Бойцовские сибирские попы - 7

32 2015

Заканчиваем разбор диссертации Дмитрия Владимировича Олихова  "Создание и деятельность Временного высшего церковного управления Сибири (1918–1920 гг.)".  Омск, 2014   http://www.omgpu.ru/sites/defa...


Речь пойдёт о тех, далеко не единичных, случаях, когда православные священники, в своём религиозном рвении, презрев ханжеские ограничения, прямо и непосредственно избирали роль осведомителей, провокаторов, карателей, палачей.  А также речь пойдёт о том, как победившие большевики распорядились судьбами организаторов и вдохновителей всей этой духовно-карательной благодати.


I. Православные батюшки в облике кровавых собак

<<Одной из главных задач церковной антибольшевистской борьбы в Сибири было противодействие партизанскому движению. Священники предавали анафеме партизан, именовали их «антихристами», сообщали правительству о настроениях крестьян, подавали списки ушедших в партизанские отряды. По распоряжению ВВЦУ Сибири в епархиях организовывались дружины для защиты церквей и духовенства. Подобные отряды часто возглавляли сами священники, как, например, настоятели Усть-Тунгусской Спасской церкви Енисейского уезда и с. Михайловское Каннского уезда. [Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917–1937 гг.). – Томск: Изд-во Томского университета, 1982. – С. 78.]

В условиях братоубийственной войны духовенство Сибири не оставалось в стороне от военных операций в тылу и часто принимало самое непосредственное участие в подавлении партизанского движения. Так, например, священник Тары Багинский был начальником карательного отряда, проводившего расстрелы восставших. Священник с. Архангельское Семипалатинской губернии выдал казакам трех человек. Священник Данилов из села Фунтики (Алтай) провел в село правительственный отряд и указал место, где скрываются большевики, партизаны, которые были расстреляны. В с. Петропавловка Славгородского уезда местный священник и писарь встретили правительственный отряд колокольным звоном и вручили им списки партизан, которых затем расстреляли. Священник Меркулов вместе с карателями расстреливал бунтовщиков с. Всесвятское. Вообще в воспоминаниях «красных»  партизан Сибири и Дальнего Востока имеется немало материалов, показывающих, как православное духовенство оказывало всемерную помощь колчаковскому правительству в борьбе с волнениями в тылу. [Безбожник. – 1933. – № 10. ]>> (152-153)

<<По указанию штаба колчаковской армии ВВЦУ Сибири в июле 1919 г. направило во все епархии Сибири и Дальнего Востока циркуляр, обязывающий духовенство вести проповедническо-осведомительную работу.[Флеров В.С. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918–1923 гг. // Ученые записки Томского Государственного университета. – Томск: Изд-во Томского университета, 1959. – № 37. – С. 79.] В епархиях Сибири были созданы осведомительные отделы при благочиниях. Они должны были собирать сведения о политических настроениях, принимать меры для подавления революционных выступлений, представлять командованию списки «неблагонадежных». В качестве иллюстрации данной темы можно привести так называемое «Дело Забайкальского епархиального совета» 1923 г. Оно было организовано органами ОГПУ уже после установления советской власти на территории всего Дальнего Востока. Газета «Дальневосточный край» в статье «Епископ и забайкальский епархиальный совет – семеновские контрразведчики» сообщала: «Местным отделом ГПУ арестованы епископ Софроний (бывший протоиерей Сергей Старков) и секретарь забайкальского епархиального совета Анатолий Попов. Арест вызван фактом участия Софрония и Попова в работе семеновской контрразведки.

Софронию при аресте предъявлен был документ, подлинность которого ни он, ни секретарь епархиального совета не отрицают».[Дальневосточный край. – 1923. – 10 февраля. ] На суде выяснилось, что в июле 1919 г. епископ Мелетий получил от Высшего временного церковного управления циркуляр, в котором во всех епархиях предписывалось организовывать проповеднические отряды для проведения работы среди населения и войск, распространение литературы, а также развёртывание осведомительной работы. В специальном предписании Забайкальского епархиального совета, направленном всем священникам, говорилось: «…во исполнение резолюции его преосвященства… духовенству епархии оказывать помощь осведомительному отделу при военном штабе». [Флеров В.С. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918–1923 гг. // Ученые записки Томского Государственного университета. – Томск: Изд-во Томского университета, 1959. – № 37. – С. 79.] Кроме того, были организованы группы проповедников, разъезжающих по приходам, железнодорожным станциям, воинским частям, где они вели агитацию и собирали сведения о партизанах. [Там же. – С. 80. ]>> (153-154)

<<Священники систематически давали информацию правительственным войскам о партизанских отрядах. Иеромонах Исидор, арестованный в 1919 г., имел удостоверение белогвардейского командования, в котором предписывалось «способствовать брату иеромонаху Исидору организовывать комитеты по истреблению богоотступников, осведомлять о расположении войск противника». [Парнищев А. Церковь, контрреволюция и гражданская война. – М.; Л., 1930. – С. 49.] Гарнизонный священник Барнаула 17 января 1919 г. устроил в полковой церкви собеседование. После его речи некоторые выразили отрицательное отношение к утвердившемуся Всероссийскому правительству А.В. Колчака. Через 3 дня свыше 20 солдат и 2 офицера были арестованы, 18 из них расстреляны.>> (154)


Уважаемый диссертант не пытается оспаривать приведённые факты и не стремится их замалчивать. Напротив, с  тихой горделивой радостью любуется он подвигами своих духовных предтеч.


II. Мученики за веру

<<С другой стороны, и священники гибли от рук партизан. Так, например, восставшие крестьяне с. Картузы Минусинского уезда в ноябре 1918 г. вместе с партизанами разгромили отряд атамана Шонина и расстреляли его соратника священника Щербакова, который с церковной колокольни стрелял по наступающим и участвовал в расстрелах партизан. Отряд Щетинкина 22 января 1919 г. разгромил в с. Ново-Еловское правительственное соединение карателей, в составе которого священник Н. Фокин играл руководящую роль, участвуя в допросах партизан. [Енисейские епархиальные ведомости. – 1919. – № 1/2. – С. 12.] Благочинный 5-го участка Енисейской епархии Т.Е. Кузнецов был предан партизанскому суду и расстрелян за стрельбу с колокольни. Всего по епархии пострадало за вооруженную борьбу против партизан 6 священников.[Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917–1937 гг.). – Томск: Изд-во Томского университета, 1982. – С. 78–79.]>> (155)

Чудовищно! Как можно было поднять руку на священника!


III. Не все попы - сволочи

<<По справедливому мнению А.Н. Кашеварова, многие священнослужители, оказавшиеся на территориях, занятых «белыми» армиями, совсем не являлись убежденными сторонниками «белого» движения. Часть духовенства сочувствовала этому движению лишь потому, что «белая» власть была хотя бы формально «верующей», в отличие от «безбожной» советской власти, развернувшей гонения против религии и церкви. [Кашеваров А.Н. Православная Российская церковь и Советское государство (1917–1922). – М., 2005. – С. 354.] Местные священники были глубоко аполитичны и даже неспособны повлиять на политические настроения своей паствы. Среди духовенства также существовали, по воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова), опасения (и не без основания), особенно усилившиеся к исходу «белого» движения, жестокой расправы за всякую поддержку «белых», за любые действия, выходившие за рамки обычной церковной деятельности: специальные молебны для войск, участие в «белой» печати, произнесение «политически окрашенных проповедей», благословение вождей и т.п.>> (155)


IV. Судьбы деятелей ВЦЦУ

<<... существует Богоявленское послание архиепископа Сильвестра от 14 января 1920 г., в котором он вместе с членами Омского епархиального совета призвал церковных пастырей своей епархии к исполнению окружного послания Святителя Тихона от 8 октября 1919 г. о невмешательстве в политическую борьбу, ибо «дело Церкви есть дело мира». Обращаясь к православному населению Сибирского края, архиепископ Сильвестр особо подчеркивал, что «ныне у нас народно-государственная советская власть, и мы все имеем долг законного подчинения ей». [Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917–1941: документы и фотоматериалы. – М., 1996. – С. 46.] При этом формула поминания властей пока осталась прежней: «Богохранимую державу Российскую, благоверное правительство и христолюбивое воинство ее».[Сибирская Речь. – 1919. – 15 февраля]>> (180)

<<Судьбы руководителей ВВЦУ Сибири сложились по-разному – архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину; архиепископ Вениамин (Муратовский) в феврале 1920 г. был арестован органами советской власти в Новониколаевске, приговорён к расстрелу, но, согласившись сотрудничать с ЧК, через несколько месяцев освобождён. Впоследствии – обновленческий «митрополит» Московский и Коломенский; протоиерей Иаков Галахов провел несколько месяцев в тюрьме, а затем был выпущен на свободу, впоследствии еще четырежды подвергался арестам, расстрелян в 1938 г. в Актюбинской области (Казахстан); профессор П.А. Прокошев в апреле 1920 г. постановлением Совнаробраза был уволен с должности профессора Томского университета, после чего находился на принудительных работах в Омске, был освобожден в 1922 г., в 1920-х гг. жил в Новониколаевске, дальнейшая судьба неизвестна; профессор Л.И. Писарев погиб в тюрьме в Новониколаевске в марте 1920 г.; епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) в феврале 1920 г. арестован в Новониколаевске, находился в заключении в тюрьме Томска, отпущен в ноябре того же года, впоследствии неоднократно арестовывался, в 1925 г. перешел в старообрядчество, расстрелян 4 сентября 1937 г. в Ярославской тюрьме.>> (182 - 183)

<<Таким образом, священники и миряне, которые остались в Советской России, в конце концов, во второй половине 1930-х гг. практически все подверглись репрессиям и не пережили Великую Отечественную войну. Большевистская власть не захотела простить им участия в антикоммунистическом крестоносном движении.>> (183)


Получается, что никто и года не отсидел. Из шести человек один Писарев (по мнению диссертанта) умер в тюрьме. Почему "по мнению"? А потому, что есть и другие авторитетные церковные мнения. Вот, например, что пишет открытая православная энциклопедия "Древо":

<<Леонид Иванович Писарев (1865 - не ранее 1920)... 30 мая 1920 года чрезвычайный революционный трибунал Сибири приговорил подсудимого Л. И. Писарева, ввиду недоказанности его душевной болезни и наличия основательных сомнений в его психическом расстройстве, поместить на испытание в психиатрическую лечебницу [5].

Дальнейшая судьба неизвестна.

...

[5] "Заседания Чрезвычайного революционного трибунала при Сибирском революционном комитете (Заседание 30 мая 1920 г.)", Верховный правитель России: документы и материалы следственного дела адмирала Колчака, М. 2003, с. 650-657, http://istmat.info/node/30402 >>  https://drevo-info.ru/articles...

Т.е. задолго до 2014 года было точно известно, что профессор Писарев был жив в мае, и, возможно, симулировал психическое расстройство, но, тем не менее, диссертант храбро утверждает, что он умер в феврале 1920 года. Кстати, на момент ареста Писарев был уже не членом ВВЦУ, а крупным колчаковским чиновником. 

"7 февраля 1919 года был назначен товарищем главноуправляющего Главного управления по делам исповеданий правительства администрации А. В. Колчака." https://drevo-info.ru/articles...

Получается, что, прямо по горячим следам тягчайших преступлений, на фоне горы дымящихся трупов, святых отцов пожурили и ... отпустили. 

Да, но архиепископ Сильвестр "принял мученическую кончину". Это же всем известно.


V. Сердце, пронзённое шомполом, раскалённым докрасна

Вот что пишет о кончине архиепископа Сильвестра диссертант:

<<Что касается смерти священномученика Сильвестра, то здесь мы, как и во многих других случаях этого временного отрезка истории, не располагаем архивными данными, однозначно свидетельствующими о том, как именно погиб святитель. Но в свете последних открытий, а именно обретения святыни его мощей, мы можем со всей очевидностью свидетельствовать о насильственной, мученической смерти владыки. В то же время вопрос о дате смерти св. Сильвестра (Ольшевского) следует считать открытым. Автор данного исследования располагает фотокопией синодика монахини Омского Казанского монастыря, проживавшей в Омске в годы лихолетья, Серафимы (в миру Клеопатра Васильевна Верейкина, умерла в Омске в 1993 г.). Интересно отметить, что в помянике «за упокой» находится множество имен из числа епископата и духовенства, которые были убиты советскими органами, при этом в большинстве случаев он содержит краткие указания о характере смерти этих людей. Очень многие из этих указаний согласуются с теми данными, которые получены после серьезного изучения архивных документов. Что касается святителя Сильвестра, то напротив его имени не стоит никаких заметок. Помяник другой монахини Омского Казанского монастыря обозначает дату кончины владыки – 6 февраля 1920 г., причём и в этом случае архиепископ Сильвестр не упомянут в числе убиенных, в отличие от впоследствии прославленных архиепископов Пермского Андроника (Никольского), То,ольского Гермогена (Долганева) (См.: Приложение 5).>> (183)

<<В настоящее время, после обретения 22 июля 2005 г. на раскопках Успенского собора святых мощей архиепископа Сильвестра, можно с большей долей вероятности предположить о характере тех мучений, которым власть подвергла исповедника церкви. Множественные прижизненные переломы конечностей и ребер, штыковой след на костях груди, лучевидные трещины в затылочной части черепа и полное отсутствие верхней челюсти, а также найденные в гробу гранёные гвозди – все это говорит о том, что за недели мучений владыка претерпел различные истязания и страшную кончину. Вскоре после смерти клирики и верующие Омска, вероятнее всего, выкупили тело исповедника, которое и было со всеми возможными почестями, приличными сану, наспех захоронено в южном приделе Успенского Кафедрального собора. В небольшой крипте, устроенной захоронителями, были положены «Киево-Братская» икона (владыка занимал должность учителя церковно-приходской школы Киевского Свято-Владимирского братства) и неизвестная икона с подписью на обратной стороне «Епископу Сильвестру от почитателей», относящаяся ко времени (1914 г.) проводов владыки с Полтавской кафедры.>> (184)


Интересно, что характер мучений, которым был подвергнут архиепископ Сильвестр, в отрытой православной энциклопедии "Древо" описывается несколько иначе, хотя и не менее живописно:

<<В конце 1919 г. при отступлении Белой армии из Омска остался с вверенной ему Богом паствой и был сразу же арестован большевиками. В течение двух месяцев подвергался истязаниям в ЧК, где от него безрезультатно требовали "покаяния".

26 февраля 1920 года был жестоко убит. Прибив руки святителя гвоздями к полу, безбожные изверги раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили ему сердце. Тело священномученика затем было тайно захоронено палачами, и место погребения было до недавнего времени неизвестно.>> (https://drevo-info.ru/articles...  )

Оба пронзительно-правдивых рассказа восходят к творчеству покойного омского краеведа-любителя-сказителя Ивана Павловича Шихатова.

Версию Шихатова подтверждает и главный знаток новомученичества, игумен Дамаскин (Орловский) - http://www.grso.ru/articles/sv...

Скорбит о распятом священнике и его пронзённом сердце "Азбука веры" - https://azbyka.ru/days/sv-silv...

Скорбит (правда, без "подробностей") Православный календарь на 2018 год - http://days.pravoslavie.ru/Lif...

Взывает к небесам сетевой миссионерско-просветительский журнал "По ком звонит колокол" :"Владыку арестовали и два месяца истязали в застенках ЧК. Святитель умер 26 января, через 19 дней после убийства Колчака.

Цинизм новой власти был в том, что уничтожая не только простых граждан, но и известных людей, палачи не оставляли официальных свидетельств. Был человек — и нет его. И ни строки в документах о том, что с ним сделали." https://www.mgarsky-monastery....

О том, что распятого священника пытали раскалёнными шомполами, пишет и сайт Омской епархии - http://omsk-eparhiya.ru/svyash...

Мученическая кончина архиерея констатируется и на сайте "Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской епархии" http://martyr-spb.ru/martyr/15...


Но дело-то в том, что подлинная причина смерти Сильвестра уже установлена.

Мария Федоровна Панина, главный специалист Исторического архива Омской области, нашла документальные свидетельства смерти архиепископа от естественных причин.  

<<Панина М.Ф. «Его больше не трогали»: легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра в 1920 г.

Известия Омского государственного историко-краеведческого музея: Сб. науч. Трудов. №19. / Мин-во культуры Омской обл.; ОГИК музей. Омск, 2014. С.123-126.

<...>

Долгое время место погребения архиепископа Сильвестра оставалось неизвестным. И вот летом 2005 г. при восстановлении взорванного в 1935 г. /123/ Успенского кафедрального собора была найдена икона с дарственной надписью епископу Сильвестру, обнаружен и поднят гроб с мощами и остатками архиерейского облачения и другие предметы. Была произведена медико-криминалистическая экспертиза костей черепа человека, обнаруженных при раскопках на месте Успенского собора в г. Омске 22 июля 2005 г., и прижизненных фотографий Ольшевского Иустина Львовича 1860 г.р. (Сильвестра). Экспертами сделан следующий вывод: «Кости черепа человека, обнаруженные при раскопках на месте Успенского кафедрального собора в г. Омске 22.07.2005 г., вероятнее всего, принадлежат лицу, изображенному на представленных на экспертизу фотографиях, т.е. Ольшевскому Иустину Львовичу, 1860 г.р. Сделать вывод в категорической форме не представилось возможным, в связи с обширными разрушениями черепа».

Государственные эксперты Бюро судебно-медицинской экспертизы при исследовании останков трупа неизвестного человека, обнаруженных при археологических раскопках в «Сквере пионеров», пришли к заключению: «1. Представленные на экспертизу костные останки человека по своим анатомическим признакам принадлежат скелету одного человека мужского пола, костный возраст которого, находился в пределах 55-60 лет. Рост мужчины при жизни находился в пределах 170-172 см. 2. Определить причину смерти неизвестного мужчины по представленным костным останкам не представляется возможным».

Эксперты экспертной комиссии и реставрационного совета при Министерстве культуры Омской области произвели экспертизу предметов, обнаруженных при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора: иконы на деревянной доске, эмалевой иконы, металлического креста с надписью, орлеца, парамана, параманного креста, фрагментов облачения и «пришли к следующим заключениям:

По 1-му вопросу: предметы, обнаруженные в захоронении при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора, указывают на принадлежность Ольшевскому Иустину Львовичу (Сильвестру, архиепископу Омскому и Павлодарскому).

По 2-му вопросу: исторические данные подтверждают, что указанные человеческие останки, обнаруженные при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора, вероятнее всего, принадлежат Ольшевскому Иустину Львовичу.

По 3-му вопросу: исторические данные об обстоятельствах смерти Ольшевского И. Л. (времени, месте, способе и других обстоятельствах), а также лицах, совершивших убийство Ольшевского И. Л. имеются, но являются неполными и не позволяют сделать категорический вывод об указанных обстоятельствах».

В экспертном заключении значится, что при исследовании «исторических и иных источников» ими были «исследованы эпизоды биографии Иустина Львовича Ольшевского (архиепископа Сильвестра), составленной омскими краеведами И. П. Шихатовым, А. М. Лосуновым, историком Н. И. Лебедевой по материалам изучения архивов гг. Омска, Тобольска, Киева». Архивными документами, подтверждающими факт зверского убийства архиепископа Сильвестра в Омской тюрьме, эксперты не располагали.

Таким образом, причину смерти экспертам установить не удалось, и легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра бытует до сегодняшнего дня. (Выводы и заключения комиссий приведены из научно-популярного сборника «Омский Успенский кафедральный собор», Омск, 2007).

<...>

В июле 2011 г., принимая отработанные исследователем дела и готовя их к передаче /124/ в архивохранилище, я обратила внимание на дело из личного фонда А. Ф. Палашенкова, директора Омского краеведческого музея. <...> В деле оказалось подшитым письмо Митрофана Алексеевича, адресованное Андрею Федоровичу Палашенкову: «Дорогой Андрей Федорович!

Не могу уточнить бывших в Омске архиереев. Беседовал с людьми, часто посещающих церковь, но оказалось, я больше знаю, несмотря на то, что редко бывал в церкви, а поэтому решил написать, что мне известно. Начну с архиепископа Сильвестра. Архиепископ Сильвестр был в полном смысле аскет. Народ к нему относился с любовью. <...>

14 ноября 1919 г. пришла Советская власть; начались аресты. Были арестованы настоятель собора протоиерей Соловьев и регент Китаев. Китаев содержался не так строго, часто, говорят, бывал дома, и, между прочим, /125/ был расстрелян. Был арестован и арх. Вениамин. Участь его неизвестна. Говорят, Жардецкий перед казнью исповедовался у него. Арх[иепископ] Андрей [Уфимский] уехал до прихода Советской власти.

Настоятелем Собора назначен был о. Федор Чемагин, брат П. А. Чемагина (референта). О. Федор не особенно пользовался любовью прихожан, называли его прохвостом. Жил он в церковном доме на Коммунистической улице, ближе к Иртышу. Когда Сильвестра выдворили из архиерейского дома, он поселился у Чемагина. Вероятно, всё перенесённое архиереем Сильвестром отразилось на его здоровье. Он заболел и, как видно, раком желудка. Вместо Город[ской] упр[авы] появился Коммун[альный] отд[ел]. Я был назначен секретарем финансово-счётного п/отд. [подотдела]. В штат моего отдела был назначен делопроизводителем П. А. Чемагин. Я его не знал. Он бежал из Тобольска, хотя и работал в Управе. Назначен он был ко мне в то время, когда лежал в больнице. Болел тифом. По выходе из больницы у нас с ним были очень хорошие отношения. Чемагин П. А. каждый день сообщал нам сведения о ходе болезни архиерея и возмущался тем, что он живет на одном хлебе. В начале 1921 г. арх. Сильвестр умер...» (ф. Р-2200, оп. 2, д. 1883, л. 60-61 об.).

Сразу же возник вопрос: неужели архиепископ Сильвестр умер в 1921 г.? Возможно, поэтому и не была выявлена И. П. Шихатовым в 1997 г. актовая запись о регистрации смерти Сильвестра, когда он писал биографическую справку о нем. Мы проверили все актовые записи о регистрации смертей по г. Омску за первую половину 1921 г. Записи о смерти Сильвестра не обнаружили. Делаем вывод: М. А. Столповский в своих воспоминаниях ошибается. Проверяем актовые записи всех районов г. Омска за 1920 г. В Книге регистрации актов гражданского состояния о смерти по 3-у району г. Омска я нахожу актовую запись №96 о регистрации смерти архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (ф. Р-580, оп. 3, д. 48, л. 96). Эта запись не только подтвердила воспоминания М. А. Столповского о причине смерти Сильвестра, но и указала на место его погребения. Вот её полное содержание:

"Книга записей смертей за 1920 г. Отдела записей актов гражданского состояния при Омском губревкоме 3-го района".

№ записи - 96.

Месяц и число смерти - Марта 10-го дня в 2 час. 30 мин. дня.

Место смерти - гор. Омск, улица Главноуправленская, 46.

Пол умершего - мужской.

Имя, фамилия и род занятий умершего - Сильвестр, Архиепископ Омский и Павлодарский.

Причина смерти - Кишечный рак.

Фамилия, имя и местожительство врача, выдавшего свидетельство о смерти и дата свидетельства - Зинин М. П. Омск, улица Банная, №78. Свидетельство от 11 марта 1920 г.

Место погребения - В Соборном склепе, ул. Красный Путь.

Год, месяц и число рожд. умершего - 1860 г. января 1-го дня.

Семейное положение умершего (холост, вдов, разведен) - Архиепископ.

Имя, фамилия и местожительство лица, заявившего о смерти - Виктор Кергесар, Омск, Тарская улица № 19".>> https://voencomuezd.livejourna...

ИАОО. Р-580. Оп. 3. Д. 48. Л. 96. 

*****************

Статья Паниной опубликована в 2014 году. В 2014 году господин Олихов защитил свою замечательную диссертацию. Четыре года этот духовно-научный текст, облитый скорбью и кроткими молитвами, висит в интернете. И что? Да и ничего. Если ложью и молитвой можно добиться большего, чем молитвой и правдой, то следует молиться и лгать. Это же очевидно.


Хотя, справедливости ради, надо признать, что подобная позиция не является в церковной среде единственной и категорически обязательной.

Во что сообщает читателям Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет:

<<Не найдено документов, подтверждающих факт ареста архиепископа или содержания его в тюрьме в 1919–1920гг.

...

Умер 10 марта 1920г. в 2 ч. 30 мин. дня в Омске от рака кишечника, что подтверждается документами, найденными главным специалистом Исторического архива Омской обл. Марией Федоровной Паниной.

...

В Омске бытовала неподтвержденная документально легенда о мученической смерти архиепископа Сильвестра 26 февраля 1920г.:

В 1919г., захватив город, большевики сразу же арестовали святителя. Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму г.Омска. В течение двух месяцев подвергался истязаниям в ЧК, где от него безрезультатно требовали "покаяния". Затем безбожники подвергли святителя жестокой и мучительной смерти.

Прибив руки святителя гвоздями к полу, безбожные изверги раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили ему сердце. Тело священномученика затем было тайно захоронено палачами, и место погребения было неизвестно.>>  http://www.pstbi.ccas.ru/bin/d...

Факты "легенде" немного противоречат, но не пропадать же добру!


P.S. О том, что кончина архиепископа Сильвестра воспоследовала от естественных причин и вовсе не сопровождалась изощрёнными пытками, на Конте уже писали. Вот, например, текст уважаемого Андрея - https://cont.ws/@anddan01/7486...


Бойцовские сибирские попы - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Бойцрвские сибирские попы - 2 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Бойцовские сибирские попы - 3 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Бойцовские сибирские попы - 4 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Бойцовские сибирские попы - 5 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...

Бойцовские сибирские попы - 6 - https://cont.ws/@mzarezin1307/...



30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Фраза "Чудовищно! Как можно было поднять руку на священника!" здесь выглядит издевкой над здравым смыслом. Они что должны были руки ему целовать после его стрельбы с колокольни? Убийство священником человека автоматически лишает его святости.
  • "..Также священнику строго запрещено поднимать руку на человека, даже на провинившегося. Не разрешаются любые занятия, связанные с пролитием крови (не только человека, но и животного). Это касается не только охоты, но и врачебной практики, особенно хирургии. Ведь в случае смертельного исхода (во время операции) хирурга могут обвинить в невольном убийстве, а это влечет за собой извержение из сана. Со священнослужением несовместимы и другие занятия (профессии): исполнение общественных и государственных должностей, пребывание на военной службе, ростовщичество и торговля (особенно винная)..." pravlife.org/ru/content/prezhde-chem-stat-svyashchennikom-nuzhno-ispytat-svoe-serdce
  • Как всё сложно...! Раньше всё было проще...
  • Поскольку я уголовный юрист, то люблю читать экспертизы. Вот цитата: "По 1-му вопросу: предметы, обнаруженные в захоронении при проведении работ по обнажению фундамента Успенского кафедрального собора, указывают на принадлежность Ольшевскому Иустину Львовичу (Сильвестру, архиепископу Омскому и Павлодарскому)." Вопросец: как уважаемый диссертант представляет тайное захоронение безбожными коммунистами, которые кладут в погребение все эти религиозные предметы?
  • Батюшки - они такие - не подходи, а то кадилом .бнет.