Никто не любил Христа больше, чем Иов

3 388

В чем смысл страданий Иова?


Значения «Иова» не выразишь полно, если скажешь, что это — самая занимательная из древних книг. Лучше сказать, что это — самая занимательная из книг нынешних”.

(Гилберт Кийт Честертон)


"Иов".  Леон Жозеф Флорантен Бонна (1833-1922)

На Страстной Седмице в Чистый Вторник православная Церковь приводит на память верующим историю Иова Многострадального – ветхозаветного праведника, история искушений и скорбей которого готовила древнего человека к грядущей встрече со Христом и к пониманию того смысла страданий Христовых, которые откроются в Боговоплощении.

Книга Иова – это одна из самых древних и, в некотором смысле, самых спорных книг Библии, поскольку она ставит вопросы: откуда берется зло, почему в этом мире царят несправедливость и неправедность, почему люди не получают на земле «по заслугам»?

Также в этой книге дано Библейское учение о человеке. Во-первых о личном страдании Иова, во-вторых о человечестве Адама. То есть, о том, что такое человек. И третье – о грядущем Боговоплощении, Боговочеловечевании Мессии. С нравственной точки зрения книга Иова является прежде всего училищем благочестия и смирения для тех, кто находится в скорбях. Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Никто не любил Христа больше, чем Иов».

Точное время написание книги Иова не известно. Иов жил, как говорится в греческой книге, в стране Афсетедийской, по-еврейски в земле Уц. И в Библии отсутствуют точные указания где была эта земля Уц. Но нам известно, что Иов был Идумеянен и жил в Идумее. Вероятнее всего, земля Уц находилась к югу от Палестины.

Что значит имя «Иов»? Оно может означать «враждующий» или «предмет вражды». Уже в самом имени Иов заключена загадка. Иов враждует и при этом Иов образец терпения. Именно это качество выделяет апостол Иаков: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак.5:11). Иов враждующий был поставлен на передний край вражды с дьяволом. И он сам есть предмет вражды.

И ещё мы узнаем из первых стихов, что Иов был праведен особым образом: Его праведность сопоставима с праведностью Ноя и Авраама. «Человек некий был в стране Афсетидийской. Имя ему Иов. И был человек сей истинен, непорочен, праведен, благочестив, удаляющийся от всякой лукавой вещи». (Иов. 1,1)

«Было же у него семь сыновей и три дочери. И было скота у него овец: семь тысяч, верблюдов три тысячи, упряжек волов – пятьсот, ослиц стадных – пятьсот и прислуги много весьма. И дела великие были его на земле. И был человек этот благороден из тех, кто от Востока солнца». Что дальше произойдет с Иовом? Он лишится детей, имущества, плоть будет причинять ему такие страдания, что он захочет от неё избавиться, то есть умереть.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати".

Непроста для понимания и следующая фраза: «И был день сей и се пришли ангелы Божии предстать пред Господом и дьявол пришёл с ними». А к тому времени диавол уже отрекся от Бога, грехопадение уже произошло. Но, несмотря на то, что он уже был низвергнут с Неба, доступ к Небесам он имел, так как у него была власть над грешниками (как изобретателя греха). Он имел доступ к Небесам вплоть до смерти и Воскресения Господа. Согласно Книге Иова, сатана – царь в самых нижних и преисподних мирах. Однако, о нём сказано: «он видит всё высокое». И в этом смысле именно, диавол как умный дух пришёл вместе с ангелами Божьими.

Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: "Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся". После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: "Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги". После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепком скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его.

Ответ на вопрос: для чего Иова нужно было искусить? – связан напрямую с ответом на вопрос: для чего Иов страдает? Господь видит потенциальные возможности всякого человека, ту меру, в которую человек может достичь святости. У Иова такая мера огромна. 

Бог попускает ему страдания и искушения, чтобы он через эти страдания и искушения достиг предельного совершенства, которое открыло бы ему возможность для личной встречи с Богом, для достижения вершины святости, пророчества, для понимания богооткровенной истины. Ведь именно через страдания человек совершенствуется...

Но есть у Иова и некое ошибочное воззрение, о котором говорят святые отцы. И за него Иов, действительно, приносит затем покаяние Господу. Дело в том, что Иов ошибочно считает, будто причина его страданий, и источник его страданий – Сам Бог. Ему кажется, что именно от Бога исходят все несчастья, все мучения, которые происходят с ним. Например, когда жена Иова предлагает ему похулить Бога, Иов отвечает: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Это большая ошибка, потому что от Бога ничего злого, дурного, плохого не исходит. Бог зло лишь попускает, но само зло и искушения исходят от сатаны.

Многие древние отцы указывают на то, что искушение Иова идет «по нарастающей». Сначала он теряет имущество, потом – детей, одно несчастье сменяется другим, менее страшное более страшным. Последнее искушение – от самого близкого человека, от человека, которого Иов в первую очередь может послушать, – от жены. И это самое тонкое искушение Иова. Через жену, конечно, действует сатана. Святитель Иоанн Златоуст даже допускает мысль, что это сатана мог явиться Иову в образе жены. Как некий призрак. Иов выдерживает испытание – и это первый шаг к раю.

Если перевести с греческого оригинала на русский язык то, что говорит Бог в конце беседы Иову, то этот будет звучать так: «Не искажай определения Моего. Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобою с какой-либо иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?» Здесь прямо объясняется смысл страдания Иова: все происшедшее с ним попущено Богом Иову для того, чтобы он был «явлен праведным». А что значит быть «явленным праведным»? Прежде всего, в назидание для людей. Во-первых, потому что история страдания Иова научает нас, как переносить скорби. Но учит она нас не только этому. 

Иов – прообраз Христа. Праведность Иова есть прообраз праведности Христовой. И страдания Иова святого, праведного и безвинного есть прообраз страданий Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением. На примере Иова мы учимся смыслу Креста Христова.

По мысли святителя Григория Великого, обо всем, случившимся со страдальцем, Господь как бы говорит ему: «Ты был осужден, чтобы быть увенчанным, ты был осужден, чтобы сделаться предметом удивления для всей поднебесной. До страданий ты был известен только в одном уголке [земли], а после страданий о тебе будет знать весь свет. Навоз, в котором ты сидел, сделается славнее всякого царского венца. Венценосцы будут желать увидеть тебя, твои труды и подвиги. Твою навозную кучу Я сделал раем, Я возделал ее для благочестия, насадил на ней небесные деревья… Для этого именно Я и подверг тебя испытанию, не с тем, чтобы погубить тебя, но чтобы увенчать, не с тем, чтобы посрамить, но чтобы прославить... Хотя в тебе и нет того греховного, что надлежало бы исправить, но в тебе все еще есть то, что следует возрастить» – то есть возвести к еще большему духовному величию.

А вот что пишет о страданиях Иова святитель Иоанн Златоуст: 

«Не столь блистателен царь, сидящий на престоле, сколь славен и блистателен был Иов, сидящий на гноище: после царского престола – смерть, а после этого гноища – Царство Небесное».


https://dzen.ru/a/XrE2SF1GKjJJ...

Оригинал статьи размещен здесь: https://ekzeget.ru/novosti-i-obnovleniya/novosti/o-smysle-iskusenij-i-stradanij-pravednogo-iova/

Юнгианский анализ. Два главных мифа

"Сэр Ланселот поражает дракона", свежий шедевр ув. Мараховского Про политику писать уже тошнит. Если хотите (особенно если вас зацепила истерика по поводу «Сирию слили! Следующа...

Диаспора из Баку отменила даже Бастрыкина. 14 выстрелов в бойца СВО не тянут на тюрьму
  • ATRcons
  • Вчера 19:50
  • В топе

Уроженец Азербайджана, выстреливший 14 раз в бойца СВО, может выйти на свободу, отделавшись несколькими часами исправительных работ. И это при том, что дело находится на контроле главы Следственно...

В России хуже цыган только курды!
  • ant21
  • Вчера 19:03
  • В топе

По разным оценкам, в России сегодня проживает около 50 тыс. курдов. Десять лет назад Ершовский район Саратовской области приютил 200 гонимых семей курдов из Грузии, Азербайджана, Армени...

Обсудить