Наш советский Голливуд: как Александр Невский помог Конану и Дарту Вейдеру

2 2506

Иногда в СССР снимали настолько крутое кино, что лучшие режиссёры Голливуда почитали за честь взять его за основу своих творений. Как? Сейчас расскажем.

Броненосец и гангстеры

Тысяча девятьсот двадцать пятый год. Сергей Эйзенштейн, бывший сапёр Красной армии и будущий классик советского и мирового кино, задумал снять эпопею «1905» — к юбилею первой русской революции.

Однако подготовка затянулась. Близился декабрь — то есть крайний срок. Тогда Эйзенштейн придумал «из всей эпопеи выхватить один эпизод, но такой, чтобы в нём не утерять ощущение целостности дыхания этого замечательного года».

По чистой случайности подходящее природное освещение — грубо говоря, солнце — оставалось только в Одессе и Севастополе. Так из всех событий 1905 года Эйзенштейн выбрал эпизод, который вошёл в историю мирового кино как «Броненосец „Потёмкин“».

Фильм потрясает даже сейчас. Всемирно знаменитой стала сцена на Потёмкинской лестнице — которой поначалу даже не было в сценарии.

Царские солдаты спокойно, неудержимо и методично, как роботы, идут и расстреливают всё живое — мужчин, женщин, детей… Неудивительно, что во многих странах Европы фильм запретили на много лет — мол, нечего тут у нас коммунизм разводить.

Здесь искусство, которое режиссёр, по его признанию, просчитывал с математической точностью, отодвинуло на второй план реальность. В ходе настоящего восстания в Одессе такого беспощадного расстрела не было.

Действительно, 14 июня 1905 года к городу подошёл мятежный броненосец «Потёмкин». На следующий день порт, оставшийся без охраны, захватила толпа местной бедноты. Начались грабежи, склады загорелись. Порт горел примерно два часа, прежде чем раздались первые выстрелы. О количестве жертв спорят до сих пор. По отчётам военных, всего они выпустили 1510 патронов. Но бойни на лестнице не было никогда.

А выстрел в глаз, поразивший зрителей 20-х, охотно использовался Голливудом конца 60-х — от «Крестного отца» до «Бонни и Клайда». Только-только отменили цензурный «кодекс Хейса», который был введён в 1934 году и царил вплоть до 1967. Он запрещал или по крайней мере порицал и требовал сдерживаться, показывая в кино буквально всё: от нацеленного оружия до азартных игр и слишком тесных отношений между мужчинами и женщинами.

Классическое фото, наглядно иллюстрирующее основные запреты «кодекса Хейса»

И как прикажете снимать гангстерское кино? Вот режиссёры и навёрстывали упущенное. Кстати, о гангстерах.

Тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год. Брайан де Пальма, создатель «Лица со шрамом» и будущий автор «Военных потерь», снимает сагу о противостоянии «Неприкасаемых» (то есть «отверженных») агентов ФБР и всесильного босса гангстеров Чикаго Аль Капоне. Одна из самых ярких сцен «Неприкасаемых» — перестрелка на вокзале.

Лестница, матросы, пули, коляска… Ничего не напоминает?

Обратите внимание на матросов в яркой форме, которые «просто мимо проходили». Намёк яснее некуда.

По иронии судьбы, в реальной истории и тут всё проходило гораздо прозаичнее. Реальный Аль Капоне, конечно, был гангстером и садистом. Например, забивал бейсбольной битой своих же людей насмерть.

Но дураком он точно не был — и хорошо понимал, что с ним сделают, посмей он убить агентов ФБР. Поэтому Аль Капоне строжайше запретил своим головорезам трогать фэбээровцев, которые охотились на его бизнес (и в итоге всё же посадили Капоне в тюрьму).

Подкупить — пробовал. Только Элиоту Нессу, главе «Неприкасаемых», Капоне обещал по две тысячи долларов каждую неделю, лишь бы тот не обращал внимания на подпольный бизнес. Огромная сумма по тем временам. Но стрелять средь бела дня…

Однако в кино вышло красиво и драматично — что и требовалось.

Невский князь и колдуны

В 1938 году Эйзенштейн снял «Александра Невского», который тоже обрёл всемирную славу. По иронии судьбы, и это кино должно было быть куда масштабнее и заканчиваться смертью Невского у Куликова поля. Как намёк, что и татары (помните начало фильма?) тоже своё получат.

Поразительные батальные сцены, великая музыка Прокофьева и игра актёров обессмертили фильм. Настолько, что следы «Александра Невского» можно увидеть во многих других знаменитых лентах.

Вот «Мозг в миллиард долларов» (1967), классика кино о шпионах. Фашиствующий миллиардер из Техаса собирает частную армию и по льду Балтики едет отвоёвывать советскую Прибалтику. Финал будет ровно таким же, как у крестоносцев — и под ту же самую музыку!

Вот Дарт Вейдер из «Звёздных войн» впервые появляется на экране и оглядывает трупы повстанцев — как крестоносцы в захваченном Пскове.

А вот мультфильм «Волшебники» (Wizards), где злой колдун в далёком постапокалиптическом будущем насмотрелся хроник Третьего рейха и решил создать армию по образу и подобию. В решающем сражении наложили фон из весьма знакомой битвы.

«Где магистр?!»

Мультфильм провалился в прокате, не выдержав конкуренции как раз «Звёздных войн». Забавно, что Джордж Лукас, «отец» легендарной саги, считал себя плохим сценаристом. Поэтому он стремился всячески улучшить историю, набирая красивые моменты отовсюду — от реальных операций Второй мировой до самурайского кино.

Молодой герой в чаще леса встречает забавного коротышку, говорящего странно и непонятно. Но позже окажется, что у этого шутника есть, чему поучиться даже «цивилизованному» герою. Йода?

Нет. Это советский фильм «Дерсу Узала» 1975 года. Согласно «Тайной истории „Звёздных войн“» Майкла Каминского, именно Дерсу вдохновил Лукаса на образ зелёного Йоды мастера.

А вот легендарный фэнтези-фильм «Конан-варвар» (1982).

Не правда ли, знакомые шлемы?

И злодеи ведут себя так же безжалостно, как крестоносцы в «Невском». Композитор Бэзил Поледурис честно использовал мотивы Прокофьева для создания своего саундтрека.

Так голливудское кино отдавало дань уважения шедеврам кино советского.

Евгений Белаш

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Во ,, Властелине колец " есть сцена , явно слизанная с ,, Александра Невского ". Там , где жители города готовятся к обороне .Не хватает ,только фразы ,,Коротка кольчужка ).