• РЕГИСТРАЦИЯ

К КОМУ НАМ ИДТИ?

8 1349

ГДЕ ИСКАТЬ "ТОЧКУ ОПОРЫ"?


Наше Отечество переживает сегодня очень сложное, но и очень интересное время. и многие люди в это сложное время пытаются найти для себя какую-то точку опоры - надежную, вызывающую безусловное доверие, - на которую можно было бы опереться в любой жизненной ситуации. Многие люди, оглядываясь вокруг себя, задаются вопросом: есть ли у нас еще хоть какая-то общественная сила, способная примирить и объединить это все более раздрабливающееся, разделяющееся и озлобляющееся бывшее "советское общество"?

Я до глубины души убежден, что единственной силой, способной сегодня на это - способной стать и такой точкой опоры, на которую можно всецело положиться и такой общественной силой, которая может духовно объединить и сплотить народ - единственной такой силой в России является Русская Православная Церковь.

Некоторые могут сказать:

- Чего же еще можно услышать от священника? Каждая партия хвалит себя и зовет к себе - и ты, батюшка, тоже ничем не отличаешься от прочих: тоже зовешь к себе.

Честное слово, я не потому зову вас в Церковь, что хочу заманить к себе; я и сам сюда пришел и вас зову - потому что, повторяю, убежден: только в Церкви наше спасение. И говорю я об этом не потому, что я священник, а совсем наоборот: я священником стал потому, что в этом твердо убедился.

Поделюсь с вами теми соображениями, которые создали и поддерживают во мне такое убеждение.


ИСТОРИЯ РОССИИ И ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ - ДВЕ ЛИ ЭТО ИСТОРИИ?

Сначала надо просто объективно посмотреть на историю России и сравнить ее с историей Русской Православной Церкви. Сравнение покажет, что обе эти истории представляют собой одно нераздельное целое. Россия стала Россией только благодаря тому, что у нее была такая, а не другая Церковь. Покойный Владыка Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, в одной из своих книг писал, что вместе с князем Владимиром "в конце Х века вошли в купель святого крещения племена полян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели - русский народ". (I). Сказано, конечно, с известной долей условности и образности, но в то же время совершенно правильно и точно. Именно Церковь создала из этих разрозненных славянских племен единый русский народ. Именно Церковь помогла этому народу духовно выстоять и не сломаться морально под тяжким гнетом полуторавекового монголо-татарского ига. Именно Церковь вдохновляла в это же время русских воинов на защиту родной земли от западных рыцарей-крестоносцев. Какой дом был последним, откуда святой благоверный великий князь Александр Невский выходил, отправляясь в свои славные походы? Этим домом был храм Божий, где святой князь испрашивал у Господа помощи в предстоящих ратных делах. И какой дом был первым, куда ступала нога князя по возвращении из походов? Этим домом опять был храм Божий, где святой защитник земли русской воздавал благодарение Богу за победу над всегда превосходящими силами "врага и супостата".

Это Церковь "умягчала сердца" самолюбивых удельных русских князей, мирила и объединяла разрозненные и часто враждующие между собой княжества и превратила их, наконец, в одно единое, могучее государство.

Это Церковь, в лице преподобного Сергия, игумена Радонежского, благословила князя Димитрия Донского и русскую рать на Куликовскую битву. Причем, преподобный Сергий не только благословил войско, но и послал сопровождать его двух монахов из своего монастыря, один из которых, Пересвет, первым вступил в бой на Куликовом поле - приняв вызов татарского великана Челубея. Единоборство закончилось, как известно, смертью обоих богатырей и, таким образом, первым "положившим живот свой за други своя" с русской стороны был воин-монах.

Это Церковь, в лице патриарха Гермогена, вырвала Россию из цепких лап смуты в период "междуцарствия" - когда пресеклась на русском троне династия Рюриковичей и не воцарилась еще новая династия Романовых. Живя под стражей в осажденном Кремле и угнетаемый поляками и своими же русскими изменниками за нежелание служить иноземцу и иноверцу (польскому королю Сигизмунду), первосвятитель тайно рассылал по русским городам воззвания ("грамотки"), звавшие русских людей к объединению и защите веры и Отечества. Эти "грамотки" и вызвали к жизни знаменитое нижегородское ополчение (состоявшее, впрочем, не из одних жителей Нижнего Новгорода, но и других городов - от Казани до Коломны) под началом князя Дмитрия Пожарского и нижегородского земского старосты Козьмы Минина Сухорука - ополчение, освободившее от "непрошеных гостей" Московский Кремль. Это патриарх Филарет (Романов) являлся фактической главой государства во дни юности своего сына, первого царя романовской династии, Михаила...

Я бы мог еще долго говорить о многочисленных исторических примерах, иллюстрирующих неразрывную связь русского государства с русской Церковью. Но убеждать в этом людей, знакомых со своей родной историей, - странно: для них эта связь несомненна и не требует никаких доказательств. Людям же, не знающим своего исторического прошлого, но желающим понять, какую роль и значение в этом прошлом имела Церковь - я бы просто посоветовал почитать Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, И.Е.Забелина, В.О.Ключевского, А.Нечволодова... любого русского историка. Добросовестное знакомство с этим историческим материалом убедит любого: 

история России и история Русской Православной Церкви - это одно целое; одна история без другой немыслима.

Поэтому те люди, которые сегодня говорят о "возрождении России", но сами в Церковь "ни ногой" и будущее этой "возрожденной России" представляют себе как-то обходясь без Православия, - эти люди, может быть, и искренни в своих намерениях, может быть, и впрямь желают блага родной стране - но только возродят они уже не Россию, а какую-то иную страну... Может быть, она будет называться Соединенными Штатами России, или даже сохранит историческое название "Россия" - но внутреннее содержание, духовное лицо этой страны неузнаваемо изменится, станет качественно иным. Как же этого не понять?! Россия без преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского - не Россия!

ЕЩЕ "ИСТОРИЧЕСКИЙ" АРГУМЕНТ.

Еще, говоря об аргументах в пользу Церкви, указывают на общецерковную историю. Ведь история Русской Православной Церкви - это лишь частица в общей истории Церкви Христовой. Мы живем, исповедуя Христа, тысячу лет - десять веков - долго! - но общий-то возраст Церкви Христовой еще в два раза больше: без малого два тысячелетия. Две тысячи лет - шутка сказать! - сколько за это время пережито. Каким только гонениям не подвергалась Церковь! Ее пытались разрушить извне, Ее пытались разложить изнутри... Какие только общества, организации и учреждения не возникали среди людей за эти долгие два тысячелетия. 

Менялись формы общественного устройства, появлялись разные естественнонаучные и философские учения, течения общественной мысли, теории переустройства общества и мира... Но это все: приходило и уходило. А Церковь Христова: стояла - и стоит. Значит - и дальше будет стоять.

Уже один факт такого исторического долгожития Церкви является, на мой взгляд, ручательством удивительной жизнеспособности Ее в любых жизненных ситуациях, при любых, самых неблагоприятных для Нее условиях. Но если Церковь Христова имеет такую "точку опоры", которая позволяет Ей выжить и сохранить самое Себя в любых обстоятельствах - значит и мы обретем такую же надежную "точку опоры", станем жизнеспособны в любых обстоятельствах - если доверимся Церкви, сольемся с Ней, будем жить в Ней.

ГЛАВНЫЙ АРГУМЕНТ.

Таковы два "исторических" аргумента в пользу Церкви. Однако, главный аргумент виден мне все же не в истории. Главный аргумент - в настоящей живой церковной действительности, которая даже и теперь, при самом нашем плачевном положении - так же полна благодати Божией, как и две тысячи и тысячу лет назад. Аргумент этот, правда, не убедителен для человека, не имеющего собственного опыта церковной жизни. Хотя бы такой человек и "интересовался религиозными вопросами". Можно иметь сколь угодно большие познания в области церковной истории и даже богословия, но все эти знания не дадут ни малейшего понятия о благодати Божией, если останутся только "знаниями".

Знать, как жила Церковь и чему Она учит, и жить в Церкви - это две разные вещи. Можно сколько угодно читать о том, как сладка вишня, но узнать, как она сладка, можно, лишь попробовав ее. Так же и тут. Для того, чтобы познакомиться с благодатью Божией, недостаточно читать святых отцов - надо подражать их жизни. Недостаточно читать о Церкви - надо жить в Ней: участвуя в Ее богослужениях, в Ее святых Таинствах, регулярно исповедуясь, причащаясь.

Но для того человека, который хотя бы однажды вкусил этого неизреченного блаженства, - присутствия благодати Божией в своей душе - "исторические аргументы", конечно, блекнут. Что за дело ему до возраста Церкви? Хоть бы Она появилась и вчера, а не два тысячелетия назад - но если Она способна изливать такую благодать, какие еще нужны "доказательства"? К кому нам еще идти?.. Что за дело такому человеку до того факта, что Россия - православная страна и уже тысячу лет исповедует Христа? Вкусивший благодать Православия - станет православным, даже если бы Россия тысячу лет исповедывала Будду или Магомета. Собственный религиозный опыт - конечно, главный аргумент. Но этот опыт - индивидуален. Другому человеку его "по наследству" не передашь. Для того, чтобы в этот главный аргумент поверить - нужно его проверить: пожить церковно. Все, что я дальше буду говорить - попытка побудить хотя бы к этому последнему, к проверке: можете не верить моим словам - я буду удовлетворен уже и тем, если вам их захочется проверить...


Священник Александр Захаров


Продолжение здесь - 

https://orthodox.spbu.ru/book/...

Конец невежественной свободы - жестокое рабство

    Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
    • pretty
    • Сегодня 15:08
    • В топе

    Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

    Массовая драка дальнобойщиков после спора о войне: Погиб украинец

    Все начиналось вполне безобидно. Прямо как в присказке: встретились как-то поляк, чех, украинец и узбек. Мужчины-дальнобойщики, отдыхая после рейсов, решили пропустить по стаканчику и о...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ros Orthodox Вчера 13:18

      Стереотипы представлений о крестовых походах

      Часто при обсуждении отношений между Православием и исламом возникает тема крестовых походов. Причем подается это нередко так (скажем несколько утрированно): вот жили-были простодушные и добрые мусульмане, а тут вдруг ни с того ни с сего нагрянули крестовым походом злые христиане и захватили Иерусалим. Мусульмане, мол, обиделись и стали агрессивными. Можно встретить и...
      834
      Ros Orthodox 15 ноября 23:23

      Против собственного желания пацифизм умножает страдание и кровь.

      Христианство и пацифизм11 вопросов о Церкви и войнеНередко от православных христиан требуют осудить любое применение силы. В качестве аргументов используют библейские цитаты: «не убий», «взявший меч от меча и погибнет», «подставь правую щеку» и другие. А некоторые христиане порой впадают в противоположную крайность и заявляют, что насилие, если оно «во имя правды», вп...
      1680
      Ros Orthodox 10 ноября 21:36

      "Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис". Мученик Николай Варжанский

      От Автора Несколько народных противосектантских курсов, проведенных мною, показали крайнюю необходимость особого катехизаторского общедоступного учебника, который бы: а) раскрывал по возможности полное христианское мировоззрение, б) указывал, что спасительная христианская вера Божия – только одна, а ереси суть антихристовы погибельные измышления, а не хр...
      239
      Ros Orthodox 7 ноября 20:43

      "Цель христианской жизни - духовное совершенство личности" или "Враг веры не разум, а глупость человеческая, рассеянность, невнимание и упрямство"

      Чем отличается православная вера от западных исповеданий На такой вопрос многие из русских образованных людей скажут – обрядами. Нелепость подобного ответа до того очевидна, что он не заслуживает и внимания. Однако, немногим ближе к истине иное суждение, которое присуще людям богословски просвещённым. Они скажут вам о filioque, о главенстве папы и других...
      1565
      Ros Orthodox 5 ноября 16:46

      Отличие западных вероисповеданий от православия. Часть 2.

      2. Правовое жизнепонимание пред судом Св. Писания и Св. Предания Фото из свободных источниковСебялюбец живет для себя, свое «я» поставляет средоточием мира, с точки зрения этого «я» оценивает все происходящее и в своей, и в общемировой жизни. Цель его — собственное благополучие, высшее благо — наслаждение, в виде ли чувственных удовольствий, или в какой...
      175
      Ros Orthodox 5 ноября 16:38

      Отличие западных вероисповеданий от православия. Часть 1.

      Существенное отличие западных вероисповеданий от православия не в отдельных догматах, а в общем воззрении на христианскую жизнь. Фото из свободных источниковВведение Кто хочет узнать истинное существо католичества, протестантства или православия, тот должен обратиться не к теоретическому их учению, а к их понятию о жизни, к их учению, именно, о личном сп...
      235
      Ros Orthodox 31 октября 21:10

      Бог – не равнодушный бюрократ, не надзиратель, не злорадный подсчитыватель наших промахов, немощей, ошибок и грехов. Он – наш Отец; Он есть Любовь

      О повседневном миссионерстве Когда мы говорим о миссионерстве, это не значит, что нужно снаряжать особую поездку в Китай или на острова Фиджи. Вокруг нас, в бывшей православной стране, в любимой нами и печалящей нас России наши близкие – дети, родители, родственники, друзья, коллеги – нуждаются в христианском миссионерстве не меньше, чем австралийские аб...
      182
      Ros Orthodox 26 октября 12:11

      Помолимся, люди православные, пред Озерянским чудотворным образом Божией Матери, покровительницы города Харькова, Слобожанщины и всей Руси!

      Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса(Празднование 30 октября / 12 ноября и в Неделю Антипасхи) Божья Матерь Озерянская Благовещенская  Одна из наиболее почитаемых в Слобожанском крае икон Богородицы – Озерянская. Имя это дано чудотворному образу по месту его явления – на берегу речки Озерянки. В настоящее время это село Нижняя Озеряна,...
      1032
      Ros Orthodox 26 октября 11:58

      Можно ли христианину быть социалистом.

      Что такое социализм и есть ли в нём что-либо, похожее на христианство. В наше время по фабрикам и заводам среди рабочих людей, а по деревням и селениям среди крестьян непризванные учители народа особенно усердно распространяют так называемый социализм. Распространяется социализм и особыми дешёвенькими книжечками, которых в последние дни появилось великое...
      284
      Ros Orthodox 23 октября 16:28

      Православное миссионерское общество повторно учреждено 29 декабря 2021 года

      В Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайс...
      153
      Ros Orthodox 23 октября 16:25

      "Свобода совести... Но совесть всегда свободна и не может быть нигде, ни у кого и никем связана. Самое название, как видим, является нелепым."

      Миссионерство и веротерпимость Православное Миссионерское Общество поминает ныне заупокойной молитвой своих умерших членов.Миссионерское Общество... Какое это теперь чуждое слово, – слово о миссии, чуждое и забытое посреди иных интересов жизни, захвативших огромное большинство русских православных людей и ничего общего не имеющих ни с верой, ни с правосл...
      115
      Ros Orthodox 22 октября 23:03

      Речь по поводу современных лжеучений

      Благодать вам и мир от Господа нашего Иисуса Христа, боголюбезные братие! Если когда нужен и желателен этот мир Христов, то наипаче теперь.Слышите ли эти ветры бурные, которые носятся теперь над нашим морем житейским? Видите ли эти волны великие, которые восходят до небес и нисходят до бездн? Видите ли этот корабль, воздымаемый этими волна...
      225
      Ros Orthodox 22 октября 23:02

      Не бойся же, верный! Не стыдись признать себя верующим, православным и церковным человеком; не бегай за мишурной и гнилой славой, силясь прослыть современным и образованным человеком.

      Не бойся, токмо веруй, и спасена будет (Лк. 8:50). Говорить в наши дни о небоязненности и мужестве – значит говорить о предмете самом важном, о добродетели самой необходимой, о свойстве духа, ныне редко наблюдаемом, касаться вопроса, теперь самого жизненного.Умирал один крупный писатель; много он сделал зла своими произведениями, много поселил он в умах ...
      254
      Ros Orthodox 21 октября 23:19

      Не всякий богач будет осужден и не всякий бедняк будет награжден.

      Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи ...
      341
      Ros Orthodox 21 октября 23:17

      Покаяние инквизитора

      15 апреля 1957 года в Центральный госпиталь МВД СССР срочно пригласили Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Встретиться для исповеди с первоиерархом Русской Православной Церкви пожелал умиравший от распадающегося рака желудка... бывший главный организатор гонений на Церковь от органов госбезопасности, бывший ответственный секретарь Антирелигиозной комиссии ЦК ...
      484
      Ros Orthodox 20 октября 10:43

      Речь пред отправлением воинов на поле брани

      Христос воскресе, христолюбивые воины! Вы идете на поле брани, чтобы победить врага или умереть за други своя. Вас призывает царь-отец; вас посылает мать родная – Русь; вас благословляет Святая Церковь. Идите с Богом на предлежащий вам подвиг бранный. Славно победить врага – но славно и положить душу свою за веру, за царя и за отечество. Первая слава – о...
      1452
      Ros Orthodox 18 октября 12:08

      "Минимальная победа - это освобождение и включение в состав РФ без всякой автономии всей Новороссии, имею в виду Одессу, Николаев, Харьков, Херсон. А остальную территорию надо демилитаризировать, и до этого момента не вступать ни в какие переговоры."

      Стал известен «образ победы в СВО» в представлении российских политиков и политологовКирилл Вышинский дополняет Александра ДугинаПо мере развития наступления российской армии и в Харьковской и в Донецкой областях видные общественный деятели обсудили, какая именно нам нужна победа. Задачи СВО по демилитаризации и денацификаци Украины имеют много нюансов. Кто-то выступа...
      6159
      Ros Orthodox 18 октября 11:56

      Самые популярные вопросы атеистов

      На популярные вопросы атеистов отвечает священник Владислав Береговой.Вопрос:«Если Бог – апогей любви, зачем он создал ад, сбросив в его огненную пучину своё чадо?»Во-первых, Бог ад не создавал. Бог творит добро и только добро.Во-вторых, что такое ад? Ад – это действие Божьей любви по отношению к свободным существам, которые в вечности не хотят быть с Б...
      656
      Ros Orthodox 17 октября 10:16

      По принципу алкоголика, или Когда люди станут «как боги»

      «Может, уже прошло?»У меня был один знакомый, запойный алкоголик. Человек, страдающий такого рода зависимостью, может не пить месяцами, а иногда и годами, но рано или поздно уходит в запой. Как-то я поинтересовался у него: «Скажи, а как у тебя обычно начинается новый запой?»В ответ я услышал следующее:– Знаешь, когда долго не пьешь, время от времени в г...
      4137
      Ros Orthodox 15 октября 12:49

      Серная кислота богохульства

      Публикация соборного документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» (см. ниже) уже вызвала довольно живую реакцию. В самом феномене богохульства есть некоторая загадка. Как пишет, комментируя документ, Майя Кучерская, «люди верующие и так хорошо знают, как страшен грех богохульства. Значи...
      201
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика