«От жизни той, что бушевала здесь…»

28 855
От жизни той, что бушевала здесь, 
От крови той, что здесь рекой лилась, 
Что уцелело, что дошло до нас? 
Два-три кургана, видимых поднесь… 
Да два-три дуба выросли на них, 
Раскинувшись и широко и смело. 
Красуются, шумят, — и нет им дела, 
Чей прах, чью память роют корни их. 
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Ф. И. Тютчев, 17 августа 1871

Брянский помещик Фёдор Иванович Тютчев написал это стихотворение, посетив Вщижское городище в 1871 году.

А теперь по порядку.

Художник видит Вщиж так

Город Вщиж является, наверно, самым таинственным удельным центром на Руси. Я про него узнал только когда начал подробно изучать путь монголов в их зимнем нашествии на Русь в 1237-1238 годах.

Впервые город упоминается под 1142 годом в Ипатьевской летописи, когда новоявленный киевский князь Всеволод Ольгевич пытается рассадить всех родственников по уделам так, чтобы они и довольны остались и сговориться против него не могли. Именно тогда Вщиж с рядом других городов достается черниговскому князю Владимиру Давыдовичу, а первым удельным князем там становится сын Владимира - Святослав.

Однако Татищев был уверен, что Вщиж становится удельным городом ещё при внуке Ярослава Мудрого - одном из Святославичей, который носил титул "Вщижский". То есть он должен был стать удельным центром еще в 3й четверти XI века.

В 1159 году Вщиж подвергается осаде со стороны Святослава Ольговича, пришедшего к стенам города с полоцкой и галицкой дружинами. Здесь Святослава Владимировича спасает родственная связь через супругу с владимирским князем Андреем Боголюбским, который прислал свою дружину в помощь. 

После смерти Святослава Владимировича в 1167 году за город начинается борьба между князьями. Возможно, что это показатель привлекательности Вщижского удельного княжества, как некоторые считают, но скорее просто желание урвать себе кусок, ведь места эти были достаточно дикими и малонаселенными даже на начало XIII века.

В принципе, на этом летописная история города заканчивается, и начинается археологическая.


Один из самых известных историографов России - Николай Михайлович Карамзин. Его произведения на историческую тему печатались при его жизни, и читались всей просвещенной публикой.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом» - пишет А. С. Пушкин.

Карамзин имел регулярные проблемы с географической привязкой упоминавшихся в летописях городов, волоков и прочих топонимов. На ошибки его или неувязки ему регулярно указывали те из историков, кто ездил по разным областям.

Вот и летописный Вщиж долго не мог быть локализован Николаем Михайловичем. Помогла случайность.

В 1818 году Карамзин получил письмо от брянского помещика, гвардии штабс-капитана, отпрыска старинного дворянского рода Михаила Николаевича Зиновьева, следующего содержания:

«В здешней стороне есть предание, что село Вщиж, пожалованное Государями Иваном и Петром Алексеевичами и Царевною Софией моему предку,  было городом особенного удельного княжения. Еще до ныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты, весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда и кем сии кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов; один из них в самом селе и наполнен старинными кирпичами: сказывают, что тут была церковь. Выкапывают также немало медных крестов, икон, железной конской сбруи и прочее»

Вот так Вщиж был найден в 50 километрах выше Брянска по течению Десны. Стоит отметить, что сам Зиновьев летописи не читал, и просто решил сообщить об имеющемся предании в своей земле известному на всю Россию историографу. 

В 1819 году Зиновьев, по просьбе Карамзина произвел раскопку кургана, в котором была скрыта церковь, и нашел много церковных, бытовых и военных предметов, которые были представлены историку, но затем исчезли неизвестно куда.

В начале 1840-х годов владелица поместья Зиновьева-Фомина произвела первые раскопки древнего города. Были найдены остатки кирпичной церкви, на стенах которой сохранились фрески. Во внутренности его были видны еще основания столпов, подпиравших своды храма и отделявших от него алтарь; амвон каменный; пол настлан из кирпича, залитого известью. В алтаре еще сохранился престол, сложенный из кирпича; в самом престоле сделана сзади печурка, где найдены кости животных, как следы поругания храма. Повсюду присутствовали следы пожара, уголь и оплавленный металл. У дверей здания обнаружили множество человеческих скелетов.

Одна из главных находок Вщижа относящаяся к 1840 г.  — это бронзовые арки с ажурным орнаментом из переплетающихся жгутов и изображениями волшебных птиц. Это произведение искусства относят к XII веку, удивительно же оно тем, что изображения птиц на нем почти в точности совпадают с изображениями на стенах Дмитриевского собора во Владимире, которые некоторым образом представляют собой сплав дохристианского и христианского мировоззрений.

В 1850 году публикуются результаты раскопок, которые профинансировал последующий владелец Вщижа, генерал-майор М. М. Фомин. При раскопках одного из курганов были найдены остатки древнерусского храма:

"Близ алтаря был найден склеп и в нём громадный человеческий остов. Стены церкви уцелели и возвышались на 2 аршина; толщина стен 1¾ аршина. Снаружи церкви находилось 12 колонн. Кирпич, из которого она выстроена, по своей форме и по замечательной крепости указывает на чрезвычайную древность постройки: длина кирпичей 6 вершков, ширина 4½ и толщина 1 вершок. Вокруг церкви можно проследить ещё остатки галереи. Найденный скелет великана приписывается князю Святославу Владимировичу."

В 1866 году, по отзыву местного помощника исправника, стены раскопанной церкви были целы и возвышались над землей от 0,5 до 1,25 м. Но остатки стены растащили местные крестьяне, а ближайший к развалинам обыватель — крестьянин Василий Доримедонтов, перенес свой забор за пределы развалин. Новый владелец начинает вынимать бут из фундамента, чтобы затем церквище разделать под огород. На разрушение последних остатков храма потребовалось лишь несколько лет.

Последние раскопки в XIX веке провёл там граф Уваров. Как раз эти исследования привлекли внимание Тютчева к древнему городищу, в результате чего и родилось стихотворение.


Следующий этап раскопок пришёлся уже на советское время. Команда археологов под руководством Бориса Александровича Рыбакова производила исследования в 1940, 1948 и 1949 годах.

Задача первых двух лет работы состояла в выяснении стратиграфии и нащупывании наиболее интересной площади для широких раскопок, осуществленных в 1949 г. Всего за 3 года вскрыто 0,2 га и полностью раскопано городище на Благовещенской горе, примыкающее ко Вщижскому.

Поселению на Вщижском городище предшествовало освоение соседнего мыса — Благовещенской горы (в 50 м от Вщижского городища). Древнейшие вещи здесь относятся к эпохе среднеднепровской культуры бронзового века, курганное кладбище которой находится на другом берегу Десны, против Вщижа.

В юхновскую эпоху на мысу Благовещенской горы вдоль внутреннего изгиба вала был построен подковообразный деревянный дом общей длиной около 60 м, без печей или очагов. Дом разделялся на два крыла; вход находился посредине. Около дома обнаружены следы больших, вертикально врытых столбов, поставленных тоже полукругом; у подножья столбов обнаружены целые сосуды баночной формы и один сосуд, с узким изогнутым горлом, украшенный изображением медведя. На краю городища найдены следы мощного кострища с рогатыми кирпичами близ него.
Основные находки — тонкая питьевая посуда юхновских типов и ножи; есть глиняные литейные формы. Отсутствуют грузила и пряслица. Благовещенское городище следует признать святилищем с деревянными идолами и огромным домом для собраний. Удаленность святилища от жилых городищ той же эпохи и расположение его на краю очень большого незаселенного тогда лесного массива может говорить об общеплеменном значении святилища для населения брянской луки Десны и Судости.

В IX—X вв. происходит заселение Вщижского мыса, отделенного от Благовещенской горы только ручьем. Возможно, что это заселение связано с приходом нового населения, а так как святилище перестало существовать, то на его территории также возникли полуземляночные жилища роменской культуры с характерной керамикой.

Роменская культура - это не та, которая "ай-нанэ-нанэ". Это славянская культура VIII-X веков, названная так в честь города Ромны Сумской области, близ которого в начале XX века проводились раскопки древних поселений. Позже её объединили с боршевской культурой и теперь она имеет название роменско-боршевская (или -борщёвская).

В XI — начале XII вв. Вщиж представлял собою небольшую крепость с посадом за ее стенами. Стены выстроены из небольших деревянных городен 1X3 м.

Состав населения был двойственным: с одной стороны, встречаются вещи, совершенно аналогичные деревенским вещам X—XI вв. из окрестных радимических курганов, а с другой стороны — много находок дружинного характера: меч, костяные части седла с орнаментом X—XI вв., посеребрённая железная пряжка с золотым изображением оленя и другие вещи. Керамика этого времени уже достаточно разнообразна по своим формам и вся сделана на ручном кругу. По всей вероятности, Вщиж в XI — начале XII вв. входил в состав княжеского домена черниговских князей Святославичей и затем Ольговичей, державших здесь укрепленный «двор» и посадника с дружиной. Такими княжескими городками в этих местах, кроме Вщижа, были Карачев, Дебрянск, Трубеч, Воротынск, Ормина и др.  В это время на земляных валах была срублена деревянная крепость.

В середине XII в., судя по археологическим данным, во Вщиже происходят крупные изменения и перестройки, связанные с превращением его в удельный княжеский город. Старые стены были сломаны, ров с «приступа» засыпан, и границы детинца раздвинуты. Обширный посад укреплен мощными двойными валами и глубоким рвом. В детинце поставлены новые, более мощные стены с дубовыми городнями 3X3 м и шестиугольными башнями. В середине детинца расчищена площадь, на которой поставлена большая башня-донжон. Вокруг башни, очевидно, находились коновязи. Укрепления были оснащены «самострелами коловоротными»; зубчатая шестерня такого арбалета найдена в 1940 г. 

Здесь же стояли двухэтажный дом князя и крытые соломой бедные избы челяди. В центре посада княжеского города в конце XII - начале XIII века была выстроена вторая церковь из кирпича-плинфы. Храм по типу и архитектуре был близок, по одному мнению, к церкви Покрова на Нерли близ Владимира 1166 года, по выразительным деталям внешней отделки - к Смоленским постройкам середины XII века; по другому мнению, к церкви Параскевы Пятницы в Чернигове.

Инвентарь княжеского Вщижа крайне разнообразен: топоры, кирки, долота, зубила, тесла, ключи, замки, дверные пробои, печные вьюшки, медные клепаные котлы, штамп для котлов, черпаки, сковороды, тигли, стремена, удила, шиферные пряслица, стеклянные браслеты, бусы, пряжки, гребни, кинжал, жернова с порхлицей и веретеном, горшки, миски, черпала, кувшины, чаши, рукомойники, корчаги и т. д. Из всех производств обильнее всего представлено гончарное. На посаде раскопан горн с посудой, принадлежавший двум мастерам. На городище обнаружено свыше сотни различных гончарных клейм; многие из них представлены несколькими экземплярами. Такие тождественные клейма являются хорошим датирующим материалом. Одновременно во Вщиже работало около 15—20 гончаров.

Во Вщиже впервые для древнерусских городских жилищ удалось обнаружить кирпичные дымоходы XII в., сложенные из специального кирпича на глиняном растворе и возвышавшиеся метра на три над печью; при гибели жилища дымоход образовывал широкую полосу развала длиною до 7 м.


Культурный слой городища завершается пожарной прослойкой, хорошо датируемой вещами 1230—1240 г.

Центр удельного княжества Вщиж был уничтожен во время возвращения монгольских войск в 1238 году.


В 2001 году в обрыве правого берега Десны за посадом летописного города Вщиж была обнаружена «лодья из Вщижа» длиной 8,8 м, конструкция которой сложнее других известных на территории Юго-Восточной Руси челнов. Радиоуглеродный анализ дал возраст в 750±20 лет (1247—1279 гг.)


Статья создана в дополнение к:

Нашествие монголов на Русь зимой 1237-1238гг. Возвращение

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • К стыду своему, тоже ничего не знал об этом городе. Теперь конечно в памяти отложилось, благодаря и стихам, и чудной картине. Жаль, что сюжет столь печален...
  • Альтернативщиков брати за вихры и таскати из кресел в квесты. Бритые их письки отрубать и выдавать вместо оных им лопаты и металлоискатели. Кои будут отлынивать и уклоняться - бить оглоблей по организму до полного изнеможения.
  • Paulus, при изучении истории города не сталкивались с информацией по этимологии названия города? Очень непривычное (для современного уха) звучание. Вщиж.
  • В 1819 году Зиновьев, по просьбе Карамзина произвел раскопку кургана, в котором была скрыта церковь, и нашел много церковных, бытовых и военных предметов, которые были представлены историку, но затем исчезли неизвестно куда. _________________________________________________________________________________________ Ulybnulo - но затем исчезли неизвестно куда. :neckbeard:
  • Вот так и изчезали города. Нагрянули, убили и сожгли. И сколько же было утрачено в результате нашествия...