• РЕГИСТРАЦИЯ

Декоммунизация докатилась до Казахстана. Кому и за что каяться?

Алексей Т. Опер
У чекиста должна быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки
26 октября 17:05 0 381

В последнее время общественные деятели и журналисты национал-патриотической (или национал-популистской, кому как нравится) ориентации пытаются внушить нам мысль о необходимости декоммунизации. Мол, это едва ли не ключевое условие формирования демократического общества и расцвета экономики в Казахстане.

Правда, в таких рассуждениях почти нет конкретики, зато очень много пафоса и мифов.

Кому и за что каяться?

Совсем недавно на одном из интернет-ресурсов была опубликована статья, автор которой заявил следующее (орфография и пунктуация сохранены): «Всем нужно понять, что декоммунизация это еще и покаяние. В нашем случае, больше подходит пример с денацификацией в Германии и Австрии, которая предусматривала… некое народное очищение, перезагрузку общества говоря сегодняшним языком. Обратим внимание, что именно благодаря этой перезагрузке Германия из проигравшей в войне страны превратилась в ведущую экономику Европы».

Если бы автор ознакомился с литературой или хотя бы посмотрел немецкие фильмы на эту тему, то убедился бы, что все обстояло иначе. До начала 1960-х жители ФРГ в массе своей старались не затрагивать тему преступлений нацизма. Они ее, по сути, замалчивали, а исключение составляли разве что отдельные писатели и философы: Томас Манн, Карл Ясперс, Генрих Белль… Поворотным моментом стал «франкфуртский процесс» 1963-65 годов, с которого начались внутринемецкие «малые нюрнберги». Это были суды уже не над теми, кто отдавал преступные приказы, а над рядовыми исполнителями — надзирателями концлагерей, участниками карательных акций, которые после войны спокойно жили и работали, в том числе и в госучреждениях. Сами немцы сняли про это хороший фильм «В лабиринте молчания», основанный на реальных событиях. И вот только тогда, в середине 1960-х, в немецком обществе начались те сдвиги, которые, в конце концов, и привели к осознанию коллективной вины. А в 1970-м произошел знаменитый акт коленопреклонения канцлера ФРГ Вилли Брандта.

То есть к «немецкому экономическому чуду» (уже в 1950-м был достигнут довоенный объем производства, а еще через десять лет он возрос втрое, что вывело ФРГ в европейские лидеры) «покаяние» и «перезагрузка общества» не имели никакого отношения. Слагаемыми успеха стали выверенные действия правительства и прежде всего министра экономики и будущего канцлера Людвига Эрхарда, максимальная свобода предпринимательства, традиционно присущие немецкому народу трудолюбие, дисциплина и готовность противостоять испытаниям. Да и роль «покаяния» в объединении Европы, о чем тоже любят сегодня порассуждать, мягко говоря, преувеличена: процесс интеграции с активным участием ФРГ был запущен в 1957-м, еще до того, как граждане этой страны стали открыто говорить о своей вине за преступления нацизма.

Акт покаяния – звучит, конечно, красиво и пафосно, но как представляют его себе люди, призывающие пойти на аналогичный шаг в Казахстане? Кто, перед кем и как должен каяться? Может ли пример Германии (наверное, единственный такого рода в мировой истории) служить для нас ориентиром? Если немецкое общество в 1933-м на вполне демократичных выборах голосовало за нацистов, а затем потворствовало преследованию тех же евреев и даже само участвовало в этом, чему есть масса документальных доказательств, то в чем конкретно заключается «коллективная вина» казахов и казахстанцев? Тем более современных, не заставших времена сталинских репрессий и массового голода? И каким образом «покаяние» вдруг приведет к экономическому подъему, повышению уровня жизни наших граждан? Ответов на эти вопросы авторы «инициативы» не предлагают, предпочитая говорить на языке сплошных лозунгов и деклараций.

«Двойные стандарты»

Процесс декоммунизации включает в себя разные составляющие. И в нашей стране он идет уже давно. Так, снесены многие памятники советской эпохи, получили другие названия населенные пункты, улицы, различные учреждения, носившие прежде имена деятелей коммунистической (большевистской) партии. Правда, здесь не обходится без «двойных стандартов», что создает определенную напряженность в межэтнических отношениях.

В этой связи стоит привести другую фразу из упомянутой статьи: «…некоторые почему-то считают декоммунизацию дерусификацией, то есть процессом, направленным против русскоязычных граждан страны. Это не то, чтобы не так – это противоречит принципам самого процесса». Но посмотрите на названия, например, алматинских улиц. Имена активных участников гражданской войны — большевиков, имевших непосредственное отношение к этому городу, но носивших русские фамилии (Виноградов, Овчаров, Фурманов и другие), уже исчезли с табличек, а имена их соратников-казахов сохранились. И подобное наблюдается во всех населенных пунктах республики. Или можно, например, вспомнить, как несколько лет назад в Казалинске из названия местной школы убрали имя ее выпускника, уроженца этих мест Владимира Счастнова, которого в 1944-м посмертно удостоили звания Героя Советского Союза. Хотя он даже коммунистом не был.

Кстати, Украина, к опыту которой часто апеллируют наши национал-патриоты, действует в этом плане куда более последовательно. Там в список из 520 деятелей Компартии, подпадающих под действие принятых в стране законов о декоммунизации, вошли и этнические украинцы, в том числе бывшие руководители республики – Чубарь, Шелест, Щербицкий и т.д., включая попавших под каток репрессий. И если пойти по такому пути, то в Казахстане придется переименовать улицы, названные в честь Сейфуллина, Рыскулова, Джандосова, даже Кунаева и Ташенева. Ведь все они были видными представителями «тоталитарного режима».

Интересно, как отнесется к такой идее казахское общество, для значительной части которого названные исторические персонажи являются почти национальными героями? И распространяется ли на эти фигуры другая фраза автора публикации? Привожу ее дословно: «…если (когда) у нас дело дойдет до суда, оно будет касаться самой идеологии и давно умерших «больших большевиков». В то же время аргумент, что покойников не стоит трогать, в нашем случае не работает».

Этот самый «суд» — видимо, из той же категории, что и «покаяние». Крайне любопытно было бы узнать, как он будет проходить, кто будет прокурором, а кто адвокатом, кого пригласят в качестве свидетелей, кому доверят право вынести приговор, и что с этим приговором потом делать. То есть опять же какие-то мечтательно-идеалистические декларации при полном отсутствии конкретики.

Позабавила и сентенция о «суде» над коммунистической идеологией. Вспомним, что она проповедует: общественная собственность на средства производства, социальная справедливость, принцип «от каждого по способностям – каждому по потребностям» и т.д. Так ведь сегодня сами национал-популисты требуют фактически того же. Да и подавляющее большинство далеких от политики казахстанцев отнюдь не против такой постановки вопроса. Конечно, можно говорить об утопичности коммунистической идеологии, но в чем в чем, а в гуманности ей не откажешь. Другое дело, как в СССР и кое-где еще пытались осуществить ее на практике, какими жертвами это сопровождалось и как, в конце концов, были дискредитированы вроде бы благие идеи и цели…

Есть другие угрозы – куда более серьезные

Что касается другого пласта декоммунизации, связанного с общественным сознанием, то здесь уже можно ничего не делать: выросшие за годы независимости новые поколения казахстанцев благодаря кардинальному пересмотру содержания учебников истории (в которых прежний «позитив» теперь преподносится как «негатив», и наоборот) в массе своей не приемлют советское прошлое. Мало того, самые активные из них, хотя и не застали те времена, сегодня безапелляционно внушают жившим в «совке», как их, советских граждан, угнетали и лишали самого необходимого. Так что даже за 40-летних можно в этом плане уже не беспокоиться. Менять же сознание представителей старших поколений бессмысленно – хотя бы силу их возраста. Да и вымрут они скоро, не дождавшись гипотетического «суда».

А что может означать декоммунизация власти? Неужели люди, призывающие к этому, действительно думают, что наши государственные чиновники в своих действиях руководствуются какими-то идеологическими соображениями? Большинство их интересует лишь власть как таковая, и ради того, чтобы остаться в ней, они легко приспособятся под любой общественный строй — социалистический, капиталистический, а еще лучше (для них самих) феодальный. Ну, хорошо, уйдут бывшие коммунисты и комсомольцы. И что, на смену им придут те, кто объявит свободные выборы, начнет строить подлинно правовое государство и по-настоящему рыночную экономику? Неужели непонятно, что корни авторитаризма лежат не только и не столько в советской эпохе, хотя она тоже изрядно этому поспособствовала, что они гораздо глубже?

…Декоммунизация, люстрация и прочие подобные вещи, происходящие при смене политических режимов, были актуальными для Казахстана в начале 1990-х. А сегодня это выглядит и явно запоздалой, и абсолютно бессмысленной затеей. За прошедшие почти тридцать лет сложились абсолютно иные экономические отношения, кардинально изменились идеологические ориентиры и духовные ценности, теперь уже не верующие, а атеисты чувствуют себя в нашей стране белыми воронами, слово «интернационализм» стало почти ругательным. И т.д. и т.п.

В то время как национал-популисты рассуждают о декоммунизации, перед Казахстаном все острее встают действительно реальные угрозы, вызванные деградацией системы образования и здравоохранения (вы можете представить, чтобы во времена советского «застоя» было что-то подобное тому, что совсем недавно имело место в роддоме города Атырау?), депрофессионализацией кадров, дегуманизацией социальной политики. А еще впору говорить о деморализованности как общества в целом, так и индивидуальной воли людей, поскольку они уже не видят для себя перспектив. Вот потому-то часть казахстанского социума ностальгирует по брежневским временам, когда жили «пусть небогато, но справедливо и с ощущением уверенности в завтрашнем дне», а кто-то и вовсе тоскует по «железной руке» (Сталин, Андропов), «способной навести порядок», покончить с коррупцией и непотизмом, в которые мы все глубже погружаемся.

Идеологическими методами такой настрой не изменить. Единственный путь, как бы банально это ни прозвучало, – повышение уровня жизни основной массы населения (через предоставление максимальной свободы предпринимательству, создание рабочих мест, «очеловечивание» социальной политики) и реализация на практике принципа «закон един для всех». То есть тот самый путь, который прошли Швеция, Норвегия и ряд других стран. Там вовремя поняли, что посредством более или менее справедливого перераспределения национальных богатств и внедрения широкого спектра социальных гарантий, но при сохранении основ рыночной экономики, можно добиться определенной гармонии в обществе и тем самым минимизировать риск проникновения «коммунистической заразы».

Вот с таким вариантом декоммунизации можно согласиться…

Женис Байхожа, Central Asia Monitor, Казахстан

https://camonitor.kz/33788-dek...

P.S. Лично мое мнение: всем соседям, желающим декоммунизироваться, надо начинать с возврата территорий, которые они получили от советской власти в период вхождения в состав СССР. Потом плавно перейти к деиндустриализации, передав предприятия России, как правопреемнику СССР.

Что касается казахов, то им, в случае декоммунизации, прямой путь в юрты с возвратом к кочевому образу жизни. И никакого государства, которое они тоже получили в подарок от "крофафых терибл большефиков".

                                                                                                             Алексей Т.Опер


У чекиста должна быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки

Чаша переполнилась.
  • Viktor
  • 9 декабря 14:41
  • Промо

Переполнилась, когда прослушал выступление, Греты Тунберг в ООН разволновался, общее впечатление какое-то странное. Ну, думаю, 16 лет может созреть человек и вдруг на экране ребёнок 8 лет, читает текс...

Люди Действия - проект создания в России объединения единомышленников

Всем доброго здоровья!Чуть больше месяца назад было. Щёлкал я себе преспокойно по клавишам компа, никого не трогал. И тут на тебе, почти на весь экран, проигнорировать было ну очень сложно - "Бросьте ...

Про американского зверя, загнанного в угол (ненаучно о ненаучном).

Не так давно самый могущественный человек на планете сделал целый ряд предвыборных обещаний: вернуть, нагнуть, выслать, сократить, сделать вновь великой и прочие восхитительные мероприя...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Сказка о потерянной связи (О еще одном известном мифе 1941 года)

    Советская историография послевоенного периода сама загоняла себя в ловушку, порождавшую когнитивный диссонанс. С одной стороны, люди слышали «советское — значит отличное» о чудесных советских Т-34 и КВ. С другой стороны, были общеизвестны неудачи начального периода войны, когда Красная Армия стремительно откатывалась назад, сдавая один город за другим. ...
    99

    Шифровальная служба Советского Союза. Окончание

    Самым распространенным методом шифрования в Красной Армии во время Великой Отечественной войны были коды с перешивкой. Существовала определенная иерархия их использования: 2-значные коды применялись низшими звеньями вооруженных сил, 3-значные были в ходу в подразделениях до уровня бригады, 4-значные предназначались для армий и фронтов и, наконец, высший...
    103

    Шифровальная служба Советского Союза. Противостояние с немцами. Часть 7

    Перед нападением на Советский Союз гитлеровцы провели масштабную операцию по подготовке диверсионно-разведывательных групп для нарушения связи между подразделениями Красной Армии. Историк Юрий Долгополов пишет:«С самого начала войны диверсионные группы немцев, включаясь в проводные линии связи и используя свои рации, передавали командованию наших частей...
    299

    Шифровальная служба Советского Союза. «Радиосвязь у нас не любят…» Часть 6

    В начальный период Великой Отечественной войны связь вообще, а в особенности шифрованная осуществлялась с большими проблемами. Маршал Василевский так описывал ситуацию: «С самого начала войны Генеральный штаб испытывал затруднения из-за постоянной потери каналов связи с фронтами и армиями». Также военный начальник рассказывает о сходных проблемах предво...
    491

    Шифровальная техника Советского Союза. Русские «Энигмы». Часть 5

    Парадоксально, но в СССР речевые шифраторы появились раньше техники для засекречивания текстовых телеграфных сообщений. Пионерами в этой сфере были еще инженеры из Остехбюро, которые первыми создали макет дискового шифратора. Первые экземпляры действующих шифровальных машин, во многом отличающиеся от иностранных образцов, были предложены отечественным и...
    92

    Шифровальная служба Советского Союза. «Адские машины». Часть 4

    В большинстве специализированных информационных источников как в России, так за границей упоминаются иностранные электромеханические шифраторы. В СССР также есть немалые достижения в этой сфере, но в силу определенных причин мы мало знаем об этом. А рассказать есть о чем, тем более что шифраторами дело не ограничивалось. Так, Особое техническое бюро (Ос...
    129

    Шифровальное дело Советского Союза. Часть 3

    Как и многие другие предвоенные теоретические наработки руководства Красной Армии, система правительственной связи в боевых условиях показала себя не с лучшей стороны. В частности, воздушные линии ВЧ-связи располагались вблизи железнодорожных и шоссейных дорог, которые были одними из приоритетных целей противника. Массированный артиллерийский удар или а...
    97
    Алексей Т. Опер 9 декабря 22:11

    Шифровальное дело Советского Союза. Часть 2

    ЕИС-3 (Егоров-Ильинский-Старицын) – аппарат, ставший серийным в 1937 году, предназначался для шифрования радиотелефонов. Устройство относилось к «маскирующему» типу, основанному на простой инверсии передаваемого сигнала. Дополнительно в канал связи подавался мешающий тон высокого тембра. Прослушать такие переговоры было возможно только со специальным об...
    134
    Алексей Т. Опер 9 декабря 22:04

    Шифровальное дело Советского Союза. Часть 1

    Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. ШтеменкоПервые наработки в СССР в деле криптозащиты информации датируются началом 20-х годов. Нацелены они были на шифрование речевого сигнала. Базировались разработки на принципах однополосной модуляции электрических звуковых сигналов, гетеродинного преобразования частоты, регистрации речев...
    134
    Алексей Т. Опер 9 декабря 20:42

    Как Красная Армия прорывалась из Белостокского котла

    Сегодня одна русофобско-антисоветская нечисть с ником Max Van Sinndler в очередной раз смачно харкнула ядовитой слюной в адрес солдат и командиров РККА, которые летом 1941 года своими жизнями проложили дорогу к будущей победе, сорвав немецкие планы войны и вынудив врага перейти от стратегии блицкрига к войне на истощение, в которой Германия априори побе...
    168
    Алексей Т. Опер 8 декабря 12:37

    Выдающийся конструктор

    В 2020 году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося конструктора-оружейника, создателя легендарной снайперской винтовки СВД, Евгения Фёдоровича Драгунова.Евгений Фёдорович Драгунов родился 20 февраля 1920 года в городе Ижевске. И дед, и прадед будущего конструктора были оружейниками что, по-видимому, предопределило его судьбу. В 1934 году после ...
    645
    Алексей Т. Опер 8 декабря 12:07

    Мифы и правда о полярных походах «кригсмарине»

    Тема нацистских военных экспедиций в Арктику стала одной из самых мифологизированных в истории Второй мировой войны – от «Базы «Норд» до всего, что связано с «Анненербе». На самом деле все обстояло, мягко говоря, по-другому.ЗАЛЕГЕНДИРОВАННЫЕ БАЗЫ И РЕАЛЬНЫЙ РЕЙДЕРМного говорилось о якобы совместных арктических исследованиях, проводившихся Страной Совето...
    132
    Алексей Т. Опер 8 декабря 11:05

    Сталинская каторга: стоматолога нет!

    Некоторые фрагменты из книги: Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929-1953 гг.). – М.: РОССПЕН, Фонд «Президентский центр Б.Н.Ельцина», 2010Разоблачение Сусловым сталинской каторги. Оказывается, несмотря на требование начальника лагеря каторжан оставили без стоматолога.«Качество медицинского обслуживания также оставалось на низком уровне. В ...
    742
    Алексей Т. Опер 8 декабря 10:46

    Свидетельство о коллективизации и голоде.

    Отрывок из воспоминаний Михаила Ивановича Мещерякова.«Родился я в Белгородской области, Корочанского района Нечаевского сельсовета д. Покидово 22 ноября 1925г. Отец и мать были крестьяне. Отец - участник 1-й Мировой войны, инвалид 3-й группы, награждённый двумя Георгиевскими крестами. На фронте проникся большевистскими идеями, которым фанатично верил до...
    884
    Алексей Т. Опер 7 декабря 16:57

    Партийно-государственный контроль в мае 1941 г. над агротехникой колхозов.

    Возник тут у меня на днях диалог с одним из местных адептов секты РКМП (России Которую Мы Потеряли). Суть диалога заключалась в обсуждении вопроса об уровне государственного контроля за деятельностью колхозов. Тема безусловно интересная. Поэтому с целью освещения данной темы считаю необходимым опубликовать постановление бюро романовского райкома ВК...
    187
    Алексей Т. Опер 7 декабря 16:36

    "Крепостные" Сталина

    Убедительная схема, которая может служить иллюстрацией антисоветского тезиса о беспаспортной неволе сталинского колхозника.Как раз в конце сталинской эпохи (1952-1955 гг.) этнографы подробно изучали село Вирятино Тамбовской области. Жители села состояли в колхозе «Путь Ленина», являясь теми самыми сталинскими крепостными, которые не имели паспортов.В 19...
    484
    Алексей Т. Опер 6 декабря 14:27

    Неизвестный Сталинград: падение твердыни откладывается

    Второй штурм Сталинграда начался 27 сентября 1942 года, и за его первую неделю немцам удалось значительно потеснить дивизии и бригады обескровленной советской 62-й армии. Казалось, ещё чуть-чуть — и город падёт к ногам победителей. Однако у советского командования и защитников городских кварталов было на этот счёт своё мнение — оборона продолжалась.4 ок...
    243
    Алексей Т. Опер 6 декабря 12:35

    Неизвестный Сталинград: кровавая поступь октября

    Второй штурм Сталинграда, начавшийся 27 сентября 1942 года, с первых дней как ненасытный молох перемалывал полки и дивизии защитников города. Переправлявшиеся с восточного берега люди ступали на сталинградскую землю, перемешанную с битым кирпичом и штукатуркой, лишь для того, чтобы вскоре лечь в нее. С первыми днями октября положение обороняющихся тольк...
    558
    Алексей Т. Опер 6 декабря 12:09

    Неизвестный Сталинград: железный ветер

    «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!» — цитата из Василия Гроссмана, выбитая на стене мемориального комплекса на Мамаевом кургане, стала одним из главных символов эпохальной битвы. Презрение к смерти и готовность к самопожертвованию всегда отлича...
    527
    Алексей Т. Опер 5 декабря 15:39

    История легендарной питерской банды «Попрыгунчиков»

    Весной 1920 года несколько питерских милиционеров, переодетых простыми гражданами, прогуливались по темным закоулкам северной столицы. Наконец они увидели то, чего долго ждали: странные белые фигуры в саванах, передвигающиеся огромными прыжками, окружили якобы зазевавшихся прохожих. Правда, на этот раз «жертвы» не начали как обычно убегать от «привидени...
    4824
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика