В 221 г. до н.э. царство Цинь объединяет Китай в единую империю. Правитель Ин Чжэн назвал себя Цинь Шихуанди, что значит "великий император Основатель Цинь". По его задумке, основанная им династия Цинь должна править Китаем 10 тысяч лет.
Начался имперский этап истории Китая, который продлится до XX века.
Столицей империи Цинь был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств. Эта мера позволила циньскому императору взять элиту покорённых царств под надёжный контроль. Во избежание распада государства он не стал назначать родственников и приближённых князьями новых земель. Император разделяет страну на 36 военных округов, управлявшихся чиновниками, назначаемыми им самим. Округи разделяются на волости, уезды, сельские округа. Вся структура становится централизованной.
Была проведена реформа под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы — стандартного написания», была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покорённых царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов. Эти меры заложили основу культурного и экономического единства Китая и на тысячелетия пережили империю Цинь. В частности, современная китайская иероглифическая письменность восходит именно к циньскому письму.
Правление Цинь Шихуана характеризовалось большим количеством общественных работ, в которые были вовлечены миллионы человек. В этот период была начата постройка Великой Китайской стены (заодно сносили старые стены), построены уникальная гробница Цинь Шихуана, в которую входила Терракотовая армия, дворец Эпан, канал Линцюй в 36 км, громадная транспортная сеть в 7500 км.
Последние годы жизни Цинь Шихуанди провел, отгородясь от мира в своём огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император ожидал, что в нём будут видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало растущее с каждым годом число недовольных. Раскрыв три заговора, император не имел оснований доверять никому из своих приближённых. С его смертью в 210 г до н.э. начались восстания, а в 206 г. до н.э. погибли последние наследники. Династия Цинь не на долго пережила своего основателя.
В результате восстания ненадолго возникает династия Чу, основанная на базе одного из бывших царств. Она просуществует недолго - с 209 по 202 г. до н.э. В этот период идёт борьба за власть, которую выигрывает Лю Бан.
Лю Бан больше известен как Гао-цзу - первый император новой династии Хань. Родом он из крестьянской семьи. В 209 до н. э. во время антициньского восстания был провозглашён военным вождём уезда Пэй, а в 202 г. до н.э. он становится верховным правителем-императором.
Династия Хань просуществует дольше любой другой в истории Китая с 206 до н. э. по 220 н. э.
Система управления государством при первых ханьских императорах была крайне централизована, следуя образцу, установленному Цинь Шихуаном. Строительство Великой стены для ограждения от хунну продолжилось.
Постоянное противостояние с кочевниками и забота о расширении западных границ империи истощали ресурсы страны, влекли повышение налогов и податей. Между тем каждое новое поколение императоров уделяло всё меньше внимания насущным вопросам государственной жизни, находясь в плену дворцовых сплетен и интриг.
А сейчас время вернуться к северным кочевникам.
У оттесненных на север кочевников к 214 году до н. э. образовались три сильных ханства: в Восточной Монголии - Дунху, в Средней Монголии, - самое большое, Хунну, от Ордоса по всей Халхе, и к западу от Ордоса - Юэчжи.
Властитель Хунну, Модэ-шаньюй (время правления - 209—174 г. до н.э.), покорил Дунху, рассеял Юэчжи (ариев) и объединил под своей властью всё пространство в Центральной Азии.
Так появилась империя хуннов, простиравшаяся от пределов Маньчжурии на востоке до казахских степей на западе и от Великой стены на юге до нынешних пределов России на севере.
Империя хуннов состояла не только из кочевников. Часть народа перешла к оседлой жизни. Широко известен Иволгинский археологический комплекс - протогород, пограничный форпост, торговый, административный, ремесленный и земледельческий центр, относящийся к северной части империи хуннов.
Хунну были умелыми металлургами, кузнецами, оружейными мастерами, ювелирами. Они занимались рыболовством и охотой (в мусорных кучах найдены кости косули, кабана, оленя, лося, зайца, соболя, лисицы и т.д.), разводили лошадей, овец, быков, яков, верблюдов, а также свиней. Подсобную роль в их хозяйстве играло земледелие. Об этом свидетельствуют найденные археологами зерна проса, ячменя и пшеницы, зернотерки, песты, чугунные сошники, жернова ручных мельниц, серпы. Хунны применяли как ручную лепку керамических изделий, так и гончарный круг, использовали технику лощения, любили украшать сосуды волнистым орнаментом, налепными валиками.
Среди ранних хунну выявлены два кластера: один связан с Алтайско-Саянским регионом, второй — с восточной частью Евразийской степи.
В результате исследований китайских учёных, у шести кочевников, выкопанных в Пэнъяне, были определены три митохондриальных гаплогруппы: C, D4 и M10, а все четыре мужчины оказались обладателями Y-хромосомной гаплогруппы Q. Авторы считают, что эти люди были тесно связаны с древними хунну и современными северными азиатами.
В Монголии проводился генетический анализ трёх скелетов, найденных в 2000-летнем захоронении представителей элиты хунну в Дуурлинг Нарз в Северо-Восточной Монголии, показал, что один мужчина оказался обладателем митохондриальной гаплогруппы U2e1 и Y-хромосомной гаплогруппы R1a1, второй мужчина был обладателем митохондриальной гаплогруппы D4 и Y-хромосомной гаплогруппы C2, женщина также оказалась обладательницей митохондриальной гаплогруппы D4.
В 202 году до н. э. Модэ начал опустошительные набеги на Китай, окончившиеся тем, что китайский двор признал хана равноправным и обязался выдавать за него своих царевен, посылая ежегодно известное количество даров. При преемниках Модэ прибывавшие с царевнами китайцы научили хуннских правителей управлять на основании законов, взимать подати и вести письменные ведомости.
С этого момента империя Хань и империя хуннов находятся практически в постоянных боевых действиях друг против друга.
Примерно в это же время китайский путешественник Чжан Цянь осуществляет поездку в Среднюю Азию для установления союза с юэчжами против степняков хунну. А потом серию поездок с другими дипломатическими миссиями с 138 по 114 г. до н.э
Историческое значение путешествий Чжан Цяня трудно переоценить. Ему удалось собрать сведения о Парфии и Индии, установить дипломатические связи между Китаем и эллинистическими государствами Азии. Благодаря его путешествиям в Китай были принесены виноград и люцерна, а со временем наладилась торговля по Великому шёлковому пути.
Древнейшие сведения о непосредственных контактах Китая с Римом приводит историк Луций Анней Флор. Он сообщает, что ко двору Октавиана Августа прибыло, в числе прочих, посольство из Китая, которое провело в дороге четыре года, и что цвет кожи посланников служил убедительным доказательством того, что живут они под другим небом, нежели римляне.
Примерно в 120 г до н.э. войска Хань нанесли серьезное поражение хунну. Разбить дикарей окончательно китайцам помешали конфликты с тибетцами, племенами юга и Кореей. А в империи кочевников начались раздоры. Беглые китайские вельможи в ставке шаньюя стали плести интриги друг против друга. Это наложилось на падёж скота, эпидемию и голод. После нескольких лет противоборства придворных шаньюя и родовых старейшин, наконец, в 80 году до н. э. к власти пришли старейшины, которые решили вернуть хунну могущество. Ряд поражений от китайцев спровоцировал очередную междуусобную борьбу внутри кочевников.
Хуннская держава разваливалась изнутри, роды воевали друг с другом, шаньюй не мог подавить все мятежи и утратил контроль над хунну. Верные старейшины призывали шаньюя Хуханье к "господству над народами", то есть войны должны продолжаться, главное — независимость от Китая. Но советник шаньюя сказал, что величие хунну в прошлом, а Хань могущественен, единственная возможность для хунну выжить — это покориться Китаю.
Хуханье смирился с действительностью. В 52 году до н. э. шаньюй приехал к Великой Стене и попросил о встрече с Сыном Неба. В загородном дворце Гань-цюань император принял шаньюя как своего вассала. Шаньюя одарили и он поклялся защищать императора от мятежных хунну и своего брата Чжичжи, которого многие роды провозгласили шаньюем.
Хунну в это время переходили от мятежных князей к Хуханье - они устали от бесконечных междуусобиц. В 47 году до н. э. китайцы взяли с шаньюя клятву:
«отныне впредь Хань и Хунну будут составлять один Дом; из рода в род не будут ни обманывать друг друга, ни нападать друг на друга. Если случится воровство, то взаимно извещать и производить казнь и вознаграждение; при набегах неприятелей взаимно вспомоществовать войском. Кто из них прежде нарушит договор, да восприимет кару от Неба, и потомство его из рода в род да постраждет под сею клятвою».
Окружающие империю хуннов племена больше не рисковали на неё нападать. В степи практически воцарился мир.
Часть хунну не пожелала перейти под протекторат китайского императора. Они отошли на запад, и даже возвели крепость. Там их китайцы и добили примерно в 36 г до н.э.
По сообщению Плиния, четвёртая часть из 40 000 римских солдат, потерпевших под предводительством Красса страшное поражение от парфян под Каррами, была угнана победителями в Маргиану. По мнению Л. Н. Гумилёва, именно они приняли участие на стороне хуннского шаньюя Чжи-чжи (ушедшая на запад часть хуннов) в первой Таласской битве (36 год до н. э.). Китайский летописец сообщает, что китайцы разбили пехотинцев, построенных "подобно рыбьей чешуе", что может означать построение черепахой, а описание крепости (земляной вал, двойной частокол, сторожевые башни) указывает на влияние не греческой или парфянской, а римской фортификации.
На стенах пещеры Кара-Камар (Узбекистан) были обнаружены надписи, предположительно оставленные бывшими солдатами римского легиона "Аполлинарис" в последней трети I века н. э., а сама пещера могла использоваться как митреум. Это доказывает возможность попадания римлян далеко на Восток в качестве военнопленных
В 3 году уже нашей эры фактический правитель Китая Ван Ман (регент-узурпатор) потребовал шаньюя выдать двух китайских перебежчиков. Шаньюй согласился, но попросил Ван Мана не казнить их. Они были казнены. Хуннский правитель потерял доверие к Ван Ману. Позже, желая показать своё величие, Ван Ман приказал шаньюю сдать старую печать, и выдал новую. Знаки на печати означали, что шаньюй есть чиновник императора. Хунну не простили обиды.
В 10 году восстало княжество Чэши (Китай) и хунну неожиданно оказали ему поддержку. Попытка императора низложить правителя шаньюя оказалась провальной - хунну восстали. К ним присоединились ухуани, восстал Западный край, только Яркенд сохранил верность Китаю.
За время своего правления, стремясь ограничить частное земле- и рабовладение, Ван Ман настроил против себя верхушку общества. Экономические реформы, призванные покрыть огромные расходы на боевые действия против хунну, не приносили ощутимых плодов.
Ван Ман оправдывал свои преобразования возвращением к традициям доимператорской эпохи, однако следствием их стал политический хаос. В провинциях орудовали шайки повстанцев, главари которых присвоили императорский титул. Наконец самые дерзкие из повстанцев, называвшие себя краснобровыми, вошли в императорскую столицу. Ван Ман был взят в плен, его обезглавили, а тело изрубили на куски. Как отмечали хронисты,
"Голодные поедали друг друга. Убитых насчитывалось несколько сот тысяч. Столица превратилась в развалины."
В результате победы движения краснобровых в 25 году Лю Сю, будущему императору Гуан У-ди, удалось вернуть власть императорской династии. Хотя на первых порах на престолонаследие претендовали разные лица, восстановленная династия Хань просуществовала до 220 года под названием Поздней (Хоу) или Восточной (Дун) Хань. Прежняя столица после периода восстаний находилась в развалинах, и императоры вместо её восстановления предпочли перебраться в Лоян, где в 68 г. был основан первый в Китае буддийский храм, Баймасы.
Пока в Китае шла гражданская война, хунну заявили о поддержке династии Хань. Когда Ван Мана свергли и династия Хань восстановилась, хунну отказались признать себя вассалами Гуан У-ди (нового императора Хань), заявив, что Китай — слаб, а хунну — сильны. Шаньюй собирался ослабить Китай и поэтому поддерживал любых претендентов на престол. С 23 по 45 год хунну совершали частые набеги на ослабевший Китай. Китайская армия была разгромлена, граница не охранялась, хунну решили, что победили.
Однако новая волна междуусобицы, эпидемии и голод опять ослабила хуннскую империю. А хунны опять устали от войн. В конце 40-х годов очередной шаньюй хуннов решил заключить мир с Китаем и объявить себя вассалом.
Естественно, что такое решение не было принято всеми кочевниками положительно. Империя хуннов распалась. Южная часть стала сторонником мира с Китаем и согласилась на вассализацию. Северная часть была и против Китая и против своих южан.
Распад единой хуннской державы создал вакуум власти в Центральной Азии. Китайская империя рассчитывала на то, что разгром хунну позволит присоединить к Империи все северные и многие западные народы, известные китайцам. Произошло наоборот: распад хунну привёл к войне всех племён, которые желали достичь такого же могущества, как и бывшие правители степей - хунну. Каждое племя стремилось к "господству над народами" и было враждебно Китаю.
Следующую сотню лет в степи ведётся война. Северные хунну отбиваются от попыток соседних племён узурпировать право главенства, одновременно продолжают нападки на южных соплеменников и Китай. От южных хунну регулярно откалываются князья ради независимости. Китайские войска предпринимают попытки раз и навсегда покончить с северными хуннами и остальными восстающими племенами.
От окончательного поражения хуннам пока удавалось спасаться, но только чудом. Чудом таким были то война Кушанского царства (Северная Индия) с Китаем, то восстания подчиненных Китаю племён.
Династия Хань в стремлении к господству над народами привела страну к огромным затратам на войны и большим людским потерям, что послужило одной из причин скорого её падения.
В этих условиях подняло голову древнемонгольское племя сяньби (самоназвание неизвестно) - во II в. до н.э. они выделились из захваченных хуннами ханства Дунху, а потом долгое время были данниками хуннской империи. И если в 40-х годах сяньби совместно с хуннами нападали на северные китайские уделы, то в 90-е годы они выступили союзником Китая в борьбе против хунну.
Сяньбийцы были кочевниками, которые пасли скот в степи и жили в юртах и палатках. В случае, если у сяньбийца погибал скот или его грабили, то каждый сосед обязан был дать ему овцу. Конокрадство наказывалось смертной казнью, другими наказаниями были штраф и побивание палками.
Административно-территориальное устройство было военизированным: во главе округов стояли сотники, тысячники. Налогов не было, при необходимости требуемые средства собирали с богачей.
Из вооружения пользовались луками (укреплённые роговыми пластинами), палашами, щитами и панцирями.
Совместные с китайскими войсками операции против бывших сюзеренов позволили сяньби забирать себе земли хуннов. Это настолько усилило бывших данников, что уже около 100 года они решаются на первое нападение на Китай.
С этого времени сяньби чередуют нападения на Китай с перемириями и нападениями на хунну.
К концу первого столетия новой эры годов в самом Китае уже идёт династический упадок. Новые императоры входят на престол ещё малыми детьми, что обеспечивает власть в руках родственников и придворных. С 90-х годов всё большую власть набирают евнухи, расцветает коррупция.
Восстания вспыхивают в различных уделах Китая. В результате очередного восстания утрачены земли в Западном крае.
В 141 году в племени сяньби родился Таньшихуай. Его воспитывали родственники, и он очень рано проявил храбрость и ум, не свойственный его возрасту. В 156 году 15-летнего парня провозгласили старейшиной. Таньшихуай построил себе дворец у горы Даньхань и собрал собственную дружину.
Таньшихуай сделал для сяньби то, что когда-то сделал Модэ для хунну: твёрдой властью собирал роды в одну державу и сражался с соседями. Таньшихуай грабил китайскую границу на юге, прогнал динлинов на севере, разбил войска корейцев на востоке и хуннов на западе и захватил бывшие хуннские земли. Все завоевания произошли за 10 лет. Несколько дольше шло завоевание Южной Сибири.
Держава сяньби простиралась на 7 000 км. Но Таньшихуай не перенял хуннской модели государства. Вместо родового принципа он ввёл военную демократию. Таньшихуай был просто вождём для своих воинов, у него не было титула шаньюя или иного, его командующие назначались им лично, не зависимо от происхождения.
Таньшихуай грабил Китай и его союзников. В 177 году 30-тысячная китайская армия атаковала сяньбийцев, но за 300 лет военное дело у кочевников продвинулось вперёд, и китайская армия была разбита фронтовым ударом сяньбийской конницы. Сяньби продолжали свои набеги до смерти Таньшихуая в 181 году.
Таньшихуай умер в возрасте 40 лет, а его государство распалось к 235 году.
После 155 года письменных упоминаний о северных хунну не зафиксировано.
В 350 году в Европе узнали о гуннах — кочевниках из глубин Азии, наводивших ужас на оседлые народы. Никаких точных данных о связи между хунну и гуннами нет. По гипотезе К. А. Иностранцева, развитой и дополненной Л. Н. Гумилёвым, небольшое количество "неукротимых" хунну (не более 10 тысяч воинов) отступило через Джунгарские ворота. От сяньбийцев спаслись немногие. Они потеряли государственное устройство, власть шаньюя, смешались с уграми, утратили большую часть культуры.
Хуннский народ распался на 4 части:
1) Остатки северного хунну, спасаясь от сяньби, бежали на запад.
2) Юэбань — небольшое хуннское княжество южнее озера Балхаш. Влияние иранской культуры.
3) Хунно-сяньби. Растворились в сяньби и других кочевниках.
4) Южные хунну. Частично ассимилированы китайцами. Некоторые мелкие племена, жившие вдоль Великой китайской стены во времена Чингисхана, действительно были прямыми потомками хунну.
В 184 году в Китае вспыхнуло восстание жёлтых повязок. Сил для подавления восстания жёлтых повязок правительство не имело.
Китайского императора убедили, что причиной непрекращающихся крестьянских восстаний является то, что у местных властей не хватает власти. По этому совету император издал указ, в соответствии с которым должность "инспектора" была заменена на "губернатора", а занимающие эту должность люди получили право сбора налогов и командования войсками на подвластной им территории. Созданием армий занялись наиболее могущественные аристократы.
Рост влияния этих губернаторов сформировал базу, на основе которой впоследствии военачальники контролировали крупные регионы империи Хань. После подавления восстания реальная власть оказалась в руках командиров этих армий, между которыми развернулась борьба за престол.
В 189 году император умирает, а губернаторы распадаются на коалиции. Начинается вооружённая борьба за влияние. В 200 году от империи Хань откалывается царство Вэй.
В 220 году китайский император отрекается от власти. Государство распадается на 3 части.
Эпоха династии Хань закончилась.
Общие последствия этой эпохи:
- Возникновение и распад первых государств у кочевников севернее Китая.
- Строительство Великой китайской стены.
- Появление китайской стратегии использования "варваров против варваров".
- Рост международного влияния Китая. Китайцы путешествуют в западные страны, возможно до Рима. Открытие Великого шёлкового пути.
- Кавалерия становится важной частью китайской армии. Исчезают боевые колесницы.
- Новый виток военного дела. Начало войн — эпоха Модэ: вершина развития лёгкой конницы, залповая стрельба 10 000 воинов. У воинов нет сёдел и стремян, почти нет доспехов. Конец войны — эпоха Таньшихуая: тяжёлая конница, лобовой удар, распространение сёдел, стремян, доспехов для всадника.
- Вторжение гуннов в Европу. Великое переселение народов.
... продолжение следует.
(Надеюсь, что знающие историю Китая простят мне сделанные упрощения.)
Предыдущая часть истории этих земель:
Оценили 18 человек
38 кармы