Прямая линия с Путиным в нашем телеграмм. Присоединяйтесь

Земледелие как источник бед человечества

40 1340

Многие воспринимают, что переход к оседлой жизни с сельским хозяйством сделал жизнь людей цивилизованней, а значит лучше. Так ли это?

Предлагаю посмотреть, что же случилось в действительности с разных сторон.

Чтобы понять, к чему привело появление сельского хозяйства, необходимо посмотреть на жизнь до его появления.

Считается, что климатические условия, бывшие до "максимума последнего оледенения" не позволяли возникнуть земледелию - разнообразие флоры к этому максимуму уменьшалось из-за сухого, быстроизменяющегося непостоянного климата с низким содержанием углекислого газа в атмосфере.

Типы растительности во время последнего ледникового максимума

Максимум оледенения закончился примерно 19 тысяч лет назад. К этому времени человечество освоило жизнь везде, кроме Антарктиды (впрочем, там и до сих пор не живут, а проживают) и Южной Америки.

Первые поселенцы Северной Америки, зафиксированные 24 тыс. лет до н.э., были заблокированы оледенением на Аляске.

Считается, что во время ледяного максимума уровень океана в среднем был на 130 метров ниже настоящего - огромные объемы воды были сосредоточены как в самих льдах, так и в ныне исчезнувших морях, которые эти льды организовали. Так как вода всегда была источником пропитания, то люди устраивали стоянки неподалёку от береговой линии - эти следы сейчас скрыты от нас, что только добавляет проблем учёным.

Сложно сказать, каково было население Земли на тот момент. Обычно исследователи начинают количественную оценку численности человечества с 10 тысячелетия до н.э. И эта оценка варьируется с 1 до 10 млн. человек со средней величиной порядка 4 млн. По мнению некоторых исследователей, в целом для присваивающей экономики плотность населения оценивается в среднем в 5-7 человек на 100 кв.км как допустимая для прокорма.

Для сравнения - Дальневосточный федеральный округ при населении около 8 миллионов человек имеет плотность в 1 человека на квадратный километр.

Первобытное общество

Основные занятия первобытных обществ - охота, рыболовство и собирательство, то есть человек потребляет продукты естественного, дикого происхождения. Считается, что для создания прожиточного минимума достаточно было тратить 20 часов в неделю (вывод сделан из наблюдений за современными первобытными обществами). Более осторожные оценки говорят о затратах в 4-5 часов в день на добычу и приготовление пищи. Таким образом делается вывод, что в среднем могло приходиться по 2-3 неработающих члена общества на одного работающего постоянно. При этом человек получал достаточно разнообразное питание - ведь он "жрал" всё, что попадётся. Группа подобных охотников-собирателей вынужденно мигрировала вслед за сезонными миграциями животных, не останавливаясь подолгу в одном месте. Впрочем, во время путешествий они вполне могли вставать на излюбленных местах повторно, пользуясь временными стоянками в течение нескольких поколений.

При избыточной достаточности окружающих ресурсов подобное общество могло осесть на одном месте на долгий срок, при этом ещё и увеличив свой размер.

Таким образом, первобытные общества ведут кочевой или полукочевой образ жизни и лишь в местах особого изобилия переходят к полу-оседлой или оседлой жизни. Размер общины и потребность в перемещениях диктуется исключительно возможностями естественного воспроизводства окружающей среды.

Составные серпы для уборки зерновых возрастом 23 000 лет

Общества были относительно небольшими по численности (30-40 человек), связанными скорее всего родственными отношениями разного уровня. Некоторые полагали, что в таких обществах ещё не было понимания о взаимосвязи секса и беременности.

Например, в 1927 году Бронислав Малиновски заявил, что, по мнению жителей одного из островов Папуа-Новая Гвинея, в зачатии ребенка отец не играет никакой роли. Правда, позднее антропологи, занимавшиеся изучением этой же самой группы людей, услышали от островитян, что мужское семя необходимо для "свертывания" менструальной крови, остановка которой, по их мнению, приводит к образованию зародыша.

Поэтому изначально был сделан вывод, что в первобытных общинах практиковали беспорядочные половые связи. Современные исследования показывают, что подобные группы людей скорее всего прошли отрицательный отбор.

Предполагают, что еще 34000 лет назад наши предки разработали систему сложных обрядов и ритуалов, позволяющих избегать инбридинг в небольших группах. Источник

Исходя из того, что роль мужчины как отца конкретного ребёнка в первобытном обществе не осознается, родство в большинстве популяций устанавливалось по материнской линии. Возможно, что не только матрилинейность, но и матрилокальность была распространенной практикой.

Некоторые исследователи полагают обожествление женщин (ссылаясь на фигурки палеолитических Венер, упоминающиеся в предыдущей статье, в том числе). Однако, большинство склоняется к мысли об эгалитарности доисторического общества. У современных первобытных народов наблюдалось различное отношение к женщинам. (Полагаю, что историко-географический детерминизм играет тут далеко не последнюю роль.)

В качестве практики верований повсеместно выступает шаманизм или нечто схожее. Вера в духов, потусторонний мир является скорее нормой. У многих народов могут уже быть боги, которых мы позже найдем в обычаях и практиках разных народов - Небесный отец (Деус-Патер, Гор, Ану, Тенгри, Вакеа, Шангди), Мать-Земля (Асасе Яа, Пачамама, Бхуми, Хоуту), как примеры. Жрецы на данном этапе ещё не появляются.

Имущество на кочевом этапе развития доисторического общества принадлежит всей общине. При этом, по наблюдениям за современными первобытными народами, распределение благ не зависит от вложенного труда. На этом этапе выделения ремесленников ещё не происходит, хотя и возможно (опять же, как показывают современные первобытные народы).

Если исходить из того, что средняя община была порядка 30 человек и кормилась от плотности в 7 человек на 100 кв.км, то расстояние между подобными общинами должно быть не меньше 24 километров - это вполне соответствует дневному переходу туда-обратно. С одной стороны, не так уж и далеко, а с другой - не находишься.

Полагаю, что для формирования брачных отношений такие общины имели определенные места и даты для встреч и совместных празднований. Если с местами всё более-менее понятно - скорее всего это были какие-нибудь приметные урочища, то вот с датами сложнее. Полагаю, что в те времена люди были способны определить время для совместных встреч только на основании основных астрономических событий, завязанных на Солнце (равноденствия и солнцестояния) или Луну (полнолуние и новолуние).


Появление производящей экономики

Считается, что первое сознательное земледелие и скотоводство начало появляться в Плодородном полумесяце примерно 11-12 тысяч лет назад, хотя отдельные очаги обнаруживаются и в более ранних периодах в Юго-Восточной Азии и Новой Гвинее.

Первоначальное скотоводство развилось, когда люди догадались держать в загонах (или на привязи) молодняк, добытый во время охоты. Следы соответствующих изменений обнаружены по костям животных. И лишь позже возникли полностью одомашненные варианты, когда в неволе начали вырастать поколения. Изначально животные содержались скорее всего исключительно ради мяса (употребление молока, использование в качестве тягловых животных - уже более поздние времена). Одно из предположений - содержание животных возникло из необходимости подготовки большого количества еды для праздников. Скорее всего, тех самых, о которых упомянул выше.

С появлением растениеводства всё немного сложнее. Как один из вариантов, всё началось с обнесения "лужайки" со злаковыми каким-то ограждением от диких животных. Одновременно с этим землю начали обрабатывать мотыгами и целенаправленно высеивать нужные виды. Возможны и другие варианты. Эксперименты с дикими сортами пшеницы показали, что процесс одомашнивания растений мог быть достаточно коротким - 20-200 лет (Hillman, G. C. and M. S. Davies., Domestication rate in wild wheats and barley under primitive cultivation: preliminary results and archaeological implications of field measurements of selection coefficient).

Дикий родственник современной широкоизвестной сельскохозяйственной культуры.
Попытайтесь догадаться, какой именно современной культуры:
Рис
Кукуруза
Пшеница
Гречиха
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы принять участие в голосовании

Прорыв в растениеводстве - это появление ирригационных каналов. Самые ранние из найденных - примерно 6 тысяч лет до н.э. Это позволило существенно увеличить производительность, судя по всему. Люди начали менять окружающую территорию под свои нужды.

Если общее население Земли в 10-м тысячелетии оценивается как 4 миллиона человек, в 8-м тысячелетии до н.э. оценивается в 5 миллионов человек, то уже в 5-м - 27 миллионов, а в 4-м - порядка 50 миллионов человек. Это если верить Бюро переписи населения США. Другие исследователи дают более осторожные оценки, но и у них идет существенный рост именно после 5-го тысячелетия. Рост связан и с появлением ирригации и с распространением сельского хозяйства.

Распространение земледелия из Юго-Западной Азии в Европу между 9600 и 3800 годами до нашей эры.
Любопытно, что распространение земледелия шло вместе с переселением народов из Передней Азии. Отмечается, что скорость распространения была около 1 км в год.

Здесь в обществе происходит несколько процессов одновременно. По ним пройдусь кратко.

Появление сельского хозяйства вместе с оседлостью дало народам возможность делать запасы. Дополнительно к этому, дало возможность увеличить максимальное количество людей, кормившихся с единицы площади. А это значит, что люди могли себе позволить жить ближе друг к другу. Во время этого происходит постепенный распад родовых общин и переход к соседским общинам. Скорее всего, что примерно в это время начинает формироваться понятие семьи, близкое к современному - то есть несколько поколений живущих вместе. (До современной нуклеарной семьи ещё далеко.)

Так как человек становится оседлым, привязанным к земле, то появляется и собственность на землю. Изначально собственность была скорее на всю общину (родовую), а позже могло распадаться на семьи. Однако, как показывает практика современных общин, даже соседские общины имеют понятие, что некоторая территория является для них общей, и защищают они её сообща, даже при наличии собственных наделов и отсутствии родственных связей.

Исследователи отмечают, что раз одомашнивание происходило достаточно быстро, то имена первых "применивших" могли быть обожествлены в виде богинь плодородия, к примеру. Почему в виде богинь, а не богов? Скотоводство развивалось у жилищ, ухаживали за скотом женщины. Сбором злаков занимались женщины и создавали первые поля тоже они. Изначальное мотыжное земледелие - занятие женщин (так наблюдалось и в современных неолитических обществах). Отсюда возможно и обожествление женщин (думаю, что отсюда, а не как изначальное по мнению некоторых исследователей). Так как происходит переформатирование общества и появляется частная собственность, то первая земля принадлежит женщинам (показывал основания для предположения в Инцест как обычай). При этом занятость женщин хозяйством вырастает, а у мужчин изначально не меняется (опять же, из наблюдений за современными обществами соответствующего уровня уклада).

Женщина теперь может приносить приплод не раз в 4 года (естественное ограничение кочевой жизни), а значительно чаще.

Значимость женщин вырастает. Они не просто члены общества, а способны делать специфичную женскую работу. К тому же ещё и землёй владеют. Так появляется калым.

С развитием сельского хозяйства и увеличением производительности возникают излишки, которые подлежат хранению и/или обмену. Возникают первые крупные поселения. Появляются ремесленники. Заодно возникает неравенство. (Неравенство, кстати, характерно и для охотников-собирателей, ведущих оседлый образ жизни - у них тоже появляются излишки.)

Так как для сельского хозяйства важен календарь (с точки зрения наступления времени для посева, обработки, жатвы), то из шаманов или женщин выходит каста жрецов. Первые женские культы имели в жрецах как женщин, так и мужчин. Скорее всего, что изначально такие жрецы обслуживали несколько ближайших поселений, а распространение культ получал со временем, подминая под себя более слабые.

С увеличением плотности населения возникает повышенная потребность в защите территории. Здравствуй, патриархат. Так как территорию можно не только охранять, но и захватывать, то земли появляются и в мужской собственности. Уже значительно позже происходит почти полный переход права владения на мужчин. (Письменные и устные источники разных народов показывают достаточно плавный переход собственности на землю от женщин к мужчинам.) Возникает каста воинов.

Со временем, размер поселений растёт и появляются первые города, первые государства, первые цивилизации и т.д. Дальше уже начинается письменная история.


Проблемы от развития сельского хозяйства

Дальнейшее развитие цивилизации выдвинуло мужчин на передний план - они и воины, и основные пахари после возникновения плужного земледелия (конец 4-го - начало 3-го тысячелетия до н.э.). Как я упоминал в Инцест как обычай, такой переход (в совокупности) привел к развитию патриархата, а из-за вопроса собственности на землю и к развитию инцеста как обычая. При этом право собственности на землю потом перешло полностью к мужчинам, а вот обычай инцеста остался.

Переход к оседлой жизни дал толчок к развитию многих заболеваний. (Все мы знаем, что бывает от сидячей работы.) Во-первых, сыграла роль плотность населения - болезням проще стало распространяться. Во-вторых, из-за близкого и постоянного проживания с животными на людей начали переходить болезни скота - оспа, корь, грипп и другие. Появился сальмонеллез. (Emergence of human-adapted Salmonella enterica is linked to the Neolithization process. Куча авторов под статьей.) В-третьих, рацион питания людей изменился - он стал более обильным, но при этом менее сбалансированным. Неолитические фермеры начали потреблять больше углеводов, но меньше клетчатки, белков, микроэлементов. Это тоже вызывало проблемы со здоровьем - заболевания зубов, увеличение жира в организме, заторможенность в развитии роста. Как результат - увеличение детской смертности, уменьшение длительности жизни, развитие хронических, воспалительных или дегенеративных заболеваний (диабет, ожирение, сердечно-сосудистые заболевания), железодефицитная анемия, минеральные нарушения и прочее.

Средний рост мужчин изменился от 178 см (доземледельческий неолит) до 165 см.

Сельскохозяйственная деятельность увеличила трудозатраты людей, по некоторым оценкам, как минимум на 30%.

В обществах возникла настоящая элита - люди, которые не занимались сельским хозяйством, ремеслом или торговлей, но доминировала иными способами (религия, военная сила) и монополизировала право принятия решений. Общество разбилось на отдельные касты, слои.

Считается, что в некоторых обществах дальнейшее развитие привело к победе касты воинов над кастой жрецов. Это изменило мифологию. Это ускорило развитие патриархата. Скорее всего, это изменило уклад жизни отдельных обществ. Возможно, это стало толчком для дальних миграций.


Как уже в современности напишет Джаред Даймонд:

"Образ жизни охотников-собирателей был самым удачным за все время существования человечества, а срок самой их жизни был самым долгим. А мы до сих пор сражаемся с тем хаосом, в который ввергла нас агрокультура, и совершенно непонятно, сможем ли мы когда-нибудь разрешить эту проблему."



Вместо послесловия:

До неолитической революции мы не можем обнаружить не только привычные нам этносы, но зачастую и их далёких предков. 

Чисто английское убийство
  • pretty
  • Вчера 19:32
  • В топе

Сергей ВасильевГлядя, с какой скоростью, буквально теряя тапки, кастрюлеголовые гестаповцы побежали брать на себя ответственность за теракт в Москве, увидев их воодушевленные элитным “коксом” лица, хо...

Минутка абхазской независимости

Минутка подлинной незавимости Абхазии. Власти этой страны всерьез хотят договориться с Грузией об увеличении поставок электроэнергии по методу "утром стулья, вечером деньги".Мы уж не бу...

Перевёрнутый мир в разрезе ставки ЦБ РФ

Традиционный реверанс: Привет финансистам, американистам и маститым арабистам, ещё вчера блиставшим и продолжающим блистать военно-стратегической смекалкой, а позавчера, в свободное от ...

Обсудить
  • грандиозо э помпозо! но у меня вопрос к специалистам. вот один чел высказался: "Образ жизни охотников-собирателей был самым удачным за все время существования человечества" а разве точка зрения, будто охотники сами истощили природные ресурсы, уже отвергается наукой? имхо, человечество прошло "отрицательный отбор". В тех регионах, где охотники-собиратели относились к природе рачительно и уважительно, они и продолжили свое существование (даже и до сих пор живут), а там, где относились варварски и хищнически, "гармоничные" первобытные общества выродились, и пришлось искать другие способы добывания пищи, со всеми последствиями. Культурный код.
  • Озадачили... Но в целом - весьма убедительно!
  • >>> Считается, что в некоторых обществах дальнейшее развитие привело к победе касты воинов над кастой жрецов. здесь вообще интересная картина. фишка в том, что для многих обществ ближнего востока в течение очень долго времени было характерно совмещение царской власти и жреческой. То есть вождь был главным воином и главным жрецом. При этом власть была харизматической: достаточно было утратить военную удачу или столкнуться с длительным неурожаем, это давало повод отправить царя-вождя "в отставку", заменив его более удачливым кандидатом. то есть процитированное - довольно позднее явление, происходившее уже в письменный период. Вообще интересно обозначить временные границы и факторы такого "перехода" в разных странах.
    • sergey
    • 14 августа 2023 г. 11:16
    Можно сказать и от лени.Надоело корешки собирать,развел дома,надоело на себе носить,изобрел колесо,надоело тачку толкать,запряг осла....и по нарастающей.
  • копнув совсем немного, на лет сто пятьдесят в истории лесистой европейской части России, нетрудно заметить, что переход от земледелия к собирательству случался каждой зимой после неурожайного года. Беззубые старикашки и младенцы с нежным желудочно-кишечным трактом вымирали, а взрослые зимой ели осиновую кору, затем весной борщевики , щавель и тому подобное, с хорошим содержанием клетчатки и микроэлементов. И только по дремучести своей летом опять принимались предки наши за паскудное земледелие.