Небольшая экскурсия в ̶ ̶п̶о̶д̶к̶а̶с̶т̶р̶ю̶л̶ь̶н̶о̶е̶ ̶ этнокультурное пространство. Слабонервным рекомендуется использовать средства индивидуальной защиты.
Итак, было когда-то мирное время, ничто вроде бы не предвещало беды, что и когда вдруг не поделили мы!? Обратимся к древним фолиантам и вспомним как славно мы "дружили", весело обзываясь друг на друга различными словами и почему.
...Известно, что русские иногда называют украинцев хохлами – за своеобразную прическу, которую носили в прошлом некоторые представители местного населения. В свою очередь, предки украинцев стали называть русских москалями, поскольку предпочитали именовать северо-восточную Русь Московией. Этот ярлык дважды зафиксирован даже у Пушкина. Правда у него он вложен в уста представителей других народов, что, учитывая его раскидистое генеалогическое древо, не удивительно. В «Борисе Годунове» лях хвастается: «Поляк один пятьсот москалей вызвать может», а в «Цыганах» отец Земфиры вспоминает: «Давно, давно, когда Дунаю не угрожал еще москаль…»
На Украине для русских существует и второе прозвище более древнего происхождения. У другого классика русской литературы XIX века Гоголя в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» читаем: «Проклятые кацапы… едят даже щи с тараканами» (гл. II). Примечательно, что Гоголь в предисловии, давая перечень слов, которые могли быть непонятны русскому читателю, указывает, что «кацап» – это русский человек с бородой.
"Украинцы, по обычаю, называют великороссов «москалями», «лапотниками» и относятся к ним недоверчиво, даже с каким-то страхом, считая их жадными, грубыми, неискренними, хитрыми, ленивыми и мстительными. Народ избегает иметь какое-либо дело с «москалем», не говоря уже о том, чтобы нанимать его на службу. «Москаль»,— говорит он,— непременно обманет, или придется с ним ссориться из-за его лености и лукавства, и тогда он натворит тебе такого, что потом весь век будешь сожалеть». А вообще москалей считают знахарями и говорят о них: «У москаля что-то в носу есть. Он и ходит не так, как мы ходим — вместе, а один за другим, чтобы легче было: переднему идти тяжелее всего, и вот, когда он устанет, тогда другой выходит вперед» и т.п.
Называют также великороссов «кацапами»; у них длинная борода клином, как у козла. Называют их еще «кислопузыми, зловонными москалями»: «они все квас и сыровец (незаварной хлебный квас) пьют, так что и само брюхо у них скисло». В некоторых местностях, расположенных вдоль железной дороги, их зовут, наконец, «хамской и деревянной душой» — за то, что они во время строительства железной дороги обижали окружающих пастухов, отнимали у них хлеб. Их считают хитрыми и очень осторожными: «москаль хоть и знает дорогу, но все же расспрашивает». «У москаля душа как войлочка: он и Бога не боится». Сложилась даже такая поговорка: «Боже мой, Боже мой! А мы — Твои, а чьи же москали?»
Некоторые из перечисленных черт перенесены и на солдат как представителей Москвы, которые также называются «москалями» (на Украине до присоединения ее к Московскому государству не было солдат, а были казаки)."
Существует и другое более разумное объяснение, согласно которому слово «кацап» имеет восточное происхождение. В прошлом Украина была настоящим котлом народов, который периодически продолжает бурлить на киевском майдане и по сей день. Подтверждаем сказанное выдержкой из рассказа А. Н. Толстого «Четыре века», где описывается жизнь в неназванном городе над Днепром: «Кричали… торговались на тротуарах греки, армяне, евреи, турки, французы, кацапы, хохлы». Известно, что в турецком и крымско-татарском языках есть слово «касап», означающее «мясник», «живодер», но отсутствует буква «ц». Зато она имеется у других народов из приведенного выше списка.
В значении «мясник» слово имело хождение в XV в. в странах к югу от Москвы, испытывавших на себе тюркское влияние. Например, оно встречается в одной из грамот молдавского господаря Стефана III Великого за 1462 г. Тюрки переняли это слово у арабов, на языке которых оно звучит как «кассаб». Присутствует оно, между прочим, и в еще одном семитском языке, иврите, в котором также имеется глагол «кацав» (отрезать, отрубать), встречающийся уже в Библии, например в эпизоде, когда пророк Елисей спасает топор, упавший в воды Иордана (4 Царств 6:6).
Осталось понять, почему русские были уподоблены скотобойцам. Согласно одному предположению, это прозвище было присвоено им за нарушение каких-то пищевых предписаний ислама. Но можно дать куда более простое и естественное объяснение. В XVI-XVII вв. неизменным атрибутом русского воина была остро наточенная секира, или бердыш. Если посмотреть на экипировку стрельцов времен Ивана Грозного, то сразу же бросается в глаза эта боевая принадлежность с лезвием в форме полумесяца, смахивающая на топор мясника. Можно быть уверенным, что это оружие без раздумий пускалось в ход, например, когда крымский хан начинал безобразничать на Изюмском шляхе.
Наконец, великороссы зовут еще "хохлов" на глумление "мазепой", говоря, для объяснения этой прозвища, что когда "начальник" их Мазепа изменил "своему царю" и потом был пойман, так его будто казнили галушками, которые он, как настоящий " хохол», очень любил. Для смертной казни приготовили 12 галушек: 11 пятипудовых и 12-ю семипудовую. Поставили Мазепу на площади, на возвышении, и начали подавать ему эти клецки на больших железных вилах прямо в рот. Съел он 11 галушек благополучно; когда же подали последнюю, самую большую, то Мазепа не мог уже проглотить ее и, сказав: «Не надо!» - скончался.
Великороссы вообще (вы знали об этом?) называют украинцев «индюками» — за их предполагаемую бестолковость, «мазницами», потому что они раньше чумакивали и, имея постоянно дело с дегтярками, вечно были в дегте. Москали считают хохлов грубыми, упрямыми и слабоумными. Они всячески пытаются обмануть хохла, выпросить у того что-нибудь и вообще поживиться за его средства, за что после сами же над ним насмехаются и называют «хохлацкой харей» и «хохлом-мазницей». Сойдясь с «хохлами», «москали» обычно говорят: «Хо-холл-мазница! Давай дразнитесь!» Те отвечают на это: «Давай, москва-круглая – на четыре угла!»
А еще великороссы зовут украинцев «чертовой головой», причем украинская легенда, записанная в Купянском уезде, предобродушно дает ключ к объяснению происхождения этой фамилии: "Господь со святым Петром ходили по земле. Как-то идут они мимо камыша, а там — насилие. Господь и послал Петра узнать, чего там кричат. Святой Петр возвратился и говорит: «Там черт с хохлом дрались, а я и умирал их: головы им постинал». Господь говорит: «А пусть тебя, какой сердитый! Сейчас же пойди и надевай им снова головы!» Произнес это, и сам пошел дальше. Святой Петр вернулся и поспешно схватил чертову голову и надел на «хохла». С тех пор и встала на «хохле» чертова голова."
Отдельного внимания заслуживают библейские предпосылки взаимоотношения достославного украинского народа к заклятому соседу.
Идут однажды по земле Господь и святой апостол Петр,— рассказывает одна легенда. В дороге догоняет их солдат с сумкой за плечами и спрашивает: «Куда идете, люди добрые?» – «Идем на заработки», – отвечает Господь. — Так возьмите и меня с собой, — говорит солдат. — Хочу и я заработать денег, чтобы было чем помочь родственникам». Господь согласился принять солдата в товарищи, и вот они пошли втроем дальше.
По дороге солдат говорит Господу: Вот вы приняли меня к себе в товарищи, а я так и не знаю, кто вы такие. Господь ответил ему на это: «Я – Мудрец, а товарищ мой – Хитрец». Целый день шли они, нигде не останавливаясь, а когда наступил вечер, стали на ночь в поле. Недалеко от того места, где они решили ночевать, паслась стадо овец. Мудрец велел Хитруну пойти к пастухам и взять у них из стада овна. Когда Хитрун принес барана, Мудрец говорит солдату: «Ну, служащий, мы с Хитречком пойдем пройдемся по полям, осмотрим озимые, а ты тем временем приготовь ужин. Если нас долго не будет, можешь поужинать и без нас, только сердца не ешь, а оставь его нам». Мудрец с Хитруном ушли, а солдат остался, набрал сена из стоявшей неподалеку стопы, разжег костер и принялся готовить ужин. Да вот уже и ужин готов, а товарищей нет и не слышно. Солдат стал ужинать сам. ест и думает: «Зачем это товарищи велели оставить для них сердце — разве оно самое вкусное? А что, если я съем его, а им скажу, что у барана сердца не было». Так и поступил. Вернулись Мудрец с Хитруном, и Мудрец говорит солдату: «Давай же нам, служащий, сердце: будем ужинать». Солдат отвечает: «Ох, брат, 25 лет прослужил в полку, много перерезал там за это время и быков, и овец, и все они были с сердцем; а вот здесь на тебе! — у сегодняшнего барана не оказалось сердца: баран — и без сердца!» Мудрец ничего не ответил на это солдату, а Хитрун произнес только: "Да!" — и они легли спать. На следующий день все трое встали рано утром и пошли дальше. Надо было им перебредать через реку. Мудрец и Хитрец идут себе водой, как по суше. Солдат — ну за ними — нет, дело не выгорает: пришлось брести водой; а река чем дальше от берега, тем глубже и глубже. Мудрец обернулся к солдату и спрашивает его: Ты сердце съел? - Нет, - отвечает солдат. — У барана не было сердца». Идут, а вода достигает солдату уже по шею. Ты съел сердце?» — снова спрашивает Мудрец. — «Ей-богу, нет!» - говорит солдат, почти взахлеб. Так солдат и утонул бы, не признавшись, если бы Мудрец не взял его за руку и не вывел на берег. Выйдя на берег, нашли они мешок с деньгами. Мудрец взял все деньги и стал делить на четыре части. Увидев это, солдат спрашивает: «Зачем ты делишь на четыре части — нас ведь трое?» — «Я потому делю на четыре части, — ответил Мудрец, — что две части должен получить тот, кто съел сердце». «Я съел сердце,— признался тогда солдат,— значит, я должен получить две части». Мудрец отдал солдату две части. После этого пошли они к одному помещику и нанялись молотить хлеб. Мудрец велел Хитруну взобраться на скирду и сбрасывать снопы. Хитрец сбросил снопы со всех скирд, а Мудрец взял огня и поджег эти снопы. Но пламя не уничтожило снопов, а напрочь вымолотило из них зерна, солома же снова была сложена в скирды. Мудрец получил за молотьбу деньги по договоренности, отдал их все солдату со словами: «Теперь ты с деньгами; иди домой, но только смотри: не берись молотить хлеба так, как мы молотили здесь». Пришел солдат домой с деньгами, снискал славу, однако не надолго. Захотелось ему еще увеличить свой капитал лёгкой молотьбой. Нашел товарища, пренебрегая оговоркой Мудреца, нанялся до одного помещика перемолотить у того весь хлеб. Он также велел своему товарищу сбросить со скирд все снопы, а сам впоследствии поджег их. Поскольку все дотла сгорело, то солдату пришлось оплатить ущерб от совершенного им пожара...
Основная легенда о происхождении «хохлов» и «москалей», рассказывает следующее. Когда еще не было на свете "хохлов" и "москалей", Бог послал однажды Петра и Павла на то место, где теперь Москва. Пришли они и стали делать – Петр «хохлов», а Павел – «москалей». Петр делал «хохлов» из пшеничного теста, а Павел «москалей» из рыжей глины — потому они и рыжие. Наделали и поставили сушиться на солнце. Петр и говорит: «Пойдем, брат Павел, к реке руки мыть». А Павел отвечает: «Иди, Петр, сам, а я свои руки и так оботру». — «Ну, если ты не пойдешь, смотри же, чтобы чего не произошло с нашим народом». Павел прекрасно знал, что его людей никто не займет, а потому ушел в тень и лег вздремнуть. Где не взялась собака, и давай нюхать людей. Понюхал хохлов, сразу разобрал, что они из теста, и ну их есть. Приходит от реки Петр, глядь — москали стоят, а хохлов нет! Когда смотрит — собака подняла лапу на грудь москаля, а из вымени ее и стала глина стекать: оттого москали пузаты. Тогда Петр как разгонится вдруг, как ухватит собаку за хвост, а собака как дременёт полями на Украину! Петр как потянет его палкой по ребрам, а собака как прыгнет через овраг — и… стал там «хохлацкий» хуторок. Здесь Петр и остался, а собака спряталась в лебеду и образовала там целую слободу. С тех пор и начали хохлы жить по хуторам и по слободам.
Ну и на сладенькое.
Некоторые черты великороссов привели к тому, что в украинских легендах названы дети от смешанных браков (украинца с великоросской или великоросса с украинкой) не людьми, а «перевертнями» и лишены их блаженства в загробной жизни. Когда мы явимся на тот свет, говорит легенда, то за москалей будет святитель Николай, а за украинцев Юрий. И вот, когда будет идти москаль, Николай скажет: «Мой!» - и возьмет себе; а если будет хохол, то его возьмет Юрий. Когда же будет идти перевертень, Николай скажет: «Это мой!» А Юрий себе скажет: "Нет, мой!" И начнут драться. А потом решат: «Чем нам из-за него спорить, отдадим его лучше чертам!» Да и прогонят перевертня в ад.
С этой точки зрения «перевертни» приравнены к недолговечным «евреям-выхрестям» (в народе они называются «шишимитов»), о загробной судьбе которых легенда, рассказывает такое. Крестился где-то один еврей; выкрестился он, но недолго после того и пожил очень быстро умер. Вот и пошел он к святому Петру, чтобы тот открыл ему рай. Взглянул на креста Петр и говорит: «Не открою я тебе советую, потому что не пришли еще ко мне списки о тебе, что ты перешел в христианскую веру; иди себе к Моисею». Пошел крест к Моисею. «Прими меня, Моисей, — говорит, — к себе: я — твой». Моисей же отвечает: «Нет, не приму я тебя к себе, потому что ты уже вычеркнут из наших списков». Сошлись тогда Петр с Моисеем и стали советовать. Думали они между собой, думали и решили отдать вычерк черту. «Так как же это будет? - Спросил выхресть. – «Было бы раньше выкрещиваться!» – сказал Петр.
— «Было бы не выкрещиваться, — сказал Моисей, — и был бы у меня!» И так бедняга-выхресть не попал ни к Петру, ни к Моисею, но и поныне в черта воду и дрова в ад возит.
Литература
Гринченко Б. Д. Словарь украинского языка. Т. 1-4. К., 1907-09.
Словник староукраинской мови XIV-XV ст.. Т. 1-2. К., 1978.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. СПб., 1996.
Этимологический словник украинской мови. Т. 1-7. К., 1983-89.
Яворницкий (Эварницкий) Д. И. Словник украинской мови. Т. 1. Екатеринослав, 1920.
Яворницкий Д. И. Что значит слово «кацап»? Газета «Русское слово», 01.11.1901.
Яворницкий Д. И. О происхождении слова «кацап». Киевская старина, 1901, декабрь, с. 472-477.
Георгий Булашев "Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях"
Бердник Олесь. "Альтернативна Еволюція".
Оценили 3 человека
4 кармы