ОТ БРЕНЕРА ДО ПАВЛЕНСКОГО: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ СОВРЕМЕННОГО АКЦИОНИЗМА

0 180

В современном мире акционистом можно считать практически каждого человека. В глобальном пространстве, диктующем правила уже почти номинально, степень свободы индивида расширена вплоть до границ УК, да и то не всегда.

Художественный жест, который шокировал публику, начиная с известного Писсуара Дюшана, пройдя через различные эксперименты Марины Абра́мович и других авторов, к двухтысячным годам становится практически выхолощен. Последний всплеск художественного акционизма, который можно назвать не только значимым для современного искусства в целом, но и удивительным образом бодрящим публику, мы наблюдали в России в 90-х. Это и известнейший проект «Нецезиудик» с акцией по выкладыванию нецензурного слова под стенами кремля телами художников — Александра Бренера, Анатолия Осмоловского, Дмитрия Пименова и др. в 1991-ом году.

Это шикарные и шокирующие жесты Александра Бренера. Одним из известнейших его перформансов была акция в Стеделейкмюсеум. Изобразив зеленой краской знак доллара на картине Казимира Малевича «Супрематизм», Бренер получил за этот акт вандализма по решению суда пять месяцев тюремного заключения.

Это и акция Олега Мавроматти на грани кощунства и фактического самопожертвования. Мавроматти рассказывает: «Пространство, где проходил перформанс, было огорожено. За оградой ничего не было видно. Однако если снимать изнутри, то открывался вид на Храм Христа Спасителя. По сценарию, я подошел к деревянному помосту, прикрученному проволокой к ограде, которая меня дополнительно закрывала от возможной публики снаружи. Даже случайные прохожие не могли бы меня увидеть из-за помоста и ограды. За забором еще и росли кусты. К деревянному помосту меня прибили 10-сантиметровыми гвоздями. Ни один человек не мог это увидеть, кроме людей с НТВ, которых пригласил один из участников фильма. Он решил, что это прекрасный пиар для проекта, а мне было любопытно взаимодействие внешних случайных людей с внутренним миром фильма. Пока я стоял приколоченным, ко мне подошли журналисты и предложили взять у меня интервью».

Съемка длилась около 15 минут, после чего актер отправился в травмпункт.

Далее пространство акционизма затихало. Его затмевала экстремальность самой российской жизни. Обнищание масс, ущемление политических и социальных прав и возможностей, деградация свободы слова и деградация самой культуры на ее фоне, не говоря о чудовищной репрессивной машине, которая заработала вновь со всей подавляющей чекистской силой. Забитого и распятого, во всяком случае, как индивидуальность, россиянина уже фактически нечем было шокировать. Запад же стремительно терял интерес к русскому и российскому искусству, причем прямо пропорционально милитаризации и по сути — цивилизационному отделению России от прогрессивного мира.

На этом фоне последняя история с Петром Павленским выглядит буквально как гвоздь, вбиваемый в крышку гроба русского акционизма, перешедшего грань искусства и углубившегося в сомнительную область политической провокации. Павленский обнародовал видеоматериал личного характера, принадлежавший Бенджамину Гриво, одному из кандидатов на выборах мэра Парижа. Известно, что в свое время Гриво выступал против присутствия во Франции российского пропагандистского канала «RT», что делает ситуацию еще более прозрачной. Лично мне очевидно, что спецслужбы использовали художника в качестве агента влияния.

Мнения по поводу поступка Петра в художественной среде разделились. Политическая же среда оценивает его однозначно негативно. Известный художник-акционист Олег Кулик высказался суперпрофессионально. Но я полагаю, что в нем, в первую очередь, говорит корпоративная этика.

Цитирую: «Вопрос в связи с акциями Павленского звучит чаще всего. Можно, конечно, грубо послать вопрошающего к Хансу Зедльмайру с его «Смертью Света», где разложена почти математическая формула, как потеря середины в искусстве манифестировало современность, которой никогда раньше не было. Как магическое в искусстве, затем религиозное и научное на наших глазах стали квазимагическими и квазирелигиозными и квазинаучными. Человеческое поведение и, главное, невозможность и преступность общественной регулировки твоего поведения обществом — вот, где сегодня живет искусство, а отжившие свое формы изоляции и противопоставления жизни и какого-то особенного искусства могут прекрасно существовать в музеях или антикварных салонах.

Петр Павленский тематизировал главный вопрос человеческой культуры — что важное человек или его производные. И его ответ гораздо радикальнее всех квадратов. Человек важнее его Искусства, не говоря уже о всяких спецслужбах, их хозяев — системы кредита или мирового жандарма — современной бюрократии. Человек противопоставил себя своей культуре. И это поворот к самому себе очищает поле для совершенно уникальной эстетики, матери новой этики постинформационного общества. У Петра невозможно обнаружить искусства в привычном смысле слова, хоть по меркам классической эстетики, хоть по меркам модернистской инициативы. У Павленского нет искусства вне его самого. И это не просто понять социально детерминированному современнику. Еще труднее это принять. Что же такой этот человек-искусство?»

Олег Мавроматти нарочито дистанцируется от моральной оценки товарища по цеху: «По акции Павленского вспомнилась выставка конца 90-х «Компромат», инициированная Маратом Гельманом. Только там компромат был воображаемым, а тут он настоящий. Павленский действует в рамках обыкновенной политической интриги и добивается результата. Налицо расширение границ искусства. Т.е. для меня движение художника-активиста-акциониста в подобном направлении скорее закономерно и естественно. Требовали от искусства результативности, получите!»

Одна из известнейших московских акционисток Катрин Ненашева корректно заметила, что Павленский ей не интересен «Не очень хотела бы про него думать». О ситуации с современным искусством в России Катрин говорит следующее: «Художники, занимающиеся в России сейчас, все больше отходят от высказываний, обращенных к власти и стремятся коммуницировать с людьми на улицах, работать с реальными социальными проблемами и создавать сообщества. Это так называемый акционизм третьей волны. Самое главное в такой работе — это продолжительность и частотность такой работы. И главное — мы стремимся отойти от идеи, что художник акционист герой, а акционизмом могут заниматься избранные».

Петр Павленский, позиционировавший себя как «независимый художник-акционист», оказался банальным сливным бачком. Не то «томатной гебни», не то (что вернее) каких-то местных французских леваков.

Совсем не удивительно, ибо анархизм, нищета и дешевый эпатаж — три кита всякого бессубъектного девианта, мечущегося шизоида, «пролетарского» истерика.

Мир уже видел и переварил Ассанжа, куда более информированного и подкованного агента. Чудовищно вторичный Павленский пошел по его пути, ибо своего у подобных деятелей нет. Пошел бы он и в «Че Гевары», да кто ж ему даст (оружие)?

Как бы ни был отвратителен поступок Павленского, как бы жалок ни был «художник» в своей левацкой истеричности, в своей девиантной пассионарности, в своей примитивной антисистемности, в итоге он работает только на укрепление системы.

Можно долго рассуждать о внеморальности художественного жеста, но интересны эти рассуждения лишь до тех пор, пока это не задевает мой личный и общественный интерес.

С этой точки зрения повторю свою аксиому о том, что мораль — есть общественное благо, это единственная ее разумная коннотация. Наверное, где-то внутри себя, сублимируя подлость поступков, Павленский уверен, что обманывает систему и наносит ей урон. Но, повторюсь, это не так.

Капитализм (употребляю этот устаревший термин условно) как частная экономическая инициатива, обеспокоенная своей функциональностью, преследует и абсолютно нивелирует такого рода «оппонента». Здесь я встаю и на сторону системы, и на сторону здравого смысла, и на сторону закона.

Алина Витухновская

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...