Все открытия одолжены своим началом людям, привыкшим к умозрению...
Согласимся, пожалуй, с Бентамом и при всяком происшествии будем спрашивать самих себя, на что оно может быть полезно, но в следующем порядке:
1–е, человечеству,
2–е, родине,
3–е, кругу друзей или семейству,
4–е, самим себе.
Начинать эту прогрессию наизворот есть источник всех зол, которые окружают человека с колыбели. Что только полезно самим нам, то, отражаясь о семейство, о родину, о человечество, непременно возвратится к самому человеку в виде бедствия.
# # #
Напрасно иные боятся дурных мыслей; всего чаще общество больно не этим недугом, но отсутствием всяких мыслей и особенно чувств.
# # #
Человек должен окончить тем, чем он начал; он должен свои прежние инстинктуальные познания найти рациональным образом; словом, ум возвысить до инстинкта.
# # #
Всего чаще приходится встречать в обществе следующее заблуждение: человека обвиняют, вы его защищаете, на вас нападают, как на защитника преступлений, когда вы только защитник обвиняемого.
# # #
Часто сетуют на сочинителя за то, что его сочинение не довольно понятно; но есть творение, которое всех других непостижимее — вселенная.
# # #
Люди, которые не хотят, чтобы русские учились, и с сожалением вспоминают о невежестве предков, похожи на Жан–Жака, который хотел людей привести в натуральное состояние — ходить на четвереньках.
# # #
Восстают против приличий, но они хранят общество; это сухая корка гнилого плода; распадись она — воздух заразится.
# # #
Дым, вьющийся из труб и носящийся над городом, прекрасная, поэтическая картина, но ещё лучше, когда дыма не видно, когда хитростию искусства он весь обратился в горючий материал. Прекрасна деятельность народа, обращённая на внешнюю славу, но ещё лучше, когда она обращена на внутреннее совершенствование.
# # #
Когда было предложено употреблять в химических формулах указатели (например, SO3), тогда возражали, что это будет неприятно математикам. Об этом спорили 10 лет — и убедились в необходимости сих формул только тогда, когда нашлись такие соединения, которых иначе нельзя было выразить.
# # #
Нет предмета, который бы мы знали во всех подробностях; мы знаем некоторые его признаки; по сим признакам мы даём ему имя, или, лучше сказать, тем или другим словом мы выражаем лишь те или другие свойства предмета, его части, но не весь предмет. Это равно относится как к предметам природы, так и к предметам, находящимся в душе нашей. Следственно, наш язык неполон или неверен, и мы обманываем самих себя, когда предмету даём имя — его имя нам неизвестно.
# # #
Надобно же было, как будто для насмешки над благороднейшими чувствованиями человека, какому–то господину написать большую книгу под названием "Economie politique chretienne" ("Христианская политическая экономия"), в которой он очень ясно доказал, что один говорит одно, другой — другое, что же до него самого касается, то он ничего не говорит. А предмет любопытный!
# # #
Утверждающие, что должно заниматься одними опытными, непосредственно полезными знаниями, и в доказательство приводящие в пример различные открытия, имевшие огромное влияние на судьбу человечества, забывают, что собственно ни одно открытие не сделано опытными знаниями и не могло быть сделано ими. Лишь умозрительно осматривая царство науки и искусства, можно видеть, где и чего недостаёт ему, и обратить на то внимание, ибо в этом и состоит открытие. Эмпирик, переходя от песчинки к песчинке без всякой общей мысли, может сделать открытие лишь в сфере песчинок — и наоборот, чем больше сфера, тем обширнее открытие.
# # #
Замечено, что на сумасшедших весьма действует — голые ли стены их окружают или с прекрасными пейзажами, слышат ли они музыку или нет, окружены ли они удобствами жизни или нет. Если на них действует всё изящное, то таким же образом оно должно действовать и на всех, хотя и медленнее. Что в сумасшедших совершается явно, то в остальных людях скрытно; местоположение, постройка дома, звуки музыки — всё это физически должно действовать на организацию человека и человечить её, уничтожать её скотские свойства.
# # #
Выражение относится к мысли и чувству, как дробь к единице; выражение никогда не может вполне достигнуть целости чувства или мысли. Мы по выражению не узнаем мысль, но только угадываем её, дополняя собственным чувством то, чего недостаёт выражению; на этом основывается так называемая симпатия между автором и читателем. Между искусствами существует такое дополнение, которое не имеет определённого образа, которое имеет способность применяться ко всякому выражению, и это дополнение есть музыка; отсюда её чудное действие в театре и пр. Из сего можно заключить, что музыка есть истинное выражение внутреннего чувства нашего и ближайшее к нему, нежели очертание и слово.
# # #
...даже здесь не может спасти усовершенствование одного военного искусства, ибо все науки связаны между собою. Для усовершенствования военного искусства необходимы усовершенствования химии и механики; для усовершенствования мореплавания необходимо сверх того усовершенствование астрономии и математики вообще. Но усовершенствование математики вообще, астрономии, химии, механики невозможно без усовершенствования философии, а кто исчислит всё, что нужно было для того, чтобы образовать Коперника, Лейбница и Ньютона?..
Владимир Одоевский, «Психологические заметки»
Впервые напечатано в «Современнике» (спасибо Пушкину) в 1843 году
Сохранились автографы, датируемые 20–30–ми годами
P.S. Целиком — по основной ссылке
Улицу в Питере назвали в честь другого князя — Александра, хотя он Владимиру в подмётки не годится
Всех заслуг–то — четыре не шибко умных слова: «Из искры возгорится пламя…»
Портрет изготовлен неизвестным гравёром в 1874 году и хранится в Эрмитаже за инвентарным номером ЭРГ–14812
az.lib.ru
Оценили 0 человек
0 кармы