Генеральная Линия или Старое и Новое

3 513

Немой художественный агитационный фильм-эпопея, снятый режиссиром Сергеем Эйзенштейном в 1929 году. «Генеральную линию» начали снимать в 1927 году как знак победы коллективизации в СССР. Эйзенштейн приостановил съёмку фильма, чтобы успеть снять свой фильм «Октябрь» к 10-летнему юбилею Октябрьской революции. Позже режиссёр вернулся к этой картине.

Сюжет картины весьма традиционен для агитационного фильма. 

Безлошадная крестьянка Марфа Лапкина вместе с участковым агрономом и бедняками организовывает в деревне молочную артель. 

Однако коллективизации активно сопротивляются кулаки и местные попы. 

Не все бедняки понимают смысл товарищества и объединения нищих. 

На помощь деревне приходят рабочие-шефы, которые помогают артели получить первый трактор. В финале картины десятки тракторов пашут артельную землю, за рулем одного из них — Марфа Лапкина.

Игровое кино как исторический источник.

Не только документальное, но и игровое кино, и даже мультипликация могут использоваться в качестве исторического источника. Но каким образом можно и нужно использовать художественный фильм в качестве исторического источника? Постараюсь объяснить.

1)Год создания фильма — ведущая информация, с которой начинается анализ игрового кино. Все, что историк может вытянуть из данного фильма приложимо именно и только к году его создания. Это надо специально объяснить: фильм «Александр Невский» 1938 -го года ничего не может рассказать историку о времени русского князя, а может лишь поведать об атмосфере и идеях советского государства и общества предвоенных лет.

Особым случаем являются те, когда фильм запрещают или выпускают на экраны лишь спустя много лет. В этом случае важны и год создания (почему запретили?) и год выпуска на экраны (почему разрешили?).

2)Художественный фильм — авторское произведение, которое выражает точку зрения его создателей, в первую очередь режиссеров и сценаристов. Кроме того, через взгляды создателей фильма так или иначе преломляются существующие взгляды той социальной среды, в которой вращаются авторы, и которые они так или иначе учитывают, соглашаясь с ними или полемизируя. Важным магнитным полем, воздействующим на идеи игрового фильма, является господствующая идеология государства и общества, в котором или для которого предназначено данное художественное произведение.

Таким образом, историк, анализирующий игровой фильм в качестве исторического источника, должен суметь определить авторский замысел и концепцию, увидеть влияние на авторов социальной атомосферы и господствующей государственной идеологии.

Однако, придерживаясь собственной концепции, любой автор так или иначе в своем фильме может отражать некоторые идеи, взгляды, вопросы, имеющие хождение в обществе в момент создания фильма. Задача историка заключается в том, чтобы суметь определить, насколько реалистично в данном фильме нашли отражение эти идеи и взгляды.

Если историк справится с таким анализом идеологии фильма, то фильм расскажет ему об общественной атмосфере и некоторых идеях, относящихся ко времени создания произведения.

3)Большое значение для историков имеет жанр фильм. Если фильмы исторического и фантастического жанров, экранизации несут минимум информации о повседневности времени создания фильма, если кинокомедии могут сильно искажать типичное в повседневности, то наиболее интересно историкам конечно же кино, как детское, так и взрослое, отражающее современную жизнь.

4)Фильмы о современности являются бесценным историческим источником для историков повседневности несмотря на всю постановочность отдельных эпизодов. Информация об улицах и интерьерах, одежде и предметах быта, отдыхе и труде, бытовом и общественном поведении, взаимоотношениях — чрезвычайно важна. Особенно для советской истории 1930- хх гг., когда историки испытывают дефицит другой визуальной информации, когда почти не осталось свидетелей, способных объяснить многие исчезнувшие обыденные практики.

Разумеется историк обязан поставить вопрос о достоверности и типичности отражаемой в игровом фильме материальной и духовной культуре. Тут возможны самые разные варианты. Если вид улиц несет крайне высокую степень достоверности (надо лишь точно знать реальное место съемки), то,например, интерьеры чаще всего создаются специально, и в отношении интерьеров следует выделять типичное и массовое от особенного и даже возможно эксклюзивно созданного под конкретный фильм.

Тест на типичность обязаны пройти и имеющиеся в фильме примеры отношений, как сугубо личные, так и между гражданами и представителями государства, организаций. В этом смысле необходимо расматривать отдельно те отношения, которые являются основой сюжета, основой ведущего конфликта данного фильма, которые авторами фильма необходимо заостряются, от отношений в проходных и второстепенных эпизидах, на которые замысел авторов фильма влияет не так сильно.

В целом можно сказать, что игровое кино является интересным и важным историческим источником, для анализа которого неоходимы специальная подготовка и особые методы. Если учесть, что найти старый фильм и использовать информацию, полученную из игрового кино, в печатном научном исследовании крайне затруднительно, то становится понятным очень редкое использование данного источника в научных исследованиях.

Появление интернета, все большая доступность редких старых игровых фильмов, возможность быстро записать фильм и сделать нарезку интересующих историка эпизодов, дать активную ссылку в опубликованной в интернете научной работе на фрагмент фильма, делают игровое кино очень злободневным и перспективным историческим источником, к которому, мы уверены, все чаще будут прибегать молодые исследователи прошлого.


Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Обсудить