• РЕГИСТРАЦИЯ

«От жизни той, что бушевала здесь…»

28 861
От жизни той, что бушевала здесь, 
От крови той, что здесь рекой лилась, 
Что уцелело, что дошло до нас? 
Два-три кургана, видимых поднесь… 
Да два-три дуба выросли на них, 
Раскинувшись и широко и смело. 
Красуются, шумят, — и нет им дела, 
Чей прах, чью память роют корни их. 
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Ф. И. Тютчев, 17 августа 1871

Брянский помещик Фёдор Иванович Тютчев написал это стихотворение, посетив Вщижское городище в 1871 году.

А теперь по порядку.

Художник видит Вщиж так

Город Вщиж является, наверно, самым таинственным удельным центром на Руси. Я про него узнал только когда начал подробно изучать путь монголов в их зимнем нашествии на Русь в 1237-1238 годах.

Впервые город упоминается под 1142 годом в Ипатьевской летописи, когда новоявленный киевский князь Всеволод Ольгевич пытается рассадить всех родственников по уделам так, чтобы они и довольны остались и сговориться против него не могли. Именно тогда Вщиж с рядом других городов достается черниговскому князю Владимиру Давыдовичу, а первым удельным князем там становится сын Владимира - Святослав.

Однако Татищев был уверен, что Вщиж становится удельным городом ещё при внуке Ярослава Мудрого - одном из Святославичей, который носил титул "Вщижский". То есть он должен был стать удельным центром еще в 3й четверти XI века.

В 1159 году Вщиж подвергается осаде со стороны Святослава Ольговича, пришедшего к стенам города с полоцкой и галицкой дружинами. Здесь Святослава Владимировича спасает родственная связь через супругу с владимирским князем Андреем Боголюбским, который прислал свою дружину в помощь. 

После смерти Святослава Владимировича в 1167 году за город начинается борьба между князьями. Возможно, что это показатель привлекательности Вщижского удельного княжества, как некоторые считают, но скорее просто желание урвать себе кусок, ведь места эти были достаточно дикими и малонаселенными даже на начало XIII века.

В принципе, на этом летописная история города заканчивается, и начинается археологическая.


Один из самых известных историографов России - Николай Михайлович Карамзин. Его произведения на историческую тему печатались при его жизни, и читались всей просвещенной публикой.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом» - пишет А. С. Пушкин.

Карамзин имел регулярные проблемы с географической привязкой упоминавшихся в летописях городов, волоков и прочих топонимов. На ошибки его или неувязки ему регулярно указывали те из историков, кто ездил по разным областям.

Вот и летописный Вщиж долго не мог быть локализован Николаем Михайловичем. Помогла случайность.

В 1818 году Карамзин получил письмо от брянского помещика, гвардии штабс-капитана, отпрыска старинного дворянского рода Михаила Николаевича Зиновьева, следующего содержания:

«В здешней стороне есть предание, что село Вщиж, пожалованное Государями Иваном и Петром Алексеевичами и Царевною Софией моему предку,  было городом особенного удельного княжения. Еще до ныне в окрестности видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты, весьма не худо выделанные. Никто не знает, когда и кем сии кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов; один из них в самом селе и наполнен старинными кирпичами: сказывают, что тут была церковь. Выкапывают также немало медных крестов, икон, железной конской сбруи и прочее»

Вот так Вщиж был найден в 50 километрах выше Брянска по течению Десны. Стоит отметить, что сам Зиновьев летописи не читал, и просто решил сообщить об имеющемся предании в своей земле известному на всю Россию историографу. 

В 1819 году Зиновьев, по просьбе Карамзина произвел раскопку кургана, в котором была скрыта церковь, и нашел много церковных, бытовых и военных предметов, которые были представлены историку, но затем исчезли неизвестно куда.

В начале 1840-х годов владелица поместья Зиновьева-Фомина произвела первые раскопки древнего города. Были найдены остатки кирпичной церкви, на стенах которой сохранились фрески. Во внутренности его были видны еще основания столпов, подпиравших своды храма и отделявших от него алтарь; амвон каменный; пол настлан из кирпича, залитого известью. В алтаре еще сохранился престол, сложенный из кирпича; в самом престоле сделана сзади печурка, где найдены кости животных, как следы поругания храма. Повсюду присутствовали следы пожара, уголь и оплавленный металл. У дверей здания обнаружили множество человеческих скелетов.

Одна из главных находок Вщижа относящаяся к 1840 г.  — это бронзовые арки с ажурным орнаментом из переплетающихся жгутов и изображениями волшебных птиц. Это произведение искусства относят к XII веку, удивительно же оно тем, что изображения птиц на нем почти в точности совпадают с изображениями на стенах Дмитриевского собора во Владимире, которые некоторым образом представляют собой сплав дохристианского и христианского мировоззрений.

В 1850 году публикуются результаты раскопок, которые профинансировал последующий владелец Вщижа, генерал-майор М. М. Фомин. При раскопках одного из курганов были найдены остатки древнерусского храма:

"Близ алтаря был найден склеп и в нём громадный человеческий остов. Стены церкви уцелели и возвышались на 2 аршина; толщина стен 1¾ аршина. Снаружи церкви находилось 12 колонн. Кирпич, из которого она выстроена, по своей форме и по замечательной крепости указывает на чрезвычайную древность постройки: длина кирпичей 6 вершков, ширина 4½ и толщина 1 вершок. Вокруг церкви можно проследить ещё остатки галереи. Найденный скелет великана приписывается князю Святославу Владимировичу."

В 1866 году, по отзыву местного помощника исправника, стены раскопанной церкви были целы и возвышались над землей от 0,5 до 1,25 м. Но остатки стены растащили местные крестьяне, а ближайший к развалинам обыватель — крестьянин Василий Доримедонтов, перенес свой забор за пределы развалин. Новый владелец начинает вынимать бут из фундамента, чтобы затем церквище разделать под огород. На разрушение последних остатков храма потребовалось лишь несколько лет.

Последние раскопки в XIX веке провёл там граф Уваров. Как раз эти исследования привлекли внимание Тютчева к древнему городищу, в результате чего и родилось стихотворение.


Следующий этап раскопок пришёлся уже на советское время. Команда археологов под руководством Бориса Александровича Рыбакова производила исследования в 1940, 1948 и 1949 годах.

Задача первых двух лет работы состояла в выяснении стратиграфии и нащупывании наиболее интересной площади для широких раскопок, осуществленных в 1949 г. Всего за 3 года вскрыто 0,2 га и полностью раскопано городище на Благовещенской горе, примыкающее ко Вщижскому.

Поселению на Вщижском городище предшествовало освоение соседнего мыса — Благовещенской горы (в 50 м от Вщижского городища). Древнейшие вещи здесь относятся к эпохе среднеднепровской культуры бронзового века, курганное кладбище которой находится на другом берегу Десны, против Вщижа.

В юхновскую эпоху на мысу Благовещенской горы вдоль внутреннего изгиба вала был построен подковообразный деревянный дом общей длиной около 60 м, без печей или очагов. Дом разделялся на два крыла; вход находился посредине. Около дома обнаружены следы больших, вертикально врытых столбов, поставленных тоже полукругом; у подножья столбов обнаружены целые сосуды баночной формы и один сосуд, с узким изогнутым горлом, украшенный изображением медведя. На краю городища найдены следы мощного кострища с рогатыми кирпичами близ него.
Основные находки — тонкая питьевая посуда юхновских типов и ножи; есть глиняные литейные формы. Отсутствуют грузила и пряслица. Благовещенское городище следует признать святилищем с деревянными идолами и огромным домом для собраний. Удаленность святилища от жилых городищ той же эпохи и расположение его на краю очень большого незаселенного тогда лесного массива может говорить об общеплеменном значении святилища для населения брянской луки Десны и Судости.

В IX—X вв. происходит заселение Вщижского мыса, отделенного от Благовещенской горы только ручьем. Возможно, что это заселение связано с приходом нового населения, а так как святилище перестало существовать, то на его территории также возникли полуземляночные жилища роменской культуры с характерной керамикой.

Роменская культура - это не та, которая "ай-нанэ-нанэ". Это славянская культура VIII-X веков, названная так в честь города Ромны Сумской области, близ которого в начале XX века проводились раскопки древних поселений. Позже её объединили с боршевской культурой и теперь она имеет название роменско-боршевская (или -борщёвская).

В XI — начале XII вв. Вщиж представлял собою небольшую крепость с посадом за ее стенами. Стены выстроены из небольших деревянных городен 1X3 м.

Состав населения был двойственным: с одной стороны, встречаются вещи, совершенно аналогичные деревенским вещам X—XI вв. из окрестных радимических курганов, а с другой стороны — много находок дружинного характера: меч, костяные части седла с орнаментом X—XI вв., посеребрённая железная пряжка с золотым изображением оленя и другие вещи. Керамика этого времени уже достаточно разнообразна по своим формам и вся сделана на ручном кругу. По всей вероятности, Вщиж в XI — начале XII вв. входил в состав княжеского домена черниговских князей Святославичей и затем Ольговичей, державших здесь укрепленный «двор» и посадника с дружиной. Такими княжескими городками в этих местах, кроме Вщижа, были Карачев, Дебрянск, Трубеч, Воротынск, Ормина и др.  В это время на земляных валах была срублена деревянная крепость.

В середине XII в., судя по археологическим данным, во Вщиже происходят крупные изменения и перестройки, связанные с превращением его в удельный княжеский город. Старые стены были сломаны, ров с «приступа» засыпан, и границы детинца раздвинуты. Обширный посад укреплен мощными двойными валами и глубоким рвом. В детинце поставлены новые, более мощные стены с дубовыми городнями 3X3 м и шестиугольными башнями. В середине детинца расчищена площадь, на которой поставлена большая башня-донжон. Вокруг башни, очевидно, находились коновязи. Укрепления были оснащены «самострелами коловоротными»; зубчатая шестерня такого арбалета найдена в 1940 г. 

Здесь же стояли двухэтажный дом князя и крытые соломой бедные избы челяди. В центре посада княжеского города в конце XII - начале XIII века была выстроена вторая церковь из кирпича-плинфы. Храм по типу и архитектуре был близок, по одному мнению, к церкви Покрова на Нерли близ Владимира 1166 года, по выразительным деталям внешней отделки - к Смоленским постройкам середины XII века; по другому мнению, к церкви Параскевы Пятницы в Чернигове.

Инвентарь княжеского Вщижа крайне разнообразен: топоры, кирки, долота, зубила, тесла, ключи, замки, дверные пробои, печные вьюшки, медные клепаные котлы, штамп для котлов, черпаки, сковороды, тигли, стремена, удила, шиферные пряслица, стеклянные браслеты, бусы, пряжки, гребни, кинжал, жернова с порхлицей и веретеном, горшки, миски, черпала, кувшины, чаши, рукомойники, корчаги и т. д. Из всех производств обильнее всего представлено гончарное. На посаде раскопан горн с посудой, принадлежавший двум мастерам. На городище обнаружено свыше сотни различных гончарных клейм; многие из них представлены несколькими экземплярами. Такие тождественные клейма являются хорошим датирующим материалом. Одновременно во Вщиже работало около 15—20 гончаров.

Во Вщиже впервые для древнерусских городских жилищ удалось обнаружить кирпичные дымоходы XII в., сложенные из специального кирпича на глиняном растворе и возвышавшиеся метра на три над печью; при гибели жилища дымоход образовывал широкую полосу развала длиною до 7 м.


Культурный слой городища завершается пожарной прослойкой, хорошо датируемой вещами 1230—1240 г.

Центр удельного княжества Вщиж был уничтожен во время возвращения монгольских войск в 1238 году.


В 2001 году в обрыве правого берега Десны за посадом летописного города Вщиж была обнаружена «лодья из Вщижа» длиной 8,8 м, конструкция которой сложнее других известных на территории Юго-Восточной Руси челнов. Радиоуглеродный анализ дал возраст в 750±20 лет (1247—1279 гг.)


Статья создана в дополнение к:

Нашествие монголов на Русь зимой 1237-1238гг. Возвращение

http://paulus-raul.livejournal.com/

    Нет войне !

    Листовки для распространения.

    Сон на рассвете: Дед, я тебя помню!../часть вторая/

    Снова Победный Май за окном.Уже 79-я годовщина Великой Победы и второй год, как мы воюем с бандеровами на Украине.В центре Москвы организовали выставку из поверженной фашистской техники...

    Сон на рассвете: Дед, я тебя помню!..

    За окном апрель и, казалось бы, ничего не изменилось: наша страна готовится к своему главному празднику – Светлому Дню Победы. Так было 69 лет.Но в годовщину 70-летия было бы неправильн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      paulus Здравомыслие.
      2 февраля 02:34

      Похищение сабинянок, змееборцы и "темная молодежь"

      Древнеримский историк Ливий примерно на рубеже эр записал эпизод времён становления Рима, который известен нам обычно как "Похищение сабинянок". Джамболонья, Похищение сабинянки, 1579-83 Примерно в начале VIII века до н.э. Рея Сильвия, будучи весталкой, родила Ромула и Рема. (По самой древней версии, зачала она от бога войны Марса.) В качестве наказани...
      1383
      paulus Здравомыслие.
      8 января 01:33

      Сусаноо, змееборцы или в преддверии года дракона⁠⁠

      Предлагаю перенестись из Европы, про которую обычно пишу, на противоположный край континента. Поговорим немного про один миф, родом из Японии - о боге Сусаноо и убийства им великого змея Ямата-но ороти. Миф этот взят из Кодзики - крупнейшего литературного памятника Древней Японии, основной священной книги синтоизма. Хотя Кодзики были записаны в 712 году,...
      1582
      paulus Здравомыслие.
      25 ноября 2023 г. 01:49

      От меди к бронзе или история пары миграций⁠⁠

      Так повелось, что родиной ранней металлургии принято считать Малую Азию. Однако, как показывают современные исследования, развитие она получила совсем в другом месте. Время появления медной металлургии в Западной Евразии и Северной Африке: a – 5000 BC, b – 4000 BC, c – 3000 BC, d – 2500 BC, e – 2000 BCМедный век в Передней АзииИ действительно, древн...
      2874
      paulus Здравомыслие.
      11 октября 2023 г. 10:42

      Лошадь и DOM2 или Собака как друг и предатель человека

      В нашем бытовом представлении одомашненные животные являются нашими "друзьями". И не важно, что некоторых из них наши предки (праиндоевропейцы) в какой-то момент истории просто употребляли в пищу, как лошадей, например.Сегодня поговорим о двух домашних животных - собаке и лошади, а точнее о мифологическом объяснении их появления в жизни человека, и не только. ...
      725
      paulus Здравомыслие.
      29 сентября 2023 г. 21:26

      Феномен, связавший древних китайцев и индоевропейцев

      Как-то привыкли мы, что с Востока в Европу шли орды кочевников, то гунны, то скифы, то какие-нибудь половцы с монголами.Однако, был в истории момент, когда европейские кочевники наводили страх на население земель Азии. Эти индоевропейские кочевые племена, родом откуда-то из причерноморских степей, оказали влияние не только Центральную Азию, но и на Древний Китай. (Нап...
      3071
      paulus Здравомыслие.
      24 сентября 2023 г. 22:41

      Аквила и аналоги из совсем других времён

      Мы привыкли смотреть на аквилу как на штандарт.Предлагаю немного ими полюбоваться. А потом перейдем к картинкам, за которые пост не снесут за NSFW-контент, надеюсь. Аквила. Но не римская. Из вселенной WH40K Это я немного промахнулся временем, чтобы было что осудить в этой статье.Классическая римская аквила представляла собой орла с распростёртыми крыль...
      3047
      paulus Здравомыслие.
      21 сентября 2023 г. 16:37

      Место времени

      Любимый вопрос кадровиков - кем Вы себя видите через несколько лет.Вот если бы подобный вопрос задали нашим предкам пару-тройку тысячелетий назад, то на вопрошающего посмотрели бы как на идиота - только богам известно будущее.А если откатиться ещё глубже в века.... Впрочем, об этом сейчас и поговорим - как себе представляли время древние люди. Время явля...
      1412
      paulus Здравомыслие.
      6 сентября 2023 г. 18:21

      Ослиная шкура или как наши предки боролись с земледельческими традициями инцеста

      Среди волшебных сказок существует мотив, который распространен практически только у европейских народов. Его можно увязать с распространением земледельцев (или, как принято называть - анатолийских земледельцев) в Европе несколько тысяч лет назад.Эта сказка известна нам под такими названиями как "Ослиная шкура", "Свиной чехол", "Одежда Луны, Солнца и звезд", "Деревянна...
      4672
      paulus Здравомыслие.
      18 августа 2023 г. 15:18

      Глобальное потепление, микробиота и человеческие страсти как причина земледелия

      Пока ЛЛ наслаждается кратким содержанием прямо в заголовке, мы перейдем к рассказу.«Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не трев...
      2022
      paulus Здравомыслие.
      14 августа 2023 г. 09:59

      Земледелие как источник бед человечества

      Многие воспринимают, что переход к оседлой жизни с сельским хозяйством сделал жизнь людей цивилизованней, а значит лучше. Так ли это?Предлагаю посмотреть, что же случилось в действительности с разных сторон. Чтобы понять, к чему привело появление сельского хозяйства, необходимо посмотреть на жизнь до его появления.Считается, что климатические условия, бы...
      1182
      paulus Здравомыслие.
      3 августа 2023 г. 10:59

      Инцест как обычай

      Обещанного три года ждут, а я почти уложился в год.Продолжаю про инцесты, в этот раз будем рассматривать его с точки зрения обычаев. А потом попрошу вас выбрать наилучший девиз для статьи.Монета с изображением Птолемея II Филадельфа и его сестры-жены Арсинои II. Вместо предисловия.Изначально я начал изучать вопрос инцестуозных отношений только между прям...
      1597
      paulus Здравомыслие.
      31 июля 2023 г. 20:51

      Этнос. Генетика. Язык.

      Довольно любопытный вопрос прозвучал под одной статей, и реакция на ответ показала наличие заблуждений. Что ж, попробую расписать подробней, как сочетаются этнос, генетика и язык. Собственно, сам вопрос: Чтобы полностью запутать, необходимо расширить этот вопрос до наличия связи между этносом, генетикой и языком.Распутывать связь необходимо...
      2178
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 18:29

      Инцест. Историческая действительность⁠⁠

      После того, как в "Инцест. Мифы, сказания" было показано отношение к кровосмесительным отношениям в мифах (условно нейтральное) и сказках (обычно негативное), можно перейти к описанию исторических реалий.Так как мне не особо интересны времена близкие к нам (хотя и этого коснёмся), то мы углубимся в историю тысячелетий так на 6 назад. Четвёртое тысячелетие до н.э. - вр...
      1294
      paulus Здравомыслие.
      7 мая 2022 г. 00:19

      Инцест. Мифы, сказания⁠⁠

      Предлагаю одним глазком взглянуть на отношение предков к половым отношениям между родственниками через мифы, сказания и действительность. Самки плодовой мухи предпочитают спариваться со своими братьями, а не с неродственными самцами "Инцест - дело семейное"В большинстве современных культур половые отношения между близкими родственниками (между родителя...
      1477
      paulus Здравомыслие.
      4 мая 2022 г. 21:45

      "Основной миф" - Три царства – монгольский эпос. Мифы

      Приключенческие мотивы в сказках рождаются из сакральных мифологических сюжетов. Со временем, такие мотивы "отрываются" от мифа и начинают жить собственной жизнью, переплетаясь с другими мотивами в причудливые узоры.На пример такого путешествия мотивов мы сможем посмотреть. Распространение носителей индоевропейской языковой семьи шло волнами, когда очере...
      1508
      paulus Здравомыслие.
      1 апреля 2022 г. 15:56

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Змей мифологический

      Сегодня постараюсь коротко показать образ Змея в мифологии разных культур. Надо же посмотреть на предков и сестёр-братьев разной степени родства нашего Змея Горыныча.Можно предположить, что Змей в виде божества возник ещё в Африке до выхода человечества в остальной мир. Мифологические предпосылки для такого трактования были даны в предыдущей статье. Один...
      1557
      paulus Здравомыслие.
      23 марта 2022 г. 15:26

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Африканские мотивы

      А если я скажу, что существуют мотивы в русском фольклоре, которые относятся ко временам первоначальной миграции из с «чёрного континента», вы поверите?Не спешите крутить пальцем у виска. Я вам постараюсь все доходчиво рассказать. Можно ознакомиться с тем, как появились мифы и какие они бывают здесь – Немного о мифах.С тем, как анализируют мифы, было в п...
      675
      paulus Здравомыслие.
      17 марта 2022 г. 17:48

      Мифы времён чёрной древности или немного про родственников Змея Горыныча. Сравнительная мифология

      Мы все знаем, что народные сказки берут начало где-то в нашей древности. Многие догадываются, что некоторые элементы в наших сказках идут со времён индоевропейской общности.Исследователи, занимающиеся фольклором, давно заметили, что есть схожие сюжеты у разных народов. Так родилась сравнительная мифология. Сравнительная мифологияКак можно понять из назва...
      932
      paulus Здравомыслие.
      4 марта 2022 г. 19:06

      Проблема датирования первых славянских сказок

      Как я вскользь сказал в статье Немного о мифах во времена седой древности сказки и мифы ещё не успели толком разделиться и развивались по одним законам. Так что же разделило в итоге славянские сказки и мифы друг от друга и когда? Или, переформулировав вопрос, когда появились первые исконно славянские сказки? Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала ве...
      679
      paulus Здравомыслие.
      24 февраля 2022 г. 13:55

      Где же монгольский след в русской крови

      Некоторым людям не даёт покоя вопрос: "Где же монгольский след в русской крови?"Обычно такой вопрос вопрошатели считают ключевым в "разгроме" монгольского нашествия на Русь и монголо-татарского ига в частности. Ведь по их мнению монгольские войска зашли на Русь исключительно для справления надобности в сексе, мол, не шкурки пушные и не янтарь со златом были нужны монг...
      1455
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика