Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
Козьма Прутков
В нормальном состоянии человек всегда осознаёт, какой он. Присутствует в нём некое самоощущение, самоосознание – оно подпирает человеческое представление о самом себе изнутри и является довольно осязаемым и цельным, пока это самоосознание не начать анализировать и не пытаться о нём связно рассказать. А если попытаться, оно тут же расползается, становится рыхлым, противоречивым, совмещающим в себе несовместимое и представляющее из себя нечто настолько "не твердотельное", что кроме мыканий и междометий рассказ ничего не содержит.
В школьные годы я довольно легко "хватала" пятёрки по литературе, рассказывая в сочинениях, что Печорин – фаталист, Онегин – типичный представитель, Чичиков – "свой человек", Базаров – трагический циник, а Катерина – луч света. О них я знала всё, что было нужно знать для получения "отлично", но что, интересно, я написала бы, не прочтя перед этим учебника и не прослушав преподавателя? Смогла бы представить, как тот или иной персонаж себя самоосознаёт, каким видит себя, на что способен, а на что нет?
Наверное, если бы подумала, то смогла. Смогли же это сделать автор при создании персонажа, а позже критики, изучавшие произведение, а позже сочинители учебников, по которым я училась. Да и персонаж, всё же, не живой человек со всеми его многообразием и сложностью, а лишь некая модель человека, подчинённая сюжету и долженствующая явить самые главные, самые яркие свои черты для наиболее точного и эффективного воплощения авторского замысла.
В повседневной жизни мы выполняем более сложную задачу, поминутно решая за окружающих нас людей, что они думают, какое у них настроение, чего они хотят, чего не хотят, как к нам относятся, и это вынужденное представление чужого самоощущения не особенно нас затрудняет. Да и с чужим самоосознанием у нас получается гораздо лучше, чем со своим – полутона, оттенки, неопределённости, противоречия нами чаще всего отбрасываются и вот уже мы лицезрим "скромнягу парня", или "тупого самодура", или "истеричную стерву", или "страшную зануду", или "клёвого чувака".
Это в своём нутре, рефлексируя, мы часами бессмысленно перекладываем "потроха" с место на место, что-то неразборчиво бормоча про нюансы и компромиссы, а вот с представлением о чужом не особо церемонимся – раз, и готово! Может, оно и правильно. Иногда складываются такие обстоятельства или вокруг оказывается такое количество народу, что нет времени заниматься осторожным и вдумчивым разбором, кто и что там самоосознаёт, но и сильно ошибиться никак нельзя. Поневоле станешь экспресс-психологом.
Но чьё бы самоосознание мы ни выстраивали – постороннего человека, художественного персонажа или своё собственное – мы это делаем исходя из представления о человеке и человеческом, живущем в нас. Из опыта тысяч поколений, составляющего человеческую культуру, из повседневного опыта общения, из опыта личных ощущений складывается это представление и именно оно подсказывает нам, что должны осознавать и ощущать люди, окружающие нас, персонажи, создаваемые нами, и мы сами в тех или иных обстоятельствах.
Но представьте, как может расходиться представление о человеке и человеческом у молодого и пожилого, у мужчины и женщины, у лётчика-испытателя и танцовщицы балета, у коренного жителя Гренландии и коренного жителя Новой Гвинеи, у водителя-дальнобойщика и Председателя Правительства. Где-то расхождения больше, где-то меньше, но они обязательно есть и в некоторых случаях это не доставляет особых хлопот, т.к. основное, фундаментальное всё равно очень схоже, а в некоторых представления настолько различны, что люди с трудом могут понять друг друга и вообразить чужое самоосознание.
Сегодня мир становится всё более "глобализированным", более "информационным" и благодаря этому различия выравниваются, "обобщаются". Нынешний китаец и нынешний испанец "ближе" друг к другу по самоосознанию, чем испанец и китаец времён Марко Поло. Всё меньше на планете остаётся мест и людей, которые и по сей час находятся вне "цивилизации", а значит всё меньше тех, чьи представления о себе могут сильно отличаться от наших представлений о нас. Но, зато, довольно скоро (по историческим меркам) могут появиться другие люди, не изолированные от "цивилизации" и ничем не ограниченные, и все же очень сильно отличающиеся от нас самоосознанием.
Кто они такие?
Не знаю. Я их и представить-то не могу. А вы можете представить, что должен самоосознавать человек, который ещё и "компьютер", и "робот"? Что должен самоосознавать киборг?
Если вы думаете, что можете это представить, то посмотрите ещё разок на картинку в посте и согласитесь: пока вы человек, ваши представления о самоосознании иных, увы, сугубо человеческие.
Оценили 36 человек
42 кармы