Существуют всего три концепции жизни, смерти, здоровья и всего такого. И соответственно, какой из них мы придерживаемся, таково наше индивидуальное и социальное бытие.
Начнём неожиданно — с известной сказочной истории А.Н.Толстого.
Когда три врача лечили Буратино, они сформулировали в образной форме три базовых отношения к жизни, здоровью, болезни и смерти. По факту три концепта бытия.
Лечить знаменитого пациента явились аж три специалиста: доктор Сова, фельдшерица Жаба и народный знахарь Богомол.
— Пациент скорее мёртв, чем жив, — прошептала Сова.
Жаба прошлёпала большим ртом:
— Пациент скорее жив, чем мёртв…
— Одно из двух, — прошелестел Богомол, — или пациент жив, или он умер. Если он жив — он останется жив или он не останется жив. Если он мёртв — его можно оживить или нельзя оживить.
Если перевести с образного языка, то эти три принципа будут звучать так:
Концепция 1. Человек — это туловище, кадавр, обременённый жалкой душонкой. Жизнь и здоровье в этой концепции — это чисто физиологический феномен. И тут важнейшим определением здоровья будет наличие или отсутствие болезней. Психологическая составляющая тут будет лишь эмоционально-мотивационной нагрузкой, которая не оказывает ключевое влияние на состояние здоровья человека. Полностью здоровый — жив, полностью больной — мёртв, все прочие — пациенты или клиенты. Буратино по определению — кадавр, зомби, биоробот.
Концепция 2. Человек — это душа, обременённая трупом. Здоровье и жизнь в этой концепции — это чисто психологический или духовный феномен. Болезнь тут рассматривается как феномен психосоматический, т.е. у любого явления, вызывающего боль, есть определяющее психологическое содержание. Даже у переломов и случайных попаданий в катастрофу! Душа и есть жизнь, без души тело — лишь труп. Тело – исключительно инструмент для души. Буратино здесь выступает как архетипическая фигура, волшебное существо.
Концепция 3. Человек — это диалектическое единство души и тела, а кроме того он — часть человечества, часть природы. Здоровье в этой концепции — это феномен системный и индивидуальный одновременно. Болезнь — феномен адаптационный и тоже индивидуальный, т.е. болит, значит, происходит приспособление, и у всех по-разному. Смерть не является чем-то конечным и неизменным, а лишь частью процесса более глобальной адаптации, т.к. индивид является частью чего-то более общего, коллективного. Соответственно Буратино тут может быть чем и кем угодно, не ограниченным ни материей, ни духом.
Исходя из этих трёх концепций, протекает и наша жизнь. Каждый определяет сам, в какой парадигме он будет существовать. Каждый определяет, будет ли он болеть, как именно, и что это значит.
Рассмотрим подробнее.
Концепция кадавра
Жизнь в этой концепции — результат совершенно случайного стечения обстоятельств, т.ск. рябь на поверхности бульона мёртвой материи. И отношение к жизни соответствующее.
Наука иных трактовок не признаёт, как, собственно, и религия. Да, не удивляемся —мейнстрим-религии, как и наука, существуют в атеистическом мировоззренческом тупике.
На примере современной медицины (по факту «Big Pharma» или «большая фармацевтика») мы видим, что взгляд на здоровье и болезнь с позиции первой концепции довольно прост. Человек тут – лишь кошелёк в роли больного, без квалифицированного мнения, должен молча исполнять предписания врачей и патологоанатомов. Грубо, но вполне по деловому.
Самому человеку удобно в роли больного. Есть масса психологических выгод, "плюшек". Например, с больного снимается ответственность за свою жизнь – прекрасная отмазка для инфантильных неудачников и всех не сумевших адаптироваться, но привыкших жить на автомате, как зомби: алкоголиков и прочих зависимых, тунеядцев, жуликов и хронически "несчастных", виктимизированных личностей (жертв) и личностей психопатических.
И система идёт им навстречу — строит множество специализированных учреждений, где они могут бесконечно реабилитироваться, перевоспитываться, социализироваться, пенитенциариться (с латыни — раскаиваться).
Вообще первая концепция чрезвычайно удобна для недобросовестных управленцев: все люди распределены по загончикам, стоят в стойлах: хорошие послушные конформные люди в загонах благоустроенных, а агрессивные нонконформисты — в закрытых режимных учреждениях.
Потому крайне удобно легла в эту концепцию теория бихевиоризма. Это направление американской психологии рассматривает человека, как туловище, реагирующее на стимулы. Душа, психика — это исключительно продукт мозга. Описание любой деятельности человека, по сути, это лишь: звонок —> реакция —> действия —> корм-вознаграждение. Всё. Людей рассматривают, как собачек Павлова с фистулой в боку.
Вульгарное понимание творения в религиях тоже говорит, что жизнь — это прах. По сути, этот идеалистический атеизм не особо отличается от материалистического. Попы, муллы и прочие жрецы (для большинства из них всё — тоже лишь бизнес) объяснят послушному стаду божьему, что грешная жизнь им дана для страданий, а на том свете, якобы, всё воздастся. Хотя есть ли «тот свет», сами жрецы не могут доказать, ибо «надо верить».
А в итоге те, кто задаёт неудобные вопросы, объявляются сектантами. Ведь логично было бы верить не в догматы и суеверия, а верить Всевышнему.
Алгоритмы существования в такой концепции просты. Например: «украл, выпил, в тюрьму...», «цветовая дифференциация штанов...», «живём один раз...» и т.п.
Путём психосоматики
Современная волна нью-эйдж и тематика «Эры Водолея», продвигаемые проповедниками, типа, Греты, Билла и Илона, прекрасно заходит в мейнстрим. Хотя по идее должна вступать в непримиримое противоречие.
Это в рамках второй концепции созданы системы ЗОЖ, Эко, здоровое питание, альтернативная наука, эзотерика, мистика, а также все конспирологические доктрины.
Аскетизм, проповедуемый концептом "человек — это душа, обременённая трупом", уже завоёвывает аудиторию.
Вегетарианство и «зелёная» энергетика всё популярнее, эко-машинки, эко-приборы, эко-продукты продаются прекрасно. Скоро все пересядут на "Теслы", электросамокаты и велосипеды, червячки взамен мяса будут заходить вполне. Съедабельно будет всё.
В вопросах тела в нью-эйдж столько мнений, сколько есть мыслителей. В любом случае тело рассматривается как инструмент, аватар, куда душа заселяется на время.
Вообще все исследователи в рамках этой концепции сходятся на том, что болезни имеют психологическую природу. Стрессы, эмоциональные расстройства ведут и к поломке тела.
Психосоматика в последнее время стала чрезвычайно популярной, т.к. панические атаки, астма, мигрень, аллергии и прочие мнимые болезни приобретают характер эпидемии.
Также в разряд психосоматики записывают любое заболевание, которое является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины.
Если первая концепция молится на смерть, то вторая — на жизнь. Если в первой материя мертва и никакого духа нет (разве что на словах), то во второй материя — это иллюзия, Майя (концепция ведизма серьёзно это исследовала), и на самом деле существует только дух.
Вторая концепция словно рождена для людей верующих. Причём речь не только и не столько о приверженцах религии, сколько обо всех людях, ведомых некоей идеей, чем-то духовным.
Все поиски истины и правдивых ответов приводят людей от религии в еретические секты.
Тут можно развернуться всяким мошенникам или чудакам из разряда альтернативно мыслящих. Гадалки, целители, экстрасенсы, проповедники, экологисты-веганы и прочие инфоцыгане и создатели финансовых пирамид и сект.
Путь Дао
Если первая концепция — это Инь, вторая — Ян, то третья концепция, это Дао, срединный путь — избежать крайностей, найти нечто гармоничное, равновесие. Не тотальное упрощение и поиск простых причин и формальной логики, как у атеистов. И не тотальное усложнение с многогранной синхроничностью, как у теистов (всех по-настоящему верующих).
Первая концепция упрощает жизнь, снимая ответственность, вторая усложняет жизнь, но также снимая ответственность. Третья концепция требует ответственности, отвечать на вопросы, искать истину, смысл, жить не программами или инстинктами, а разумно.
Третья концепция просто недоступна для людей, придерживающихся предыдущих концепций. Они не могут понять и принять подобное мировоззрение. Для этого надо нравственно подрасти, быть готовыми к осознанному поведению, т.е. быть рефлексивными, а не реактивными.
Такая концепция жизни и смерти не позволяет манипуляции и паразитирование, т.к. большая часть страхов и негативных эмоций исчезает, человек в состоянии управлять своими реакциями. И манипулятору не за что зацепиться.
Человек в данной концепции становится человеком по-настоящему, достигая единства с собой, с другими людьми и с природой. И боль становится лишь сигналом о проблеме, которую надо решить, а болезнь и смерть исчезают как пугающие факторы, т.к. жизнь становится осмысленной, разумной, вечной.
Так что выбираем концепцию жизни, смерти и всего такого, ведь от разумности выбора зависит наше бытие.
Бонус: Идеологии, когнитивные искажения или Как быть кошке?
Подписывайтесь на наш канал НЕРАЗБУДДИЗМ
Оценили 11 человек
14 кармы