• РЕГИСТРАЦИЯ

Авторский фарфор

1 1587

Фарфор, как материал изобразительного искусства, еще не достиг той высоты, на которую достоин вознестись, благодаря своим неповторимым качествам. Искусство фарфора – искусство, требующее высочайшего профессионализма, высоких технологий и идеальной сырьевой базы. Может быть, поэтому так узок круг профессиональных фарфористов. Вступая в третье тысячелетие, мы входим в век новых возможностей, связанных с компьютером, но для того, что бы понять и оценить новое, нужно определить его принципиальное отличие, которое заключается в том, что с помощью компьютерных технологий мы создаём «виртуальную вечность». Но если компьютерные технологии сохраняют свою «нетленку» лишь в виртуальном пространстве, то фарфор всегда обладал этой привилегией в реальном мире. Фарфор – это материал вечности: он может быть уничтожен лишь сознательно, но – ни время, ни климат не властны над ним. Произведения искусства, выполненные в фарфоре, не портятся и не стареют, не изменяют форму и цвет. Фарфор ждёт достойных мастеров и художников, которые смогут полноценно использовать материал, являющий высоту человеческой цивилизации.

История фарфора подробно освещена в литературе, поэтому в данной работе я не вижу необходимости дублировать эти материалы.

Мы будем говорить о таком явлении, как – авторский фарфор, поскольку цель нашей работы: рассказать о фарфоре, как о материале художественного творчества. В истории культуры произошла вполне естественная для своего времени вещь: функциональность материала затмила собой все его остальные качества. Авторский фарфор, как явление искусства, заявил о себе лишь в 20 веке, но свою популярность фарфор приобрёл в качестве посуды. В мире найдётся немного людей, которые могли бы сказать, что никогда не пользовались фарфоровой посудой, поэтому массовое сознание воспринимает этот материал, как сугубо утилитарный. Глубинные же качества материала открываются пока лишь немногим профессиональным фарфористам, численность которых, в силу объективных причин, даже снизилась за последние годы в связи с закрытием многих фарфоровых производств, имевших художественные лаборатории.

Что же такое фарфор, как явление искусства? По сравнению с традиционными видами живописи, живопись по фарфору имеет более богатую палитру, но и более дорогостоящую. Живопись по фарфору может быть прозрачной и лёгкой, как акварель, может быть яркой и пастозной. Разработано большое количество специальных технологий и красителей, которые неповторимы по своим качествам. Фарфор, как материал, безусловно, дороже холста и бумаги, но художественное произведение, созданное в фарфоре, становится фактически нетленным. Кроме того, в фарфоре появляются новые системы координат: объём и время.

Фарфор – это малая архитектура. Это определение, высказанное искусствоведом и знатоком фарфора Л. В. Андреевой, очень точно характеризует пространственные возможности материала. Малая архитектура имеет возможность последовательного восприятия во времени. Трехмерное пространство позволяет выстроить последовательную сюжетную линию, как в кинематографе, используя поворот объёма – как кадр. Изображение, выполненное на объёме, отличается от плоскостного тем, что оно не воспринимается сразу, но как бы открывается во времени: у него может быть своё начало и конец, тем более, что пространственные композиции не ограничены количеством предметов. Пластическое решение предметов композиции обогащается часто еще и образной нагрузкой. Ученики преподавателя МВХПУ (ныне Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г.Строганова) Н. С. Селезнёва славились своими образными пластическими композициями в фарфоре. В питерской школе наиболее интересный автор пластических композиций, объединённых единым сюжетом – это Инна Олевская.

В пространственных композициях может главенствовать как живопись, так и пластика, но гармонический синтез пластики и изображения всегда выглядит более убедительно. От художника по фарфору требуются навыки скульптора и живописца, архитектора и технолога, сценариста и режиссёра. Всё это может поначалу испугать своей многоплановостью, но представьте себе те возможности, которые открываются перед вами и поверьте, что результат стоит тех усилий.

В области авторского фарфора продолжают работать заслуженные мастера известных фарфоровых заводов и молодые художники, которые только начинают свою карьеру, как фарфористы, но имена их, к сожалению, известны только узкому кругу знатоков и любителей. Художник по фарфору – профессия, которая по всем признакам может быть занесена в «красную книгу» вымирающих и редких профессий. Не хочется использовать заезженную фразу «о спасении утопающих», а хочется просто внести свой посильный вклад в общее дело от художников-фарфористов, со многими из которых мы вели продолжительные беседы о ремесле и искусстве. Пропагандой отечественного художественного фарфора и его авторов занимается очень небольшое количество профессиональных искусствоведов, среди которых можно назвать Л. В. Андрееву, Т. Л. Астраханцеву и, конечно, хотелось бы привлечь в их ряды возможных помощников и последователей.

С 1993 по 2001 г. популяризацией искусства художников отечественного фарфора занималась АИС под руководством автора проекта Нонны Верховской и Бориса Шумяцкого. Была проведена серия выставок под общим названием «Авторский фарфор России». Но после отъезда из страны инициатора проекта Нонны Верховской, подхватить эстафету оказалось некому. В более выгодном положении оказались художники ЛФЗ, которые сохраняя высокий уровень своих работ, остались достойны залов Эрмитажа и продолжают индивидуальную и коллективную выставочную деятельность. Московский куст без посторонней помощи не цветёт. Анализ последних лет показал, что чем больше хороших и значительных художников подвизается в определённой отрасли, тем выше её популярность. Видимо, для расцвета московского куста, нужны новые крупные пассионарные личности, а вырастают они в талантливой и многочисленной творческой среде, которая формируется общими усилиями художников и искусствоведов, педагогов и студентов, коллекционеров и меценатов.

За последнее время было издано несколько книг достойных упоминания. Одна из них: «Кузнецовы. Династия* Семейное дело». Авторы Е.Галкина и Р.Мусина. Сделан серьёзный обзор периода «Кузнецовского фарфора», который послужил плацдармом для возникновения «Авторского фарфора». Были изданы несколько монографий, посвящённых прославленным мастерам фарфора: А.Д.Бржезицкой, Е.И.Гатиловой, И.Олевской, Г.Соркиной. Советский авторский фарфор постепенно переходит в область антиквариата. Появляются новые коллекционеры и любители, публикуются частные коллекции фарфора.

Интерес к современному авторскому фарфору, конечно, значительно ниже, чем к антикварному. Художников по фарфору остаётся всё меньше по естественным причинам, и, вероятно, эта тенденция не изменится. Фарфоровое производство, как отрасль, уже утратило своё значение и перестало быть государственным делом. Напомню, что именно государственная политика привела в 19-м веке к образованию целого ряда крупных и мелких фарфоровых производств, в связи с вводом запретительного тарифа на ввоз иностранного фарфора. В условиях рыночной конкуренции, мы не сохраним ни авторский, ни художественный фарфор на промышленном уровне. Оба эти явления постепенно смещаются в область «Народных художественных промыслов» и становятся на совершенно другой уровень: они перестают быть явлениями государственного масштаба, как это было в СССР.

Для возникновения Кузнецовского фарфора, как явления культуры, потребовалось в прошлом более ста лет. Вероятно, сегодня требуются новые Кузнецовы, чтобы слава Дулёвского фарфора не угасла. Хотелось бы надеяться, что руководство завода постарается удержать достойный уровень до лучших времён, чтобы не пришлось начинать всё с начала. Хотелось бы пробудить у новых собственников интерес к изучению собственной истории. Ибо в истории очень часто есть ответы и на современные вопросы.

Заканчивая данную главу, нужно определить границы явления, о котором пойдёт речь дальше. Во всей полноте «Авторский фарфор» подразумевает участие автора во всех стадиях изготовления произведения из фарфора: идея воплощается в эскизе и завершается проектом, исполнение проекта в материале завершает авторская подпись художника. На практике существует ещё вариант соавторства, когда скульптор работает в паре с живописцем, и работа имеет две подписи. В изготовлении произведения на разных стадиях могут участвовать исполнители, но основная часть работы исполняется непосредственно автором произведения. Обычно произведение исполняется в нескольких экземплярах или небольшим авторским тиражом. Если изделие имеет успех, то может быть изготовлено и большим тиражом, но многотиражные изделия выпускаются производством с клеймом завода и уже без авторской подписи. Автор имеет к ним более далёкое отношение, чем писатель к книге. Книга сохраняет все особенности оригинального текста. Многотиражное изделие, выполненное в фарфоре, может значительно отличаться от оригинала. И хотя авторство иногда указывается, но само произведение уже выпадает за рамки авторского фарфора, хотя и имеет коллекционную ценность. Авторское изделие имеет более высокую цену и, конечно, не каждый любитель может позволить себе обладание оригиналом.

«Авторский фарфор» - чисто российское явление. Уникальность его в том, что в России нет строго контролируемой специализации, которая существует во всём мире, и наши художники до сих пор имеют возможность самостоятельно осуществлять свой замысел в фарфоре, осваивая недоступное для западного образа жизни количество профессий.      

    Улыбка истории. Нацистская Латвия празднует день спасения Советской России.

    Ровно год назад одна национально-ушибленная представительница “Тримды” - зарубежных латышей - поведала под бурные и продолжительные аплодисменты, что с 11 по 18 ноября Латвия отмечает “побег из тюрь...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      obrubov-m 6 января 23:52

      Вифлеемская звезда

      Свет от звезды Твоего РождестваДлится две тысячи лет.Время искало с Тобою родстваИ превратилось в свет.Ладан и смирна – дар мудрецов.Золото – дар царей.Всё ещё мирно, но в окнах дворцовМного зажгли свечей.Спит Вифлеем. И уходят волхвы,Тайну Твою храня.Не уберечь от хвалы и хулы,Не затушив огня.Свет Рождества всем сияет в ночи:Иродам и волхвам.Время приш...
      315
      obrubov-m 25 ноября 2023 г. 21:47

      О методе Сократа

      У Платона, который в своих текстах выступает как историк философии, Сократ вызывает собеседника на диалог, задаёт наводящие вопросы, провоцируя мыслетворческую активность. Его собеседник до момента общения находился в блаженном неведении о тех мыслях, которые посетят его. И, скорее всего, он так и остался бы там же, не привлеки его Сократ к диалогу. Не ...
      322
      obrubov-m Его величество фарфор
      16 августа 2023 г. 12:32

      ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ФАРФОР

      В Шёлковском художественно-историческом музее открылась выставка ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ФАРФОР15/08/2023 - 23/09/2023В экспозиции представлены произведения четы Обрубовых – художников по фарфору, много лет отдавших работе с этим удивительным материалом. Их работы по праву можно назвать произведениями высокого искусства. Мелкая пластика, предметы убранства интер...
      613
      obrubov-m 19 февраля 2023 г. 22:14

      Война

      Война снимает белые перчатки.Теперь напротив только явный враг.У всех ошибок чьи-то отпечатки.А все вопросы сжались как кулак.Конец надеждам, вере в исцеленьеВосставших братьев Киевской Руси.Итог один – закончилось терпенье.Ну, вот и всё. Последнее: Прости.Иного нет пути, и жребий брошен.Идёт расчёт в стране на свой – чужой.Москва вновь Третий Рим. Из ветхих ноженМеч ...
      405
      obrubov-m Его величество фарфор
      1 января 2023 г. 11:40

      С Новым годом!

      ...
      316
      obrubov-m 22 декабря 2022 г. 10:23

      Философия Пути и философия Цели

                                 В анонсе Большого Философского Собора прозвучала мысль о специфике Русского пути: неведомо куда, неведомо зачем. Русь не даёт ответа: куда мчится Тройка. Но это поэтический образ. Цель, направление и мотивация – скрыты от недоброго взгляда. На Кудыкину гору, прозвучит отве...
      235
      obrubov-m Его величество фарфор
      16 декабря 2022 г. 16:48

      Ладья 2022

      Выставка будет работать до воскресенья. В рамках выставки в отдельном зале проходит конкурс на тему "Охота". В этом году выставили зеркало и ещё несколько работ. Фрагменты росписи. Ещё несколько работ: ...
      201
      obrubov-m Его величество фарфор
      19 ноября 2022 г. 13:42

      Колибри

      Авторская роспись сервизов явление редкое. Тем интереснее работы тематические, на которые у автора уходит не одна неделя труда. Представляю вашему вниманию фрагменты чайно-кофейного сервиза "Колибри", выполненного художником по фарфору Обрубовой Галиной в 2012 году. ...
      630
      obrubov-m Его величество фарфор
      3 ноября 2022 г. 18:52

      Осенние прогулки

      Фрагмент чайно-кофейного сервиза выполненного на ДФЗ в 80-е годы, когда завод был на пике своих возможностей, а автор был молод. Хотелось делать фарфор не только декоративный и утилитарный, но и наполнить его художественным и смысловым содержанием. Наверно, это могло стать каким-то  направлением массового производства, но осталось только в авторских образцах.&nbs...
      535
      obrubov-m 24 октября 2022 г. 11:37

      Ответный удар

                            Ну, вот и всё: закончилось терпенье.Летят ракеты в цель по городам.Война – это тяжёлое уменье.И каждый делает свой выбор сам. Огня просили долго батальоны.Огня просил измученный Донбасс:От горя обезумевшие жёны,С бойницами вместо потухших глаз. Огня просили мученики чести,Свой выбор совершивш...
      224
      obrubov-m 23 октября 2022 г. 19:19

      Зима длинна

      «…Европа – это «сад», а окружающий её мир - джунгли"                                                                                   ...
      227
      obrubov-m Его величество фарфор
      8 октября 2022 г. 15:59

      Метафизика художественного производства

        Возвращаясь к проблемам художественных производств, необходимо учесть, что искусство и бизнес имеют разные корневые системы. Для того, что бы искусство процветало – нужно прикладывать гораздо больше усилий, чем для процветания бизнеса. Искусство в России – это особая тема. Обычно, любое предприятие закрывается по простой экономической причине: зат...
      548
      obrubov-m 7 октября 2022 г. 16:16

      Развод по-русски

      Благословенная ЕвропаОт Лиссабона до Курил –Нам слаще сладкого сиропа,Твой образ Путин подарил.Наш лидер, волею народа,Искал блаженные пути,И строил планы год от года,Чтоб переправы навести.Но пропасть глубже век от века,А крылья нам не выдают.Попытка красит человека,Но, коль не мил – не пристают.Так, что за вой там на болотах?Вы жгли без жалости мосты.Убийц растили и...
      236
      obrubov-m 22 сентября 2022 г. 20:40

      Идеология трансгуманизма и мировоззрение людей

      Здесь и сейчас на виртуальном придорожном камне на западной окраине Руси и столкнулись лбами идеология и мировоззрение: идеология трансгуманизма и мировоззрение человечества, хоть и дошедшего до современного глобального кризиса, но всё ещё остающегося человечеством. Вероятно, нужно немного пройтись по вехам истории, чтобы наглядно увидеть, как мы добрел...
      680
      obrubov-m 27 августа 2022 г. 18:06

      Баллада об атаке живых мертвецов

      1На Имперской на проклятойНемцу костью в горле знатнойВстала крепость Осовец.День за днём вели атаки,Но не взяли русских в драке!Газ пустить, тут немец – спец.Но не лыком были шиты,Раз дотоле не убитыВ обороне той бойцы.И увидев газ зелёныйТканью мокрой и слоёнойРты закрыли и носы.2«Нынче не даю приказа:Умереть вам всем от газа, –Прохрипел им командир. ...
      665
      obrubov-m 17 мая 2022 г. 14:24

      Американский котёл создал не единую нацию, а – многонациональную банду.

      "Многие в мире, и особенно в России, хотели бы видеть другую Америку, страну реальных возможностей для самоопределения каждого народа, осевшего на новой родине и поверившего в равные возможности для развития и процветания.США опираются на устаревшие и несостоятельные теории плавильного котла и мультикультуризма, имеющие своей подлинной целью создание ко...
      2332
      obrubov-m 5 апреля 2022 г. 11:15

      Начинается битва за будущее

      Любой российский здравомыслящий человек, если он не пропил мозги от страха, вынужден признать правоту действий РФ на бУкраине и в мире. Остаётся светлая печаль от неотвратимости вынужденного прекращения отношений с Европой и США, что ударило по сторонникам интеграции и поклонникам единого мирового пространства: по семейным отношениям, украденным деньгам...
      524

      Шахматы в фарфоре

      26 июня 2021 года в Дом Салтыкова состоялось открытие выставки "Мир шахмат. Гжель". Уникальный культурный центр создали супруги Вера Шимбирева и Сергей Исаев-гжельские художники. На выставке представили свои работы 30 художников. Часть работ была сделана специально к выставке. Инициатор экспозиции Юрий Гаранин посвятивший искусству шахмат 40 лет.На мер...
      404
      obrubov-m 12 мая 2021 г. 13:01

      Ушедшим в вечность

      В угаре работы проносятся годы:Где дни – концентрация воли и смысла,Где крутится вечно шарманка природы,Редеют в народе знакомые лица. А вечность иная всегда ненасытна –Уходят в неведомый мир в одиночку.Но рукопись жизни запишется слитно,И только в конце будет жирная точка. А нам остаётся лишь светлая память,И творческий дар, что нас держит над бездной.От списка имён ...
      320
      obrubov-m 9 мая 2021 г. 10:35

      День Победы

      Вот и дожили до весны:И вновь пройдёт Парад Победы.Уже не снятся ночью сны,Что от войны все наши беды.И чувство острое виныУж притупилось и не колет:Что мы другие пацаныИ не легли костями в поле.Какой великий лег народНа поле брани за отчизну,И разве хватит наших нот,Чтоб должно совершить им тризну.И будет праздничный парад.Есть символы – важнее стали.П...
      343
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика