«Кавказская пленница» - экранизация легенды об Орфее

24 451

  ...Фигура Шурика (главного героя «Пленницы») в отечественной критике до недавнего времени была абсолютно не разобрана. Её попросту не понимали, считая то «удачливым недотёпой», то «иконой «физиков» 60-х», и пытаясь объяснить его приключения в ключе советских реалий и чаяний поколения.

  Но в действительности этот взгляд ломается, как только мы попробуем ответить на один банальный вопрос:

  - А кто Шурик по специальности?

  Первый прыгающий в голову ответ — он технарь (в «операции Ы» у него экзамены в политехническом, в «Иване Васильевиче» он изобретает машину времени). Но достаточно вспомнить, что на Кавказ он прибывает в поиске «древних легенд, сказок и тостов», чтобы версия «Шурика-технаря» рухнула.

  Шурик — не технарь и не гуманитарий. Он маг, универсал, точное повторение легендарного Орфея, объединившего аполлоническое начало с дионисийским.

  На «аполлонические» его черты указывает множество намёков. Так, он подрабатывает на стройке (как Аполлон на строительстве стен Трои); как он, знает толк в математике и гармонии; поразительно часто для очкарика хватается за оружие; постоянно усыпляет своих врагов (подобно тому, как Аполлон усыпляет Эриний); побеждает хаотическое начало в виде тунеядца Феди (тот, чтобы подчеркнуть свою хтоническую природу, в одном из кадров даже бегает чёрным дикарём).

  В то же время число дионисийских черт его тоже зашкаливает. Так, он склонен к исступлению под воздействием вина («Кавказская пленница»), а то и просто экстаза познания («Операция Ы», где он упарывается учебником и не замечает ничего вокруг); он путешествует на осле, явно доставшемся от наставника Диониса, Силена; он даже попадает в психушку, что является очевидной отсылкой к дионисийскому безумию.

  ...«Кавказская пленница», повторимся, представляет собой переосмысленную историю Орфея. С тем отличием, что он освобождает не Эвридику, а высшую природу, таящуюся в каждой женщине — то есть богиню.

  Но что это за богиня?

  То, что Нина (студентка, комсомолка, спортсменка — одним словом, женская ипостась Аполлона) на самом деле не смертная, вполне очевидно. Во-первых, она проявляет сверхчеловеческие силы (например, спасает Шурика от утопления). Во-вторых, она требует смыть грехи перед собой кровью. В-третьих — она поёт для тупых песню про медведей.

  Любому посвящённому на этом месте становится очевидно, что Нина — не какая-нибудь смертная Эвридика, а сама Артемида, сестра-близнец Аполлона. Богиня-охотница, властительница медведей, кровожадная богиня-дева, которой требуются человеческие жертвоприношения.

  На то, что освобождение её Шуриком является не прелюдией к браку, а просто выполнением квеста по освобождению богини, очевидно указывает простой факт. В начале «Ивана Васильевича», хронологически следующего за «Пленницей», мы видим Шурика-алхимика женатым не на ней, а на всё той же девице из «Операции Ы», как будто никакой Нины никогда не было.

  Следовательно, Никулин-Моргунов-Вицин (не зря снабжённые собачьими кличками Трус, Балбес и Бывалый) — это триглавый пёс Кербер; Шурик-Орфей привычно усыпляет его.

  Саахов — Аристей. Он, кстати, персонаж второстепенный.

  Дядя Джабраил (неслучайно наделённый архангельским именем) — куда главней: он Аид, ибо именно он планирует и организует пленение племянницы Нины-Артемиды (кстати, Аид и был дядей Артемиды); соответственно его супруга, критикующая его за преступление — Персефона.

  Таким образом, нам становится ясен смысл хэппи-энда фильма: Шурик, «новый Орфей», сумел объединить в себе Аполлона и Диониса, разум и исступление — и потому, в отличие от «старого Орфея», преуспел.  

      Виктор Мараховский

Мечты сбываются или "великая победа" Украины

Мы рассуждаем о том каким образом, на каких рубежах и в какие сроки будет завершена СВО, что делать с постукраиной и её крайне разнообразным населением, а нам в пору завидовать украинца...

Обсудить
  • Толково разложено по полочкам! :thumbsup: :laughing:
  • Ну загнул, так загнул :exclamation: И ведь не придерёшься, логика железная :boom:
  • Взгляд, конечно, интересный. :blush: Видимо, автор начитался мифов древней Греции, вот ему везде и мерещатся герои этих сказок.))
  • Походу Шурик, он же Орфей - и швец и жнец и на трубе игрец :)
  • Какой глубокий, просто метафизмческий анализ! Автору просто тесно в рамках критической статьи! Непременно нужно совершить прорыв в экзистенциальное толкование всей советской фильмографии! Спасибо, Илья!