«Здесь Паша Эмильевич, обладавший сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут бить, может быть, даже ногами».
(Илья Ильф, Евгений Петров «12 стульев»).
В основе глубоких обстоятельных исследований всегда присутствуют призраки интуиции.
Интуиция – это проблеск, эмбрион незрелой мысли, иногда вялой и рыхлой, сырой и бесформенной. Но иногда, хотя и редко, уже изначально совершенной – уложенной в строгую литературную форму. Так бывает, если мыслитель давно уже, втайне от самого себя, вынашивал в глубинах интеллекта искры ее огня.
Некоторые умники, не лишенные чувства юмора (как Ильф и Петров), называют интуицию «сверхъестественным чутьем», как у Паши Эмильевича.
Другие (как Мать Тереза) называют это «разговором Бога с тобой».
Третьи — умножением мощности головного мозга путем подключением к его работе скрытых интеллектуальных резервов седалища («способность головы чуять жопой»).
Философы именуют интуиции «идеями», в переносном смысле, поскольку подлинные идеи упорядочены и структурированы согласно законам логики. Они согласованы с прочими элементами мыслящей души многообразными логическими, ассоциативными – прямыми и обратными – связями.
Интуиции же, ввиду своей самобытности, существуют сами по себе, редко коррелируя и, резонируя с прочими обитателями персонального Космоса Мысли. Этим «анархистам» еще предстоит занять стабильное место в структуре персональной Картины Мира.
Интуиция рождается из сгустка эмоций, вырастающих непосредственно из сенсорики. Эмоции здесь представлены туманными образами с неясными очертаниями и невыявленной сутью. Эти гештальты* ждут, когда их расшифруют, выразят словами, обозначат грани их форм и границы сущностей, обозначат орбиты движения в облаках семантических полей и облекут в каркас изящной литературной формы.
*Гештальт – целостная форма, фигура, образ, единица анализа сознания и психики, обозначающая целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания.
В разные времена в голову приходят разные интуиции. Они часто покидают сознание, даже не зацепившись за его края. Иногда они оседают на дне мыслительной субстанции, чтобы через некоторое время, дозрев до состояния логических субъектов, «окостенеть» и всплыть, проявившись в направленном луче прожектора мысли или раствориться невзрачным сном в глубинах бессознательного.
Имеет ли смысл публиковать незрелые интуиции, несовершенные логически и стилистически?
Полагаю, некоторые можно. Даже в незрелом виде. Ведь умному человеку, которому они предназначены в качестве затравки и провокации его собственной мысли, будет достаточно и намёка, особенно если векторы нашего с ним мышления имеют общую направленность. И тогда
либо возникнет сладостный резонанс интеллектуальных интенций: «о, а я, оказывается, не единственный «стебель» в зарослях «мыслящего тростника»!
Либо – будет досадно от того, что кто-то на эту же тему мыслит иначе. Ведь, как известно, существует единственное верное суждение, и оно не может быть не моим. По определению.
В любом случае знакомство с иным мнением полезно, поскольку оно,
- либо расшатывает собственное незрелое убеждение, провоцируя его усовершенствование,
- либо, напротив, укрепляет автора противного мнения в своей правоте, находя ей новые подтверждения.
Лезвие мысли становится острее, встречая сопротивление «точильного камня» иного мнения. И с этим не поспоришь.
Сим начинаю публикацию непривычно лаконичных для моего вульгарно-академического авторского стиля текстов. Угощайтесь…
Оценили 3 человека
4 кармы