В субботу мы провели первую встречу из серии о выдающихся коммунистах Запада. В этот раз мы говорили о настоятеле Кентерберийского собора Хьюлетте Джонсоне. Разговор, разумеется, вышел за рамки темы миссонерской роли Х.Джонсона, и мы долго говорили о феномене христианского социализма, об авторах доктрины христианского социализма, о теоретиках, которые разрабатывали концепцию синтеза христианства и коммунизма на Западе задолго до того, как у нас оформилась аналогичная религиозная мысль.
Об огромной роли шотландцев в этом процессе и удивительном сочетании естественно-научного и технического склада ума и образования с теологическим образованием у тех, кто разрабатывал и реализовывал доктрину христианского социализма.
Мы затронули и тему заимствований русским обновленческим движением многих черт Англиканской церкви, конфликт черного и белого духовенства, и многое, многое другое, позволяющее понять суть темы христианского социализма. Чего стоит только тот факт, что богословы и философы еще в конце XIX века обозначали марксизм как новую религию спасения в условиях, когда Христианство не смогло выполнить эту миссию. И воспринимали марксизм и "коммунистическую веру" как предельный вызов. Величина этого вызова такова, что споры на тему путей христианского социализма продолжаются и по сей день и гораздо в больших масштабах, чем можно себе представить. Когда распался Советский Союз, христианские социалисты назвали это крушением надежд мира на построение рая на земле, и предсказали наступление принципиально антихристианского мироустройства. И продолжили поиск. Один из характернейших примеров такого поиска - лекция, прочитанная в сентябре этого года в одном из шотландских университетов, которая называется "Христианство и новый дух капитализма", где авторы признают, что новый, смутировавший, капитализм уже бросил вызов христианству.
Отсутствие внятного и цельного изложения этой темы и отсутствие необходимых книг в библиотеках (я не беру специсточники, доступные лишь ограниченному кругу людей) создает впечатление, что явление христианского социализма носило маргинальный и даже сектантский характер. Обычный пользователь сети и не знает, каким мощным было социалистическое движение в церкви на Западе в конце XIX - первой половине XX века. Наше обсуждение показало, требуется изучение трудов основоположников и теоретиков христианско-коммунистического синтеза. Например, кто знает что революционером Иисуса Христа назвали шотландские христианские социалисты Джон Макмэррей, Конрад Ноэль и др. за несколько десятилетий до того, как это сделали авторы теологии освобождения?
Мы попробуем восполнить этот пробел. В ближайшее время мы начнем публиковать обзоры трудов концептуалистов по этой теме, а также проследим состояние христианско-социалистической мысли в наше время.
Оценили 0 человек
0 кармы