Представьте себе такую картину: вы нарисовали какой-то предмет, а он вдруг ожил, стал настоящим. Не правда ли, это выдающаяся супер-способность, которой позавидуют даже герои из корпорации Марвел!
Герой с такой супер-способностью действительно есть: это Карандаш из знаменитого журнала «Весёлые картинки». Его картинки могут оживать. Маленький художник с носом-карандашом первоначально задумывался как автор всех иллюстраций, представленных в журнале. Он же стал главным персонажем любимого журнала советской, а потом и российской детворы. Недаром на пике популярности тираж журнала достигал немыслимых сейчас девяти с половиной миллионов экземпляров!
Карандаша, ставшего символом журнала «Весёлые картинки», придумал и нарисовал народный художник СССР, известный карикатурист Иван Максимович Семёнов. А вскоре на страницах журнала появились и остальные Весёлые человечки: Самоделкин, Незнайка, Петрушка, Буратино, Чиполлино, Гурвинек и Дюймовочка.
Впрочем, мы забегаем вперед. Для начала журнал надо было придумать. Говорят, что его идея возникла в случайном диалоге Ивана Семёнова с сыном. Будущий первый редактор «Веселых картинок» работал в то время в сатирическом журнале «Крокодил». Как-то раз приехал он летом за город повидать сына и обнаружил, что тот рисует в своем альбоме. Тогда-то у них и состоялся приблизительно такой диалог:
– Что ты там рисуешь?
– Картинки про то, как мы здесь живём!
– А какие картинки?
– Весёлые!
Это словосочетание запомнилось художнику и позже стало названием журнала, в котором череда иллюстраций-комиксов рассказывает детям обо всем на свете.
По другой версии, в это время Семёнов иллюстрировал книгу знаменитого английского писателя-юмориста Джерома К. Джерома. И не мог не знать, что первое издание Джерома в России вышло в 1898 году и называлось «Весёлые картинки»!
Правда, зануды будут рассказывать о том, что в начале 1956 года советское руководство распорядилось развивать детскую литературу и периодику (об этом было выпущено даже официальное постановление). Это было очень кстати для Ивана Семёнова: он как раз обдумывал идею журнала для ребят младше десяти лет. Чтобы презентовать её во всём блеске, он в одиночку нарисовал пилотный номер журнала и представил его на утверждение руководству. Идея показалась удачной, Иван Семёнов получил «добро» на запуск нового журнала и был назначен на должность главного редактора.
Какая версия возникновения названия журнала ближе к истине, мы уже не узнаем, но главное было сделано – родился новый журнал для детей. В сентябре 1956 года вышел первый номер ежемесячного литературно-художественного детского юмористического журнала «Весёлые картинки».
В честь выхода первого номера журнала Самуил Маршак написал замечательное стихотворение:
В большой семье советской
Журналов и газет
Сегодня самый детский
Журнал выходит в свет.
Его читатель тоже
Еще довольно мал,
Но меньше и моложе
Читателя журнал.
Журналу и ребенку –
Счастливого пути!
Пусть будут вперегонку
Расти, расти, расти!
Теперь поговорим о комиксах. Считается, что комиксы в нашей стране – явление новое, что они пришли к нам чуть ли не в 21 веке. Журнал «Весёлые картинки» опровергает это утверждение самим фактом своего существования – с осени 1956 года комиксы у нас в стране были! В каждом номере журнала печатались истории, в которых персонажи общались репликами, напечатанными внутри облачных «пузырей». Тогда это было новинкой, которая понравилась всем читателям. Ещё им нравилась особая форма журнала – альбомная (горизонтальная). Она резко отличала новый журнал от других и к тому же была похожа на альбомы, в которых дети привыкли рисовать.
В новом журнале не было скучных нравоучений. На страницах журнала печатались сказки, приключенческие рассказы, загадки, игры. В рубрике «Школа Карандаша» детей учили рисовать, в «Школе Самоделкина» мастерить игрушки, в «Весёлой азбуке» знакомили с буквами. Журнал проводил ежегодный конкурс на лучший детский рисунок. Люди, которые делали «Весёлые картинки», хотели смешить ребят, рассказывать и показывать им что-то забавное и интересное. Дети такой подход оценили – журнал быстро стал очень популярным.
Главный редактор Иван Семенов привел в в редакцию выдающихся иллюстраторов – Владимира Сутеева, Аминадава Каневского, Константина Ротова. Много лет отдал работе в журнале художник Виталий Стацинский. С «Весёлыми картинками» сотрудничали знаменитые поэты Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков. Не поверите, но именно Сергей Михалков говорил, что в журнале должно быть «поменьше пионеров и побольше зайчиков и медвежат». Вместе с признанными мастерами в журнале работали и молодые художники. Именно сочетание опыта, мастерства и молодого задора, фантазии сделало журнал уникальным, узнаваемым, создало собственный неповторимый стиль.
В редакции сложилась прекрасная атмосфера: здесь поощрялись талант, юмор, выдумка, неожиданные решения. Между сотрудниками были дружеские отношения, постоянно слышался смех. Художник Леонид Сергеев так вспоминает атмосферу «Весёлых картинок»: «Потрясающий мир художников-юмористов, клан неисчерпаемых выдумщиков и едких насмешников. Этот клан можно представить в виде облака с электрическим полем юмора, попадая в которое невольно трясёшься от смеха». А Константин Ротов говорил: «Крокодил» – мой долг, а «Весёлые картинки» – моя любовь».
Иван Семёнов, Юрий Дружков и другие авторы журнала придумали целую компанию «сквозных» персонажей, которые веселили читателей из номера в номер. Это знаменитый «Клуб Весёлых человечков» – Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Незнайка, Гурвинек, Дюймовочка, Буратино. Ребята с особым нетерпением ждали новых встреч с забавными человечками.
Иван Семёнов работал главным редактором «Весёлых картинок» 16 лет, потом на этом посту его сменила Нина Иванова. А в 1977 году главным редактором стал художник Рубен Варшамов. С ним в журнал пришли новые авторы: художники Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, карикатуристы Сергей Тюнин и Олег Теслер, писатели Эдуард Успенский, Григорий Остер, Андрей Усачёв, Тим Собакин, мультипликаторы Юрий Норштейн и Эдуард Назаров. Художественным редактором в журнале одно время работал кинорежиссер Александр Митта. Главный редактор Рубен Варшамов был открыт для всего нового, неординарного, активно привлекал к работе в журнале молодых художников и литераторов.
Журнал продолжал издаваться в альбомном варианте до начала 1965 года. Каждому выпуску создавали индивидуальную обложку. И только в 1979 году, уже став «вертикальным», издание получило постоянный логотип, который нарисовал Виктор Пивоваров. В это же время в «Весёлых картинках» появились фирменные ребусы и настольные игры. Номер «Весёлых картинок» мог раскладываться в огромный лист-игру с рисунками, внутри издания появлялись оригинальные вкладки, приложения.
Была у журнала ещё одна особенность: в нём не было цензуры. Обычно каждая книга, брошюра, журнал или газета, прежде чем отправиться в типографию, проходили проверку на благонадёжность. Номер же «Весёлых картинок» отправлялся в печать сразу после подписи главного редактора. Конечно, партийное и комсомольское руководство контролировало журнал, но по сравнению с другими изданиями давление сверху было минимальным, и авторы чувствовали себя тут достаточно свободно.
В 1992 году, после ликвидации ЦК ВЛКСМ и сокращения штата издательства «Молодая гвардия», редакция журнала оказалась на улице. Его сотрудникам пришлось организовать ООО «Весёлые картинки». Тираж журнала просел, но читатели не желали отказываться от любимых персонажей. Более того, через несколько лет редакция стала выпускать ещё несколько новых изданий:
«Трамплин» – единственный в России детский журнал о спорте,
«Пампасы» – журнал для подростков,
«Синдбад» – о путешествиях и географических открытиях,
«Филя» – о природе и животных,
«Эскиз» – об искусстве и культуре.
В 2000 году главным редактором журнала стала Инна Антипенко. Однажды в интервью она так сказала о знаменитом журнале:
«Ведь что такое «Веселые картинки»? Это сборник качественной детской литературы для самых маленьких. Ребенок с детства привыкал каждый месяц получать книжку, созданную вручную специально для него. В издательстве «Детская литература» к книгам для малышей относились как к шедеврам. И мы продолжаем эту традицию. Например, у нас до сих пор нет компьютерного рисования – все наши иллюстрации создаются художниками вручную».
В сентябре 2016 года журнал отметил 60-летие, выпустив юбилейный номер. В нём были размещены материалы самого первого выпуска и письма читателей, присланные в адрес редакции, а сам номер был выполнен в горизонтальном формате, в котором журнал выходил в 1950-е годы.
Сейчас «Весёлые картинки» продолжают выходить каждый месяц. На нём выросло несколько поколений читателей нашей страны – от малышей до тех, кто выписывал журнал в своем далеком детстве. До сих пор на выставках подлинников есть люди, которые с удивлением и радостью узнают картинки из своего детства
В сентябре 2023 года «Веселым картинкам» "стукнуло" 67 лет!
В статье использованы материалы из книги Дмитрия Данилова «Весёлое детство "Весёлых картинок"».
Оценили 16 человек
33 кармы