К КОМУ НАМ ИДТИ?

8 1305

ГДЕ ИСКАТЬ "ТОЧКУ ОПОРЫ"?


Наше Отечество переживает сегодня очень сложное, но и очень интересное время. и многие люди в это сложное время пытаются найти для себя какую-то точку опоры - надежную, вызывающую безусловное доверие, - на которую можно было бы опереться в любой жизненной ситуации. Многие люди, оглядываясь вокруг себя, задаются вопросом: есть ли у нас еще хоть какая-то общественная сила, способная примирить и объединить это все более раздрабливающееся, разделяющееся и озлобляющееся бывшее "советское общество"?

Я до глубины души убежден, что единственной силой, способной сегодня на это - способной стать и такой точкой опоры, на которую можно всецело положиться и такой общественной силой, которая может духовно объединить и сплотить народ - единственной такой силой в России является Русская Православная Церковь.

Некоторые могут сказать:

- Чего же еще можно услышать от священника? Каждая партия хвалит себя и зовет к себе - и ты, батюшка, тоже ничем не отличаешься от прочих: тоже зовешь к себе.

Честное слово, я не потому зову вас в Церковь, что хочу заманить к себе; я и сам сюда пришел и вас зову - потому что, повторяю, убежден: только в Церкви наше спасение. И говорю я об этом не потому, что я священник, а совсем наоборот: я священником стал потому, что в этом твердо убедился.

Поделюсь с вами теми соображениями, которые создали и поддерживают во мне такое убеждение.


ИСТОРИЯ РОССИИ И ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ - ДВЕ ЛИ ЭТО ИСТОРИИ?

Сначала надо просто объективно посмотреть на историю России и сравнить ее с историей Русской Православной Церкви. Сравнение покажет, что обе эти истории представляют собой одно нераздельное целое. Россия стала Россией только благодаря тому, что у нее была такая, а не другая Церковь. Покойный Владыка Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, в одной из своих книг писал, что вместе с князем Владимиром "в конце Х века вошли в купель святого крещения племена полян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели - русский народ". (I). Сказано, конечно, с известной долей условности и образности, но в то же время совершенно правильно и точно. Именно Церковь создала из этих разрозненных славянских племен единый русский народ. Именно Церковь помогла этому народу духовно выстоять и не сломаться морально под тяжким гнетом полуторавекового монголо-татарского ига. Именно Церковь вдохновляла в это же время русских воинов на защиту родной земли от западных рыцарей-крестоносцев. Какой дом был последним, откуда святой благоверный великий князь Александр Невский выходил, отправляясь в свои славные походы? Этим домом был храм Божий, где святой князь испрашивал у Господа помощи в предстоящих ратных делах. И какой дом был первым, куда ступала нога князя по возвращении из походов? Этим домом опять был храм Божий, где святой защитник земли русской воздавал благодарение Богу за победу над всегда превосходящими силами "врага и супостата".

Это Церковь "умягчала сердца" самолюбивых удельных русских князей, мирила и объединяла разрозненные и часто враждующие между собой княжества и превратила их, наконец, в одно единое, могучее государство.

Это Церковь, в лице преподобного Сергия, игумена Радонежского, благословила князя Димитрия Донского и русскую рать на Куликовскую битву. Причем, преподобный Сергий не только благословил войско, но и послал сопровождать его двух монахов из своего монастыря, один из которых, Пересвет, первым вступил в бой на Куликовом поле - приняв вызов татарского великана Челубея. Единоборство закончилось, как известно, смертью обоих богатырей и, таким образом, первым "положившим живот свой за други своя" с русской стороны был воин-монах.

Это Церковь, в лице патриарха Гермогена, вырвала Россию из цепких лап смуты в период "междуцарствия" - когда пресеклась на русском троне династия Рюриковичей и не воцарилась еще новая династия Романовых. Живя под стражей в осажденном Кремле и угнетаемый поляками и своими же русскими изменниками за нежелание служить иноземцу и иноверцу (польскому королю Сигизмунду), первосвятитель тайно рассылал по русским городам воззвания ("грамотки"), звавшие русских людей к объединению и защите веры и Отечества. Эти "грамотки" и вызвали к жизни знаменитое нижегородское ополчение (состоявшее, впрочем, не из одних жителей Нижнего Новгорода, но и других городов - от Казани до Коломны) под началом князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Козьмы Минина Сухорука - ополчение, освободившее от "непрошеных гостей" Московский Кремль. Это патриарх Филарет (Романов) являлся фактической главой государства во дни юности своего сына, первого царя романовской династии, Михаила...

Я бы мог еще долго говорить о многочисленных исторических примерах, иллюстрирующих неразрывную связь русского государства с русской Церковью. Но убеждать в этом людей, знакомых со своей родной историей, - странно: для них эта связь несомненна и не требует никаких доказательств. Людям же, не знающим своего исторического прошлого, но желающим понять, какую роль и значение в этом прошлом имела Церковь - я бы просто посоветовал почитать Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, И.Е.Забелина, В.О.Ключевского, А.Нечволодова... любого русского историка. Добросовестное знакомство с этим историческим материалом убедит любого: 

история России и история Русской Православной Церкви - это одно целое; одна история без другой немыслима.

Поэтому те люди, которые сегодня говорят о "возрождении России", но сами в Церковь "ни ногой" и будущее этой "возрожденной России" представляют себе как-то обходясь без Православия, - эти люди, может быть, и искренни в своих намерениях, может быть, и впрямь желают блага родной стране - но только возродят они уже не Россию, а какую-то иную страну... Может быть, она будет называться Соединенными Штатами России, или даже сохранит историческое название "Россия" - но внутреннее содержание, духовное лицо этой страны неузнаваемо изменится, станет качественно иным. Как же этого не понять?! Россия без преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского - не Россия!

ЕЩЕ "ИСТОРИЧЕСКИЙ" АРГУМЕНТ.

Еще, говоря об аргументах в пользу Церкви, указывают на общецерковную историю. Ведь история Русской Православной Церкви - это лишь частица в общей истории Церкви Христовой. Мы живем, исповедуя Христа, тысячу лет - десять веков - долго! - но общий-то возраст Церкви Христовой еще в два раза больше: без малого два тысячелетия. Две тысячи лет - шутка сказать! - сколько за это время пережито. Каким только гонениям не подвергалась Церковь! Ее пытались разрушить извне, Ее пытались разложить изнутри... Какие только общества, организации и учреждения не возникали среди людей за эти долгие два тысячелетия. 

Менялись формы общественного устройства, появлялись разные естественнонаучные и философские учения, течения общественной мысли, теории переустройства общества и мира... Но это все: приходило и уходило. А Церковь Христова: стояла - и стоит. Значит - и дальше будет стоять.

Уже один факт такого исторического долгожития Церкви является, на мой взгляд, ручательством удивительной жизнеспособности Ее в любых жизненных ситуациях, при любых, самых неблагоприятных для Нее условиях. Но если Церковь Христова имеет такую "точку опоры", которая позволяет Ей выжить и сохранить самое Себя в любых обстоятельствах - значит и мы обретем такую же надежную "точку опоры", станем жизнеспособны в любых обстоятельствах - если доверимся Церкви, сольемся с Ней, будем жить в Ней.

ГЛАВНЫЙ АРГУМЕНТ.

Таковы два "исторических" аргумента в пользу Церкви. Однако, главный аргумент виден мне все же не в истории. Главный аргумент - в настоящей живой церковной действительности, которая даже и теперь, при самом нашем плачевном положении - так же полна благодати Божией, как и две тысячи и тысячу лет назад. Аргумент этот, правда, не убедителен для человека, не имеющего собственного опыта церковной жизни. Хотя бы такой человек и "интересовался религиозными вопросами". Можно иметь сколь угодно большие познания в области церковной истории и даже богословия, но все эти знания не дадут ни малейшего понятия о благодати Божией, если останутся только "знаниями".

Знать, как жила Церковь и чему Она учит, и жить в Церкви - это две разные вещи. Можно сколько угодно читать о том, как сладка вишня, но узнать, как она сладка, можно, лишь попробовав ее. Так же и тут. Для того, чтобы познакомиться с благодатью Божией, недостаточно читать святых отцов - надо подражать их жизни. Недостаточно читать о Церкви - надо жить в Ней: участвуя в Ее богослужениях, в Ее святых Таинствах, регулярно исповедуясь, причащаясь.

Но для того человека, который хотя бы однажды вкусил этого неизреченного блаженства, - присутствия благодати Божией в своей душе - "исторические аргументы", конечно, блекнут. Что за дело ему до возраста Церкви? Хоть бы Она появилась и вчера, а не два тысячелетия назад - но если Она способна изливать такую благодать, какие еще нужны "доказательства"? К кому нам еще идти?.. Что за дело такому человеку до того факта, что Россия - православная страна и уже тысячу лет исповедует Христа? Вкусивший благодать Православия - станет православным, даже если бы Россия тысячу лет исповедывала Будду или Магомета. Собственный религиозный опыт - конечно, главный аргумент. Но этот опыт - индивидуален. Другому человеку его "по наследству" не передашь. Для того, чтобы в этот главный аргумент поверить - нужно его проверить: пожить церковно. Все, что я дальше буду говорить - попытка побудить хотя бы к этому последнему, к проверке: можете не верить моим словам - я буду удовлетворен уже и тем, если вам их захочется проверить...


Священник Александр Захаров


Продолжение здесь - 

https://orthodox.spbu.ru/book/...

Пробуждение сознательности или индоктринация

«В их глазах я видел страх, Страх душой прозреть»(с)«Пророк», Кипелов Как социальный инженер я стараюсь поднимать темы, которые другие не трогают или не замечают. Больши...

Дерзкий ответ Небензи на хамство британского посла. Русские поддержали: "И драгоценности верните!"

Британский постпред при ООН позволила себе крайне недипломатичный, даже хамский выпад в адрес России во время заседания ООН, за что была поставлена на место.  Дерзкий ответ Небензи ...

Обсудить
  • " На Бога надейся, но и сам - не плошай." :blush: Я выскажу своё мнение : Идти надо к ПРАВДЕ и к СПРАВЕДЛИВОСТИ. ПРАВДА не всегда бывает приятной, но самому себе - не соврёшь - поэтому будь правдив, тогда сможешь с наименьшими потерями преодолеть неприятности. Лучше - горькая ПРАВДА, чем успокаивающая ЛОЖЬ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ даёт возможность минимизировать количество недоброжелателей, ибо, люди, окружающие тебя, в основном - порядочные и они тоже приветствуют СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Точка опоры - это Родина + семья .
  • Есть одна точка опоры -- Любовь к своей стране! :boom: :muscle: :revolving_hearts:
  • То есть, у церкви сейчас бедственное положение?
  • "Убежден, что единственной силой, способной духовно объединить и сплотить народ... в России является Русская Православная Церковь..." ...хотя 9% населения России составляют мусульмане, 14% - атеисты, а из называющих себя в опросах "православными" реально воцерковлены менее 7%. Из юбки парашют лучше, чем из РПЦ объединитель. :wink:
  • А зачем куда-то идти? И чему хорошему могут научить мужчины в черных платьях?