Отчет VIII-го (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции VIII-му Всероссийскому Съезду Советов

6 244

Моща - нетленное тело угодника Божия

Словарь живого великорусского языка Вл. Даля

Мощи - тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти нетленными

Словарь Брокгауза и Ефрона

(Публикуется с сокращениями)

22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла.

Это известие, переданное коммунистической прессой во все, даже отдаленные углы Советской России, естественно вызвало крайнее смущение, как в стане церковников, так равно и среди масс... 

Сами же трудящиеся массы начали требовать осмотра содержимого в раках и в других местах. 

Таким образом..., в целом ряде губерний, в присутствии духовенства, экспертов-врачей и представителей Советской власти было произведено, по имеющимся в VIII Отделе сведениям, 63 вскрытия мощей. Вскрытия эти обнаружили целый ряд фальсификаций, при помощи которых служители культа обманывали народные массы. Оказалось, что серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. д.

Особо бьющие в глаза случаи фальсификаций были обнаружены при вскрытии мощей Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, Ефросиньи Суздальской, Питирима Тамбовского, Артемия Веркольского и др. В Жабынской пустыни, Тульской губ., массивная гробница, в которой, по уверениям церковников, якобы находилось нетленное тело Макария, оказалась совершенно пуста.

Насколько сильно церковники были скомпрометированы скандальным для них разоблачением мощей, можно судить уже по тому, что патриарх Тихон еще 19-го февраля 1919 г. счел себя вынужденным обратиться к епархиальным архиереям с особым "доверительным" письмом, в котором заявляет, что "считая необходимым по обстоятельствам времени (!) устранить всякий повод к глумлению и соблазну", он поручает архиереям "по собственному их усмотрению и распоряжению с архипастырской заботливостью и рассуждением, устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет необходимым".

Сами церковники были отлично осведомлены о всех фальсификациях. Это видно, например, из того, что член синода, митрополит Сергий 20-го февраля 1919 г., за № 207 А, предлагает Владимирскому епархиальному совету принять к неуклонному исполнению особые правила "положения св. мощей в раки и выставления их для благоговейного поклонения верующим"

Из этих "правил" мы узнаем, что "перекладывать мощи ватой, устраивать для них особые тюфячки и другие приспособления отнюдь не нужно", "предварительно положеныя в раку необходимо расположить кости на прилично покрытой доске (картон и под) и плотно к ней прикрепить отдельными повязкам или обшей пеленой (можно зашить)", "если же мощи сохранились в виде нескольких разрозненных костей", в этом случае митрополит рекомендует "собрать их в какой-либо приличный ковчежец (металлический или деревянный)", который и "поставить в раку (если она уже есть)".

Митрополит Сергий, несмотря на свои слишком откровенные указания, все же предвидит возможность массы самых разнообразных "недоуменных случаев", а посему настоятелям монастырей, приходов, благочинным предписывает "в случае каких-либо недоумений при применении этих правил обращаться за указаниями к местным преосвященным викариям или к нему". "Каждый,- заключает Сергий,- во вверенном ему городе, соборе или монастыре должен принять соответствующие меры и о последующем донести мне".

Таким образом, по сигналу из недр патриаршей канцелярии, параллельно с публичным освидетельствованием на местах мощей, в присутствии трудящихся масс и представителей Советской власти, начинается тайный предварительный осмотр этих мощей исключительно представителями духовенства, причем последние, по совету патриарха, в "целях устранения всякого повода к глумлению и соблазну" производят очистку рак от таких предметов, как, например, коробки из под сардин, брошки с надписью "Шура" и т.д. "Обретение" этих именно предметов в раках "святых мощей" было точно зафиксировано в протоколах вскрытия, подписанных представителями самого же духовенства. Осмотр мощей в Твери застает кости князя Михаила Тверского уже обряженными в новые одежды самого последнего производства. Процесс новгородских церковников с епископом Алексеем во главе показал, что, оперируя сообщенным выше посланием Тихона, церковники неоднократно прибегали к новым приемам обмана.

Деятельность VIII Отдела в данной "мощенной эпопее" выразилась в сообщении на места инструкций к установлению организованного порядка вскрытий, гарантирующего соблюдение известного такта по отношению к религиозным чувствам сторонников православной религии. Так, например, VIII Отдел от своих провинциальных работников требовал, чтобы вскрытие производилось в наиболее благоприятное для данной операции время и отнюдь не во время богослужений, чтобы к участию в осмотре мощей были бы привлекаемы самые широкие массы (от рабочих организаций, волостных советов, профес, союзов и т. д.), чтобы самый процесс вскрытия (распоясание, снятие одежд, извлечение черепа, костей и проч., содержимого в раке), где то окажется возможным, непременно бы поручался представителям духовенства...

Народный Комиссариат Юстиции 25-го августа 1920г. распубликовал особый циркуляр, коим предлагалось следующее:

1) местные исполкомы при соответствующей агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей..., избегая при этом всякой нерешительности и половинчатости при проведения своих мероприятий

2) ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т. п. осуществляется путем передачи их в музеи

3) в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных вероисповедных ведомств, - отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия поручаетеся следователям по важнейшим делам при отделах юстиции или Наркомюста, а самое дело разбирается при условиях широкой гласности.

Помещая сводку вскрытий, выясняющую, между прочим и дальнейшую судьбу уже вскрытых мощей, здесь мы должны только сказать, что осмотр мощей по городам Советской России в общем был произведен без каких-либо экцессов и волнений на этой почве...

Сводка вскрытий "мощей", произведенных ... в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.:

Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губ. Дата вскрытия 20 декабря 1918. 

Результат осмотра: Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное облачение, в 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.

При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами, вот как нас до сего времени обманывали, начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: "довольно нас дурачить". ... Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: "я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая, что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого".

11-19 г. (Великий Устюг). 

Мощи Авраамия мученика, г. Владимир. Дата вскрытия - 12 февраля 1919

Результат осмотра: По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью, вследствие своей плотности и белизны. Внутри черепа вата. 

Мощи князя Георгия, г. Владимир. Датиа вскрытия - 15 февраля 1919

Результат осмотра: В княжеских одеждах недавнего происхождения мумифицированный труп. Длинные белые шелковые чулки с фабричным клеймом.

Мощи князя Андрея, г. Владимир. Дата вскрытия - 13 февраля 1919 

Результат осмотра: Под княжескими одеждами большое количество ваты, в вате кости со следами явного разрушения.

Мощи князя Гавриила, Юрьев-Польский. Дата вскрытия - 17 февраля 1919

Результат осмотра: Кости скелета, лежащие на слое ваты. Мелкие кости кистей рук и ступней ног отсутствуют. Обнаружено 2 лишних височных кости. Пяточные кости лежали в позвоночнике. Кроме всего, найдена тонкая кость, похожая на ребро ребенка.

Мощи Петра и Февронии, г. Муром. Дата вскрытия - 10 февраля 1919

Результат осмотра: Ящик, вышиною 5 верш., разделенный деревянной переборкой на 2 половины. Как в той, так и в другой половине человеческие кости, далеко не все, очень немногие, самые крепкие, как то: бедра, плечевые кости, череп. Все это издавало характерный гнилой запах.

Мощи князя Константина, "чад его" Михаила и Феодора, матери Ирины, г. Муром. Дата вскрытия - 10 февраля 1919

Результат осмотра: Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головам фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью "Шура".

Мощи Ефросинии Суздальской. Дата вскрытия - 12 февраля 1919

Результат осмотра: Матерчатая кукла с кусками костей.

Мощи Митрофана Воронежского. г. Воронеж. Дата вскрытия - 3 февраля 1919

Результат осмотра: Череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и, наконец, вместо центральной части "тела" - мешок, набитый разной трухой без костей.

Мощи Тихона Задонского, г. Задонск. Дата вскрытия - 28 января 1919 Результат осмотра: Череп. Высохшая, превращающаяся при прикосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди - железный каркас.

Мощи Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губ. Дата вскрытия - 11 апреля 1919

Результат осмотра: Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.

Мощи Саввы Сторожевского, г. Звенигород Дата вскрытия - 17 марта 1919

Результат осмотра: Кукла из ваты. В вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости. Среди "мощей" две денежных марки, одна в 20 к., другая в 10.

Мощи Мстислава Удалого, Новгород Дата вскрытия - 3 апреля 1919 Результат осмотра: Человеческий череп, отделенный от туловища, правой руки нет, левая от туловища отделена. Скелет разрушен, конечностей нет. На месте правого бока груда трухи, истлевших тряпок и почерневших костей.

Мощи Князя Владимира, Новгород Дата вскрытия - 3 апреля 1919

Результат осмотра: Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.

Мощи Анны, жены Ярослава, Новгород Дата вскрытия - 3 апреля 1919

Результат осмотра: Костяк не сохранился. Кое-где на остатках костей - засохшая кожа. Череп разрушен совершенно, кроме нижней челюсти. Вместо одежды труха, при развертывании которой отделяется масса моли и пыли. Кости лежат в беспорядке.

Мощи Иоанна Новгородского, Новгород Дата вскрытия - 3 апреля 1919

Результат осмотра: В бесформенной груде костей трудно что-либо определить. Полуразвалившийся череп от времени почернел, кожи на остатках костей нет. При развертывании остатков одежды выделяется удушливый запах и масса пыли.

Мощи Кирилла Новоезерского, Белозёрск Дата вскрытия - февраль 1919 Результат осмотра: Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как то: носом, подбородком и т. д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей, причем некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки - сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг.

Мощи Александра Свирского. Лодейн. у., Олонецкая губ. Дата вскрытия - 22 октября 1918

Результат осмотра: Литая рака, весом в 40 пудов, в раке восковая кукла.

Мощи Всеволода-Гавриила Дата вскрытия - 27 февраля 1919

Результат осмотра: Цинковый ящик, размером 18/10 вершков, в котором оказались остатки разрозненных обгоревших костей, во второй нижней половине мусор из золы, земли, остатков извести и кусочков дерева.

Мощи Афонские мученики Ефимий, Игнатий и Акакий. г. Балашев, Саратовская губ. Дата вскрытия - 21 февраля 1919

Результат осмотра: В серебряном ящике на зеленой бархатной подушке три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой. Вид костей обычный, какими бывают все кости умерших.

Мощи Питирима Тамбовского, Тамбовская губ.Дата вскрытия - 29 февраля 1919

Результат осмотра: Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. Внутри залитые воском кости. Восковой слепок с головы и в нём небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей.

Мощи Михаила Тверского, Тверь Дата вскрытия - 18 мая 1919

Результат осмотра: Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами.

Окружавшие раку были смущены. Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин говорил: "А я верил и ходил на поклонение 18 лет". (Правда, №10)

Мощи Ефрема Новоторжского, г. Торжок. Дата вскрытия - 5 февраля 1919

Результат осмотра: Череп кирпичного цвета, внутри черепа вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1 плечевая. Лишние кости по наружному виду свежие.

Мощи Иулиании Новоторжской, г. Торжок. Дата вскрытия - 5 февраля 1919

Результат осмотра: Кости, между ними найдены кости рук (суставы пальцев), но по преданию их быть не должно, так как руки у нее были отрублены, и она "приплыла вверх по течению без рук".

Такое противоречащее житию открытие весьма смутило духовных отцов, и объяснить это "чудо" они затруднились.

Мощи Аркадия Новоторжского, г. Торжок. Дата вскрытия -  5 февраля 1919

Результат осмотра: Несколько штук костей, земля, куски засохшей глины, кусок гнилой доски.

Мощи Нила Столбенского, Осташков. Дата вскрытия - 25 февраля 1919

Результат осмотра: Под двумя густыми слоями ваты, до 2 ф. каждый, груда трухлых костей, переложенных ватой и пересыпанных порошком, предохраняющим от гниения. Кости далеко не все. Череп набит ватой. Кости кофейного цвета и хрупки, давность их, по заключению врачей, не одинакова.

Мощи Макария Калязинского, Калязин. Дата вскрытия - 8 февраля 1919

Результат осмотра: Череп, обе плечевые кости, кость предплечья, кости бедра, все кости голеней, одна лопатка, наполовину истлевшая, несколько позвонков, несколько мелких костей. Все кости переложены ватой, которой и оказалось 5 ф. Кроме того: медных денег 115 шт., серебряных монет 7 шт., ломаная серьга, пуговица, крестик, булавка, гвоздь, две гайки, 5 кусков ладана, 4 бусинки, сушеная грушина, лаврового листа 1 1/2 ф., сосновой стружки 4 ручных пригоршни.

Большинство присутствующих были удивлены раскрытием обмана, но некоторые наиболее пожилые люди были недовольны тем, что разрушена долголетняя иллюзия нетленных мощей. Среди монахов полнейшая растерянность, замешательство и недоброжелательство. Некоторые из монахов делали вид, что не ожидали обмана.

Мощи Макария Жабынского. г. Белев., Тульская губ. Дата вскрытия - 16 марта 1919

Результат осмотра: Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено.

Мощи Князя Феодора, Ярославль. Дата вскрытия - 9 апреля 1919

Результат осмотра: Скелет, покрытый покровом высохшей кожно-мышечной ткани. На задней стороне туловища ткани нет. Кости ступней отсутствуют, а также две мелких кости. Под скелетом в середине на пелене из холста лежит раздвоенный череп (лишний), неизвестно кому принадлежащий.

Мощи Князя Василия, Ярославль, Успенский собор. Дата вскрытия - 9 апреля 1919

Результат осмотра: Груда обуглившихся костей.

Мощи Князя Константина, Ярославль, Успенский собор. Дата вскрытия - 9 апреля 1919

Результат осмотра: Два деревянных ящика. В одном на парчовой подставке две кости: плечевая левая и малобердовая. Во втором также две кости, распадающиеся с обоих концов. В самом гробе-раке, в котором заключены эти ящики, много обуглившихся мелких костей, остатки обгорелой ваты, кусочки кожи и обгорелой шелковой материи.

Мощи Игнатия Чудотворца, г. Ростов. Дата вскрытия - 25 апреля 1920

Результат осмотра: Череп. На верхней челюсти 6 зубов, на нижней 10. Распавшиеся от времени кости ... расположены в беспорядке. Каких-либо следов кожно-мышечного покрова не имеется. Среди костей большое количество земли и перегнившего дерева, куски извести, сгнившей материи, небольшое количество древесного угля и масса другого мусора. Среди человеческих костей обнаружен череп крысы. Лопаточная кость неопределенного зоологом млекопитающегося животного и бабка стопы двухкопытного животного. Кроме того обнаружен кусок ваты свежего вида, сахарная бумага, кусок истлевшей кожи.

Мощи Дмитрия Ростовского, Ростов. Дата вскрытия - 26 апреля 1920

Результат осмотра: Костяк, сохранивший на туловище и конечностях некоторую часть кожи в истлевшем виде, обращающуюся в пыль. В черепе вата. Вид остатков костей ничем не отличается от обыкновенных останков сгнившего трупа.

Мощи Ефросинии Полоцкой. г. Ростов. Дата вскрытия - 26 апреля 1920

Результат осмотра:  Мумифицированный труп. Грудная клетка разрушена. Череп отделился от шеи. Волос нигде не обнаружено. Покрывающая лицо кожа скрыта под слоем какой-то плотной коричневой массы.

Мощи Иегумена Авраамия, г. Ростов. Дата вскрытия - 26 апреля 1920 

Результат осмотра: Груда костей.

Мощи Павла Обнорского, село Воскресенское, Любимск. у. Дата вскрытия -  26 сентября 1920

Результат осмотра: Несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля, щепки и кирпичи.

Мощи Генадия Любимского. Любимск. у. Дата вскрытия - 28 сентября 1920

Результат осмотра: Небольшое количество осколков костей.

Редактор Отчета П.А.Красиков

1920 г.

Опубликовано в журнале «Революция и церковь», 1920, №№ 9-12, С.70-82. 

https://scepsis.net/library/id...





Черная Пятница: лучшие скидки и акции по версии Кибер Мастеров

Она проходит каждый год и каждый год попадаются очень привлекательные акции и скидки на популярные и полезные онлайн-сервисы — от кинотеатров до трекеров арбитражного трафика. Кибер Мас...

Криптокран Freebitcoin: обзор сервиса, функционал, как заработать

FreeBitcoin – это площадка для получения бесплатных Bitcoin (BTC). Данная система (так называемый кран) основана на ежечасной раздаче сатошей (минимальная часть биткоина) и лотерейном принципе выигрыш...

Украина - экспериментальная площадка родоначальников фашизма
  • Insider
  • Сегодня 14:39
  • Промо

Недавно на Украине, после вызова Зеленского в кабинет МИ-6, был принят закон о разведке.  Радости полные штаны. Самого пеРзидента «незалежной» вызвал английский чинов...

Обсудить
    • ksa
    • 21 февраля 06:35
    Хорошая статья. Это дело надо продолжить. Там в мавзолее лежат остатки кой - кого. Надо собрать в мешочек и вынести в музей. Как вариант, отдать мешочек Оперу. Нехрен за деньги народа содержать целый завод по поддержанию трех костей.....
  • :thumbsup: