "сын Ос-Ладжа". Ибо полное имя деда Гази-Бараджа ‒ Арбат Ос-Ладж. И совсем не удивительно, что булгарин Ос-Ладж на Руси превратился в Ослядюка.

Имя же (или прозвище) Арбат можно расшифровать как "Яросвят". А логика тут такая. Русское имя "Святослав" Гази-Барадж преподносит в виде "Бат-Аслап", где БАТ ‒ это "свят" или "свет", а АСЛАП ‒ "слав". Имя же "Ярослав", как и название "Ярославль", Гази-Барадж пишет как "Ар-Аслап", где АР ‒ это наше "яр", а АСЛАП ‒ всё тот же "слав" ("славль"). Откуда и получается, что имя "Арбат", разделённое на АР ‒ "яр" и БАТ ‒ "свят", "свет", МОЖЕТ означать Яросвят или Яросвет...

Думаю, москвичи не будут шибко "против" против такой трактовки наименования их любимой улицы : )

Вот и скажи, уважаемый читатель (да и как не уважать Тебя, коль столько цитат и пояснений выдержал : )), зачем было подделывать в "Гази-Барадж тарихы" все те имена из "Суздальской летописи" таким образом, что до сих пор никто не видит в русском воеводе Филиппе Нянке двоюродного брата Гази-Бараджа Нанкая, а в русском боярине Петре Ослядюковиче ‒ дядю Гази-Бараджа Батыра Ос-Ладжевича?

Или может кто ещё, кроме Моисеича, разумеет прямое родство Арбата Ослядюка, Петра Ослядюковича и Филиппа Петровича Нанки с одной стороны и Гази-Бараджа по прозвищу Бурундай с другой?

Мне такие не встречались.

Думаю, что и у Гази-Бараджа имелось русское имя. Причём, имя то, полагаю, обязано быть в какой-либо из наших летописей или церковных книг. И потому, как увидим где-либо имя нижегородского воеводы, служившего в Нижнем с 1225 по 1229 гг. и с 1230 по 1236, или венчальную запись 1225‒1229 гг. о женитьбе кого-либо на княжне Ольге Константиновне, то с вероятностью в 100% это и будет Гази-Барадж.

Я же как ни искал русское имя Гази-Бараджа, так и не сыскал его. И ни единой версии на этот счёт не имею. При том, что знаю имя его русской жены и её родословную.

"Гази-Барадж тарихы":

Овдовев незадолго до нападения Святослава [на Учель в 1221 г.], я женился в Суздале на сестре Василия [Константиновича] Ульджан-би {княжне Ольге}. Она родила мне сына Галимбека...

===

Во, как девки заплясали. Оказывается, Гази-Барадж женился аж на дочери великого князя Константина Всеволодовича, поскольку сестра Василия Константиновича, как ни крути, ‒ это дочь Константина Всеволодовича, бывшего великим князем с 1216 по 1218 гг. Правда, свадьба та случилась уже после смерти Константина, когда на великокняжеском столе находился брат Константина Юрий. Так что сестра Василия Ольга Константиновна была и дочерью великого князя (по отцу), и племянницей великого князя (по дяде Юрию).

А через брак с Ольгой Константиновной и сам Гази-Барадж стал родичем великого князя Юрия, по жене доводясь ему аж племянником.

На картинке: именно у этого Василия (в оранжевом овале) и была сестра Ольга, ставшая женой Гази-Бараджа.

А с такой роднёй (и русской, и булгарской) воеводство в Нижнем Новгороде ‒ не предел мечтаний, но точка отсчёта перед рывком с низкого старта.

"Суздальская летопись":

В лето 6737 (1229), в апреле, пришла мордва с Пургасом к [Нижнему] Новгороду, и отбились от них новгородцы {нижегородцы}; они же зажгли монастырь святой Богородицы и церковь, которые были вне города; в тот же день и отъехали прочь, захватив многих своих убитых...

В то же лето подвергнут мукам новый мученик Христов, которого убили булгары в их Великом городе. Был он иного языка, не русского, но христианин, имевший большое богатство, торговавший по городам и пришедший в болгарский город {г. Болгар}; они же схватили его и принуждали в течение многих дней уговорами и угрозами отказаться от Христа и веры христианской, но он не покорился и, отказавшись от всего, предпочел умереть за Христа. Иссечен был 1 апреля; христиане же из Руси взяли его тело и положили в гробу, где похоронены и другие христиане. И Бог вскоре явил милость за кровь его: бо́льшая половина Великого города сгорела, а оставшаяся часть потом возгоралась днем дважды и трижды, и так в течение многих дней, так что мало осталось от города, а все погорело, и имущества погорело бесчисленное множество за кровь мученика Христова.

На картинке: Авраамий Булгарский перед смертью.

Вторая часть приведённой цитаты и есть тот единственный исторический источник, где говорится про смерть Авраамия Булгарского. И это всё, что про него известно. Плюс, в записи за следующий 1230 г. сообщается о перевозке тела Авраамия из Болгара во Владимир. И всё. То есть, не густо. Для официальных историков. Зато в "Гази-Барадж тарихы" есть и ещё кое-что, касательно не только смерти Авраамия, но и причин его смерти. Плюс невероятнейшая подробность о том, кто именно транспортировал "мощи" Авраамия. В смысле ‒ полуразложившийся труп (ибо лишь год прошёл).

Вот.

Первая же из процитированных дат хоть и не имеет отношения к Авраамию Булгарскому, зато непосредственно касается самого Гази-Бараджа, поскольку именно он и возглавлял ту оборону Нижнего Новгорода от "мордвы Пургаса". Правда, сам он летописную "мордву" сородичами называет, то бишь булгарами.

В монастыре же, который тогда сожгли булгары, находилась одна ну очень широко известная в узких исторических кругах личность, о которой в И-нете я кучу кучную коротеньких статей сыскал. Правда, все они ‒ как сёстры-близнецы, одна на другую похожие, поскольку именно на этой записи "Суздальской летописи" и основываются. А прочитай авторы тех кратких статей "Гази-Барадж тарихы", да пошевели мозгами вокруг Ас-Азима её, да срасти его с неким монахом-отщепенцем из "Суздальской летописи" в записи за 1262 г., глядишь, и роман кто-либо написать сподобился бы.

"Гази-Барадж тарихы":

163 ...После этого Мир-Гази сам пожелал участвовать в войне [с Русью] и подступил с Газаном к Нижнему Новгороду, воеводой которой тогда был я. А сардар пошел к городу прямо от Дэбэра {Свияги?} и [потому] не смог взять с собой осадные орудия {!!!}. Он рассчитывал взять город внезапным налетом, по своему обыкновению, но Маркас самовольно напал на окрестности {???} и в слепой ярости стал жечь их {???}, чем всполошил всех и предупредил нас о нападении {!!!}. Когда подошел Газан, все были готовы сражаться насмерть, ибо от [булгарских] курсыбаевцев ждать пощады не приходилось. За провинность сардар послал Маркаса на захват каких-нибудь ворот {???}, а сам стал с ханом поодаль и наблюдал {!!!}. Мои ополченцы, однако, отбили бия, но увлеклись погоней и внезапно для себя столкнулись с курсыбаем {тяжеловооружёнными воинами}. Тут же они бросились назад, но успели добежать лишь до монастыря близ крепости и спрятались за его забором. Газан велел Маркасу завалить забор деревом и поджечь. От забора занялся весь монастырь. Люди в ужасе стали выбегать вон, но курсыбаевцы никого не пощадили {???}. Всего там сгорело и было убито две тысячи нижегородцев...

165 Спасся только один монах Ас-Азим, который находился в тюремном погребе за распространение какой-то ереси. Мы в полном бессилии наблюдали гибель всего нашего войска, и многие из моих людей уже читали заупокойную молитву. Но нападения все не было. Всю ночь мы провели на стенах, а ранним утром ко мне прибежал Ас-Азим с потрясающим известием о том, что ночью хан внезапно ушел в Державу. Мы не поверили, и я полагал, что это ‒ очередная хитрость Газана, но несколько смельчаков, выехавших из крепости, подтвердили правдивость вести. Позднее я узнал, что причиной этого ухода было известие о нападении [казахов] Мергена на [булгарскую провинцию] Башкорт. Хан знал, что Мерген никогда бы не отважился в одиночку напасть на [Булгарскую] Державу, и верно понял, что за ним шли татары {монголы}.

"Суздальская летопись":

В лето 6737 (1229). ...В то же лето саксины и половцы прибежали с низу [Волги] к болгарам, спасаясь от татар {монголов}; и болгарские сторожи {пограничники} прибежали, побитые татарами {монголами} близ реки, называемой Яиком.

"Гази-Барадж тарихы":

167 Между тем эмир Ильяс Ялдау, недовольный тем, что на трон после смерти [моего] отца был поднят не он, решил осуществить свою заветную мечту о власти. Едва [эмир] Алтынбек отъехал на Яик [чтобы противостоять монголам], Ильяс собрал в Урнаше 4 тысячи казанчиев и двинулся с ними к Буляру. Однако булярцы не впустили ненавистных им уланов в столицу, и суварбашцы, оправдывая это, вспомнили о своей присяге моему отцу [Азану] и объявили о своем желании поднять на [булгарский] трон меня. Видя непреклонность булярцев, Ялдау рассудил, что лучше Гази-Барадж [на троне], чем дядя [Алтынбек], и согласился...

Булярцы, не теряя времени даром, отправили к Юрию [Всеволодовичу] утвердившегося в Казани Хисама с подарками. Юрий, любивший лесть, был подкуплен таким вниманием, но отпустил меня вовсе не из-за них, а в надежде распространить свое влияние на Державу. Был доволен и я ‒ встречей с сыном [от первого брака] и представившейся мне возможностью уйти с русской службы. На нее я пошел после уговоров дяди ‒ сына Арбата Батыра. Батыр был первым суздальским бояром {!!!}, пользовавшимся уважением остальных и даже Юрия, а его сын Нанкай ‒ воеводой Москвы...

Я въехал в [город] Буляр и был поднят на трон Тэтэшем, Иштяком, Газаном и Аблас-Хином, которого я утвердил улугбеком Буртаса по просьбе мухшийских казанчиев и вопреки воле Бояна. Население было еще возбуждено бунтом фанатиков, руководимых Кылычем, которые после смерти Мир-Гази пытались не допустить воцарения Алтынбека и произвести погром христианского квартала столицы Саклан урамы. Суварчиевские чирмыши защитили урам, но один из почтеннейших купцов Абархам {Авраамий} попался в руки взбудораженной черни и был замучен толпой...

===

С учётом сообщения "Суздальской летописи", что Авраамий был замучен 1 апреля 1229 г. и что налёт "мордвы" на Н. Новгород был тоже в апреле, получается, что Гази-Барадж воцарился на булгарском троне в апреле-мае 1229 года. Но продержался на троне недолго, ибо через год ему пришлось бежать из Булгарии.

"Суздальская летопись":

В лето 6738 (1230), 9 марта, на память 40 святых мучеников, перенесен новый Христов мученик Авраамий из Болгарской земли в славный город Владимир; его болгары в прошедшее лето, 1 апреля, много мучили, принуждая отречься от крещения, он же не отрекся, но оставил все свое имущество, и был убит. И взяты были мощи святого страстотерпца Авраамия и перенесены во Владимир, и великий князь благочестивый Юрий встретил его перед городом за версту, с великой честью, со свечами, и епископ Митрофан со всем клиросом и с игуменами, и княгини с детьми, и все люди; и положен был в церкви святой Богородицы в монастыре великой княгини Всеволожей.

На фото: крестный ход в Болгаре на 785-ю годовщину смерти св. Авраамия.

Вот и угадай, уважаемый читатель, причём, с первой же попытки, кто именно привёз мощи св. Авраамия во Владимир?..

"Гази-Барадж тарихы":

Но, увы, Тиле Юрий вновь навредил мне, начав набеги на мишарских аров. Тут уж Алтынбек поднял голову и через год после моего воцарения двинулся на меня с Бачманом, как на “тайного доброхота Руси и врага Исламской Державы”. Газан пришел ко мне и со вздохом сказал, что его курсыбаевцы не могут биться со своими братьями ‒ арбугинцами. Я понял, что надо уносить ноги, и поспешно выехал в Казань, где был улугбеком мой [сын от первого брака] Хисам. По пути я, известив [эмира] Ялдау, отправил свою семью к нему в Нур-Сувар. Казанчии хотели растерзать ее, но эмир, вдруг проникнувшийся ко мне сочувствием из ненависти к Алтынбеку, лично проводил Ольгу и маленького Галима в цитадель Барынту {по-монгольски ‒ Бурунда; откуда и "Бурундай", монгольское прозвище Гази-Бараджа}. Через Казань, под защитой Газана я проехал во Владимир с останками Абархама {Авраамия}, которыми хотел задобрить влиятельную во Владимире церковь. Мой расчет оказался верным. Юрий был недоволен моим отказом передать ему Казань, но не решился сорвать на мне свой гнев из-за благожелательного отношения ко мне попов за передачу мощей, которые тут же были крещены {??? {видимо нужно понимать "освящены"}}. Глава их поинтересовался, что я хотел бы просить у него. Я испросил его прощения [нижегородскому монаху] Ас-Азиму, неотлучно бывшему со мной. На старца сильно подействовал мой рассказ о том, как толпы булярской черни кричали мне: “Ты привез попа для крещения нас”, ‒ и о том, как Ас-Азим мужественно выкопал ночью останки несчастного Абархама {Авраамия} и охранял их на всем нашем пути от фанатиков. Когда я показал главному урусскому папазу {епископу} раны попа, полученные им во время стычек с чернью, старец прослезился и облобызал Ас-Азима. Получив опять назначение в Нижний Новгород, я отправился туда со смутной мыслью о том, что более терпеть такую жизнь не смогу...

===

Очень интересно. Ибо речь здесь идёт о том самом монахе-еретике, что единственный спасся из сожжённого булгарами монастыря во время осады ими Н. Новгорода в 1229 г. Оказывается, с того часа (если не раньше) этот монах везде неотступно следовал за Гази-Бараджем, помогая ему во всех его делах. Везде и во всех! И потому совсем не удивительно, что мощи св. Авраамия выкопал именно этот Ас-Азим.

А Гази-Барадж привёз их во Владимир...

И снова Ас-Азим оказывается рядом. Да ещё и удостаивается епископских лобызаний.

И при этом ‒ акцентирую! ‒ Гази-Барадж бросил на произвол булгарской судьбы русскую жену и малолетнего сына. Зато привёз на Русь мощи убитого купца. То есть, труп во Владимир Гази-Барадж привезти смог, а вот жену и ребёнка не получилось...

Перец!!!

Ибо далеко смотрел, имея серьёзные основания полагать, что великий князь Юрий с ним может и немилостиво обойтись. Вот и не взял с собой жену и сына. А труп Авраамия прихватил. И тот спас его. И даже в Н.Новгород на место хлебное отправил.

На картинке: 1230 г.; прибытие мощей св. Авраамия во Владимир (никак Ас-Азима и Гази-Бараджа в толпе разглядеть не могу : ))

А теперь ‒ вопрос в студию: какую роль при Гази-Барадже исполнял монах Ас-Азим?

А если к вопросу этому припомнить про тайную переписку Гази-Бараджа и князя Василия, которая и довела флот последнего до гибели, а самого с подручными до сдачи в плен?

А если до кучи припомнить про недоведённое до конца следствие великого князя Юрия Всеволодовича по подозрению в измене Василия Константиновича?

По-моему, ответ тут очевиден: монах Ас-Азим и был тем "почтовым голубем", что носил сообщения от завербованных Гази-Бараджем воевод и князей в булгарскую ставку. В чём видится причина и того, что Ас-Азим был единственным, кто "выжил" в сожжённом булгарами нижегородском монастыре. И потому же 2000 нижегородцев в том монастыре были перебиты, а не в плен взяты. Да и отошли тогда булгары от Н.Новгорода по явно надуманной причине. Видимо, под предлогом нападения на Н. Новгород они исполняли некую тайную миссию (тут варианты разные есть), а жечь или рушить город у булгарских воевод и в мыслях не было. Почему и осадные орудия не взяли. Ведь Н. Новгород свой "держал". Как и князя Василия с воеводами некими.

Так что Ас-Азим для Гази-Бараджа ‒ кадр очень ценный. Факт!

В 1236 г. Ас-Азим вместе с Гази-Бараджем бегут с русской службы к хану Батыю. После чего проведут монголов сначала в Булгарию, а на следующий год и на Русь. В 1237 г. Гази-Барадж, как союзник монголов, лично берёт "свой" Нижний Новгород, а Ас-Азим помогает монголам взять Великий Устюг.

"Гази-Барадж тарихы":

На зиму [1237‒1238 гг.] было намечено совместно [с монголами] овладеть Русью, Муромская, Суздальская, Ростовская, Нижегородская и Устюжская части которой должны были подчиняться и платить дань Булгару, а Новгородская и Киевская ‒ Мэнхолу. Я горел желанием расквитаться с Юрием за все те беды, которые претерпел по его вине. Когда Манкай взял Рязань, я тут же вышел из своего лагеря в Лачык-Убе с 500 казанчиев, 5 тысячами казаков Кул-Бурата и 3 тысячами арбугинцев Аблас-Хина и без боя вступил в Нижний Новгород. Бояры радостно встретили меня, ибо знали, что только я могу спасти их от ужасов войны. [Булгарский эмир] Боян через Хлынов {Вятку} прошел к Устюгу и взял этот город при помощи увещевания Ас-Азима, которого я отправил с ним.

===

Этого Ас-Азима в конце концов всё же раскусят и убьют. Но случится это уже в 1262 г., когда Ас-Азим в Ярославле для монголов будет дань собирать (и толику малую для себя).

"Суздальская летопись":

В лето 6770 (1262). Избавил Бог от лютого гнета басурманского людей Ростовской земли: вложил гнев в сердца христианские, не стерпев насилия поганых, собрали люди вече и выгнали из городов Ростова, Суздаля, Ярославля. Те окаянные басурманы давали на откуп дани, и этим чинили людям великие беды, порабощая за проценты и многие христианские души разводя в разные стороны. Видев же это, человеколюбец Бог послушал моленья Матери и избавил людей Своих от великой беды.

В то же лето убили Изосима преступника; был он лишь образом монах, [а на самом деле] сатанинский сосуд; ибо был пьяница и сквернослов, пустослов кощунствующий, и наконец отказался от Христа и стал басурманином, предавшись прелести лживого пророка Магомета. Приехал тогда от цесаря татарского прислужник именем Кутлубий, злой басурманин, с его помощью окаянный отверженный [Зосима {Ас-Азим}] причинял христианам великую досаду, ругая крест и святые церкви; когда же люди пошли на врагов своих басурманов, изгоняя их и избивая, то и беззаконного Зосиму убили в городе Ярославле, бросив тело его на съедение псам и воронам.

===

После того бунта ярославцы, ростовцы и суздальцы немного воздуха свободы вздохнут. Совсем чуть-чуть. Пока Гази-Барадж с монголами не нагрянет и не отомстит за смерть друга верного. Правда, нагрянет уже ни как булгарский эмир Гази-Барадж, а как монгольский военачальник Бурундай. О чём повествует уже "Ипатьевская летопись", называя Гази-Бараджа то Боуранда, то Бүранда (о том, как Гази-Барадж превратился в Бурундая можно прочесть в статье Моисеича "Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию в описании булгарской летописи "Гази-барадж тарихы""; ссылка: https://cont.ws/@moiseich/766256 ).

Друг же и шурин Гази-Бараджа князь Василий Константинович примет участие в битве на Сите, попадёт к монголам в плен, где и погибнет. И смерть его будет, мягко говоря, неоднозначной.

"Гази-Барадж тарихы":

Святослав [после гибели брата Юрия] передал [монгольскому хану] Гуюку [великокняжескую] казну и был пощажен ханом ‒ однако не за это, а за его действия против меня. Он оклеветал бедного Василия [Константиновича], сказав Гуюку, что тот нарочно направил своего сына [Бориса] ко мне с десятью возами [казны] из пятидесяти. Это была ложь. Но напрасно Василий говорил, что ничего не знал о содержимом возов и не склонял [сына] Бориса к побегу. Гуюк мучил его страшными пытками и, не заставив князя оболгать сына и меня, в ярости убил.

"Суздальская летопись":

В лето 6745 (1237). ...на зиму, пришли с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом, безбожные татары...

Той же зимой подошли татары к Владимиру, 3 февраля, на память святого Симеона, во вторник, за неделю до мясопуста. Владимирцы затворились в городе, где были Всеволод и Мстислав и воевода Петр Ослядюкович... Татары разбили свои станы у города Владимира, а сами пошли и взяли Суздаль... В субботу мясопустную начали татары устанавливать леса и камнеметные орудия ставить до вечера, а на ночь воздвигли тын вокруг всего города Владимира. В воскресенье мясопустное, после заутрени, 7 февраля, на память святого мученика Феодора Стратилата, приступили к городу... И взяли город до обеда...

Татары, захватив Владимир, пошли, окаянные эти кровопийцы, на великого князя Юрия, и одни пошли к Ростову, а иные к Ярославлю, а иные на Волгу на Городец, и те пленили все по Волге вплоть до Галича Мерьского; а иные пошли на Переяславль и взяли его и оттуда попленили всю ту страну и многие города до Торжка. И нет ни одного места, ни веси, и села редко, где бы не воевали татары на Суздальской земле. И взяли 14 городов, помимо слобод и погостов, за один месяц февраль на исходе 45-го лета.

...князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром, и с мужами своими пошел против поганых. И сошлись обе стороны, и была злая сеча, и побежали наши перед иноплеменниками; и тут убит был великий князь Юрий, а Василька захватили безбожные, и повели в свои станы. Случилось это зло 4 марта, на память святых мучеников Павла и Ульяны. И тут убит был князь великий Юрий на Сити-реке, и дружины его много побили; блаженный же епископ Кирилл взял мертвого князя, идя от Бело-озера, и принес его в Ростов, и пел над ним положенные песни с игуменами и клирошанами и попами, со многими слезами, и положили его в гроб у святой Богородицы.

А Василька Константиновича вели с постоянным понуждением до Шерньского леса, и когда стали станом, принуждали его много безбожные татары принять обычаи татарские, быть в их воле и воевать за них. Он же никак не покорялся их беззаконию, и много укорял их, говоря: «О глухое царство, оскверненное! Ничем не заставите вы меня отречься от христианской веры, хотя и нахожусь я в великой беде; как дадите ответ Богу, многие души погубив без правды? За их муки будет мучить вас Бог, и спасет Господь души тех, кого погубили». Они же скрежетали на него зубами, желая насытиться его крови. Блаженный же князь Василько помолился, говоря: «Господи! Иисусе Христе! помогавший мне многократно, избавь меня от этих плотоядцев». И снова помолился, сказав: «Господи Вседержитель и нерукотворный Цесарь! спаси любящих Тебя, и дай мне то, о чем прошу; помоги христианам и спаси Твоих рабов, детей моих Бориса и Глеба, и отца моего, епископа Кирилла». И в третий раз помолился: «Благодарю Тебя, Боже мой! Вижу похвальную память о себе; что молодая моя память от железа погибает и тонкое мое тело увядает». И в последний раз помолился: «Господи Иисусе Христе Вседержитель! прими дух мой, да и я почию в славе Твоей». И сказал это и тотчас без милости был убит. И был брошен в лесу...

===

Ну и кому поверим?

Да обоим, и суздальскому летописцу, и Гази-Бараджу!

Но сначала всмотримся в слова нашей летописи: "...принуждали его много безбожные татары принять обычаи татарские, быть в их воле и воевать за них."

Далее ‒ логика такая. Поскольку никому из прочих князей-воевод предложения служить монголам\булгарам не поступило, то вполне логично предполагаю, что именно Бурундай и увещевал друга и шурина принять... не, не монгольскую веру, но ‒ ислам! Мол, лишь тогда я тебя перед монголами отмажу. Тут-то князь Василий Константинович и врубился, до чего его дружба с врагом довела. Ну и послал всех открытым текстом. За что и погиб. Как герой!

Ибо кто из нас не блудил и не грешил?

Мораль. Поскольку князь Василий Константинович на путь измены Родине не встал (а некоторые "издержки" в борьбе за престол ‒ дело по тем временам обычное), и, как не увещевал его Бурундай, от веры предков своих не отрёкся, напротив, из предложенного выбора осмысленно выбрал смерть от меча иноплеменников, то и причисления к лику святых ‒ ДОСТОИН! Моисеич же снимает с него собственные обвинения. Ибо смерть в бою со Врагом искупает любые былые прегрешения. Причём, совершенно не важно, мечём ли бой тот вёлся, пером или мыслью...

А вот как погибли двоюродный брат Гази-Бараджа Нанкай {Филипп Нянка} и дядя Батыр {Пётр Ослядюкович}.

"Гази-Барадж тарихы":

Между тем [монгольский хан] Гуюк взял Москву благодаря сдаче сына Юрия, отстранившего Нанкая {Филиппа Нянку} от власти {понимаю как "от управления обороной"}. Нанкай же заперся в крепости имени его предка ‒ “Арбат” {видимо, имеется в виду предтеча Кремля}, где воеводу и убили. Гуюк привез его голову к [городу] Владимиру, и [отец Нанкая] Батыр {Пётр Ослядюкович}, увидев ее, в горести сдался. Так как вначале он не хотел покоряться татарам и оказал им сопротивление, то Гуюк тут же велел задушить престарелого моего дядю.

===

Что творится... Русский князь сдаёт монголам город Москву, но её воевода, татарин Нанкай, продолжает защищать Арбат до последнего дыхания...

Ну и кто из них больший патриот Руси? Русский князь, сдавший город монголам, или татарин Филипп Нянка, умерший за него?

"Гази-Барадж тарихы":

Получив приказ Батыя и Гуюка двигаться с ними дальше, я заявил в ответ, что булгары воюют против Руси только в разгар зимы и отправился назад. Когда второй гонец обоих ханов предупредил меня от их имени, что я буду разделен на части за отказ идти к Новгороду, то я ответил через него о моем решении сохранить Новгород для великого хана. Тут уж Гуюк прикусил язык, вспомнив, кем я являюсь. В своем личном письме ко мне он просил не обижаться за убийство [дяди] Батыра {Петра Ослядюковича} и Василия [Константиновича] и уверял, что не казнил бы их, если бы знал о моих родственных связях с ними. На это я написал, что их смерть случилась по воле Аллаха и что я не собираюсь винить за это кого бы то ни было, вызвав этим в душе хана единственный в его жизни проблеск симпатии к другому человеку...

===

Про письмо ‒ на брехню похоже. Ибо в куче все были, возле Владимира. И всё друг про друга знали. И до седьмого колена. И Василия вместе совращали. И потому никакого смысла писать письма друг другу письма. Так что ‒ отмазка! За смерть дяди Батыра.

Сам же Бурундай погибнет в 1263 г. где-то южнее Каспия, во время так называемой "войны с Хулагидами". Там и похоронят.

А вот одна из оценок его деятельности нашими историками: "Многие ученые склоняются к мнению о том, что именно Бурундай был одним из самых лучших полководцев Орды. Благодаря его смелости и храбрости, монгольское войско всегда стремилось к победе."

И я вцелом согласен с этой оценкой. Единственно, что не могу понять: вот есть город Бурундай в Алма-атинской области Казахстана... а вот село Старые Бурундуки в Татарстане... и чуйка моя шепчет мне, что один из тех топонимов к нашему Бурундаю имеет самое непосредственное отношение... а вот какой ‒ не понятно..: )

Зато очевидно то, что между Гази-Бараджем и Бурундаем существует даже не большущая разница, но пропасть, поскольку "бурундаи" из "гази-бараджей" возникают лишь после двукратной измены.

Тогда-то "бурундаям" башню и сносит.

И те страх теряют окончательно.

Ибо совесть ещё при первой измене теряется.

Ну и гибнут хрен знает где и хрен знает как.

И хрен какая гурия вспомнит их добрым словом.

И хрен с ними.

===

Моисеич же, облегчённо выдохнув, на этом прощается с Бурундаем. Без сожаления.

А вот с "тарихы" его ‒ рано прощаться. Ибо всё самое вкусное из неё ‒ ещё впереди.

===

И в заключение.

Эти несколько статей, посвящённые Гази-Бараджу‒Бурундаю, изначально мной даже не планировались. Сразу хотел выплеснуть на читателя его рассказ о том, как в IХ веке на едином киевском столе одновременно уселись ант Дир и швед Аскольд (которых позже Вещий Олег якобы убил). Однако, перечитав заготовки понял, что статьи те без предварительного освещения личности автора "Гази-Барадж тарихы" вряд ли однозначно понятны будут. Вот и расстарался, нечаянно. После же знакомства с Гази-Бараджем‒Бурундаем и его временем последующие его тексты будут чуть яснее восприниматься, более чётко...

Всем СВА привет!

Моисеич, Корела, декабрь 2017 г.

Ближайшую вечность никуда не спешу

    Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

    В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Остров Рус (ч. 3): Начало.

      На севере Расеи есть древняя страна — Корела, под КолО. Кор–ЕлА — это корень мира, там Самы. В Кореле растёт Великая Ель, Мировое Древо! Есть, растёт сейчас и вечно! Знай, если ты хочешь, — увидишь. Ель тебе покажут. (Вит из Корелы, "Праведы") Добрым людям ‒ добрых вед, сиречь знаний! Ибо знаний ныне много, но почти все они замкнуты в дилемму "верю ‒ не верю". Пред...
      2683

      Остров Рус (ч. 2): Корела Пребогатая

      Как во той-де во Нижней Малой Галице, Как во той-де Кореле Пребогатой... (Начало былины "Дюк Степанович") Добрым людям ‒ добрых былин! Тем более что плохих былин у нас отродясь не водилось!Добрый день!Во второй части статьи продолжим знакомство с "островом Рус" арабских источников, который кандидат географических наук В. И. Паранин в 1990 году локализовал как Карельск...
      3905

      Остров Рус (ч. 1).

      «...предложенная здесь концепция не по всем положениям нова. Так, прибалтийско-финскую природу Руси предполагал еще в первой половине XVIII в. В. Н. Татищев... Но, к сожалению, Татищев-историк мало известен даже специалистам, у которых он сегодня, по выражению одного из крупнейших наших историков, "не котируется". Получилось так, что русская историческая наука, осново...
      4556
      Моисеич (Комрад воробьёв) 2 февраля 2018 г. 16:52

      Самый молодой народ Европы и Азии

      «С давних пор, еще после отделения от варваров, эллины отличались большим по сравнению с варварами здравомыслием и свободой от глупых суеверий». (Геродот, "История", I – 60) Добрым людям ‒ добрых суеверий : ) Не умных, и не глупых, а просто добрых. Ибо там где присутствует добро, там даже от суеверий вреда не имеется. Добрый день! В этой статье пройдусь немного по шир...
      3608
      Моисеич (Комрад воробьёв) 18 января 2018 г. 23:19

      "Отец" городам русским.

      «[И] сѣде Олегъ княжа въ Киевѣ,• и рече Олегъ: "се буди мати градомъ руским"» ("Повесть временных лет", 882 год) Добрым людям ‒ добрый день! И добрый вопрос следом: коль у русских городов была "мать", то почему про "отца" городов наших ничего не слышно? Откуда и подвопрос: коль Киев, по утверждению Олега Вещего, ‒ это "мать", то какие российские города ‒ хотя бы теоре...
      5044

      Дир и Аскольд.

      Лучше ли ничто, чем что-либо?... === «В год 6370 (862). ...и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске... Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро... И было у него два мужа, не родственники...
      6673
      Моисеич (Комрад воробьёв) 15 ноября 2017 г. 22:20

      Булгарская летопись "Гази-Барадж тарихы" и "Слово о полку Игореве..."

      Добрый день добрым людям! В этой статье я продолжу знакомить читателя с булгарской (татарской) летописью "Гази-Барадж тарихы", принадлежащей перу булгарского эмира времён монгольского нашествия Гази-Бараджа, более известного как «монгольский военачальник Бурундай». В исторических кулуарах много копий поломано из-за летописи этой, и, в итоге, большинством принято офици...
      5050
      Моисеич (Комрад воробьёв) 12 ноября 2017 г. 15:18

      Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию в описании булгарской летописи "Гази-Барадж тарихы".

      У татарского народа сохранился уникальнейший в плане исторических данных свод летописей, именуемый "Джагфар тарихы" ("Джагфарова история" или "История Джагфара"), составной, если не главной частью которой является летопись "Гази-барадж тарихы". Свой окончательный вид этот свод, как сказано, принял в 1680 г., когда некий Бахши Иман по приказу некоего Джагфара собрал во...
      4063
      Моисеич (Комрад воробьёв) 20 октября 2017 г. 18:44

      Венды и кельты.

      "Подобно тому, как праарийский язык повлиял на новейшие языки, а обычаи арийцев - на формирование новых цивилизаций, мы можем говорить о том, что в религиозных верованиях народов, говорящих на индоевропейских языках, содержатся сходные идеи и постулаты, восходящие к общему источнику мифологических концепций. Поэтому, когда мы изучаем мифологию индусов, греков, германц...
      6471
      Моисеич (Комрад воробьёв) 13 октября 2017 г. 19:07

      Мидия и Манна

      «Мидяне же носят в походе такое же вооружение, как и персы (вооружение это, собственно, мидийское, а не персидское)... В древности все называли их ариями.» (Геродот, VII, 62) Добрый день добрым людям!В этой статье предлагаю читателю познакомится с несколькими цитатами из книги «История Мидии» советского историка и лингвиста И.М. Дьяконова (издательство АН СССР, 1950 г...
      6008
      Моисеич (Комрад воробьёв) 20 сентября 2017 г. 11:51

      Вещий Олег, патриарх Фотий и 8-е Вселенские соборы или и один-в-поле ‒ воин.

      В некотором царстве русском государстве у одного князя было два сына. И были те, ясень-пень, княжичи. Князей же и княжичей тогда, как сказано, «что вша на вше было». По смерти отца старший унаследовал княжеский титул и всё отцово достояние.Младший же сызмальства пошёл по жреческой линии.В свой час старшего на Вече избрали царём (царей тогда ещё избирали). А младший в ...
      2548

      Родовая память: Зарубки "Велес-книги" (часть 3).

      И смрад их понесётся вслед им.[[24-г]][ТАКО] и прошёл от тиверцев до Синего моря, а с Суражи до вас,и рёк [везде]: «Ох вам, [кто] их кожье Вию даёт сам».От той старые земли наши с полян и стали антскими,из-за чего и было много крови пролито;а по ней Русь и будет. И где руду льём {=кровь проливаем}, так утоляя жажду её {=Руси} до конца, и будет от той [р...
      2156

      Родовая память: Зарубки "Велес-книги" (часть 2).

      Влез к ны, в ино-времены,Отмечи же ино бесе, абы Род згу дал уму;а сему и бонде рече.≈≈≈[[9-а]]...в тот час стал Богумир мужем Славы {≈ -728 г.}.И было [у них] три дочери и два сына. Те же водили скот по степи, и там жили во травах ПООТЦЕВѢЩАСЯ {?}, бояны божии слушая и разум обретая через те …(далее текст разрушен)...а та мать их, иже речена Славуней, для овых творил...
      2546

      Родовая память: Зарубки "Велес-книги" (часть 1).

      Поскольку ведать не́ дал бог Даждь будущее смертным, то, восхвалив премудрости его, мы старое вспомянем;а то про эво и само речёт. [[дощечка б\н]] На солнце взирающе слепы становимся; потому и зрим [лишь] под ноги. А очи не воздвигнув увидим ли, откуда есть мы, от кого идём?И от кого жuды идут? И как быть рабу божьему и человеку ума тверёзого, мимо идя Злого? И [как]...
      2534
      Моисеич (Комрад воробьёв) 24 февраля 2017 г. 19:41

      Родовая память: Орей и Кыщек (ч. 2).

      Во второй части статьи рассмотрим текст дощечки № 35-а «Велес-книги», повествующей о причине славяно-венедского раздрая, который, в итоге, и превратился в «войну вечную» между потомками Богумира и Славуни. Впрочем, основная идея этого разбора заключается даже не в пояснении причины той, но в том, чтобы посредством знакомства с текстом дощечки продемонстрировать неприч...
      2380
      Моисеич (Комрад воробьёв) 21 февраля 2017 г. 15:32

      Родовая память: Орей и Кыщек (ч. 1).

      Прежде чем рассказать, кто такие Орей и Кыщек, что случилось меж теми около 600 г. до в.э. и почему через 1500 лет после них Вещий Олег то деяние назвал «причиной вечной войны», сначала придётся максимально краткими тезисами поведать о том:- что Орей ‒ это предок всех славян: восточных, южных и западных;- что Орей жил на рубеже 7-6-х веков до в.э.- что Кыщек, которого...
      6314
      Моисеич (Комрад воробьёв) 28 января 2017 г. 23:04

      Родовая память: Послание Вещего Олега.

      60 лет уже миру явлено грандиозное послание легендарного Олега Вещего. Однако книгу ту официальные история с филологией упёрто именует то «фальшивкой», то «фальсификатом», то ещё как не менее интеллектуально. И даже пытаются приводить некие доводы в поддержку мнения своего, которые, однако, лишь издёвку вызывают у противников противников сего послания.Вот и Старый Ста...
      4935
      Моисеич (Комрад воробьёв) 25 января 2017 г. 15:18

      Родовая память: Славянская хронология.

      ...се бо, яще тепер Віе, Триглву покланяшетесе яхом (Олег Вещий). Незатихающие более полувека споры о фальсификации так называемой «Велесовой-книги» могли давно кануть в Лету, если бы хоть кто из умных-разумных взял на себя труд извлечь из той её даты, проанализировать их и попытаться подтвердить или опровергнуть параллельными источниками. Однако, что-то нигде подобно...
      4877
      Моисеич (Комрад воробьёв) 18 января 2017 г. 11:30

      Родовая память: Бый.

      В некотором царстве-государстве были горы «велико высокие»; за что и «величались Высотами». А в тех горах жил-был некий народ арийского рода. А во главе народа ‒ царь. Причём ‒ разумный. И даже, как говорят, ‒ ну очень разумный. За что и назывался Главой. А то и Головой. А поскольку царь тот и на самом деле разумен был, то у него была жена. И, естественно, наследники ...
      2626
      Моисеич (Комрад воробьёв) 12 января 2017 г. 18:16

      Родовая память: Сьва.

      Лучше ли ничто, нежели что-либо?Г.А.Глинка, «Древняя религия славян» (г. Митава, 1804 г.)У каждого народа имеется своя прародительница, давшая начало роду. И у славян есть такая. Её имя ‒ Сьва (хотя чаще её именуют Сва). Впервые имя Сьва поминается в книге «Древняя религия славян» Григория Андреевича Глинки, где он ещё в самом начале 19-го века изложил ...
      5630
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика