Авторский фарфор

1 1585

Фарфор, как материал изобразительного искусства, еще не достиг той высоты, на которую достоин вознестись, благодаря своим неповторимым качествам. Искусство фарфора – искусство, требующее высочайшего профессионализма, высоких технологий и идеальной сырьевой базы. Может быть, поэтому так узок круг профессиональных фарфористов. Вступая в третье тысячелетие, мы входим в век новых возможностей, связанных с компьютером, но для того, что бы понять и оценить новое, нужно определить его принципиальное отличие, которое заключается в том, что с помощью компьютерных технологий мы создаём «виртуальную вечность». Но если компьютерные технологии сохраняют свою «нетленку» лишь в виртуальном пространстве, то фарфор всегда обладал этой привилегией в реальном мире. Фарфор – это материал вечности: он может быть уничтожен лишь сознательно, но – ни время, ни климат не властны над ним. Произведения искусства, выполненные в фарфоре, не портятся и не стареют, не изменяют форму и цвет. Фарфор ждёт достойных мастеров и художников, которые смогут полноценно использовать материал, являющий высоту человеческой цивилизации.

История фарфора подробно освещена в литературе, поэтому в данной работе я не вижу необходимости дублировать эти материалы.

Мы будем говорить о таком явлении, как – авторский фарфор, поскольку цель нашей работы: рассказать о фарфоре, как о материале художественного творчества. В истории культуры произошла вполне естественная для своего времени вещь: функциональность материала затмила собой все его остальные качества. Авторский фарфор, как явление искусства, заявил о себе лишь в 20 веке, но свою популярность фарфор приобрёл в качестве посуды. В мире найдётся немного людей, которые могли бы сказать, что никогда не пользовались фарфоровой посудой, поэтому массовое сознание воспринимает этот материал, как сугубо утилитарный. Глубинные же качества материала открываются пока лишь немногим профессиональным фарфористам, численность которых, в силу объективных причин, даже снизилась за последние годы в связи с закрытием многих фарфоровых производств, имевших художественные лаборатории.

Что же такое фарфор, как явление искусства? По сравнению с традиционными видами живописи, живопись по фарфору имеет более богатую палитру, но и более дорогостоящую. Живопись по фарфору может быть прозрачной и лёгкой, как акварель, может быть яркой и пастозной. Разработано большое количество специальных технологий и красителей, которые неповторимы по своим качествам. Фарфор, как материал, безусловно, дороже холста и бумаги, но художественное произведение, созданное в фарфоре, становится фактически нетленным. Кроме того, в фарфоре появляются новые системы координат: объём и время.

Фарфор – это малая архитектура. Это определение, высказанное искусствоведом и знатоком фарфора Л. В. Андреевой, очень точно характеризует пространственные возможности материала. Малая архитектура имеет возможность последовательного восприятия во времени. Трехмерное пространство позволяет выстроить последовательную сюжетную линию, как в кинематографе, используя поворот объёма – как кадр. Изображение, выполненное на объёме, отличается от плоскостного тем, что оно не воспринимается сразу, но как бы открывается во времени: у него может быть своё начало и конец, тем более, что пространственные композиции не ограничены количеством предметов. Пластическое решение предметов композиции обогащается часто еще и образной нагрузкой. Ученики преподавателя МВХПУ (ныне Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г.Строганова) Н. С. Селезнёва славились своими образными пластическими композициями в фарфоре. В питерской школе наиболее интересный автор пластических композиций, объединённых единым сюжетом – это Инна Олевская.

В пространственных композициях может главенствовать как живопись, так и пластика, но гармонический синтез пластики и изображения всегда выглядит более убедительно. От художника по фарфору требуются навыки скульптора и живописца, архитектора и технолога, сценариста и режиссёра. Всё это может поначалу испугать своей многоплановостью, но представьте себе те возможности, которые открываются перед вами и поверьте, что результат стоит тех усилий.

В области авторского фарфора продолжают работать заслуженные мастера известных фарфоровых заводов и молодые художники, которые только начинают свою карьеру, как фарфористы, но имена их, к сожалению, известны только узкому кругу знатоков и любителей. Художник по фарфору – профессия, которая по всем признакам может быть занесена в «красную книгу» вымирающих и редких профессий. Не хочется использовать заезженную фразу «о спасении утопающих», а хочется просто внести свой посильный вклад в общее дело от художников-фарфористов, со многими из которых мы вели продолжительные беседы о ремесле и искусстве. Пропагандой отечественного художественного фарфора и его авторов занимается очень небольшое количество профессиональных искусствоведов, среди которых можно назвать Л. В. Андрееву, Т. Л. Астраханцеву и, конечно, хотелось бы привлечь в их ряды возможных помощников и последователей.

С 1993 по 2001 г. популяризацией искусства художников отечественного фарфора занималась АИС под руководством автора проекта Нонны Верховской и Бориса Шумяцкого. Была проведена серия выставок под общим названием «Авторский фарфор России». Но после отъезда из страны инициатора проекта Нонны Верховской, подхватить эстафету оказалось некому. В более выгодном положении оказались художники ЛФЗ, которые сохраняя высокий уровень своих работ, остались достойны залов Эрмитажа и продолжают индивидуальную и коллективную выставочную деятельность. Московский куст без посторонней помощи не цветёт. Анализ последних лет показал, что чем больше хороших и значительных художников подвизается в определённой отрасли, тем выше её популярность. Видимо, для расцвета московского куста, нужны новые крупные пассионарные личности, а вырастают они в талантливой и многочисленной творческой среде, которая формируется общими усилиями художников и искусствоведов, педагогов и студентов, коллекционеров и меценатов.

За последнее время было издано несколько книг достойных упоминания. Одна из них: «Кузнецовы. Династия* Семейное дело». Авторы Е.Галкина и Р.Мусина. Сделан серьёзный обзор периода «Кузнецовского фарфора», который послужил плацдармом для возникновения «Авторского фарфора». Были изданы несколько монографий, посвящённых прославленным мастерам фарфора: А.Д.Бржезицкой, Е.И.Гатиловой, И.Олевской, Г.Соркиной. Советский авторский фарфор постепенно переходит в область антиквариата. Появляются новые коллекционеры и любители, публикуются частные коллекции фарфора.

Интерес к современному авторскому фарфору, конечно, значительно ниже, чем к антикварному. Художников по фарфору остаётся всё меньше по естественным причинам, и, вероятно, эта тенденция не изменится. Фарфоровое производство, как отрасль, уже утратило своё значение и перестало быть государственным делом. Напомню, что именно государственная политика привела в 19-м веке к образованию целого ряда крупных и мелких фарфоровых производств, в связи с вводом запретительного тарифа на ввоз иностранного фарфора. В условиях рыночной конкуренции, мы не сохраним ни авторский, ни художественный фарфор на промышленном уровне. Оба эти явления постепенно смещаются в область «Народных художественных промыслов» и становятся на совершенно другой уровень: они перестают быть явлениями государственного масштаба, как это было в СССР.

Для возникновения Кузнецовского фарфора, как явления культуры, потребовалось в прошлом более ста лет. Вероятно, сегодня требуются новые Кузнецовы, чтобы слава Дулёвского фарфора не угасла. Хотелось бы надеяться, что руководство завода постарается удержать достойный уровень до лучших времён, чтобы не пришлось начинать всё с начала. Хотелось бы пробудить у новых собственников интерес к изучению собственной истории. Ибо в истории очень часто есть ответы и на современные вопросы.

Заканчивая данную главу, нужно определить границы явления, о котором пойдёт речь дальше. Во всей полноте «Авторский фарфор» подразумевает участие автора во всех стадиях изготовления произведения из фарфора: идея воплощается в эскизе и завершается проектом, исполнение проекта в материале завершает авторская подпись художника. На практике существует ещё вариант соавторства, когда скульптор работает в паре с живописцем, и работа имеет две подписи. В изготовлении произведения на разных стадиях могут участвовать исполнители, но основная часть работы исполняется непосредственно автором произведения. Обычно произведение исполняется в нескольких экземплярах или небольшим авторским тиражом. Если изделие имеет успех, то может быть изготовлено и большим тиражом, но многотиражные изделия выпускаются производством с клеймом завода и уже без авторской подписи. Автор имеет к ним более далёкое отношение, чем писатель к книге. Книга сохраняет все особенности оригинального текста. Многотиражное изделие, выполненное в фарфоре, может значительно отличаться от оригинала. И хотя авторство иногда указывается, но само произведение уже выпадает за рамки авторского фарфора, хотя и имеет коллекционную ценность. Авторское изделие имеет более высокую цену и, конечно, не каждый любитель может позволить себе обладание оригиналом.

«Авторский фарфор» - чисто российское явление. Уникальность его в том, что в России нет строго контролируемой специализации, которая существует во всём мире, и наши художники до сих пор имеют возможность самостоятельно осуществлять свой замысел в фарфоре, осваивая недоступное для западного образа жизни количество профессий.      

Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
  • pretty
  • Вчера 15:08
  • В топе

Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

Массовая драка дальнобойщиков после спора о войне: Погиб украинец

Все начиналось вполне безобидно. Прямо как в присказке: встретились как-то поляк, чех, украинец и узбек. Мужчины-дальнобойщики, отдыхая после рейсов, решили пропустить по стаканчику и о...

Обсудить