Двойственность задач миссионера

0 577

А.Г. Кравецкий


Александр Кравецкий

ЦЕРКОВНАЯ МИССИЯ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН (между проповедью и диалогом)/ Научный редактор прот. Н.Балашов. М., 2012. 708 с.

http://www.academia.edu/5797055/%D0%90.%D0%93.%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9._%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D1%83_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C%D1%8E_%D0%B8_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC_._%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82._%D0%9D.%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2._%D0%9C._2012._708_%D1%81

9. ЯЗЫЧНИКИ И МУСУЛЬМАНЕ

9.1. Колония и метрополия

<...>

Историю российского миссионерства определяли два импульса, в той или иной степени присутствующие в любом миссионерском мероприятии или идее. С одной стороны, миссионер решает задачи чисто церковные, а с другой — его деятельность всегда оказывается связанной с национальной политикой государства. Иногда государство помогало миссионерам, иногда мешало. Но в ситуации полной независимости от государственной власти православный миссионер не оказывался никогда.

9.1.2. Государственный интерес

Российская власть прекрасно понимала, что христианизация является наиболее действенным способом ассимиляции жителей присоединенных территорий, и именно этим была обусловлена государственная поддержка миссионерских мероприятий. Если в первые века после крещения Руси миссия среди неславянского населения была в основном личным почином отдельных подвижников и не имела централизованного управления, то по мере колонизации Урала, а особенно после присоединения в 1552 году Казани, христианизация населения страны начинает осознаваться как задача не только церковная, но и государственная. Иван IV лично снабдил святителя Гурия, первого Казанского митрополита, указом, предписывающим просвещать местное население:

А новокрещеных всегда поучати страху Божию и к себе приучати, и кормити, и поити, и жаловати, и беречи во всем, да и протчии видя невернии таковое благочестие и брежение и жалование

319


новопросвещенным, поревнуют христьянскому праведному закону и просветятся святым крещением, да вкупе с нами прославят Отца и Сына и Святого Духа. Ты же, о честный учителю! Умножи данный ти талант от Бога, и заблужшая овца на рамо восприими, и в разум приведи и упаси стадо сие3.

Интерес Ивана IV к христианизации присоединенных территорий был в значительной степени вызван тем, что принявших православие считали русскими, поэтому крещение и русификация оказывались неотделимыми друг от друга4. В крещении местного населения видели наиболее действенный способ предотвратить межнациональные конфликты. Именно поэтому переход из православия в иную конфессию рассматривался как государственное преступление. Власти следили за тем, чтобы православные не оказались в подчинении у иноверцев. Крайне нежелательной считалась ситуация, когда иноверцу принадлежит земля, на которой живут православные. Радикальный способ решения этой проблемы предложил Петр I. Царский указ от 3 ноября 1713 г. обязывал всех татар, имеющих населенные православными деревни, в месячный срок принять крещение:

Великий Государь указал в Казанской, в Азовской губерниях басурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вотчины, и в тех их поместьях и вотчинах за ними крестьяне, и дворовые, и деловые люди православныя христианския веры, сказать свой Великого Государя указ, чтоб они, басурманы, крестились конечно в полгода; а как восприимут святое крещение, и теми поместьями, и вотчинами, и людьми, и крестьяны владеть по-прежнему. А ежели они в полгода не крестятся, и те их поместья и вотчины с людьми и со крестьяны у них взять и отписать на него, Великого государя5.

Мы бы погрешили против истины, если бы попытались свести всю миссионерскую работу на востоке страны лишь к решению геополитических задач. Среди проповедовавших в Сибири миссионеров всегда было много людей, не желавших подменять церковные задачи задачами государственными. Попытки организовать систематическую просветительскую работу среди жителей окраин империи предпринимались и в XVIII веке, и в XIX-м. В середине

------------------------------------------

3 Акты, собранные в библиотеках. 259.

4 Смолич. 201.

5 ПСЗРИ I-5. 66 (№ 2734).

320


XIX века митрополит Иннокентий (Вениаминов)6 подготовил проект устава Православного миссионерского общества — общественной организации, задачей которой была христианская проповедь на востоке страны. В 1869 году Александр II утвердил этот устав7. Задачей общества было содействовать миссиям в деле обращения нехристиан и утверждения в вере новообращенных8 Общество имело право переводить Священное Писание и богослужебные книги на языки новокрещаемых народов.

С формальной точки зрения Миссионерское общество было независимой от государства общественной организацией, однако говорить о его реальной независимости едва ли возможно хотя бы потому, что его председателем был московский митрополит, а покровительницей — императрица. И тем не менее, возникновение хотя бы формально независимого миссионерского объединения было очень важным. Существенным здесь было и осознание того, что проповедь православия является общественным делом, и то, что миссионеры получали бóльшую независимость от чиновников, далеко не всегда сочувствовавших переходу в православие жителей вновь присоединенных территорий.

Позицию чиновников можно понять. Администрация стремилась, в первую очередь, к тому, чтобы властные структуры на

------------------------------------------

6 Иннокентий (Вениаминов-Попов; 26.08.1797–31.03.1879). 1817 — диакон. Окончил ДС. Препод. приходского училища. 1821 — священник. 1824 — миссионер на о. Уналашка в Русской Америке. Строил храмы, создавал школы, крестил тысячи человек. Переводил богослужебные и евангельские тексты на языки местного населения. 1834 — переведен в Новоархангельский порт на о. Ситху. В 1838 отправился в Петербург для переговоров об учреждении Камчатской епархии и печатания своих переводов. 1839 — протоиерей. В 1840 после смерти жены принял монашество, архимандрит, еп. Камчатский, Курильский и Алеутский. 1850 — архиеп. 1868 — митр. Московский и Коломенский. Канонизирован в 1977 (Русское православие).

7 ПСЗРИ II-44 (2). 300–303.

8 Интеллектуальным центром миссии на востоке империи была Казань, где, наряду с Духовной академией, действовали упомянутое выше миссионерское Братство святителя Гурия, Миссионерский институт (1875–1883), десятки школ для крещеных татар. Именно здесь была создана методика, легшая в основу миссии среди неславянских народов, проживавших на востоке империи. Мы не имеем здесь возможности даже бегло остановиться на образовательных и миссионерских идеях, в разное время реализованных в Казанской епархии, а потому отсылаем к трем недавним исследованиям (Geraci; Werth; Журавский. КазДА), в которых, в частности, содержится обширная библиография.

321


местах могли нормально функционировать, а добиться этого было легче, сохраняя традиционные институты самоорганизации населения. Для управления кочевыми племенами местная администрация, естественно, взаимодействовала с племенными вождями. Российские законы гарантировали кочевым инородцам9 самоуправление, то есть признавали власть местных вождей. Ни вожди, ни русская администрация не были заинтересованы в переходе кочевников в православие, поскольку такой переход разрушил бы традиционную структуру племени10, в результате чего управлять кочевниками стало бы значительно сложнее. Некоторые законодательные акты были прямо направлены на сокращение числа крещений11. Так, например, в 1861 году Синод принял Правила о порядке совершения над иноверцами-нехристианами таинства святого крещения, которые требовали, чтобы крещение несовершеннолетних

------------------------------------------

9 Русское законодательство называло инородцами представителей некоторых народов (преимущественно относящихся к монгольской, тюркской и угро-финской группам), которые по правам состояния и по системе управления были поставлены в особое положение. Большая часть инородцев была свободна от воинской службы и от уплаты существенной части налогов. Некоторые кочевые племена имели право беспрепятственно пересекать границу и подлежали русскому суду только в случае совершения особо тяжких преступлений на территории России. «Положение об инородцах» входило в Свод законов (Брокгауз-Эфрон XXV. 224–225). В советское время слово инородец стало оскорбительным, и на смену ему пришел советизм нацмен: «Под воздействием освободительных лозунгов революции, — писал в 1926 году А.М. Селищев, — а также под влиянием программы коммунистической партии и мероприятий советского правительства происходит обостренное пробуждение национального сознания в среде интеллигенции народов России. Прежнее название их инородцы считается оскорбительным. Вводится новый термин: нацмены — национальные меньшинства. Деятели среди них — это националы, национальные работники» (Селищев. Язык. 110). Спустя несколько десятилетий слово нацмен также перестало употребляться в нейтральных контекстах и приобрело оттенок если не уничижительный, то иронический. В постсоветское время в литературе националистического характера слово инородец стало употребляться по отношению к евреям, в результате чего использование этого слова стало восприниматься как неполиткорректное. В настоящей работе это слово употребляется вслед за авторами цитируемых документов в том значении, в каком оно использовалось в российском законодательстве рубежа веков.

------------------------------------------

10 См.: Смолич. 204.

11 При этом иностранные миссионеры нередко пользовались большей поддержкой представителей государства, чем отечественные, православные (См.: Гурий. Из истории).

322


детей, происходивших из иудейских, мусульманских или языческих семей, осуществлялось не иначе как с письменного разрешения их родителей. Если по отношению к мусульманам и иудеям это предписание было осуществимо, то требовать письменного согласия от кочевников было невозможно, поскольку во многих случаях совершавший крещение миссионер оказывался единственным грамотным человеком на многие сотни километров12. Те же правила разрешали крещение взрослых кочевников лишь по истечении шестимесячного испытательного срока. Теоретически это казалось вполне разумным, однако на практике миссионер не имел возможности в течение полугода кочевать вместе с готовящимися к крещению и наставлять их в истинах веры. Выражая мнение людей, занимавшихся миссионерской работой, И.С. Аксаков с горечью писал о том, что российские законы направлены против новокрещаемых:

Если в чем ощущается особенная потребность, так именно в законе, который бы, напротив, ограждал свободу совести инородцев-христиан и ищущих христианства среди инородцев — язычников; который оказывал бы крещающимся защиту и покровительство от утеснений всякого рода, ныне ими претерпеваемых, который бы в христианском государстве облегчал, а не затруднял приобщение к обществу христианскому и к началам общей гражданственности13.

Гражданские законы, регулирующие жизнь крещеных инородцев, совершенно не способствовали тому, чтобы последние могли вести христианскую жизнь. Публицисты XIX — начала XX века писали об этом очень много. В 1893 году Н.С. Лесков опубликовал очерк «Сибирские картинки XVIII века», в котором обнародовал материалы, посвященные вопросу об ежегодной исповеди сибирских инородцев (напомним, что гражданские законы предписывали всем православным жителям империи исповедоваться и причащаться не реже одного раза в год). Из-за удаленности кочевий от храмов, говенье и причащение были для многих трудно исполнимым делом. При этом закон требовал, чтобы светские власти штрафовали тех, кто не был у исповеди в течение года. В итоге новокрещенные инородцы стали объявлять себя старообрядцами, чтобы избавиться от обязанности ежегодно говеть и причащаться14.

------------------------------------------

12 Аксаков. 318–319.

13 Аксаков. 322.

14 Лесков.

323


Указ о веротерпимости, ослабивший давление администрации на религиозную жизнь граждан России, привел к тому, что номинальные православные начали возвращаться к прежней вере. Отпадение православных жителей восточных регионов в мусульманство, буддизм и языческие культы требовало от миссионеров выработки адекватных мер. Церковные публицисты начали все более отчетливо осознавать, что христианизировать страну, опираясь на принуждение, невозможно. Приведем в этой связи обширную цитату из речи, которую епископ Андрей (Ухтомский) произнес при открытии Восточно-русского просветительного общества в городе Уфе:

Нас только боятся и перед нами унижаются, но нас не уважают и не любят. Такие чувства одинаковы у татар, чуваш, черемис, вотяков, грузин, мингрельцев, абхазцев, эстонцев, молдаван, греков, евреев… Такие же чувства питают и старообрядцы к нам, православным. Таково мое наблюдение, обидное для моего патриотического сердца. Каковы же причины столь грустного явления?

Причин много, и главная из них та, что инородцы, сталкиваясь с русскими, встречают среди них не культуру духа, а только культ силы; они встречают в лице русских какую-то странную нацию, которая не уважает своей веры, не уважает обычаев своего народа, которая сама себя не уважает. <…> Явились русские в Среднюю Азию. Тамошние мистически-религиозные жители, уважая силу русских, решили, что, если русские сильны, Бог их любит и им помогает, и постановили все принять русскую веру, веру Белого Царя. Но русские власти немедленно втолковали туземцам, что этого вовсе не нужно, что они могут оставаться в своей вере, что для русских это не интересно… И своим пьянством, развратом, взяточничеством русские доказали, что для них действительно всего менее интересна их собственная вера. Несчастная крестоносная православная Грузия, истерзанная неправославными врагами, отдала свою судьбу в руки русских. А первым делом русской власти был удар по церковной жизни грузин; у Грузинской Церкви православной была отнята самостоятельность, были отняты церковные имения, богатейшие церкви и обители, около которых кормилась всякая нищета; они были лишены обеспечения и стали погибать. В Грузии стало так же плохо, как в России, а русские власти только и стремились к такому странному объединению на почве антикультурности. <…> Мы, ничего не давая своего в качестве образца, только разрушали чужой быт, мы беспощадно стремились только уничтожить мировоззрение язычников, не умея его заменить своим.

324


Культ силы при некультурности духовной давал себя чувствовать в полной мере. Мы только мешали жить инородцам, нисколько не заботясь привлечь к себе их сердца. Конечно, были и исключения из этого общего грустного правила, но общий тон русской политики в отношении к инородцам был именно такой15.

------------------------------------------

15 Андрей. О печальных. 4–6.

********************************

Возможно, в словах епископа Андрея звучит и некоторое увлечение. Но, повторюсь, большевики унаследовали от старого строя некоторые проблемы в области национально-религиозных отношений, неразрешимые в рамках старого строя.

63 часа ни один самолёт в странах Прибалтики не мог взлететь: что за атаку провела Россия на Латвию, Эстонию и Литву?

В честь 75-летия НАТО Североатлантический альянс организовал военные учения «Стойкий защитник 2024». Очевидно, что эти учения призваны продемонстрировать силу НАТО, чтобы запугать Россию. Ведь большая...

"Гадание" на картах. Оперативные загадки спецоперации

Когда я был ещё маленький и учился в средней школе, я очень любил карты. При условии, что разрешалось использование карты, отвечать хоть на уроке, хоть на экзамене историю, физическую и...

Россия, берегись: наместница Аллаха из Казахстана поставила ультиматум Путину

Не было печали, так наводнения накачали. В Казахстане сильный паводок, от затопления населённых пунктов спасаются тем, что сбрасывают воду из водохранилищ на Иртыше, которая волной идёт в сторону Росс...