Модерн: органическое начало, пластичность линий и асимметрия. Не Гауди единым….

9 1980

Необычные дома в стиле ар-нуово

Антонио Гауди заразил весь мир стилем ар-нуово, или арт-деко, или стилем модерн (см. «Порвем Европу в клочья! Свободу Каталонии!!!» https://cont.ws/@nata_urieva/2... ), что, в принципе, одно и то же. Первым эту «инфекцию»)) подхватил Париж! Но она жива и сейчас, в архитектуре XXI века. Только слегка утратила пышность декора. Люблю этот стиль больше всего)).

Другими словами, это можно было бы назвать – природо-подобная архитектура. Гармоничная, без единого прямого угла, извивающаяся как ветки деревьев, лианы цветов, скальные гроты-пещеры, каменные волны… она дает ощущение естественности и волшебства нереальности одновременно, создает эффект фантастического жилища из сказок детства…

А вообще кто-то еще помнит, что Париж славен не только макронами, жирными крысами, откормленными на грязных от мусора улицах, и кроволюбивыми клопами, но и прекрасной архитектурой?!))

Париж — это… Париж!!

… это не только известные всем Эйфелева башня, Елисейские поля и столь любимый художниками бульвар Капуцинок.

Это прекрасные здания, рассеянные по городу, выстроенные в элегантном стиле ар-нуво, популярном в начале XX века. Их фасады называют самыми сексуальными в Париже. Так говорил Сальвадор Дали — а кто посмеет спорить с мастером?

Узнаем, какие архитектурные жемчужины в стиле ар-нуво прячет город, вместе с автором блога «Московский модерн» Еленой Пугачевой.

Здание Лавиротта на проспекте Рапп - 29 avenue Rapp

Его пластичный фасад называют самым чувственным и ярким в парижском ар-нуво. Дом создал блестящий архитектор Жюль Лавиротт. Судите сами: сюрреалист Сальвадор Дали, впервые увидев это здание, назвал его не иначе как «продолжающимся эротическим экстазом». Архитектурный экстаз был создан в сотрудничестве с керамистом Александром Биго и скульптором Жан-Батистом Ларриве.

Оцените кирпич, покрытый каменной чешуей, цветную керамику, чугун решеток; рассматривайте быков, охотящихся тигров и морских чудищ. Рассмотрите каждую деталь. Приглядитесь к украшающим центральную входную группу скульптурам Адама и Ева. Первый мужчина на Земле выглядит раскаивающимся, Ева — чуть ли не игривой.

На городском конкурсе в 1901 году фасад дома был признан лучшим в Париже, как и фасад нашего следующего героя — здания Керамического отеля в 1905-м.

Жюль Лавиротт (1864–1929). Фасады, созданные Жюлем Лавироттом, называют «торжеством плоти», самыми сексуальными в Париже. Архитектор украшал свои дома обильной лепниной, работаю в тандеме с талантливым керамистом Александром Биго. Его дома фантастичны, напоминая сразу о готике с ее аллегорической скульптурой и о причудливо изгибающемся барокко. Лавиротт трижды удостоен городской премии за самые оригинальные фасады.

Обратите внимание, ящерица – это дверная ручка.

Elysées Ceramic Hotel - 34 avenue de Wagram

Создан дуэтом Лавиротт — Биго в 1904 году из монолитного бетона. Волнообразный асимметричный фасад, «опутанный» сказочными сине-зелеными лианами, неизбежно привлекает внимание туристов. Этот памятник ар-нуво — действующий отель. В числе сохранившихся предметов оригинального внутреннего убранства бывших меблированных комнат — лестницы и витражи.

Кастель Беранже - 14 rue Lafontaine Paris

Работа признанного мастера классического парижского ар-нуво Эктора Жермена Гимара. Зодчий приступил к работе над проектом в возрасте 28 лет.

Все элементы декора (витражи, балконы, лестницы и перила, мозаики, дверные ручки, камины и даже рисунки обоев) Гимар создал сам. Как и интерьеры, внешнее убранство, художественность каждой детали заставляют, остановившись, рассматривать восхитительное здание. Особое настроение архитектуре ар-нуво традиционно придают кованые ворота. Гимар впервые вписал в каменную арку асимметричные кованые ворота, сделав их значимым элементом архитектурного решения.

Фасаду замка присужден первый приз на конкурсе фасадов зданий Парижа, проводившемся газетой «Фигаро», а сам архитектор благодаря работе над этим проектом получил заказ на дизайн входных павильонов для парижского метро.

Эктор Гимар (1867–1942) – это один из самых известных мастеров парижского модерна. Славу ему принесла работа над дизайном входных вестибюлей метро. Знал ли Гимар, что через 100 лет элегантные павильоны, отблески Прекрасной эпохи (Belle Époque), станут одним из символов Парижа?

Эктор Гимар был не только талантливым архитектором и дизайнером, но и маркетологом. Вовремя оценив важность узнаваемости собственного стиля, он выпустил серию открыток с изображениями своих работ. Таким образом, собственноручно сформировал то, что было названо «стилем Гимара».

Hôtel Guimard - Avenue Mozart, 122

Эктор Гимар, женившийся на американской художнице Аделине Оппенхайм, строил дом для своей семьи. Особняк отличают (как, собственно, любое творение мастера ар-нуво Гимара) органогенное начало, пластичность линий и асимметрия, даже фривольность трактовки объемов и форм оконных проемов. Здесь мы видим более лаконичный вариант ар-нуво, где пышность декора сменила тягучесть линий.

«Дом с каллами» (La Maison des Arums) - 33 rue du Champs de Mars, Paris 7ème

Здание потрясает причудливой пластикой фантастических цветов — результат кропотливой работы архитектора Луи-Октава Ракена, чей портрет писал Тулуз-Лотрек. Нежные цветы переплетаются на фасаде, на козырьке над крыльцом и даже на вентиляционных решетках. В этом «цветочном» здании размещалась школа для девочек мадемуазель Ланге, сейчас ее место занимает клиника эстетической хирургии.

Архитектор Ракен был фигурой настолько неординарной, что писатель Тристан Бернар сочинил на него эпиграмму:

Октав Ракен, ах, непригож,                                                                                 Он робок, гнет его забота,                                                                                 Он с Карлом Пятым был бы схож,                                                               Когда б не череп идиота.

В причинах неприязни Бернара к зодчему разбираться не будем. У нас есть более приятные дела — любоваться, например, его ослепительной постройкой на Марсовом поле.

Здание Les Chardons - 9 rue Claude Chahu/2 rue Eugène Manuel

Парижане называют дом «Чертополохи» (Les Chardons). Его появлением Париж обязан архитектору Шарлю Кляйну и художнику по керамике Эмилю Мюллеру. За эту работу они взяли первый приз за лучший парижский фасад. Заслуженно.

Перекусить в стиле ар-нуво

Впечатления, конечно же, будут неполными, если не отужинать свежими устрицами с бокалом белого в одном из чудных парижских кафе, сохранивших интерьеры в ар-нуво.

Ресторан Le Grand Café Capucines - 4 Boulevard des Capucines

К оформлению ресторана приложил руку мастер чешского модерна Альфонс Муха. Место культовое: здесь состоялась премьера фильма «Прибытие поезда» братьев Люмьер.

Тут уже можно и нужно пробовать французскую кухню, особенно устрицы, которые представлены в разных видах и размерах (№ 00 — самые гигантские, № 5 — самые маленькие, парижане предпочитают № 3).

Ресторан Le Petit Zinc - 11 rue Saint Benoit

Популярный в Париже ресторан с рыбным уклоном в самом центре Латинского квартала. В оформлении обильно использована керамика, майоликовые панно и растительные мотивы. Элегантно и атмосферно. Выбор морских гадов хорош, также в меню присутствуют неплохие стейки, баранина по специальному рецепту и фуа-гра с фруктами. Если вас интересует фирменное блюдо ресторана, смело заказывайте рыбу, запеченную в глиняной корке. И не забудьте про вино!

+++

Не обошел стиль «Модерн»/Ар-нуово/Арт деко и Россию 

Период моды на модерн в архитектуре России приходится на конец 19 – начало 20 вв. Русский модерн – стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса – буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. В декоре построек появились характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников.

Русский модерн – стиль, в котором можно различить разные направления. Одно из них связано с «Абрамцевским кружком». Деятельность кружка дало начало развитию национального варианта стиля модерн в архитектуре. Нередко архитекторы из этого сообщества обращались к историческому наследию русских мастеров, гипертрофируя национальные формы древнерусского зодчества.

Одним из образцов этого направления стала церковь Спаса Нерукотворного по проекту В. Васнецова (Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926гг.), В. Поленова (Василий Дмитриевич Поленов. 1844 – 1927 гг.), А. Мамонтова (Анатолий Иванович Мамонтов. 1839–1905гг.) В основе проекта был храм Спаса Нередицы, построенный в конце 12 в. около Новгорода, стилизованный авторами в духе модерна, которые объединили кубический объем здания с плавными линиями купола, добавили скошенные контрфорсы, подчеркнули гладкость стен немногими украшениями.

Церковь Спаса Нерукотворного (1881—1882) - авторы: В. Васнецов, В. Поленов, А. Мамонтов.

Другое течение модерна в архитектуре России опиралось на приемы стилизации методов из разных течений европейского модерна. Случалось также, что русские мастера следовали одному из принятых европейских канонов модерна, перенимая опыт зодчих той или иной страны. Модерн в исполнении русских мастеров характеризовался причудливой орнаментацией, как, например, Казанский вокзал в Москве архитектора А. Щусева (Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. 1873- 1949 гг.) Это асимметричное, словно собранное из разных объемов сооружение, вытянуто вдоль площади. Композиция завершается копией башни Сюмбеки в Казани.

Казанский вокзал в Москве (1913- 1926) - архитектор А. Щусев.  

Русский модерн – стиль, примером которого являются промышленные здания (типография Левинсона архитектора Ф. Шехтеля в Москве), железнодорожные вокзалы (Ярославский вокзал – архитектор Ф. Шехтель, Казанский вокзал― архитектор А. Щусев в Москве), религиозные строения (мечеть в Петербурге архитектора Ф. Васильева, церковь в Абрамцево – архитектор В. Васнецов, собор Марфо-Мариинской обители в Москве – архитектор А. Щусев), доходные дома.

Стилистический диапазон модерна в архитектуре России широк и проявлялся в различных направлениях, сочетающих тенденции нового стиля не только с национальными традициями в зодчестве, но и с классикой.

К примеру, в фасаде Витебского вокзала колонны дорического ордера соединяются с растительным орнаментом и открытыми металлическими конструкциями. Смешение стилей, среди которых можно различить элементы модерна, являющихся объединяющим началом, можно увидеть в зданиях магазинов торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге, созданных зодчим Г. Барановским (Гавриила Васильевич Барановский - архитектор, инженер, искусствовед. 1860 – 1920 гг.) Характерная для здания такого типа ассиметричность отражает идею «движения изнутри наружу», свойственную модерну.

Магазин братьев Елисеевых на Невском проспекте а Санкт-Петербурге (1902—1903) - архитектор Г. Барановский.

Модерн был одним из самых популярных направлений в архитектуре с конца XIX века и вплоть до начала первой мировой войны. Разумеется, Москва старалась не отставать от мировых тенденций и на территории города сохранилось немало зданий в этом стиле.

Самые эффектные дома московского модерна

Примечание Федора Тенина: Я не стал включать в эту подборку широко известные здания вроде гостиницы Метрополь, а ещё сюда не попали несколько интересных домов, фото которых мне не довелось сделать. Чужие фотографии я принципиально не использую.

Скоропечатня Левенсона - Трёхпрудный переулок, д. 9, стр. 1.

Когда-то она была одной из самых знаменитых и лучших типографий в Российской империи. Неподалёку от типографии, находится дом её архитектора - широко известного Фёдора Шехтеля (по адресу: Ермолаевский переулок, д. 28, стр.1).

Дом дешёвых квартир для одиноких людей, построенный на деньги купца Гаврилы Солодовникова (1908) -  ул. Гиляровского, д. 65.

Дом общества «Детский труд и отдых» (1907) - Вадковский переулок, д. 5.

Со старыми окнами он выглядел более эффектно.

Главный дом городской усадьбы Бардыгиной на Воронцовом поле - ул. Воронцово поле, д. 6-8, стр. 1.

Доходный дом Ивана и Николая Болдыревых (1908) - Яузский бульвар, д. 13.

Особняк почётного гражданина Мельникова (1905) - Волков переулок, д. 15, стр. 1.

Вы спросите, почему такое здание в престижном Пресненском районе фактически заброшено? Отвечаю - в нём в советское время размещался туберкулёзный диспансер. Это накладывает некоторые карантинные ограничения на использование дома.

Особняк купца Носова (1903) - Электрозаводская ул, д. 12, стр. 1.

Построен по проекту знаменитого архитектора Льва Кекушева.

Дом со львом на Остоженке» - ул. Остоженка, д. 21, стр. 1.

Ещё одно творение Льва Кекушева, построенное им для своей семьи.

Доходный дом Исакова на Пречистенке (1906) - ул. Пречистенка, д. 28.

Автором проекта тоже был Кекушев.

Особняк купца Ивана Миндовского (1904) - Поварская, д. 44/2.

И еще один дом по проекту Льва Кекушева. Ныне посольство Новой Зеландии.

Особняк архитектора Соловьёва (1902) - Малый Ржевский переулок, д. 6.

Раньше в нём размещалось посольство Грузии, но после известных событий 2008 года они оттуда съехали.

Дом кондитеров Абрикосовых (1905) - Малая Красносельская улица, д. 7, стр. 31.

То самое здание с логотипа Бабаевского шоколада.

Дом чаепромышленников Высоцких (1900) - переулок Огородная слобода, д. 6.

Стиль в котором он построен скорее можно определить как эклетику, но и некоторые черты модерна в нём тоже есть. Любопытно, что чайная компания Высоцких существует до сих пор. После революции их активы в России были национализированы, но зарубежная часть бизнеса осталась на плаву. Увы, в результате Второй мировой войны, европейская часть компании тоже прекратила своё существование. Тем не менее, Wissotzky tea дожила до наших дней и в настоящее время базируется в Израиле.

Доходный дом купца Василия Быкова (1909) - 2-я Брестская улица, д. 19/18.

Особняк предпринимателя Отто Адольфовича Листа (1899) - Глазовский переулок, д. 8.

Это было первое здание в стиле модерн в Москве и одно из первых сооружений в этом стиле в Российской империи.

Особняк Филипповых - Яузская улица, д. 1/15, стр. 8.

Здание клуба Московского купеческого собрания (1909)Малая Дмитровка, д. 6.

В наше время - театр «Ленком Марка Захарова».

Особняк предпринимателя Степана Рябушинского (1903) Малая Никитская улица, д. 6/2, стр. 5.

Архитектор - Фёдор Шехтель. После революции произошла небольшая перестановка: Рябушинские оставили особняк и уехали в Италию, а их место через некоторое время занял писатель Максим Горький, в свою очередь вернувшийся из Италии.

Доходный дом Петра Лоськова Мансуровский переулок, д. 4, с.1.

Выстроен в стиле северного модерна. До его постройки, на этом месте стоял небольшой деревянный дом, в котором снимала квартиру мать Ленина. Кроме того, в этом доходном доме около десяти лет жил знаменитый генерал Брусилов. В настоящее время в нём размещается посольство Сирии.

Доходный дом купчихи Анны Ломакиной - ул. Гиляровского, д. 20.

Саввинское подворье - Тверская улица, д. 6, стр. 6.

Объединяет в себе черты модерна и нео-русского стиля. До начала сталинской реконструкции Москвы, его фасад выходил на Тверскую улицу. В 1939 году здание за одну ночь передвинули вглубь квартала, без отселения жильцов.

Конторский дом Сытина - Тверская улица, д. 18.

Ещё одной передвинутой постройкой был конторский дом Сытина, построенный для редакции газеты «Русское слово» в 1904 году. Правда его двигали намного позже, а именно в 1979 году, в связи со строительством нового здания издательства «Известия».

Особняк владельца макаронной фабрики Иоганна-Леонарда Динга (1902) - 3-я Рыбинская ул., д. 22, стр. 4.

Дом Петра Смирнова - Тверской бульвар, д. 18.

Петр Смирнов - директор торгового дома «П.А. Смирнов в Москве». В основе архитектуры дома лежит более ранняя постройка XVIII века. Автором проекта перепланировки был уже упомянутый архитектор Фёдор Шехтель.

Особняк Александры Дерожинской (1904) - Кропоткинский переулок, д. 13, стр. 1.

Ныне посольство Австралии.

Особняк статского советника и отоларинголога Агапита Беляева (1904) - улица Спиридоновка, д. 11, стр. 1.

Сейчас в нём проживает посол Южной Кореи.

Усадьба промышленников Петра и Николая Павловых (1905) - Глазовский переулок, д. 4, стр. 8.

Ныне информационный центр Организации объединённых наций в Москве.

Лечебница фон Шимана - Яузский бульвар, д. 9/6, стр. 1

Особняк Марии Якунчиковой (1900) - Пречистенский переулок, д. 10, стр. 1.

Особняк владельца музыкально-издательской фирмы Карла Гутхейля (1903) - Пречистенский переулок, д. 8, стр. 1,2.

Сейчас в нём располагается посольство Марокко.

Ресторан «Эльдорадо», принадлежавший купцу Илье Скалкину - Красноармейская улица, д. 1.

До революции он славился выступлениями цыган во время шумных гулянок, порой заканчивавшихся драками и стрельбой. В советское время, ресторан сохранился лишь потому, что в нём однажды выступал с речью Ленин. Сейчас здание принадлежит одной крупной металлургической компании.

+++

Источники:

Елена Пугачева «Парижская архитектура ар-нуово: история любви и страсти» https://perito.media/posts/par...

Михаил Костин «Стиль модерн в русской архитектуре» https://www.facade-project.ru/...

Федор Тенин «Самые эффектные дома московского модерна» https://dzen.ru/a/X_a3utGpBkHK...

Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

Массовая драка дальнобойщиков после спора о войне: Погиб украинец

Все начиналось вполне безобидно. Прямо как в присказке: встретились как-то поляк, чех, украинец и узбек. Мужчины-дальнобойщики, отдыхая после рейсов, решили пропустить по стаканчику и о...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Конечно Гауди и наши Предки не с потолка всё это взяли... Фрактальность - Природная основа построения всего... не десятичная система а система отношений, где 2 на 3 не делится, и это не нужно... :stuck_out_tongue_winking_eye: :joy: Самая устойчивая и правильная система во всём... и конечно в архитектуре... :point_up:
  • Была в доме Рябушинских, плакать хочется, эта жемчужина требует ремонта
  • Тоже люблю арт-деко)))
  • Люди творили, не зря жизнь свою прожили.))) :thumbsup:
  • Красиво. :thumbsup: