• РЕГИСТРАЦИЯ

Не всякий богач будет осужден и не всякий бедняк будет награжден.

1 351

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. (Лк.16:19–31).

У некоторых людей есть недобрый обычай не сознавать за собой тех действительных пороков, в которых они бывают обличаемы, и не узнавать себя в тех притчах, подобиях и иносказаниях, в которых изображаются их слабости и пороки. Это можно сказать и в отношении к евангельской притче о богатом и Лазаре, чтение которой мы слышали. Многие из нас, вероятно, не узнали себя в этой притче – напротив, некоторые, быть может, подумали: это не обо мне сказано, а о ком-то другом. Не прилагая эту притчу к себе, некоторые из слушателей, вероятно, относили ее то к тому, то к другому известному лицу: например, к обитателю какого-либо большого дома, или к какому-либо торговому человеку, или к заводчику, или к золотопромышленнику, или к кому-либо из получающих большой оклад жалованья, к посетителям увеселительных зрелищ и собраний.

Нет, братья, не ко всем таковым относится сказанная притча, но только к некоторым, а может быть, ни к кому из тех, о ком мы думали. Не все богатые осуждаются ею, но только некоторые. Этой притчей осуждается не богатство, а крайнее себялюбие, сластолюбие, жестокость, немилосердие и забвение Бога. Были и есть богатые, которым богатство не только не послужило во вред, но помогало им Богу угодить и душу свою спасти. Был Авраам богат – но он назван другом Божиим, отцом верующих (2Пар.20:7; Ис.41:8; Иак.2:23; Рим.4:11); был Иов богат – но он был оком слепых, ногой хромых, отцом немощных (Иов.29:15–16). Был богат Филарет Милостивый155 – но он ублажается в числе святых. Итак, повторяем: не богатство осуждается, и не ко всем богачам и не к тем только, кто живет в большом доме, относится притча о богатом и Лазаре, а к людям и среднего и даже бедного сословия. Она может относиться ко всякому, кто, имея избыток, не делится им с другими; кто, имея хотя бы малое достояние, все целиком употребляет только на себя, на удовлетворение только своих прихотей. Кто, принадлежа к среднему классу людей и получая ежемесячных доходов, например, несколько златниц, все без остатка употребляет только на себя: часть – на пропитание, на одежду, а остальное – на предметы роскоши или греховные удовольствия: на театр, цирк, на вино, на картежную игру, на покупку безделок и другие ненужные вещи – но ни одной лепты не приносит в храм, ничего не подает нуждающемуся, копейки не вложит в кружку на сирот, на вдов, на дело Божие, на дело благотворительности, – тот осудится вместе с тем же евангельским богачом.

Если кто живет дневным трудом, в услужении другим, и получаемую плату делит на дело и безделье (если, например, служанка, кухарка, горничная получаемую плату тратит только на себя, на приобретение таких головных уборов, какие видит на своей госпоже, на платье по последнему покрою, из подражания зажиточным людям), вообще кто живет выше своего состояния и ничего не уделяет от праведных трудов своих ни в дар Богу, ни на помощь другим, беднейшим, тот осужден будет за злоупотребление дарами Божиими, как и богатые люди, удерживающие то достояние, какое дано им от Бога для того, чтобы они уделяли избытки свои нуждающимся.

В названной евангельской притче, где осуждается богач, облачавшийся в роскошные и мягкие одежды, восхваляется, напротив, убогий Лазарь, душу которого по смерти Ангелы перенесли на лоно Авраамово – в райские обители. И здесь не за то ублажается бедный Лазарь, что он был беден, а за то, что, находясь в крайней бедности, будучи обложен гнойными струпьями, всеми оставленный, он терпеливо переносил свое горе, свою болезнь, свою нужду.

Есть много бедняков и ныне: если заглянем в наши ночлежные дома, на паперти церковные, то там увидим много разного рода нуждающихся в людской помощи. А сколько бедняков тайных, стыдящихся являться на улицах или стоять на папертях церковных, у богатых магазинов, на перекрестках улиц! Вот бедная мать, вдова или брошенная мужем жена, на руках которой много детей один другого меньше, которых она не может оставлять одних, чтобы идти на чужую поденную работу; вот сироты, оставшиеся после смерти родителей, вполне бесприютные, о которых некому позаботиться. Все таковые, терпеливо несущие бремя нищенства, сиротства и вдовства, – все они получают за терпение свое воздаяние вместе с Лазарем убогим.

Но есть другого рода бедняки, которых бедность не послужит им во спасение и которые потому сугубо несчастны: они и здесь бедствуют, и в будущем не имеют надежды на воздаяние. Это те, которые могли бы выйти из бедности, но не хотят, так как не желают трудиться; это те, которым никакая людская помощь не может принести пользы, так как они добровольно приобрели несчастную страсть к вину и все достояние свое и всякое подаяние от людей употребляют на удовлетворение своего несчастного порока; это те, которые предпочитают честному труду воровство, которых постоянное местопребывание – ночлежные дома, сокровенные места. Это те несчастные, которые расточают свое имущество, подобно евангельскому блудному сыну (Лк.15:13), и не хотят прийти в раскаяние, чтобы отстать от своей порочной жизни. Все таковые, если не покаются, не имеют права надеяться получить по смерти своей то блаженство, какого удостоился евангельский Лазарь убогий.

Если не всякий богач будет осужден и не всякий бедняк будет награжден, то какой смысл заключается в евангельской притче о богатом и Лазаре? Господь показал этой притчей, что богатому трудно войти в Царствие Небесное, притом настолько трудно, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мф.19:24). Впрочем, трудно, но не совсем невозможно богатому получить жизнь вечную. А что и для богатых есть возможность получить Царствие Небесное, Он указал для этого и способ, именно: Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лк.12:33). Итак, вот способ для богатых войти в жизнь вечную: раздать имение бедным. Они и получили избыток земных благ для того, чтобы делились своим достоянием с нуждающимися. Богач, удерживающий руку свою от раздаяния сокровищ бедным, по учению святых отцов будет осужден так же, как и бедняк, похищающий чужое достояние. Но богач, щедро раздающий свое имение нуждающимся, имеет великое обетование: за это он получает сугубое воздаяние и здесь, на земле, – мирную и благополучную жизнь, и там, на небесах, – Царство Небесное. Богатому дано богатство для того, чтобы он искупил через него это Царство.

Если богатому даны земные блага для приобретения благ небесных, то и бедному в удел дана бедность для того, чтобы он нищетой телесной приобретал и нищету духовную, за которую обещано Царствие Небесное (Мф.5:3; Лк.6:20). Богатый спасается милостыней, а бедный – трудами, скорбями, безропотным перенесением всего, что досталось на долю его. Тяжелый, черный труд, пренебрежение со стороны сильных и богатых, скудость пропитания, убожество одеяния, бедность жилища, сухой и черствый хлеб вместо сладких блюд богатого, недостаток средств для воспитания детей; захворает бедный – некому походить за ним, нечем полечиться ему; захворай его семья – некому помочь ей, никто не посетит ее, – вот доля бедного. За терпение всего этого и обещано ему на небесах воздаяние вечным блаженством.

Блаженны нищие – но только те, которые терпеливо переносят свою нищету, не предаваясь воровству, праздности. Горе богатым – но не всем, а только тем, которые только для себя собирают и только для себя живут, а не в Бога богатеют (Лк.12:21), не желают и не ищут богатства духовного: богаты жестокостью, но бедны милосердием, богаты гордостью, но бедны смирением, богаты ожесточением сердца, но не имеют покаяния – и вообще богаты всем, но бедны только нищетой духовной. Блаженны плачущие ныне (Лк.6:21), ибо они возрадуются после, – но горе смеющимся, ибо они восплачут и возрыдают. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7), – но суд без милости будет не оказавшему милости (Иак.2:13).

Братья! Будем чаще вспоминать притчу о богатом и Лазаре, чтобы не видеть горькой участи первого и удостоиться за терпение и смирение вместе со вторым быть не с Авраамом только, но с Самим Христом в раю.

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский

https://azbyka.ru/otechnik/Mak...

Конец невежественной свободы - жестокое рабство

    «Пока радовались ATACMS»: уникальный украинский завод «Импульс» взлетел на воздух

    В ночь с 19 на 20 ноября в городе Шостка Сумской области раздался сильный взрыв, масштабы которого, судя по появившимся видеоматериалам, намного превышают обычные взрывы ATACMS. Военный...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Ros Orthodox 20 ноября 21:48

      Вся история рода человеческого ... и вся история Церкви связана с небом — миром невидимым.

      21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных архангел МихаилПраздник Небесных Сил бесплотных — это праздник Церкви небесной и земной. В этот день мы вспоминаем откровение Божие о страшной войне на небесах, когда часть ангелов, получивших от Бога все дарования, всю красоту, всю силу и пожелавших иметь их независимо от Него,...
      193
      Ros Orthodox 16 ноября 13:18

      Стереотипы представлений о крестовых походах

      Часто при обсуждении отношений между Православием и исламом возникает тема крестовых походов. Причем подается это нередко так (скажем несколько утрированно): вот жили-были простодушные и добрые мусульмане, а тут вдруг ни с того ни с сего нагрянули крестовым походом злые христиане и захватили Иерусалим. Мусульмане, мол, обиделись и стали агрессивными. Можно встретить и...
      1020
      Ros Orthodox 15 ноября 23:23

      Против собственного желания пацифизм умножает страдание и кровь.

      Христианство и пацифизм11 вопросов о Церкви и войнеНередко от православных христиан требуют осудить любое применение силы. В качестве аргументов используют библейские цитаты: «не убий», «взявший меч от меча и погибнет», «подставь правую щеку» и другие. А некоторые христиане порой впадают в противоположную крайность и заявляют, что насилие, если оно «во имя правды», вп...
      1768
      Ros Orthodox 10 ноября 21:36

      "Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис". Мученик Николай Варжанский

      От Автора Несколько народных противосектантских курсов, проведенных мною, показали крайнюю необходимость особого катехизаторского общедоступного учебника, который бы: а) раскрывал по возможности полное христианское мировоззрение, б) указывал, что спасительная христианская вера Божия – только одна, а ереси суть антихристовы погибельные измышления, а не хр...
      239
      Ros Orthodox 7 ноября 20:43

      "Цель христианской жизни - духовное совершенство личности" или "Враг веры не разум, а глупость человеческая, рассеянность, невнимание и упрямство"

      Чем отличается православная вера от западных исповеданий На такой вопрос многие из русских образованных людей скажут – обрядами. Нелепость подобного ответа до того очевидна, что он не заслуживает и внимания. Однако, немногим ближе к истине иное суждение, которое присуще людям богословски просвещённым. Они скажут вам о filioque, о главенстве папы и других...
      1598
      Ros Orthodox 5 ноября 16:46

      Отличие западных вероисповеданий от православия. Часть 2.

      2. Правовое жизнепонимание пред судом Св. Писания и Св. Предания Фото из свободных источниковСебялюбец живет для себя, свое «я» поставляет средоточием мира, с точки зрения этого «я» оценивает все происходящее и в своей, и в общемировой жизни. Цель его — собственное благополучие, высшее благо — наслаждение, в виде ли чувственных удовольствий, или в какой...
      180
      Ros Orthodox 5 ноября 16:38

      Отличие западных вероисповеданий от православия. Часть 1.

      Существенное отличие западных вероисповеданий от православия не в отдельных догматах, а в общем воззрении на христианскую жизнь. Фото из свободных источниковВведение Кто хочет узнать истинное существо католичества, протестантства или православия, тот должен обратиться не к теоретическому их учению, а к их понятию о жизни, к их учению, именно, о личном сп...
      240
      Ros Orthodox 31 октября 21:10

      Бог – не равнодушный бюрократ, не надзиратель, не злорадный подсчитыватель наших промахов, немощей, ошибок и грехов. Он – наш Отец; Он есть Любовь

      О повседневном миссионерстве Когда мы говорим о миссионерстве, это не значит, что нужно снаряжать особую поездку в Китай или на острова Фиджи. Вокруг нас, в бывшей православной стране, в любимой нами и печалящей нас России наши близкие – дети, родители, родственники, друзья, коллеги – нуждаются в христианском миссионерстве не меньше, чем австралийские аб...
      183
      Ros Orthodox 26 октября 12:11

      Помолимся, люди православные, пред Озерянским чудотворным образом Божией Матери, покровительницы города Харькова, Слобожанщины и всей Руси!

      Озерянская икона Божией Матери: история и чудеса(Празднование 30 октября / 12 ноября и в Неделю Антипасхи) Божья Матерь Озерянская Благовещенская  Одна из наиболее почитаемых в Слобожанском крае икон Богородицы – Озерянская. Имя это дано чудотворному образу по месту его явления – на берегу речки Озерянки. В настоящее время это село Нижняя Озеряна,...
      1067
      Ros Orthodox 26 октября 11:58

      Можно ли христианину быть социалистом.

      Что такое социализм и есть ли в нём что-либо, похожее на христианство. В наше время по фабрикам и заводам среди рабочих людей, а по деревням и селениям среди крестьян непризванные учители народа особенно усердно распространяют так называемый социализм. Распространяется социализм и особыми дешёвенькими книжечками, которых в последние дни появилось великое...
      288
      Ros Orthodox 23 октября 16:28

      Православное миссионерское общество повторно учреждено 29 декабря 2021 года

      В Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайс...
      157
      Ros Orthodox 23 октября 16:25

      "Свобода совести... Но совесть всегда свободна и не может быть нигде, ни у кого и никем связана. Самое название, как видим, является нелепым."

      Миссионерство и веротерпимость Православное Миссионерское Общество поминает ныне заупокойной молитвой своих умерших членов.Миссионерское Общество... Какое это теперь чуждое слово, – слово о миссии, чуждое и забытое посреди иных интересов жизни, захвативших огромное большинство русских православных людей и ничего общего не имеющих ни с верой, ни с правосл...
      119
      Ros Orthodox 22 октября 23:03

      Речь по поводу современных лжеучений

      Благодать вам и мир от Господа нашего Иисуса Христа, боголюбезные братие! Если когда нужен и желателен этот мир Христов, то наипаче теперь.Слышите ли эти ветры бурные, которые носятся теперь над нашим морем житейским? Видите ли эти волны великие, которые восходят до небес и нисходят до бездн? Видите ли этот корабль, воздымаемый этими волна...
      227
      Ros Orthodox 22 октября 23:02

      Не бойся же, верный! Не стыдись признать себя верующим, православным и церковным человеком; не бегай за мишурной и гнилой славой, силясь прослыть современным и образованным человеком.

      Не бойся, токмо веруй, и спасена будет (Лк. 8:50). Говорить в наши дни о небоязненности и мужестве – значит говорить о предмете самом важном, о добродетели самой необходимой, о свойстве духа, ныне редко наблюдаемом, касаться вопроса, теперь самого жизненного.Умирал один крупный писатель; много он сделал зла своими произведениями, много поселил он в умах ...
      258
      Ros Orthodox 21 октября 23:17

      Покаяние инквизитора

      15 апреля 1957 года в Центральный госпиталь МВД СССР срочно пригласили Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Встретиться для исповеди с первоиерархом Русской Православной Церкви пожелал умиравший от распадающегося рака желудка... бывший главный организатор гонений на Церковь от органов госбезопасности, бывший ответственный секретарь Антирелигиозной комиссии ЦК ...
      491
      Ros Orthodox 20 октября 10:43

      Речь пред отправлением воинов на поле брани

      Христос воскресе, христолюбивые воины! Вы идете на поле брани, чтобы победить врага или умереть за други своя. Вас призывает царь-отец; вас посылает мать родная – Русь; вас благословляет Святая Церковь. Идите с Богом на предлежащий вам подвиг бранный. Славно победить врага – но славно и положить душу свою за веру, за царя и за отечество. Первая слава – о...
      1504
      Ros Orthodox 18 октября 12:08

      "Минимальная победа - это освобождение и включение в состав РФ без всякой автономии всей Новороссии, имею в виду Одессу, Николаев, Харьков, Херсон. А остальную территорию надо демилитаризировать, и до этого момента не вступать ни в какие переговоры."

      Стал известен «образ победы в СВО» в представлении российских политиков и политологовКирилл Вышинский дополняет Александра ДугинаПо мере развития наступления российской армии и в Харьковской и в Донецкой областях видные общественный деятели обсудили, какая именно нам нужна победа. Задачи СВО по демилитаризации и денацификаци Украины имеют много нюансов. Кто-то выступа...
      6189
      Ros Orthodox 18 октября 11:56

      Самые популярные вопросы атеистов

      На популярные вопросы атеистов отвечает священник Владислав Береговой.Вопрос:«Если Бог – апогей любви, зачем он создал ад, сбросив в его огненную пучину своё чадо?»Во-первых, Бог ад не создавал. Бог творит добро и только добро.Во-вторых, что такое ад? Ад – это действие Божьей любви по отношению к свободным существам, которые в вечности не хотят быть с Б...
      667
      Ros Orthodox 17 октября 10:16

      По принципу алкоголика, или Когда люди станут «как боги»

      «Может, уже прошло?»У меня был один знакомый, запойный алкоголик. Человек, страдающий такого рода зависимостью, может не пить месяцами, а иногда и годами, но рано или поздно уходит в запой. Как-то я поинтересовался у него: «Скажи, а как у тебя обычно начинается новый запой?»В ответ я услышал следующее:– Знаешь, когда долго не пьешь, время от времени в г...
      4167
      Ros Orthodox 15 октября 12:49

      Серная кислота богохульства

      Публикация соборного документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» (см. ниже) уже вызвала довольно живую реакцию. В самом феномене богохульства есть некоторая загадка. Как пишет, комментируя документ, Майя Кучерская, «люди верующие и так хорошо знают, как страшен грех богохульства. Значи...
      204
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика