Дир и Аскольд.

49 6388

Лучше ли ничто, чем что-либо?...

===

«В год 6370 (862). ...и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске... Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро... И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата" Кий" Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал... В год 6390 (882). Выступил в поход Олег... И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским"... В год 6421 (913). После Олега стал княжить Игорь.» ("Повесть временных лет" ("ПВЛ") в переводе Д.С. Лихачева).

===

Кто только и как только не прошёлся по словам летописи этой: и так, и сяк; и этак, и разэтак. Но никто так и не угадал, почему Киев ‒ это "мать городов русских". И где "отец" их. И при чём там поговорка наша: «Новгород, Новгород, а постарше Старого {Старграда}». Ну да этих вопросов я уже касался в "Зарубках" и "Фотиевых соборах". Тут же попытаюсь разобраться, каким образом Дир и Аскольд уместились на едином киевском престоле. Ведь вопрос этот ‒ ну очень интересен, поскольку странно и противоестественно, когда двое сидят на одном стуле. Тем более ‒ столе.

Возможно, кто-либо когда-либо уже поразмышлял о причинах единовременного и многолетнего нахождения Дира и Аскольда на киевском троне, и даже пришёл к каким-либо выводам, но мне подобная работа, как не искал, не встретилась. Вот и задумался как-то: почему и каким образом ДВОЕ ОДНИМ городом правили? Тем более, что имена этих Рюриковых мужей ‒ "Дир" и "Аскольд" ‒ сами собой поясняют, что владельцы их не то что родичами не были, но даже и соплеменниками не являлись. Однако как-то умудрились на один престол взобраться и за 10 лет не поубивать друг друга. А ведь должны были, просто обязаны были убить один другого. Коль братья родные и у нас, и в европах друг друга не жалели в борьбе за престол, то почему славянин и немец (швед) должны были терпеть один другого?

Именно этот вопрос, некогда поставленный перед собой, и породил следующее предположение: видимо за спинами Дира и Аскольда стояли ТАКИЕ грозные силы, что те просто вынуждены были терпеть друг друга.

И Рюрик, получается, тут совсем ни при чём, поскольку помер в 879 г., а Дир и Аскольд, по словам "ПВЛ", продолжали совместно княжить в Киеве аж до 882 года. Пока Вещий Олег не нагрянул.

Картинка из летописи: смерть Дира и Аскольда.


А ещё и такой вопрос озадачил моё природное крищтьянское здравомыслие: почему убитые Олегом в ОДИН день Дир и Аскольд были похоронены в РАЗНЫХ местах Киева?

Ведь логичнее было бы, поскольку проще, трупы их, например, в Днепр кинуть. Ан, ПВЛ гласит, что тело Аскольда аж на гору затащили, а тело Дира ‒ в иное место уволокли. Ну и зачем?

???

А ответ прост и вкусен, как стакан советского лимонада за 3 копейки:

Дир и Аскольд

умерли\погибли\были убиты

в разное время!


А коль так, то и рассказ летописи нашей о том, что Дира и Аскольда убил Олег Вещий рассыпается на кучу фрагментов из правды, домыслов и лжи: выбирай ‒ не хочу.


Ну и как оное на самом деле быть могло?

Чтобы разобраться с этим вопросом не остаётся ничего иного, кроме как посмотреть, что о Дире и Аскольде говорят "фальшивки" наши, ‒ русская "Велес-книга" и булгарская "Джагфар тарихы".

А те хором утверждают, что Вещий Олег к смерти Дира отношения не имел, поскольку убил Дира именно Аскольд. Ещё в 872 г. То есть, аж за 10 лет до того, как Олег с малолетним Игорем заявятся в Киев.

Вот, например, цитата из 29-й дощечки "Велес-книги" ("ВК").

Тут "ВК" сообщает нам, что в 872 г. Дир уже был крещёным, и что Аскольд убил Дира на "День Сьвы", отмечаемый славянами в честь праматери Славуни. Именно убийство Дира в «IЕ ДЕНЬ» и не приемлется автором "Велес-книги". Почему Аскольд и назван "врагом". Да с подтекстом ‒ "слуга Врага", сиречь ‒ Змия (имя которого в "ВК" ‒ о ужас! ‒ ЖЬIД).

И это при том, что князь Дир для автора "ВК" ‒ враг более серьёзный, нежели Аскольд.

По извечной логике ‒ ау, логики! ‒ Аскольд, как враг врага автора "ВК", должен был бы стать его другом. Однако автор "ВК" про Аскольда говорит следующее: «І ТАКОЖДЕ Е[сте] ВР[а]Г НАШЬ»; мол, мало того что сей хрен той редьки не слаще, так этот сучий потрох ещё и праздник великий испоганил.

Сам же праздник, как и причины его породившие, "ВК" описывает в самом начале соседней 30-й дощечки "Дый и Протева" (кстати, в Веде их имена ‒ Дьяус и Притхиви). В конце же 30-й дощечки и начале 31-й говорится, что русские жрецы принесли богам некую древнюю жертву и то ли попросили их, то ли потребовали у них поскорее прибрать Аскольда и Рюрика.

А было сие в 878 году, когда Рюрик ещё был жив.

В конце же 31-й дощечки имеется существенная подробность, что жертва та была сотворена в Новгороде и посвящена Даждьбогу, иначе Деду, настоящее имя которого ‒ о ужас ужасов! ‒ Индра: «...который есть и Ясна-бог, и Мече-бог, и Ведознашец». Тем самым авторы "ВК" поясняют нам, и кто такие Белбог с Чернобогом, и что Русь ‒ это земля Белбога-Индры-Деда-Даждьбога, и что слуги Чернобога-Врага-Змия-Жыда Аскольд и Рюрик будут уничтожены ни так, так этак.

Вот.

И хоть приведённая выше цитата из "ВК" лишь частично проясняет вопрос смерти Дира, зато она порождает естественное недоверие к обвинению нашей летописью Олега в умышленном убийстве Дира и Аскольда.

На картинке: убийство Олегом Дира и Аскольда.


А теперь обратимся к другой нашей "фальшивке", булгарской.

Впрочем, коль кто из татар скажет мне, что это не "наша" а "их" фальшивка, то спорить не стану. А покуда дело до того не дошло, то и ту "нашей" буду называть. Хотя бы потому, что она говорит о том же самом, что и приведённая в эпиграфе цитата из "ПВЛ". Но много подробнее: и как Дир с Аскольдом уселись на одном киевском стуле, и как побратались, и как Дир принял христианство, и как Аскольд убил Дира, и как сын Дира убил Аскольда, и как сын Аскольда мстил убийце отца, и как в конце концов на киевском престоле оказался малолетний сын Рюрика Игорь. И даже ‒ с чьей подачи Олег Вещий стал соправителем Игоря.

Называется этот источник по-булгарски (читай ‒ "татарски") "Джагфар тарихы", то есть "История Джагфара". Вот там-то и указаны причины единовременного княжения анта Дира и шведа Аскольда на киевском столе. Причём, настолько подробно, что я даже не знаю, каким словом назвать тех, кто не читав сией "Тарихы" громогласно именуют её фальшивкой. Ведь ТАКОЕ выдумать просто невозможно. Причесать где надо, припудрить, дополнить, урезать, подправить ‒ это можно. А вот выдумать ‒ нет. Тем более, что сам автор этой булгарской летописи ссылается на ещё более древнюю летопись, принадлежащую перу некоего булгарского имама Микаиля, бывшего при Дире и Аскольде настоятелем киевской ‒ о очередной ужас! ‒ мечети...

Ну и какой нормальный фальсификатор будет выдумывать такие... подробности? Ведь корысти за них ‒ никакой. Лишь плевки критиков многих, да со всех сторон. Мол, мечеть в Киеве?.. Ха-ха-ха... Типа, синагога ‒ куда ещё ни шло, а вот мечеть ‒ ха-ха-ха...

Вот далее и глянем, как "Джагфар тарихы" (а если точнее, то её основная часть под названием "Гази-Барадж тарихы") поясняет причины, по которым Дир и Аскольд вынуждены были длительное время сосуществовать в Киеве. Опосля и похохочем.

Ну, поехали. Неспешно, ясень-пень.

32 ...Миролюбивый Айдар сильно недооценил Уруса, заявив своим джурам-газиям в ответ на их требование уничтожить хазарское правление: “Большая часть Саклана вновь стала булгарской, и это заставит его небольшой хазарский кусок без всякой войны признать нашу власть”. Уже в 832 году Урус стал настолько силен, что смог подкупом склонить галиджийских садумцев и ульчийцев на свою службу. Неверные восстали и провозгласили прибывшего к ним с деньгами сына Уруса Чинавыза хазарским наместником Галиджа. При этом мятежники беспощадно вырезали значительную часть кулбаков и урусов, а уцелевшие бежали вместе с Будимом в Башту.

===

Очевидно, что суть приведённой цитаты читатель поймёт лишь тогда, когда в ней через слово на третье появятся скобки с пояснениями (где круглые, где прямоугольные, а где и фигурные). Без них лишь догадываться можно, что речь идёт о некой тёрке между булгарами и хазарами, и что прочие были вынуждены метаться меж теми. Однако, опыт прошлых статей посвящённых "Джагфар тарихы" показал, что обилие скобок с пояснениями делают текст совершенно неудобочитаемым. С учётом чего далее и попытаюсь обойтись их минимальным использованием, лишь кое-где и по-необходимости. В результате чего приведённый выше текст примет следующий вид:

32 ...Миролюбивый [хан Булгара] Айдар сильно недооценил [кагана Хазарии] Уруса, заявив своим дружинникам в ответ на их требование уничтожить хазарское правление: “Большая часть [Дикого] Поля вновь стала булгарской, и это заставит его небольшой хазарский кусок без всякой войны признать нашу власть”. Уже в 832 году Урус стал настолько силен, что смог подкупом склонить новгородских варяг и славян на свою службу. Неверные восстали [против Булгара] и провозгласили прибывшего к ним с деньгами сына Уруса Чинавыза хазарским наместником Новгорода. При этом мятежники беспощадно вырезали значительную часть костобоков и русов [служивших Булгарии], а уцелевшие бежали вместе с Вадимом [Храбрым] в Киев.

===

А так далее и будем читать "Джагфар тарихы" ("ДТ"). А коль ошибусь где, превратив тех же "кулбаков" в легендарных костобоков, то читатель, немного посумлевавшись, имеет полное право кинуть в Моисеича камнем истины. При этом, однако, прошу иметь в виду следующее смягчающее потенциальную вину Моисеича обстоятельство: переводчик "ДТ" тоже не разумеет, кто это такие, почему и умолчал в "Словаре" своём и про кулбаков тех, и про многих иных.

Едем дальше.

(33) ...В том же [830-м] году отряд варягов во главе с Халибом прошел по Волге и погромил Болгарское бекство, а затем, по приказу [кагана Хазарии] Уруса, произвел опустошительное нападение на Тимер-Кабак и Азербайджан. После этого хазарские печенеги ворвались в Крымскую степь и наполнили ее бесчинствами. Только в 840 году старшему сыну [хана Булгара] Айдара [по имени] Джилки удалось нанести печенегам решающее поражение и заставить их остатки вернуться на Яик {р. Урал}.

Тогда же сын [антского старейшины] Вадима Ас совершил поход на Новгород и вновь подчинил его [хану Булгара] Айдару. При этом не было никакого кровопролития, ибо [сын Уруса] Чинавыз бежал [из Новгорода], а оставшийся за него Халиб предпочел покориться без боя. Добрый Ас никого не наказал, и обрадованный Халиб объявил себя его братом и взял себе его имя ["Ас", начав именоваться Ас-Халиб]. Только Джир {Ростов} отказался подчиниться Западному-Булгару, и Асу пришлось взять его приступом. У этого города [поныне] находится холм, насыпанный Асом на могиле своих воинов, и называется он Урустау {Рус-гора}. В память об этой победе Ас стал называть себя и Джиром {Ростовчанином}.

===

Во какие шикарные трактовки имён "Дир" и "Аскольд".

Оказывается, первый был антом {≈ украинцем}, сыном легендарного Вадима Храброго (а возможно, что и потомком ещё более легендарного Мезенмира). Причём, настоящее имя его (по утверждению "Джагфар тарихы") ‒ Ас. За взятие Ростова, который по-булгарски назывался Джиром, булгары и прозвали Аса Джиром. Русские же, из-за нелюбви к слогу ДЖ, стали звать его Диром.

А Аскольда "Тарихы" называет шведским наёмником на службе Хазарии, настоящее имя которого ‒ Халиб, то есть, по-русски, ‒ Глеб. Когда Халибу приспичило породниться с Диром, тогда он и добавил к своему имени настоящее имя Дира "Ас", после чего и стал Ас-Халибом. То есть, по-русски, ‒ Аскольдом.

Нормально?

Вот и ответь, уважаемый читатель, причём ‒ сам себе, может ли даже самый смышлёный фальсификатор изобрести подобные трактовки всем известных имён? Да ещё и Рус-гору под Ростовым выдумать? И к Диру её привязать? И очень подробно пояснять, почему ант Дир отстаивал интересы Булгара, а скандинав {садумец; швед} Аскольд защищал интересы Хазарии?

На этой карте, в И-нете подобранной, красным курсивом Моисеич добавил булгарские наименования русских земель: Галидж ‒ Новгородская Русь; Балын ‒ Владимиро-Суздальская Русь; Кара-Булгар ‒ Киевская Русь.


Далее.

(35) После смерти Айдара газии подняли на ханский трон [Булгара] его старшего сына ‒ мусульманина Габдуллу Джилки. Младший брат Джилки Рюрик {в "ДТ" ‒ Лачын}, не расставшийся с [языческими] суевериями, и некоторые неверные Западного Булгара были этим недовольны и стали помышлять о мятеже. Узнав об этом, хазарский бек Ильяс стал подбивать [хазарского кагана] Манаса на вмешательство в булгарские дела, но тот всячески отказывался из-за нелюбви к войнам и к кровопролитиям вообще. Три года бек [Ильяс] пытался столкнуть обе державы [Хазарию и Булгар], но безрезультатно. Тогда в 858 году иудейские хазары, возглавляемые им, зарезали кагана ночью в шатре во время кочевки, а обвиненные в этом киевские купцы, шедшие через хазарские владения в Тмутаракань, были тут же казнены. Вслед за этим Ильяс поставил каганом [Хазарии] послушного ему сына Манаса Исхака по прозвищу Аксак Тимер и вторгся с ним в Западный Булгар {юго-западную Русь}. Рюрик тут же присоединился к хазарам с язычниками. Союзникам удалось у ставки Путивль обойти выступившего им навстречу [булгарского хана] Джилки и заставить его отступить в Чернигов. Воодушевленные успехом враги двинулись к Киеву.

Между тем помощник Ильяса {другой сын предыдущего хазарского кагана Уруса} Чинавыз добрался до северной Руси и объявил себя послом нового кагана в Новгороде. Аскольд, также связавшийся с [беком] Ильясом, тут же выдал [Чинавызу] бывшего при нем [отца Дира] Будима, а тот незамедлительно бросил его на растерзание толпе недовольных [западно-булгарским] балтаваром новгородцев.

===

Наши летописи тоже знают этого Будима из "ДТ". Например, "Никоновская летопись" его так поминает: «Того же лета (864) убил Рюрик Вадима Храброго, и иных многих избил новгородцев, советников его».

Однако "ДТ" утверждает, что Будима\Вадима убил не Рюрик, но Аскольд. Плюс, поясняет, что именно Вадим Храбрый был отцом Дира. И что оба были антами, то есть западенцами (арх. культура "пеньковцы"). И что Вадим и Дир служил Булгару, а Аскольд ‒ Хазарии...

Ну и кто прав? "Никоновская летопись" или "Джагфар тарихы"?..

И я не знаю. Но и плевать не буду ни туда, ни сюда (природное здравомыслие не позволяет : )).


Читаем далее "ДТ".

После этого злодейского убийства оба {Чинавыз и Аскольд}, не мешкая, двинулись с отрядом новгородцев на Киев и прибыли к столице Западного Булгара {Киеву} почти одновременно с хазарами. Дир, бывший главой антского ополчения, запер трое ворот Киева и приготовился дорого продать свою жизнь. Но тут явился посланник [хазарского бека] Ильяса и объявил о желании [нового хазарского] кагана ‒ в случае изъявления киевлянами своей покорности ему ‒ даровать Киевской и Урусской {?} областям положения отдельного от Западного Булгара княжества Русь с центром в Киеве. Значительная часть жителей столицы была этим смущена и явилась к Диру-Асу с требованием немедленно сдать город хазарам. Воевода [Дир] держался две недели, ожидая помощи от балтавара {правителя Западного Булгара}, и, не получив ее, принужден был вступить в переговоры с неприятелем. Обе стороны уговорились на том, что Дир получает титул русского князя и правит под наблюдением хазарского наместника Аскольда, а Киев выплачивает Хазарии дань и помогает войсками. Аскольд со своим отрядом въехал в Киев и занял свое место. Тут же у одних ворот, получивших название Еврейских, учредили хазарскую таможню, а часть города была отдана под хазарский квартал. За три дня жители собрали дань, и Ильяс увел хазарское войско от города. В Путивле {ставке балтавара} он для вида поднял на кара-булгарский трон нового балтавара ‒ покорного хазарам Рюрика ‒ вместо свергнутого [его старшего брата] Джилки.

Так из-за мятежа Рюрика перестало существовать единство державы Кара-Булгар {Западный Булгар}.

На картинке: родословная булгарских ханов по "Джагфар тарихы" (поминаемые в этой статье имена я подчеркнул красной линией).


Тут совершенно необходимо следующее пояснение. Приведённые выше строки из "Джагфар тарихы" написаны булгарским эмиром Гази-Бараджем уже после татаро-могольского нашествия на Булгар, Русь и Европу. То есть, спустя 4 века после описанных им событий. Основным своим источником Гази-Барадж (более известный как монгольский военачальник Бурундай) называет книгу киевского имама Микаиля “Шан кызы дастаны”. Именно книга имама Микаиля и легла в основу "Истории Гази-Бараджа" ("Гази-Барадж тарихы"), которая, в свою очередь, вошла в так называемый "свод булгарских летописей" под названием "Джагфар тарихы". И потому, читая "Тарихы" сию, нужно постоянно иметь в виду и эту 400-летнюю разницу, и ‒ главное ‒ ярое русофобство самого Гази-Бараджа. Плюс, такой момент. Кроме булгарских книг Гази-Барадж был знаком и с русскими источниками, известными нам и неизвестными. И даже "Слово о полку Игореве" читал. Почему в своей работе и старается не противоречить русским летописям, напротив, расширяя и углубляя их данные собственными сведениями. Вот и наблудил изрядно. А особо ‒ при описании времён до Владимира Крестителя. В результате чего и у переводчика "Тарихы", и у последующих её исследователей ум за разум заходит при осмыслении таких булгарских имён как Курбат, Шамбат, Бат-Угыр, Джилки. А более всего ‒ от имён Лачын и Салахби. В чём и вижу причину того, что в «Кратком словаре булгарских названий терминов, встречающихся в "Джагфар тарихы"» переводчик не стал комментировать эти имена (мол, хрен поймёшь, кто из них Рюрик, а кто Олег), хотя указанные в "ДТ" даты смерти Лачына и Салахби, как и смерть Салахби от коня, позволяют сделать однозначный вывод, что под Лачыном Гази-Барадж имеет в виду именно Рюрика, а под Салахби ‒ Олега.

Акцентирую, Гази-Барадж именно Рюрика называет Лачыном, а Вещего Олега ‒ Салахби. Откуда и Угыр Лачыни ‒ это однозначно Игорь Рюрикович, а не Игорь Олегович, как утверждают (и небезосновательно) некоторые исследователи "ДТ".

Ибо есть исследования, в которых Салахби преподносится как Рюрик, Лачын ‒ как Олег, а Угыр Лачыни, соответственно, ‒ как Игорь Олегович, т.е сын Олега Вещего. Вот, например, несколько цитат из статьи И.Р. Мусиной "История древней Руси ‒ в булгарских летописях Бахши Имана Джагфар Тарихы":

«8. ЛАЧЫН = ОЛЕГ»

«Сыновья: Угыра Айдара ‒ Габдулла Джилки и Лачын (Олег).»

«Лачын (Олег) был женат на сестре Исхака Аксак-Тимера до 870 г.»

«После свержения Джилки бек Ильяс "В Батавыле...для вида поднял на кара-булгарский трон нового балтавара ‒ покорного хазарам Лачына (Олега).»

«Лачын (Олег) плача от унижения уехал с двумя своими женами в Итиль и умер там от позора, а сына его от башкортки ‒ Угыра (Игоря) - Алмыш оставил при себе..

«Ас-Халиб убил Джир-Аса. Когда на трон в Башту посадили сына Лачына (Олега) ‒ Угыра (Игоря), Салахби стал его соправителем.»

Вот.

То есть, Мусина в Лачыне видит Олега Вещего, а не Рюрика. Почему и Угыр {Игорь} у неё превращается в сына Олега {Лачына}, а не Рюрика.

Ну и кто тогда Салахби, соправитель малолетнего Угыра {Игоря}? Рюрик?

Однако Мусина этого не утверждает, ибо понимает, что тут хрень получается полная. Тем более, что этот Салахби, по утверждению "ДТ", погибнет от коня в тот же самый год, что и Олег из "ПВЛ"...

Короче говоря ‒ запутка.

И таких запуток и непоняток в "ДТ" ‒ полным-полно. Откуда и вывод историков: "Джагфар тарихы"‒ фальшивка. И при этом ни один из тех не попытался объяснить, кто извлёк выгоду от вброса фальшивки этой? Пусть не материальную, пусть иную какую...

Нормального ответа ‒ нет. Бред же некоторых "критиков" про роль ЦРУ в появлении этих "наших" фальшивок ‒ бред и есть. Расшатывать ситуацию в Татарстане или на Украине при помощи той же "ДТ" ‒ это те могут. А вот состряпать её или "ВК" ‒ не смешите собственную логику (та от шутников таких сбегает вмиг и навсегда).

Так что, прежде чем объявлять "ДТ" фальшивкой, неплохо бы разораться в её запутках и непонятках, не забывая при этом про известную каждому оперу истину: "любое преступление имеет свой ЭКОНОМИЧЕСКИЙ след".

Моисеич же утверждает, что Гази-Барадж при описании русских князей и воевод СТАРАТЕЛЬНО СТАРАЛСЯ соответствовать русским летописям.

И потому в этой статье Лачын ‒ это Рюрик, Салахби ‒ Олег, а Угыр\Игорь ‒ сын Рюрика.

Читаем далее "Тарихы" Гази-Бараджа ("ДТ")

36 [Хазарский бек] Ильяс, всегда весьма ревностно относившийся к державе Византийской, после этой победы {над Киевом} захотел сокрушить ее также, как и Западный Булгар. Будучи сыном старика Тамьяна, отравленного византийцами по требованию Буртаса, он вместе с молоком матери впитал в себя ущемленное самолюбие отца, и это сделало его невероятно честолюбивым и готовым на что угодно во имя достижения высшей власти. На службе Византии он принял христианство, а уйдя в Хазарию ‒ ислам ‒ для получения поста кади Самандарской округи. Не имея возможности сделать карьеру в Византии или Западном Булгаре, он решил возвыситься в Хазарии и достиг своего. Мусульмане любили его как своего, евреи видели в нем своего спасителя, а для язычников он был отцом-благодетелем. Его борьба с Византией могла стоить ему головы, поэтому он вел ее со всей страстностью и жестокостью.

Вначале он отнес территорию византийской церкви в Киеве к хазарскому кварталу и обязал еврейских таможенников брать с нее арендную плату. Затем в 860 году приказал Диру и Аскольду произвести внезапное и беспощадное нападение на город Константинополь. Оба князя выполнили этот приказ, но понесли большие потери. Это смутило многих [новгородских] варягов, суздальцев и киевлян, решивших, что христианские боги сильнее их языческих богов... Дир, тяготившийся хазарской властью и рассчитывавший на помощь Константинополя в борьбе с ней, первым принял лжеверу христианскую, и за ним это сделали некоторые влиятельные русские бояры. Удержались от этого соблазна на некоторое время антские головы, надеявшиеся на возврат благодатных для них времен булгарского правления. Но в борьбе против хазар они готовы были поддержать кого угодно.

===

Тут ‒ очередная непонятка. Ибо и "Велес-книга", и "Джагфар тарихы" утверждают, что Дир был христианином, а Аскольд ‒ нет. Однако, именно Аскольда РПЦ почитает как великомученика, тогда как о христианстве Дира даже не заикается. То есть, великомученика Николая ‒ Аскольда ‒ РПЦ почитает как святого (и даже памятный день ему назначила), тогда как христианин Дир почему-то мимо святок пролетел. Почему ‒ непонятно. Предполагать лишь можно, что раздавая титулы церковники либо по какой-то причине перепутали Дира с Аскольдом, либо Аскольд и ещё раз ходил на Царьград. Без Дира уже. Когда и крестился. Второе ‒ более вероятно. Тогда слова "ДТ", что Дир "первым принял лжеверу христианскую" можно и так понять: Аскольд крестился вторым.

На картинке: Аскольд-Николай, святой благоверный князь, мученик Киевский.


Далее.

(36) Пламя войны с Византией, разожженное Ильясом, внезапно обожгло самого [хазарского] бека восстанием в Киеве в 863 году. Оно началось с перепалки антов с хазарскими таможенниками, безжалостно обдиравшими всех и вся для себя и для своего кагана. Возмущенные несправедливыми поборами анты разгромили таможню, после чего ворвались в сам город и устроили погром хазарского квартала. В этом деле охотно поучаствовали и христиане. Но затем Аскольд, испугавшись, что восстание может усилить Дира ‒ помеху на пути к желанному для него киевскому трону ‒ призвал христиан и к погрому мусульман. Несколько десятков христиан и с две сотни новгородцев и суздальцев Аскольда устремились к мечети... [на киевской горе] “Джок”, устроенной еще [муллой] Шамсом. [Мулла] Микаиль, оставшийся в городе из-за опасения попасться в руки хазар или язычников Рюрика, а также из-за уговоров Дира-Аса, один преградил им путь. Русы и варяги обнажили мечи, чтобы покончить с муллой, но тут появился Дир с несколькими верными своими христианами и антами и предотвратил преступление.

...В разгар этих событий один из антов убежал из Киева в Чернигов и сообщил [брату Рюрика] Джилки ложную весть о разгроме ненавистными для антов русами и варягами [киевской] мечети. Габдулла, испытывавший до этого полный упадок духа, при этих словах вдруг почувствовал возмущение и прилив сил. Призвав газиев и своих антов к оружию, он отчаянно бросился с ними к Путивлю и занял его. Не ожидавший нападения Рюрик в панике бежал в Хазарию и перевел дух только в ставке [бека] Ильяса. Габдулла же, воодушевленный успехом, ринулся к Киеву. При подходе балтавара Аскольд сбежал из города в Новгород, где сидел его сын Турма, а Дир немедленно вышел из города ему навстречу с изъявлением своей верности хану [Булгара] и разъяснением обстоятельств происшедшего. Довольный встречей с Диром Джилки отошел в Путивль, назначив своим послом при русском князе [имама и летописца] Микаиля Киевского...

[Хазарский бек] Ильяс не смог сразу ответить балтавару [Западного Булгара], но на следующий год выступил на [его] ставку в Путивле с 75-тысячным войском, состоявшим в основном из половцев и печенегов. Получив известие об этом, Дир впустил в Киев вернувшегося из Новгорода с войском Аскольда, ибо не верил в конечное торжество балтавара. Пришедший с отцом Турма отправился с большой частью новгородцев и суздальцев к Путивлю для соединения с [каганом Хазарии] Ильясом. Он приблизился к ставке первым и был наголову разбит булгарами и антами Габдуллы [Джилки]. Сам Турма, попав в окружение, самонадеянно бросился пробиваться из него в надежде на крепость своего доспеха, но был опрокинут копейным ударом антского головы Нанкая и погиб под копытами лошадей. Хазары, между тем, прорвались к Путивлю и разбили Габдуллу, наспех преградившего им дорогу. К счастью, хазары и печенеги перессорились друг с другом из-за добычи и не стали преследовать отступивших в Чернигов булгар...

===

Имена сыновей Аскольда ‒ это вообще отдельная песня, требующая специального неспешного разбора. Возможно, они и ещё где-либо поминаются, но мне покуда такие источники не встретились. Помню лишь, что когда-то и где-то, двадцати лет не прошло, читал статью некую, где тоже поминался некий Турма. Однако, кроме имени в памяти ничего более не отложилось. И в "ВК", к сожалению, про сыновей Аскольда ничего не говорится. Разве что пришедшего с Аскольдом Кнудия, из поминаемой выше 29-й дощечки, можно рассматривать как одного из двух старших сыновей Аскольда. Например, как того же Турму. Поскольку и Ас-Халиб с Турмой, и Аскольд с Кнудием появились в Киеве как раз накануне смерти Дира. Так что вполне может статься, что Турма из "ДТ" и есть Кнудий из "ВК". Тем более, что в "ВК" и Олег ‒ не Олег, но Хорыга.

Читаем дальше.

(40) ...В 870 году случилась большая война между печенегами и кыпчаками. Воспользовавшись тем, что значительная часть печенегов отправилась на эту войну, буртасы {«массагеты-русы»?} напали на их кочевья по реке Чиркес.

...Поражение буртасов нечаянно сыграло роковую роль в судьбе [хазарского] бека Ильяса, сына Бураша. Недовольный поведением [буртасского вождя] Худ-Дада, он отправился к нему для его наказания, но тот сам устроил ему засаду и убил ударом копья. Каган Исхак несказанно был рад этому, ибо бек [Ильяс] держал в своих руках всю власть [в Хазарии] и помыкал им. Буртасы из родов, подчинявшихся Худ-Даду, были избавлены от всяких повинностей и получили почетное право давать тысячу воинов в дружину кагана...

42 Когда весть о гибели всемогущего Ильяса дошла до Киева, то тайный слуга [хазарского] кагана Аскольд тут же убил [своего побратима] Дира вместе со старшим сыном, лживо выдав их за сторонников бека и тайных мусульман. Вслед за этим мечеть “Эль-Бейда” на [киевском] холме Джок и ханака Микаиля подверглись разгрому, а мулла [Микаиль] угодил в темницу и ожидал там неминуемой расправы от рук распоясавшегося Аскольда. У этого убийцы, принявшего (из желания понравиться русам) имя Мстислав, было три сына {Турма, Булат и Худ}...

===

Вот и уяснили, что Дир служил Булгару, но был вынужден подчиняться Хазарии. А Аскольд служил Хазарии, каганом которой и был назначен смотрящим над Диром. Почему те и терпели друг друга на едином киевском столе. Ибо оба весьма дорожили, скажем так, его вниманием и к собственной персоне, и к персоне побратима своего. И до тех пор, пока буртасско-хазарско-печенежская тёрка не расшатала относительно стабильную политическую ситуацию в Киеве. В результате чего у Аскольда сдают нервы и он убивает Дира. После чего и становится полновластным хозяином не только Киева, но и в Новгорода с Суздалем. Причерноморьем же и Крымом продолжает править Рюрик.

Во всяком случае, так утверждает "ДТ". И "ВК" с той не шибко спорит. Но уточняет, что к 878 году Олег смог отбить у Аскольда новгородские земли, и что небольшая часть киевских земель по Стугне-реке сами восстали против Аскольда.

Ну и кому поверим, "ДТ" с "ВК" или "ПВЛ"?

А дело тут, ясень-пень, ‒ хозяйское.

Я, например, полностью доверяю "Велес-книге". И "Джагфар Тарихы" ‒ тоже, но не полностью, а с кучей оговорок. Данные же "ПВЛ" о времени до Святослава считаю соответствующими действительности не более, нежели соответствуют действительности данные любой из наших былин. То есть, изучать стоит, а вот верить ‒ ну очень осторожно. Ибо правда там имеется, но среди сказок ‒ практически не видна.

Откуда и главный вывод этой статьи: Дира убил Аскольд!

И быть иначе не могло. Ибо два паука в одной банке ‒ это ненадолго.

Желающие же и дальше могут Аскольду "аллилуйю" вопить и картинки красивые рисовать.

А я к тому тезисно и ещё кое-что со ссылкой на "ВК" расскажу, дабы пояснить, что за праздник отмечался в Киеве в «IЕ ДЕНЬ», когда Аскольд убил Дира, и почему смерть Дира ‒ главного врага автора "Велес-книги" ‒ вызвала у последнего не радость, а жёсткую неприязнь.

Итак, "ВК" утверждает, что:

- в 628 г. до н.э начался исход славян на Русь;

- исход славян на Русь назывался "Карпенским исходом";

- первый год Карпенского исхода стал точкой отсчёта именно славянской истории;

- до 628 г. до н.э. славяне и их ближайшие сородичи венды именовались "славящими";

- в память о начале Карпенского исхода славяне стали праздновать "День Сьвы";

- "День Сьвы" совпадал с более древним ведийским праздником под названием "Свадьба Земли и Неба";

- на гулянья в честь Сьвы являться с оружием было запрещено;

- в 872 году русские и прочие славяне отмечали круглую дату ‒1500 лет (!!!) Карпенского исхода;

- анты "День Сьвы" не отмечали, поскольку в Карпенском исходе не участвовали, (анты ‒ не славяне, хотя и дальние родственники славящих);

- глава антов Дир был назначен "русским князем" тогдашним каганом Хазарии (по "ДТ");

- не явиться на "День Сьвы" «русский князь» Дир не мог;

- явится с оружием на праздник в честь Сьвы не мог даже князь;

- именно во время празднования "Дня Сьвы" Аскольд и убил безоружного Дира.

А так вот "ВК" не только поддержала повествование "ДТ", но и дополнила его. Тем самым совершенно порушив данные "ПВЛ" касательно убийства Дира и Аскольда Вещим Олегом.

А теперь и ещё раз глянем на последнее предложение приведённой выше цитаты из "ДТ": "У этого убийцы {Аскольда}, принявшего (из желания понравиться русам) имя Мстислав, было три сына... ".

Откуда и такой "вопрос в студию", причём ‒ НЕОТВЕЧАБЕЛЬНЫЙ : )

почему после убийства Дира Аскольд ‒ "из желания понравиться русам" ‒ принял имя Мстислав? Почему именно "Мстислав", а не какое-либо иное имя принял Аскольд?

???


На фото: медальоны с изображением Аттилы.


А ответ на вопрос находим в той же "ДТ", в самом её начале:

«Аттила, которого славяне звали Мстислав..

Во булгарский "фальсификатор" жжёт. Не только придумал, что славяне называли Аттилу Мстиславом, но ещё и НАМЕКАЕТ, что имя Мстислав Аскольд принял в честь любимого "русами" Аттилы.

Впрочем, считаю, здесь булгарин путает своего читателя. Причём ‒ умышленно путает. Ибо хорошо знает, что восточные славяне и русы Аттилу ненавидели, а вот анты ‒ напротив ‒ боготворили.Так что имя Мстислав Аскольд принял по иным причинам:

1) дабы собственное имя ‒ Ас-Халиб (Аскольд) ‒ не напоминало ему о побратиме Асе (Дире);

2) дабы объявить себя аватаром очень уважаемого антами Аттилы;

3) дабы привлечь извечных союзников булгар антов на сторону хазар;

4) дабы создать империю от Швеции и до Чёрного моря;

5) дабы войти в историю как Аттила Второй (в смысле ‒ Мстислав II).

Однако, не срослось.

А это я к тому, что ныне в Киеве происходит тоже самое, что и при Дире. С той лишь разницей, что нынешний "Дир" (Янык) успел свалить из-под ножа "побратима"...

Далее "ДТ".

(42) Получив от [хазарского] кагана в обмен на изъявление покорности ему титул русского князя и обещание передать под его управление все завоеванные у соседей области, Аскольд задумал захватить для своих [двух] детей Булгар и Западный Булгар... В том же 870 году он послал своего сына Булата, сидевшегов Новгороде, в набег на Булгар, и тому удалось захватить Ростов. Однако наместник Булата [в Ростове] ‒ скандинавский воевода Эрек ‒ сразу же после отъезда новгородского наместника прислал послов к Джилки и предложил ему оставить за ним Ростов в обмен на его службу хану [Булгара] и дань в невоенные годы. Габдулла весьма обрадовался послам и охотно принял предложение воеводы. По решению хана Эрек и ополченцы [вождя берендеев] Алабуги должны были одновременно подойти к Киеву и взять город. Но ростовский воевода [Эрек] застрял на пути к Киеву через новгородские земли у одной суздальской крепости и, хотя в конце концов взял и сжег её, потерял время и вернулся в Ростов. Алабуга же через булгарский город Сувар, основанный на месте стычки с буртасами Белом, прошел к Чернигову. По пути, увидев своих, к нему примкнули мухшийские мадьяры. В Чернигове бий [Алабуга] встретился с [сыном хана Джилки] Алмышем и сыном Дира Джуном или Джуннэ, бежавшим из Киева. Узнав от Джуна о мусульманском погроме, Алабуга загорелся ненавистью к врагам веры и хотел тут-же двинуться к городу. Но балтавар предложил [ростовскому] бию [Эреку] вначале отбить у хазар Путивль, и тот нашел это предложение разумным... Когда булгары появились у Путивля, то и здесь мадьяры при виде своих перешли на сторону Алабуги. Увидев это, Рюрик поспешил скрыться, и ставка {Путивль} досталась нашим. Легкость победы объясняется также и тем, что Рюрик пребывал в ссоре с каганом [Хазарии] и не получил от него помощи. Он был женат на сестре [кагана] Исхака, но долго не имел от нее детей. Наконец, в 870 году его терпение лопнуло, и он женился на мадьярке и сделал ее своей любимой женой. Хазарка пожаловалась на это брату, и каган [Хазарии] рассердился на Рюрика...

===

А здесь Гази-Барадж между прочим поведал нам, что сын Рюрика Игорь родился в 871 году...

Вот.

И тут ‒ интрига. Ибо в "ВК" сказано, что в 878 г. сыну Олега было 7 лет...

Так что, хоть поминаемая выше И.Р.Мусина и заблудилась в двух соснах по имени "Лачын" и "Салахби", зато интуицией своей женской точно учуяла, что Игорь ‒ это сын Олега. И я с ней согласен. Однако настаиваю, что Гази-Барадж этого не говорит, а напротив, пересказывает русские летописи, где сказано, что Игорь ‒ это сын Рюрика. Ибо «слышал звон...».


Далее.

После взятия Путивля Алабуга, не мешкая, подошел к Киеву и осадил город, но штурмовать его без Эрека не решился... Когда Аскольд предложил бию [Алабуге] выкуп и [киевского муллу и летописца] Микаиля в обмен на уход булгар, тот, поняв, что скандинав {ростовский воевода Эрек} так и не появится, вынужден был согласиться с этими условиями. Габдулла, тем не менее, считал этот поход успешным, ибо отбил у хазар для сына Западный Булгар {Киевскую Русь} и посрамил брата-противника [кагана Хазарии Исхака]. Муллу Микаиля хан [Булгара] встретил очень тепло и вновь назначил его своим тебиром...

...В 880 году Исхак прислал своих сватов к [сыну Джилки] Алмышу, желая жениться на дочери [булгарского] балтавара от мадьярки. Балтавар [Алмыш], которого сам [киевский] мулла Микаиль вывел на путь истинной веры и назвал [по-мусульмански] Джафаром, с достоинством ответил: “Не подобает мусульманке выходить замуж за еврея”. Тогда каган [Хазарии] предложил дяде Джафара Рюрику свою помощь в деле возвращения трона балтаваров в обмен на выдачу за него дочери Алмыша. Непомерно честолюбивый Рюрик не смог побороть соблазна власти и при помощи хазар овладел Путивлем и был поднят на трон ковуйскими и мадьярскими старейшинами. Алмыш опять бежал со своими берендеями в Чернигов и обратился за помощью к отцу {Габдулле Джилки}, а его дочь была выдана кагану [Хазарии]. Габдулла призвал [ростовского воеводу] Эрека к новому совместному походу на Киев, который стал цитаделью хазар в Западном Булгаре {в Киевской Руси}. Эрек сказал, что ему надо будет для этого сначала взять Новгород и в 881 году взял эту русскую область. При этом к нему в плен попал сын Аскольда Булат... Теперь препятствий для похода не было.

Глава 6. Царствование Бат-Угыра (882-895) {кстати, занятно: БАТ = "свят", "свет"; УГЫР = "Игорь"; БАТ-УГЫР = "Свято-Игорь" или... "Святогор")

В 882 году на Киев двинулся из Новгорода сын Эрека Олег {Салахби}, а из Болгара ‒ Алабуга с отрядами сабанов и печенегов, стремившихся отомстить за набег на них западно-булгарских мадьяров во главе с Рюриком. Накануне выступления [булгарский] хан Габдулла скончался, и на булгарский трон был поднят его сын Бат-Угыр Мумин {Святогор Мумин???}, не отменивший распоряжений отца. Мулла Микаиль тогда же закончил свой труд “Шан кызы дастаны” и посвятил его новому хану [Булгара]...

Едва Алабуга приблизился к Путивлю, как [брат Мумина] Алмыш пришел к нему из Чернигова с берендеями и антским ополчением [сына Дира] Джуна. Старший сын Алмыша Арбат, служивший балтавару Рюрику, устремился навстречу Алабуге со своими башкортами, но был наголову разбит и укрылся в Путивле. Хазары бывшие в Путивле, приготовились к защите крепости, но расчетливый Арбат предпочел открыть одни из двух ворот Путивля и выйти из них с повинной к отцу. Вслед за этим анты Джуна со страшной резней ворвались через эти ворота в город и взяли его. Алмыш самолично подъехал к балтаварской юрте и выбросил из нее дрожащего от страха дядю [Рюрика], как щенка. К счастью, у него хватило благородства и великодушия для того, чтобы не казнить брата отца и отпустить его в Хазарию. Рюрик, плача от унижения, уехал с двумя своими женами в Итиль и вскоре умер там от позора, а сына его от башкортки ‒ Игоря ‒ Алмыш оставил при себе...

===

Тут "ДТ" утверждает, что и смерть Рюрика (Лачына), и поход Олега (Салахби) на Киев случились в 882 году. Тем самым оспариваются данные наших летописей, утверждающей, что Рюрик умер в 879 г. Для фальсификации ‒ ну очень не умно.

На фото: "Рюриков камень" в г. Приозерске (Ленинградская обл.), с цитатой из летописи, мол, Рюрик погиб в некой войне, после чего и был похоронен в Кореле (Приозерске).


Далее:

44 При Рюрике Русское княжество подчинялось ему, поэтому Алмыш двинулся к Киеву с намерением принудить Аскольда подчиниться ему. У города он соединился с подошедшим чуть раньше Олегом и вначале договорился с ним, что он будет княжить в городе в качестве данника балтавара [Западного Булгара]. Но потом [сын Дира] Джун посоветовал им, чтобы Олег сел в Киеве в качестве соправителя сына Рюрика Игоря, и по размышлении воеводы согласились с антским головой. Олег, показав киевским боярам княжича Игоря Рюриковича, объявил им о своем желании сесть на русское княжение в качестве наставника княжича и предупредил, что в случае их противодействия, будет убит [сын Аскольда] Булат и предпринят жестокий булгарский приступ. Бояры согласились заключить договор с Олегом, опасаясь мести за погром мусульман... Однако Аскольд отказался подчиниться решению бояров, и тогда они привели его к Олегу силой. Когда тот приблизился к нему, то внезапно и с криком: “Проклятый раб ‒ ты изменил своему господину и должен умереть!” ‒ обнажил свой меч и хотел зарубить им Олега. Но [сын Дира] Джун был начеку и убил Аскольда копьем, которое выхватил у стоявшего рядом анта, а Алабуга зарубил [сына Аскольда] Булата, поспешившего на помощь отцу. Последний сын Аскольда Хот {в другом месте он назван Худ, что значит "Гот"}, узнав о кончине отца и брата, тайно бежал из Киева к кагану [Хазарии]...

===

Эти слова "ДТ" поддерживаются данными "ПВЛ", ибо и та, и эта говорят, что Олег с малолетним Игорем находились вне стен Киева, когда пред ними предстали Аскольд и... Булат.

Похоже, что автор "ПВЛ" именно сына Аскольда Булата перепутал с Диром.

Во всяком случае, именно это предположение объясняет, почему в "ПВЛ" могилы Дира и Аскольда находятся в разных местах Киева: «...погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила ‒ за церковью святой Ирины». Видимо, Аскольд перед смертью тоже крестился, приняв христианское имя Николай, почему на его могиле и была поставлена церковь св. Николая. А вот почему могила Дира соседствовала с церковью св. Ирины ‒ можно лишь гадать (например, к крещению Дира имела отношение некая византийская Ирина).

А к тому и такой существенный акцент: "ДТ" утверждает, что киевские бояре сами привели Аскольда и его сына Булата к Олегу, причём, ‒ для мирного урегулирования вопроса о власти над Киевом, и что Олег не имеет отношения к их смерти, поскольку Аскольда убил сын Дира Джун, а Булата ‒ вождь берендеев Алабуга (по-русски ‒ Елабуга).

Вот.

Откуда и такое... предположение: коль "смещение" Дира Аскольдом очень похоже на "смещение" Януковича... хунтой (так скажем), то ни капли не удивлюсь тому, что некий "Олег" в скором времени повторит свой налёт на Киев, и что следом какой-либо "пастор" повторит судьбу Аскольда...

Впрочем, в "ВК" о том несколько иначе говорится. Точнее, про смерть Аскольда та вообще ничего не сообщает, поскольку писалась в 878 г., когда и Аскольд, и Рюрик ещё живы были. Однако там есть строка, говорящая о неудачном приступе Олега на Киев, в результате которого он потерял 200 воинов. После того поражения Олег и начал забрасывать Киев своими посланиями, суть которых была и проста, и понятна тогда любому: "Ясунь ‒ со мной!" (о том ‒ в статье Моисеича "Вещий Олег, патриарх Фотий и 8-е Вселенские соборы"). А параллельно Олег и по Руси стал послания свои рассылать, созывая ополчение на Стугну-реку. Почему в конце концов перед "Ясунем" или "Велесовым отроком", то есть ‒ малолетним Игорем, Киев и растворил свои ворота. Самому же "Велесову отроку" ‒ Игорю ‒ в 882 г. было уже 11 лет.

На фото: стяг Ясуня (сверху) на Донбассом.


А это пояснение я сделал и для того, чтобы подчеркнуть, что "Велес-книгу" и "Джагфар тарихы" творили непримиримые противники. И потому их данные то полностью совпадают, то не полностью, а то и противоречат друг другу. И это объяснимо, поскольку некоторых из тех авторов разделяют аж 400 лет. Плюс ‒ взаимная ненависть. И это надо учитывать. Как и то, что авторы "ВК" ярые патриот Руси настолько, насколько же и авторы "ДТ" истовые патриоты Булгара. С единственной, но кардинальной разницей: авторы "ВК" знают что такое Закон Прави, и потому слово своё сверяют с ним и пропускают через него, а авторы "ДТ" отстаивают правоту собственной веры, почему последние и позволяют себе тонкое восточное витийство, характеризуемое такими акцентированными через детский смех словами автора "Гази-Барадж тарихы": "шиворот-навыворот!" (кстати, имя Гази-Барадж можно перевести как Гази-Змей).


Далее.

Олег вошел вместе с Джуном и Игорем в Киев и в качестве первой дани Алмышу выдал балтавару имущество еврейских купцов. [Сын Дира и внук Вадима] Джун, ставший первым бояром и головой всех антов ‒ а они называли его по-булгарски “бата” ‒ примерно наказал убийц своего отца и мусульман. Довольные исходом дела, Алмыш вернулся в Путивль, а Алабуга ‒ в Болгар...

...В отведенном ему квартале города [Киева] Алмыш выстроил собственный двор, затмивший все остальные своей роскошью. Киевские булгары и анты... судились у него, а русы и варяги ‒ у Олега...

===

Вот и познакомились с татарским взглядом на общую для славян и потомков булгар тарихы. И подивились обилию имён и информации, имеющейся в этой булгарской "фальшивке". Ну и поохреневали, ясень-пень, немного. Кто от чего. Я, например, от того, что славяне Аттилу звали "Мстиславом", и что анты из "Джагфар тарихы" ничем не отличаются от нынешних западэнцев. А ещё ‒ от схожести и несхожести смерти Олега в описании "ДТ" и "ПВЛ".


"Джагфар тарихы" ("Гази-Барадж тарихы"). Глава 9. О кончине Олега {Салахби}...

Перед самым походом Олег решил купить себе лошадь и отправился из болгарского городка Ака-Басар в городок Халджа, который называли также и Хорезмийским городком. Там он присмотрел тюркменского коня по кличке Джилан. Однако при покупке он выронил под ноги коня одну монету и неосторожно нагнулся за ней. Джилан же, обученный топтать в бою пеших, тут же ударил его копытом и убил наповал. Алмыш был потрясен потерей своего верного воина и лично присутствовал на похоронах Олега. Часть скандинавов, нанятая Олегом, отправилась вскоре после похорон по [дороге] Айха-юлы в свою землю, и готовившийся поход не состоялся... Другая часть скандинавов отправилась в Ростов вместе с сыном Олега Хумом, назначенным Алмышем новым булгарским наместником Ростова...

===

"Велес-книга" тоже знает сына Олега, причём ‒ изнутри (но это уже совсем другая история, которая относительно подробно была изложена мною в статье "Послание Вещего Олега"). И имена первых булгарских ханов "ВК" тоже знает. В смысле, знает русские имена тех как бы "булгарских" ханов...

На картинке: привет "ДТ" от "ВК".


Жив буду ‒ расскажу ещё, как русский князь Кий Белояр, которого Гази-Барадж называет булгарским ханом Курбатом, воевал с... булгарами. И с какого бока от него припёка археологическая культура "боршевцы". И при чём там легендарный князь Бравлень. И что про них Вещий Олег говорил...

Я же свою эпопею с Гази-Бараджем и его "Тарихы" на этом считаю законченной.

Благодарю за внимание!

Моисеич, Корела, январь 2018 г.

На картинке: Олег Вещий работы Максима Кулешова.

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • Вам поклон, конечно, за проделанную работу. Только зачем это? По сути, даже если Ваша версия верна, это ничего не меняет. Это уже БЫЛО, и на житие наше многострадальное никак не влияет. Оставлять свою энергию в прошлом - не лучший вариант. Она (энергия) намного нужнее в нашем будущем, ибо она это будущее создаёт.
  • вот это работа!!! убедительно, грамотно, фундаментально и логично! :thumbsup: :blush:
  • короче, Склихасовский: кто наврал-то? И если ПВЛ брехня и новодел, у которого много неточных списков, то где списки с ВК( которую никто акромя одного афериста не видел)?   А? 
  • Ни где нет такой фразы "Киев -- мать городОВ русских", в  дошедшем орнигинале написано "Киев -- мать городАМ русским", а это не одно и тоже...
  • Опять таки. Кто такой Игорь? Их как минимум ДВОЕ. Один - расписан убедительно. Однако же - кто такой Игорь в 941 году? Ему годов то СКОЛЬКО? А между тем в 942 году от него рожают сына Святослава. А это уже......годиков то - МНОГО. Хотя и жена у него по моей версии рождена от болгарского царя Владимира Расате ажно в 894 году. Посмертная доченька. (Статья "Елена дочь Владимира.Гравюра на тумане". Лежит на сайте Афтершок). Как то - не получается у меня представить себе отца в 70 лет. Хотя бы потому, что до этого возраста надобно успешно дожить и не быть свергнутым родственниками. Что то здесь "сомнительное". Развейте мои затруднения?