• РЕГИСТРАЦИЯ

Отар Иоселиани

10 4671

  Виноградную косточку в тёплую землю зарою,

  И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

  И друзей созову, на любовь своё сердце настрою…

  Эту любовь он многие-многие годы несёт в себе. Все его фильмы — это любовь и… удивительной силы талант. Такой, что не даёт потерять самого себя и оригинальное видение мира, не позволяет затеряться среди множества других. Он всегда таким был, Отар Иоселиани — ироничный грузинский интеллигент, режиссёр-музыкант и художник. В его кинокартинах есть нечто едва уловимое, больше ощущение, «письмо изображениями и звуками», почерк, а не зрелище.

  Его кинокадр — всегда движение: сложение пространства и времени, людей и явлений природы, цветов и травы, животных и машин, иногда находящихся даже вне кадра (движение в звуке). Они могут двигаться вместе или по раздельности, но непременно дают глубину и дополнительный смысл происходящему. В этом Отар Давидович близок с Куросавой, также умевшем тонко использовать этот код, задавать движением тон и настроение в каждом отдельном эпизоде и в кинокартине в целом. Но узнаваемой и отличительной чертой Иоселиани является внутренний ритм, рождающий мелодику, наполняющий кинокадр музыкой, даже когда она не звучит. 

  Картины Иоселиани постепенно, по мере просмотра, завлекают, затягивают в бессвязные с виду сюжеты с множеством действующих лиц. Режиссёр обожает наблюдать за выполнением самой простой работы и делает зрителя соучастником процесса. Фоном ко всему этому идут обычные, бесстрастные диалоги как будто ни о чём. Но внезапно, уже во второй половине фильма, ты оказываешься по ту сторону экрана и начинаешь ловить кайф от происходящего на экране. Это не передать словами — надо смотреть. 

  Именно циник и хулиган Иоселиани, если говорить о кинематографистах, стал для зрителей символом советского интеллигента — благодаря своему культовому фильму 1970 года «Жил певчий дрозд». Он о молодом тбилисском парне, самом скромном из музыкантов симфонического оркестра (играет на ударных и имеет славу раздолбая), чей истинный талант в том, что он душа компаний и отзывчивый друг. 

 “Жил певчий дрозд» - это восхитительный фильм о невыросшем мальчике, которому всё в жизни интересно, который всюду опаздывает, но в последний момент всегда успевает. Друзья и даже случайные знакомые всё время зовут его к себе, а те, кто связан с ним по работе, постоянно гонят его, но не выгоняют, потому что этот певчий дрозд всем нужен, хотя не все это осознают. Он дает людям возможность почувствовать тот вкус жизни, который чувствует он сам и который у других пропадает, когда заканчивается детство.

  Но его назначение было, наверное, просто не в том, чтобы оставить после себя конкретные вещи, может быть, он родился на свет, чтобы делиться своим теплом. Чтобы петь. Чтобы славить солнце. Никто ведь не ждет от птицы практической пользы — она прекрасна и просто потому, что существует. Так и Гия: своим внутренним светом, легкостью он озаряет всё, к чему прикасается. Его влюбчивость — не только признак молодости, но и признак большого сердца, он каждый раз увлекается всерьёз, он каждый раз верит, что вот сейчас получится. Его вечная спешка — от невозможности отказать, когда просят, от желания помочь. Гия необычайно обаятелен, к нему хочется притронуться.

 Конечно, в 1970-е этого героя воспринимали как своего рода несознательного оппозиционера — пусть не строю (дали бы у нас снять кино про строй, жди!), но образу жизни. Как человека, пытающегося быть свободным, жить не как все, не как надо, альтернативно. Понятно было, что места в обществе таким людям нет — о чём финал «Певчего дрозда». Понятно, что с этим героем всегда олицетворяли и самого Иоселиани. Он между тем всегда был другим. Тут-то и кроется загадка Иоселиани: почему именно он сделал самые интеллигентские (и очень интеллигентные) фильмы в СССР, сам при этом не соответствуя образу классического интеллигента?

  Самый утонченный режиссер постсоветского кинематографа Отар Иоселиани, чья интеллигентность напоминает об Антониони, а аристократизм — о Висконти, на самом деле ёрник, забияка, собутыльник дорогой (в чём не раз признавался, подчеркивая, что предпочитает грузинскому вину хорошую водку) и любитель женщин.

  Ещё одна загадка Иоселиани — его вселенский, уж точно мало кому из успешных творческих людей свойственный нонконформизм. Иоселиани умудрился не встроиться в советскую систему — хотя снял на её деньги три значимых фильма: «Листопад», «Жил певчий дрозд» и «Пастораль». Но затем умудрился не встроиться в систему буржуазную, хотя моментально стал одним из самых успешных режиссеров Франции, получив три вторых приза (специальных Гран-при жюри) на фестивале в Венеции (за «Фаворитов Луны», «И стал свет» и «Разбойников. Глава VII»), а также приз за режиссуру на другом авторитетнейшем фестивале в Берлине за «Утро понедельника». Работая в рамках обеих враждебных политико-экономических систем, Иоселиани всегда умудрялся снимать лишь то, что нужно ему, а не начальству. При этом равно ненавидел обе системы, рассматривая их как одну — как врага. И поливал их в своих фильмах со всем возможным сарказмом.

  Почему творческого эмигранта Иоселиани в СССР не преследовали? Вероятно, потому, что он всегда умел «строить» начальство, будь то советское коммунистическое или буржуазное хапужное. Он был хитрым, жёстким, злым. Он лицедей. Он безусловно игрок. Он умеет добиваться своего — и при этом не изменять себе.

  Посещая в Госкино самых больших начальников, Иоселиани непременно заходил по дороге в расположенный вблизи «Елисеевский», там покупал пару бутылок белого сухого «Вазисубани», срывал этикетки и крышки, затыкал бутылки пробками, скрученными из газет, и преподносил начальству со словами: «Мама просила передать. Домашнее». Потом начальники ему говорили: «Да! Такого вина в магазинах не сыскать!»

  Если ранние грузинские фильмы Отара Иоселиани часто сравнивались с французской новой волной, то стиль более позднего творчества уже французского производства скорее ближе к колориту Кустурицы. В фильмах грузинского режиссера национально-бытовая специфика постепенно заменяется на оригинальность характеров и деталей, ироничность повествования. 

  Отар Иоселиани иммигрировал во Францию еще в начале 80х(Об этом - его почти автобиографический фильм "Шантрапа" 2010 года). Он приехал в Европу, когда она на всех парусах неслась в Светлое Будущее, но все его фильмы — это хроника того, как этот корабль планомерно и обстоятельно на полном ходу открывал кингстоны. Он и сейчас ещё куда-то гребёт, но очень напоминает «Титаника», неумолимо приближающего к своему айсбергу. 

  

  Один из фильмов французского периода - "Охота на бабочек" 1992 года. Две престарелые графини доживают последние дни в родовом имении: играют в крикет, ловят рыбу в собственном пруду, репетируют в местном самодеятельном оркестре и опекают табор местных кришнаитов. Милую, умиротворённую патриархальность не нарушают даже разгуливающие по дому призраки русских офицеров. Сбой происходит вместе со смертью хозяйки дома. Многочисленные родственники умершей, съехавшиеся на похороны, даже и не пытаются скрывать, как жаждут заполучить наследство. Но оказывается, хозяйка завещала старый замок старушке Элен — своей дальней родственнице из России, прибывшей на погребение вместе с деловой дочкой…

https://vimeo.com/149056778

 Мудрая, пронзительная и невероятно печальная притча с оттенком горечи, в неспешной манере повествующая о вырождении великой нации — одно поколение сменяет другое, а культура сменяется бескультурьем. Фильм можно рассматривать как парафраз на тему «Вишнёвого сада». Иоселиани как будто берётся пофантазировать в относительно свободной форме о том, что было бы, если бы Лопахин приобрел имение Раневской…

  В 2002 году Отар создал один из лучших своих фильмов "Утро понедельника". Это притча о том, что будни — они везде будни. Люди —  везде люди. И жизнь наша течёт незаметно, сменяясь одинаковыми днями, любой из которых можно превратить в удивительное путешествие. Главное - не бояться совершить что-то необычное, не бояться потом вернуться обратно к привычным понедельникам и всегда и везде оставаться собой.

https://filmix.co/dramy/32672-...  (К сожалению, без предварительной рекламы уже и фильм не посмотреть).

  

  Картина очень музыкальная, мелодичная — своеобразная симфония обыденности, когда поёт каждая половица, кружка, соседский трактор, каждый утренний зевок попадает в такт, каждый шаг, действие содержит ритмический акцент, оркестр огромен, насчитывает множество инструментов, а дирижёром выступает сама жизнь. Абсурд ежедневной рутины, механического повторения всей схемы, есть правила и обязанности и небольшие отступления от правил. Есть родные, которым до тебя нет дела, и получается, что герой ведет жизнь-существование. И мудрость жизни от Иосселиани — находить в этом комические моменты, смеяться прежде всего над собой. Правда, улыбка и смех все равно выходят грустные.

  Всем фильмам Отара Иоселиани присущ только им одним свойственный ритм. Неторопливый, но с внутренней динамикой. Словно взгляд чуть со стороны. Немного свысока. Без радости и без боли. Без осуждения и сожалений. От этого картинка неизменно бывает покрыта чуть размытой пеленой, разделяющей нас с ней едва ощутимым слоем времени. Один из таких фильмов - "Сады осенью" 2006 года.

https://kinoserial.tv/films/46...

  О чём эта картина? Высокопоставленный французский чиновник вынужденно уходит в отставку — и становится счастливым человеком. Кажется, так.

  Фильм для хорошего настроения. Спокойный, как прогулка на велосипеде с багажником, добрый, как мама бывшего министра(которую блистательно играет переодетый в женское платье Мишель Пикколи), беззаботный, как ночное застолье старых друзей, улыбчивый, как Северин Бланше, исполнитель главной роли. Ноль экшна, минимум слов, тихий ненавязчивый юмор, непрофессиональные актеры… Да, ещё магия режиссерского имени.

  Став стопроцентным французом, он не перестал быть грузином. И снимая французские фильмы, по-прежнему делает грузинское кино.

  Потомок грузинских князей, на старых семейных снимках внешне напоминающий бравого офицера, он, например, убежден, что СССР был величайшим социальным экспериментом в истории человечества. И не скрывает сожалений в связи с его крахом. Возмущен тотальной коммерциализаций искусства, в частности, кинематографа. Главной чертой характера Отара Иоселиани является благородство: редкое умение никого не осуждать, но с горьким пониманием констатировать абсурдность и в то же время полноту жизни.

  «Я никогда не эмигрировал, просто я восемь лет не работал - и это мне надоело. Я пошел и сказал, что я приглашен снять картину, отпустите меня, сделаю я картину. Там заключали пари - вернётся он или не вернётся. Многие проиграли, потому что я вернулся.

А потом была перестройка. Когда была перестройка, то кран финансирования кинематографа закрылся. "Мосфильм" впал в бедность, по нему стали бегать голодные собаки. Студия "Грузия-фильм" закрылась. "Ленфильм" закрылся. Фильмы уже не делали.

  Я поехал обратно во Францию - и так и продолжал, пока не наступил капитализм, который в России превратился в соревнование с Голливудом. А хуже фильмов, чем в Голливуде, уже и не придумаешь. Делать художественное кино было уже нельзя. Так я и остался во Франции, потому что там чудная система субсидирования фильмов как произведений искусства, которые, как там надеются, составят национальное достояние.” 

  В своих работах он сумел добиться удивительного баланса художественных средств, когда слова не довлеют над смыслом и ничего никому не навязывают. Когда они превратились в инструмент, сравнявшийся с музыкой и графикой кадра. Неудивительно! Иоселиани – прекрасный музыкант. Талантливый художник. В силу полученного образования, обладающий вдобавок математическим складом ума.

  По отдельности свои дарования он воспринимает как хобби, заставляя их, однако, служить главному делу своей жизни. И создав трудно поддающийся определению синтетический жанр, органично сплавивший в себе силу притчи и кино, апеллирующий и к разуму, и к душе.

Во всём мне хочется дойти до самой сути

    Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

    У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...

    Forbes: У Сырского остался последний шанс спастись — срезать Очеретинский выступ и окружить10 тыс. русских

    Перед нашими наступающими войсками на авдеевском направлении больше не осталось подготовленных оборонительных линий ВСУ. Только голая степь до самого КриворожьяНа Западе давно уже окрес...

    «До конца лета»: когда поляки и прибалты могут решиться ввести войска на Украину

    Отвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», публицист и политолог Ростислав Ищенко прокомментировал вероятность ввода европейских армий некоторых стран НАТО на территорию Украи...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Украина, ты сгорела десять лет назад

        Свечи на каштанах, жжёт акация.  У гранитной стелы кровь гвоздичная.  Одесситы не зовут на акцию.  Говорят: второго — это личное.  Ветераны. Бывшие блокадницы.  Ополченцы с флагом Новороссии.  Журналисты с микрофоном тянутся -  им всё комментарии, вопросы бы…Да вопросов — море. Вот ответов нет.Над аллеей тень та...
      86
      ilya 27 апреля 21:48

      Лекарство от фашизма

        Новости из Ровно. Я точно знаю, что именно этот гогот стоял над рвами Бабьего Яра и над печами всех крематориев всех лагерей Европы. Правительства вооружающие, финансирующие и защищающие эту власть - враги, надругавшиеся над нашей памятью и оскверняющие могилы наших предков. Это враги не только России или Украины или человечества, это враги жизни.  Пусть к...
      1046
      ilya 26 апреля 15:04

      Современный импрессионизм: Дайте отдых уставшим глазам

        Французский художник Лоран Парселье (Laurent Parcelier) родился 19 ноября 1962 года, в Шамальер, что во Франции. С 1978 по 1980 гг. он изучал прикладное искусство в Париже. Вскоре он успешно дебютировал в качестве мультипликатора в журнале «Triolo», а затем выпустил и собственные альбомы, которые назвал «Le drole de monde » — «Странный мир». ...
      205

      Дмитрий Сухарев: "Бремя денег меня не томило"

         С удивлением отметил, что поэтическая деятельность прекрасно сочетается с увлечением естественными науками, техникой, научными степенями и званиями, а также долголетием. Совсем недавно отметил своё 91-летие великолепный поэт и исполнитель Александр Городницкий - он же профессор геологии, академик и изобретатель. Действительно, надо быть атлантом, чтобы де...
      148
      ilya Меломан
      23 апреля 14:51

      Это бомба!

        Помните, как Владимир Маяковский хотел к штыку приравнять перо? Время показало, что и песня может стать мощным оружием. Как, например, эта новая песня Юри Кивита. Спетая на мотивчик "Арлекино", она отличается от пугачёвской безделушки серьёзным политическим содержанием. Большего не скажу: слушайте. ...
      294
      ilya 23 апреля 11:36

      Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

           "Звёздное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум всё новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем".  Весь мир помнит знаменитую фразу Иммануила Канта, которому вчера исполнилось 300 лет. Всю свою жизнь он посвятил упорному размышлению о звёздном небе и мора...
      278
      ilya 18 апреля 15:46

      Шарики и Тузики - откуда есть пошли?

        В русском языке существует множество кличек для собак: Тузик, Жучка, Полкан и т.д. Значение некоторых можно попытаться расшифровать при помощи житейской логики. Однако у многих кличек достаточно интересная история появления.  Самое время поговорить о наиболее распространенных собачьих прозвищах, которые еще не так давно звучали в каждой деревне и городке. ...
      691
      ilya Меломан
      5 апреля 18:56

      Тимур Шаов. Посвящение жене

        Одна из немногих - и тем самым особенно ценных - лирических песен Тимура Шаова.    Я хочу каждый раз в свои горы, как странник домой, возвращаться  И бродить, по камням и по тропам к лугам золотистым подняться.  Под скалой из ручья зачерпнуть ледяного лекарства хочу я.  Этот дар исцеляет меня, утоляет меня и врачует.&nbs...
      264
      ilya 5 апреля 18:45

      Приключения четырёх российских матросов. 6 лет испытаний

        Робинзон Крузо был настоящим счастливчиком, не то, что эти четверо матросов-бедолаг, оказавшихся посреди ледяного моря, где по полгода царит ночь, всегда дикий холод и нет никакой растительности. Только летом, каких-то два месяца здесь более или менее тепло, и можно найти ложечную травку и мох…   Нет тебе ни джунглей, ни вообще каких-либо кус...
      430

      Война и мир Николая Туроверова

        20-летним белым офицером он покинул Россию с последним пароходом Врангеля, чтобы вернуться домой через три четверти века — своими стихами, посмертно.   Сегодня на родине «донского Есенина», в Старочеркасске, установлена мемориальная доска с его бронзовым портретом, а книги изданы, пусть и небольшими тиражами. И хотя литературоведы всерьёз наз...
      294
      ilya 29 марта 19:44

      Спасает весь мир опять простой русский солдат

        В чём мы все коллективно виновны — в том, что американцы стравили две части русского народа на взаимоистребление и потирают руки от того, что русский русского убивает, они сделали-таки это. Нужно понимать, кто наш враг. А разговаривать сейчас поздно. Надо дождаться, пока русский солдат этот — стоит над горою Алёша, или в Трептов-парке…  Понимаете, почему-т...
      201
      ilya 28 марта 14:47

      Микрогосударственный переворот

        Какая страна - такие и масштабы переворотов. Некогда Эстония, помимо "витрины Запада", была ещё и частью огромного единого целого. И песня в исполнении Георга Отса "Самое синее в мире - Чёрное море МОЁ" доносилась из каждого репродуктора, а Анне Вески пела в Кремлёвском Дворце:  Руку мне дай на середине пути,  Руку мне дай, ещё нам долго идти.  П...
      1640
      ilya Военный параД
      26 марта 21:51

      Десант Ольшанского

        80 лет назад, 26 марта 1944 года в Николаевском порту с рыбачьих лодок высадились 55 морских пехотинцев, 10 сапёров, 2 связиста и проводник  Они захватили несколько строений и удерживали позиции двое суток, отразив 18 атак и уничтожив свыше 700 фашистов. Впоследствии всем десантникам было присвоено звание Героя Советского Союза.   В посл...
      250

      "В борьбе с огнём, в бою со злом..."

        Мы помним каждый день и год.  Метро.  Троллейбус.  Переход.  Подвал.  Сложившийся подъезд.  Мы родом все — из гиблых мест.Наш век растёт из тех времён,где дым, где взрыв, где крик, где стон:роддом, аэропорт, спортзал —и пламя хлещет по глазам.Черна весна, чья ночь красна.Очнись, очнись же ото сна.Не говори: что я могу?Не отвори две...
      162

      Берегите поэтов!

        «Savoir vivre», — говорят французы. Что означает «Умение жить».   Не знаю, что они вкладывают в это понятие, но, на мой взгляд, «savoir vivre» — это умение чувствовать себя богатым, не имея ни гроша за душой, способность из ничего сколотить капитал, за который трястись не надо, поскольку его нельзя ни украсть, ни пустить по ветру. Дождь, тума...
      211
      ilya Военный параД
      19 марта 20:14

      История в картинках

        Вот такая история случилась сегодня по адресу: широта(нрзбрч), долгота(нрзбрч). Имена её героев не раскрываем из соображений строгой секретности.   Главное - что всё хорошо закончилось....
      446

      Немного о комплиментах

         Мужчины, в основном, не умеют делать комплименты, - давайте возьмём эту теорию за отправную точку и перейдём к аргументам.  Дело не в том, что мужчины неандертальцы, хамы, примитивные существа и не уделяют вам должного внимания.  Смотрите сами: мужчины знают, что у вас есть волосы и вы их причёсываете,- так? Так. Но у них тоже есть волосы и они ...
      262
      ilya Меломан
      11 марта 20:30

      Блин на масле - как это вкусно!

        Начинается Масленичная неделя - один из самых радостных праздников на Руси. Хотелось бы порадовать вас песней на тему блинов - с икоркой, селёдкой, сметаной... кому что по вкусу.   Блин на масле, как это вкусно!  Со сковородки да на тарелку.  Блин с повидлом, да со сметаной  На свете нету еды вкуснее.  Воз...
      498

      Павел Шубин:"Прожить бы мне эти полмига, а там я сто лет проживу!"

        Всё, что видывал – не видывал,  Что забыл – не позабыл,  Что давно в уме прикидывал –  Я бы в песню б всё вложил.  В ней бы плыли гуси-лебеди  Над Окою в забытьи,  В тополином тихом трепете  Замирали б соловьи.  За избушкой в два оконышка,  Сам не знаю уж о чём,  Возле пёнышка Аленушка  Горевала б над ручьё...
      165
      ilya 7 марта 19:38

      Четвёртый тост

        С самого раннего детства, сильно раньше того момента, как я начал осознавать себя, меня окружали, в основном, женщины.  Они меня кормили, растили, воспитывали, одевали, лечили и учили. Тренеры, физруки, трудовик, математик, историк и нвэпэшник – вот этими вот людьми и ограничивался круг мужчин, имевших влияние на моё становление и возмужание...
      251
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика