Предыдущий текст из этой серии - СТОПСОНН-3. Национальный состав новомучеников - https://cont.ws/@mzarezin1307/...
Здесь перечислены новомученики, которые либо росли в семьях, в которых один из родителей не был православным, либо были единоверцами, либо изначально принадлежали к староверию, лютеранству или католицизму. Список невелик, всего 26 человек (т.е. 1,4% всех новомучеников), но важен. Тут императрица, великая княгиня, два архиепископа (один из них - замечательный хирург), три епископа, архимандрит, игумен, игумения, несколько деятельных и успешных православных миссионеров.
Таблица 1. Список новомучеников с особенностями религиозного становления



1. Новомученики из семей, в которых один из супругов не был православным.
В первую группу новомучеников (№№1-4 в таблице) входят те, кто воспитывался в семьях, в которых один из супругов был инославным христианином.
В.Ф. Войно-Ясенецкий воспитывался в традициях православной веры. Православной была его матушка, которая, как я понимаю, веровала в современном стиле. Т.е. религиозные чудеса признавала, но попов не любила. А вот батюшка был убеждённым католиком, посещал костёл, подолгу молился дома. По воспоминаниям самого В.Ф. Войно-Ясенецкого религиозность он унаследовал от отца.
Матушка А.М. Гагалюка уже будучи в браке, приняла православие.
Отец К.А. Минятова, ковенский дворянин, умер вскоре после рождения сына. Вторым браком матушка новомученика была замужем за русским дворянином.
О религиозности родителей Н.А. Рейна я сужу предположительно. Прямых указаний в житийных рассказах обнаружить не удалось. Пишут, что батюшка Рейна приехал в Россию из Пруссии, стал управляющим имением, женился, и принял российское подданство через 11 лет после рождения Н.А. О матери новомученика сведений не приводится, о том, что Н.А. Рейн изначально был крещён в какую-то другую веру, а не в православие, тоже не говорится. Как это понимать? Вероятно, отец Рейна был лютеранином (в любом случае он не был православным), вероятно, до 1903 года он с православие не переходил (да и не обязательно поменял веру в 1903 году или позднее). Скорее всего, он женился на русской православной и ребёнок, в полном соответствии с законом, был причислен к православию.
Интересно, что все четыре брака, в которых родились новомученики, были не только межконфессиональными, но и межнациональными.
Показательно, что в группе из четырёх новомучеников - два архиепископа.
2. Потомственные единоверцы.
№№ 5-11 в таблице.
И.А. Бояршинов, вероятно, единоверцем не был, но в период с 1902 по 1904 г. служил в единоверческой церкви. Бояршинов был сотрудником миссионерского отдела города Оханска.
П.Д. Вяткин единоверец, женат на единоверке, не имея специального образования, стал священником, был назначен благочинным.
П.И. Гайдай женился на дворянке (вероятно, к единоверию она отношения не имела). Кажется, единоверие не было для него чем-то значимым.
Е.Е. Долганёв окончил МДА, служил в столице. "28 янв. 1902 г. рукоположен во иерея к Петропавловскому собору С.-Петербурга. Также служил в ц. свт. Николая при Мариинском дворце, в ц. св. блгв. кн. Александра Невского в Аничковом дворце и преподавал Закон Божий в учебных командах Петроградской крепостной артиллерии. " https://www.pravenc.ru/text/18...
Отец Н.И. Звездинского - старовер-беспоповец, присоединившийся к единоверию, ставший священников и бывший благочинным всех единоверческих храмов Москвы. Звездинский окончил МДА.
С.А. Конюхов из семьи единоверческого дьячка. Присоединил к единоверию несколько десятков староверов в селе Ниинском Соликамского уезда Пермской губернии.
И.С. Смирнов родился в семье староверческого священника, служил в Солигаличе, много внимания уделял мирским делам. "Был депутатом Городской думы (1906 - 1907), членом уездной санитарно-исполнительной комиссии Солигаличского уезда (с августа 1907), депутатом Солигаличского уездного собрания (с 1909), членом уездного комитета попечительства о народной трезвости (с 1909) ..."
Новомученики-единоверцы - сюжет преимущественно русский. Только Гайдай - украинец.
Из семи новомучеников этой группы пятеро погибли в 1918 году. (Мне кажется, что священники, погибшие в первый, полупартизанский период Гражданской войны, были в значительной мере жертвами короткой религиозной войны, когда красноармейцы-староверы выразили своё негативное отношение к никонианским попам (и к единоверческим) в недопустимо грубой форме).
3. Староверы.
№№ 12 - 18 в таблице.
Семь новомучеников по рождению были староверами. Принадлежали они к разным толкам, но не всегда известно, к каким именно. Двое в житийных рассказах просто названы староверами. Трое - беспоповцы (в т.ч. один - федосеевец). Двое - поповцы (в т.ч. один - последователь Белокриницкого согласия).

С.И. Шлеёв (еп. Симон)
Все новомученики из этой группы присоединились к православию взрослыми людьми, вполне осознанно, за исключением С.И. Шлеёва (еп. Симона), перешедшего из староверия в единоверие вместе с родителями примерно в три года. Интересно, что именно Шлеёв был наиболее значительным церковным деятелем из этой группы. Он был энтузиастом, теоретиков и организатором единоверия и горячим сторонником примирения государственной церкви со староверами.
Особенно интересны воспоминания В.Е. Коноплёва о том, как именно он искал правильную веру ( https://fond.ru/userfiles/pers... , первые шесть страниц).
Из семи новомучеников этой группы пятеро стали единоверцами, а двое присоединились к государственной церкви "безоговорочно".
Все они (быть может, за исключением А.Н. Анисимова), вели активную миссионерскую деятельность.
Все новомученики, бывшие по рождению староверами - русские. Все новомученики, бывшие по рождению единоверцами или староверами - мужчины.
Четверо из этой группы погибли в 1918 году.
Староверие, вероятно, было главным резервуаром горячо верующих христиан, который могла бы использовать каноническая никонианская церковь в своих интересах, но, к счастью, этого не произошло.
4. Лютеране.
№№ 19 - 24 в таблице.
Тут две природные немецкие немки, родные сёстры и августейшие особы.
А.М. Медем - сын крупного землевладельца и новгородского губернатора, управлявший родовым имением.
В.А. Амбарцумова я упоминал в прошлой статейке. Его духовная история уникальна (уникальна для сонма новомучеников). Амбарцумов менял веру дважды.
Ну и, кроме того, эстонец из крестьян, и эстонка из крестьянской семьи, осиротевшая в семь лет.
5. Католики.
№№ 25 - 26 в таблице.
Тут волынский чех и украинец-униат, из Люблинской губернии. Оба перешли в православие вместе с родителями в детстве.
Ну вот и всё, хотя вполне возможно, что на самом деле новомучеников с особенностями религиозного становления было в два или даже в три раза больше. Просто по целому ряду новомучеников сведения уж очень отрывочны.
Продолжение следует.
В следующий раз разговор пойдёт о социальном происхождении новомучеников.
Оценил 1 человек
1 кармы