В 1838 году супруги Томлинсон разрыли курган Grave Creek в Moundsville (Зап.Вирджиния) и обнаружили склеп из двух больших сводов, один над другим.
Далее поисками занимался Генри Р.Скулкрафт, описавший все подробно в своей книге "Observations respecting the Grave Creek Mound", 1845:
"В этом склепе были найдены костные останки двух человеческих скелетов, оба в стадии разложения, и только зубы были в идеальном состоянии. Вокруг одного из скелетов было найдено большое количество своеобразных бус, вместе со своего рода воротником, или кокетливым украшением на шею. Возле другого ничего не было. Таз и некоторые другие анатомические особенности указывали на то, что один из скелетов был женским. Каждая кость и украшение были тщательно очищены от земли и сохранены для дальнейшего изучения".
"Воротник, или кокетливое украшение на шею".
Генри Скулкрафт сравнивает этот артефакт еще с наплечной накидкой: "скрепление таких листов нитками, проходящими через отверстия, могло представлять собой блестящую декоративную наплечную накидку или шарф воина".
Скулкрафту простительно, он не мог знать, что подобные вещи носили в России.
Это пулай, женский набедренник, подвязывался сзади, поверх рубахи. Его надевали в 13-14 лет и носили до старости. Известно, что пулай носили на территории Самарской, Нижегородской и Ульяновской областей, Башкортостана, Татарстана и Мордовии. В его основе - прямоугольный кусок двойного холста с зашитым в середину войлоком. Эрзянки носили пулай, утяжеленный металлическими пластинами, весом до пуда, который укреплял торс, икры ног, округлял бедра. Благодаря этому элементу одежды, женщины становились стройнее и грациознее.
Ученые наверняка считают найденную вещь "набедренной повязкой" дикаря, так как безоговорочной истиной считается гравюра "захоронение вождя Тимукуа", сделанная с рисунка Жака ле Мойна:
Генри Роу Скулкрафт, посетивший холм через 5 лет после раскопок, под верхним сводом нашел "небольшой плоский камень овальной формы с надписью неизвестными буквами, лежащий среди орудий из камня, осколков античной керамики", а также 1700 бусин, 500 морских раковин, 5 медных браслетов и 150 пластин слюды.
Скулкрафт заметил, что 5 лет назад копатели не осознали ценность этого камешка и оставили его лежать в куче мусора.
Первый опубликованный отчет о находке занял первую страницу "Хроник Цинциннати" от 2 февраля 1839 года. Рисунок камня был опубликован также в журнале «Американский пионер» в 1843 году вместе с рассказом очевидца открытия А.Томлинсона.
Единственное фото настоящего камня сделал Э.Х. Дэвис в 1878 г., до того как большая часть коллекции была продана в Музей Блэкмора (ныне часть Британского музея).
Потом камень исчез, но Э.Х. Дэвис успел сделать слепки, которые передал в Смитсоновский национальный музей и Национальную антропологическую ассоциацию. Также по камню было выполнено 6 факсимильных рисунков.
Несмотря на то, что все сведения и свидетельства об этой находке тщательно собраны и опубликованы 200 лет назад, этот артефакт сегодня в научных кругах считается подделкой.
Может, дело в содержании надписи?
Сам Генри Роу Скулкрафт был "склонен рассматривать надпись как кельтиберийскую". Его переписка с "известными антикварами" привела его к выводу, что надпись содержит "4 иероглифа, соответствующие древнегреческому; 4 этрусских; 5 рунических; 6 древних галльских; 7 старых эрсейских; 10 финикийских; 14 старых британцев; 16 кельтиберийских и несколько схожих с ивритом".
Вот только все, что он собрал, читается по-русски и ставит под сомнение само существование неких особых языков: "древнегреческого", "эрсейского", "древнегалльского", "старобританского", "кельтиберийского".
Скулкрафт знаки на камне увидел по-своему, поэтому есть два варианта прочтения:
"А воясвала русва свавоиг тоцеиось бо це воиа рухастха"
"А воясвала русва свавоиг тоцеиось бо цевоиа руось стка"
Henry R. Schoolcraft. Observations respecting the Grave Creek Mound, 1845
Оценили 13 человек
17 кармы