Место времени

14 1404

Любимый вопрос кадровиков - кем Вы себя видите через несколько лет.

Вот если бы подобный вопрос задали нашим предкам пару-тройку тысячелетий назад, то на вопрошающего посмотрели бы как на идиота - только богам известно будущее.

А если откатиться ещё глубже в века.... Впрочем, об этом сейчас и поговорим - как себе представляли время древние люди.

Время является одним из основных понятий в философии и физике. В философии это необратимое течение из прошлого через настоящее в будущее. В физике это и мерило длительности существования объектов, смены состояний этих объектов и процессов с ними происходящих, и одна из координат единого пространства-времени в рамках теории относительности. На самом деле, ни философы, ни физики так и не договорились окончательно, что же такое "время".

Впрочем, это не помешает нам посмотреть на этот вопрос с точки зрения древних людей - и как они его воспринимали, и как его измеряли. Два этих процесса (понимание и измерение) происходили параллельно и не особо зависимо друг от друга.


Постоянное настоящее

На самом же деле никакого времени не существует, нет никакого "завтра", есть только вечное "сейчас" (Б.Акунин)


Наличием причинно-следственной связи между отстоящими по времени событиями наделены практически все существа. Растения способны закрывать бутоны цветков при первых каплях дождя, устрицы готовятся к приливу, "собаки Павлова" начинали выделять слюну при включении лампочки. Человек в этом плане смог продвинуться дальше других - он начал осознавать, что для какой-то деятельности в будущем ему потребуются определенные орудия труда, и заранее их изготавливал. Первые зафиксированные изготовленные орудия труда - примерно 3 миллиона лет назад. Это были просто расколотые камни. Впрочем, подобные каменные орудия используют и другие приматы. Уже 1,5 миллиона лет назад появились более сложные каменные орудия, которые изготавливали серией специальных сколов для придания требуемой формы, т.е. потребовались орудия для изготовления орудий труда.

Стоит ли говорить, что у предков людей в этом время появилось понимание времени? Скорее нет. Приведенные выше примеры лишь показывают формирование сложных связей в поведении - хочешь еды, надо её добыть, для этого требуется копьё, для чего его надо изготовить из подручных средств. Ладно, иногда средства были не совсем подручными, а приносились издалека.

Полагается, что в это время у людей отсутствовало само понятие "время". То есть, конечно, люди ощущали его, но воспринимали неотъемлемой частью пространства-времени (ага, предвосхищая теорию относительности). При этом они воспринимали время как небольшой участок вокруг "настоящего". Так, в русском языке до сих пор есть "позавчера", "вчера", "сегодня", "завтра" и "послезавтра" - вот он этот участок. В английском и того меньше - "вчера", "сегодня" и "завтра". В готском и древнескандинавском вообще было "сегодня" и "другой день" (т.е. и вчера, и завтра).

Вот как-то так люди тогда друг с другом и разговаривали

Подобное пространственное восприятие времени можно найти в мифологических и в обыденных представлениях разных народов. Так зима обычно ассоциируется с севером (лит. źiemicī), лето - с югом. В иных культурах север ассоциируется с полночью, а юг с полднем (лат. meridies). Как предполагает Маковский (Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов), в индоевропейских языках осталась связь пространства и времени прямо в происхождении слов:

ие. *ųet- «время», но лтш. vietà «место» да. tid «время», но да. sted «место» да. faece «промежуток времени», но лат. pagus «местность», ие. *pak- «обносить кольями» лтш. mēts «время», но рус. место (ср. лит. misti «питаться», лит. mi-etas «кол»); лат. tempus, но греч. τοπος «место» лат. mora «время», но нгреч. με-ρος «место», «местность» дрсев. foeri «время», гот. Þeihs «время», но да. tig «поле, свободное пространство».

Само время наполнено у древних людей событиями, т.е. изменениями в пространстве. Если человека того периода спросить о том, как долго добираться до какого-нибудь отдаленного пункта, то он перечислит места остановок на ночлег, а не посчитает количество ночей, к примеру. (Это наблюдалось у некоторых исторических первобытных народов.) По сути, человек того периода воспринимает время, как опыт прошлого, который надо применить в настоящем, чтобы получить будущее. Таким образом, будущее в понимании древнего человека, это некоторое пространство-время, в котором событие уже произошло. Так, можно нарисовать пронзенное копьём животное, чтобы приблизить это "счастливое завтра". (Да, некоторые идеи современных "коучей" идут из глубокого прошлого человечества.)

Если верить Гуревичу А.Я., пространственное восприятие времени продолжалось вплоть до XIII века н.э., то есть практически до проникновения башенных часов в повседневную жизнь.

На самом деле, "пространственное" восприятие времени частично существует в наших обществах до сих пор. Часто можно услышать на вопрос "Когда?" ответ "Вот доделаю, и ...", например из детства: "когда выйдешь гулять?" - "Пообедаю, уроки сделаю и пойду". Тут удивительно, что собеседнику понятно, когда именно это произойдет (примерно, по крайней мере). В современном мире это соотношение пространство-время работает в обе стороны. На вопрос "как далеко?" можно ответить "15 минут пешком".

Многие исследователи сравнивают развитие осознания времени человеком с онтогенезом. То есть, человек этого периода понимает время на уровне ребенка:

На первых двух стадиях сенсомоторной чувствительности (первые четыре-пять месяцев жизни) для него еще нет связи между ритмами и повторяющимися сериями событий в нем самом и вне его. На третьей стадии ребенок начинает воспринимать порядок событий в связи с собой как их первопричиной, но как только объект исчезает из его поля восприятия, ребенок теряет к нему интерес. Длительность иную, чем его собственная деятельность, он не воспринимает. С девятого месяца жизни наступает четвертая стадия развития — ребенок начинает воспринимать длительность, независимо от его собственной деятельности. На пятой стадии, то есть на одиннадцатом-двенадцатом месяце, время объективируется им лучше, отражаясь в понимании «сейчас», «сперва», «потом», но все еще остается сосредоточенным в современности — пробудить события в памяти ребенок все еще не в состоянии. Ранняя способность вспоминать не включает в себя сознательное различие между прошлым и настоящим, а только способность воспринимать прошлое как качественное расширение настоящего. Только на шестой стадии, продолжающейся с 18 до 24 месяцев жизни, ребенок осваивает обращение к памяти, не связанное с прямым восприятием объектов. Теперь он может и планировать свои действия, то есть видит и будущее. (Однако, речь идёт здесь о ближайшем будущем. Не стоит забывать - ребенок осваивает время через обучение от родителей.)

Подобное восприятие древнего человека Бестужев-Лада назвал "презентизмом первобытного мышления".

В это время в культуре человека уже существует мифология. Но мифологическое время существует вне жизни человека. Оно не обладает категорией продолжительности, а только очередностью событий. Мифологическое время, по сравнению с человеческим, не течёт, но всегда одинаково присутствует. Герои мифов не стареют (обычно). Позже это разовьётся в понимание, что время богов не меняется, что оно застывшее, но боги при этом могут менять ход времени.

В скандинавских мифах Магни, сын Тора, всегда ребенок, Один — всегда старик.

Человек в этом периоде может и не способен выделить время из общих своих ощущений, но он вполне способен его наблюдать в виде циклических событий. Такими изначально были смены дня и ночи, круговое движение небесных тел по небосводу (при этом наступление дня не ассоциируется с солнцем), фазы Луны. (Рождение-жизнь-смерть на этом этапе вряд ли представляется человеку циклом.) Скорее всего, древний человек воспринимает эти циклы как неотъемлемый ритм жизни, который он ощущает, чувствует, но не осознаёт.

Прошлое понимается человеком в виде воспоминаний о событиях, которые он пережил. В дополнение к этому, оно наполняется теми рассказами о предках, которые он получает от старших, возможно, что вместе с передачей опыта. Со временем так возникает культ предков, а из него, скорее всего, и изменение отношения ко времени.


Колесо времени

Когда меня не станет, я буду петь голосами

Моих детей и голосами их детей

Нас просто меняют местами

Таков закон Сансары — круговорот людей

(Баста)


Исследователи полагают, что концепция существования времени могла зародиться в голове неандертальцев мустьерской культуры (160-40 тыс. лет до н.э.). Это связывают с находками организованных погребений. Появление таких погребений можно попытаться привязать к принятию неандертальцами идеи загробной жизни, а значит и разделению времени между настоящим и загробным мирами, а также продолжением времени для умершего человека в загробном мире. То есть, к появлению связи рождение-жизнь-смерть в реальном мире и продолжением в загробном. Однако, в погребениях этих времён археологи не находят повторяющихся элементов, поэтому сложно говорить о появлении каких-то ритуалов. Из-за этого некоторые исследователи склонны предполагать, что ритуалов и не было, а сопутствующие захоронению находки случайны.

Ареал распространения Homo neanderthalensis, а также основных их объектов. Мустьерская индустрия найдена и за пределами этого ареала (например, Иордания, Саудовская Аравия)

Появление организованных погребений иногда связывают со страхом перед покойниками. Такое погребение должно задобрить их дух, чтобы они не только не вредили живущим, но и помогали. Прошлое при этом наполняется событиями, приписываемыми к жизни предков. Естественно, что чем богаче на события жизнь предка, тем он более "могущественен", и тем дольше он сохраняется в памяти потомков. Так приходит его мифологизация.

В некоторых первобытных системах терминологии родства наблюдается любопытное явление: совпадают обозначения дедов и внуков, то есть деды и внуки относятся к одному социальному поколению, или, можно сказать, терминология повторяется через поколение. И не только термины, но и личные имена. «Это явление обычно сопровождается циклическим возвращением имен, когда внук обязательно получает имя деда (предка), а с именем и внутренние качества его прежних носителей» (Клейн)

Наверно, стоит отметить, что человек тех далеких эпох вряд ли был способен думать абстрактно, как современный человек. Вспомним опять про онтогенез:

По мнению швейцарского психолога Жана Пиаже, первые зачатки абстрактного мышления появляются у ребенка в возрасте от 2 до 7 лет.

Время для него было не абстракцией, а практикой. Соответственно, будущее для него выглядело как определенные действия, которые надо будет выполнить. В культуре это просуществовало достаточно долго - названия месяцам у славян были даны на основании сезонных работ или событий. Как я ранее писал в Глобальное потепление, микробиота и человеческие страсти как причина земледелия

Можно вспомнить, что мы меряем свои года с помощью подсчета прошедших сезонов, называемых лето. Слово "лето" по некоторым предположениям имеет тот же корень, что и слово "лить", то есть происходит от "сезона дождей". При этом слово "год" скорее всего происходит от "праздник" (помните, я упоминал праздники как время встреч для разных общин в предыдущей статье). Английское "year" и германское "jahr" будут родственны славянскому "ярый", то есть "огненный, сияющий" - опять привязка к сезону.

Из-за отсутствия абстрактного мышления, ранние "изобретения" человечества носят скорее случайный характер. (Этим объясняется и низкий темп развития.) Но не стоит забывать, что к этим "случайностям" человек копил опыт, чтобы воспользоваться возможностью. "Любая случайность – это хорошо подготовленная закономерность." (Генри Миллер)

В итоге, так возникает идея о цикле перерождения, где Мать - Сыра Земля даёт жизнь существу, которое растет, стареет и при умирании попадает в землю, после чего опять зарождается из Земли. Ощущение общего времени становится цикличным. Эта цикличность поддерживается дополнительно за счёт появившихся различных обрядов, среди которых обряды, связанные с умиранием и рождением (воскрешением), скорее всего становятся одними из самых главных. Обряд умирания и воскрешения проникает в обряды инициации, свадьбы и другие (Кто просил Проппа? Смотрите у него.) Кстати, в Древней Греции (и не только), если вдруг считавшийся покойником человек находился живым, то он должен был заново "прожить" свою жизнь - ему имитировали пребывание в утробе, роды, младенчество, свадьбу и т.д. В случае усыновления/удочерения ребенок (любого возраста) также проходил имитацию родов.

Здесь можно отвлечься. В мире загробном, по представлению предков, время течет медленнее. Такое отношение можно наблюдать в некоторых сказках, где герой попадает в загробный мир и проводит там несколько дней, а в мире живых проходит значительно больше времени. Так, в сказке "Беглый солдат и чёрт" солдату "показалось, что пробыл у нечистого в гостях всего три дня, в самом деле, пробыл у него три года". Таким образом, мифологическое время не существует (или существует всё одновременно относительно любого участка времени в жизни человека), а время в загробном мире течет медленнее человеческого. В некоторых культурах время в загробном мире течёт в другом направлении - человек туда попадает в том возрасте, в котором умер, и движется в сторону младенчества, пока не превратится в семя, из которого в человеческом мире опять родится ребенок.

Будущее для древних людей этого периода - это повторяющееся настоящее и прошлое, так как время циклично. И да, хотя колесо ещё не изобретено, понятие кругового движения у этих людей уже, похоже, существовало. Обрядовые действия поддерживали эту связь. В эту эпоху, возможно, какие-то крупные праздники приурочивали к смене сезонов. Скорее всего, они тоже проходили как "умирание" одного сезона и "рождение" другого. Во время проведения ритуалов умирания и воскрешения, с точки зрения мифологического мировоззрения людей, можно было подглядеть в "реальное" будущее или прошлое этого цикла.

Таким образом, самыми "важными" (сакральными) становятся те моменты, когда заканчивается один цикл и начинается другой, или же время смены фаз внутри циклов. Так как кочевым охотникам-собирателям не особо интересен солнечный цикл (да и вообще, кочевому народу за ним толком не уследить), то одним из самых важных становится лунный цикл с фазами Луны, которые можно легко отследить. Новый цикл обычно начинался с новолуния, когда Луна не видна в небе. Этот обычай остался в еврейском и китайском началах нового года.

"Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе." (Апостол Павел, Послание к Колоссянам 2:16)

Однако, цикл могли начинать считать и с полнолуния. По крайней мере вавилоняне отсчитывали Новый год с полнолуния осеннего месяца.

Праздники обычно начинали праздновать или с закатом Солнца или перед его восходом - это конец/начало суточного цикла. ("До первой звезды нельзя!" (с)) Именно время вечерней и утренней зари считалось лучшим временем для различных колдовских занятий, гадания, ритуалов.

В индоевропейской мифологии богиня Утреннего Рассвета - Эос, Аврора, Аустра, Ушас. По моему предположению, могла когда-то занимать более высокое место, чем божества Солнца или Луны. По мнению нормальных исследователей (Гамкрелидзе, Иванов), она была одним из самых важных божеств, которым поклонялись носители протоиндоевропейского языка. Позже её атрибуты и функции повлияли (читай - передались) на солнечных богинь, а в последствии и на других женских божественных существ.

Можно ещё вспомнить, что русское слово "сутки" этимологически восходит к "стыку дня и ночи".

Как логичное продолжением идеи о жизненном цикле человека, появляются эсхатологические мифы, в которых мир циклично гибнет и создаётся заново. Позже это приведёт, например, к возникновению в индуистской мифологии четырёх циклично сменяющих друг друга эр (юги). Можно смело предположить, что цикличное представление мира было характерно для времён праиндоевропейцев до разделения.

Колесо сансары как дальнейшей развитие идеи о цикличности

Время предков и событий

"Брежнев Л.И. - мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой" (из Энциклопедии 2030 года)


В рамках циклического представления времени, человек постепенно осознает, что будущее в принципе существует. Начинает появляться первое представление о линейности времени - от рождения к старости, от предков к детям. Таким образом, независимо от циклического представления времени, начинает складываться генеалогическое время - осознание прошлого, основанное на поколениях людей. Прошлое получает реперные точки в виде "века" жизни какого-нибудь предка, который понятен окружающему обществу. Это дальнейшее развитие культа предков.

Подобное представление приводит к развитию памяти о поколениях предков, и чем больше своих предков человек знает, тем он "знатнее". Дополнительный бонус идёт от предка, который известен далеко за пределами своего племени.

Славянский "век" родственен литовским viẽkas «сила, жизнь», veikiù, veĩkti «действовать, делать», veiklus «деятельный, активный, деловой», vỹkis м. «жизнь, живость».

Полагаю, что подобное представление развилось вместе с усложнением родоплеменной организации, когда общество испытывало постоянные контакты с ближайшими соседями, в том числе брачные (то есть, плотность населения позволяла уже не бегать за супругами на другую часть ойкумены). Можно смело предположить, что период зарождения подобных представлений находится где-то в Героической эпохе, описанной Гесиодом. То есть это время, когда некоторые предки становятся героями мифов, параллельно обожествляясь. К этим героям стараются увязать свою историю некоторые древние народы (латины начинают свою историю от Энея, например, а германцы от Маннуса, возможно).

В исландских сагах (а это, простите, уже средневековье) временные ориентиры даются в виде перечисления предков (Langfeðgatal). По предкам определяли старшинство в родственных линиях, по перечислению поколений утверждали права на имущество или договорённости:

"А дворяном твоим по селом у купцев повозов не имати, разве ратной вести. Тако, княже господине, пошло от дед и от отец и от твоих и от наших" (Договорная грамота 1266 года между Великим Новгородом и тверским князем Ярославом Ярославовичем, которую упоминал в Дорожное сообщение на Руси. Летописное)

Подобные перечисления можно встретить не только у европейцев. Достаточно вспомнить библейское - "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова", или сложные арабские имена - Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади, то есть Ахмад сын Фадлана сына аль-Аббаса и т.д. (чаще известен как ибн Фадлан).

Скорее всего, что параллельно с генеалогическим временем начал складываться и другой подход для проставления реперных точек - на основании значимых для региона событий. Такими событиями могли стать природные катаклизмы. Так и мы до сих пор иногда можем упомянуть "допотопные времена". Для древних людей такими запоминающимися событиями могли стать извержения вулканов, цунами, землетрясения, масштабные затопления, затмения Солнца, какие-нибудь особо холодные или голодные периоды. Это позволяло вставлять описания жизни предков в привязке к подобным событиям. Так от предков нам достались упоминания греческих потопов, потопы шумерской и других культур, которые стали мифологизированы.

По мнению исследователей, во времена Гомера не было понятия времени. Он описывал героев через рассказ об их предках, событиях с ними связанных. У него были слова "хронос" в качестве интервала, "эон" как поколение и "хора" как сезон. Да, кстати, английское time (время) тоже имеет изначальное значение как "интервал", а не время вообще.

Человек в эту эпоху ещё обращен в прошлое. В древнегреческом языке слово oπίσω означает и «позади», и «в будущем». В отличие от современности, древние греки видели прошлое перед собой, а невидимое ими будущее считалось позади. Греки считали себя неподвижными, ненаблюдаемое будущее надвигалось на них сзади и уходило в наблюдаемое прошлое вперёд (Клакхон К. М. К. "Зеркало для человека: Введение в антропологию"). Аналогичное представление было у шумеров и индейцев аймара, например. Время в мифах и сказаниях этого периода не течёт непрерывно, а существует в виде интервалов, наполненных событиями, а череда реперных точек в виде поколений и катастроф позволяет связать эти события в единую цепочку.


Время земледелия


Кочевым обществам было неудобно наблюдать за солнечным годовым циклом: определять цикл можно было по месту восхода Солнца, максимальной высоте поднятия, минимальной тени и т.д. в течение годовых наблюдений, т.е. не самые очевидные и удобные. Для кочевого хозяйства точность солнечного цикла в большинстве случаев избыточна, и им достаточно определять смену сезонов, а в обиходе пользоваться лунными циклами. Зарождение оседлого сельского хозяйства позволило людям сидеть на одном месте в течение нескольких лет, что привело к расширению наблюдений за небесными светилами.

Возможно, что первые наблюдения за солнечным циклом были сделаны на основании наблюдений чьего-то пытливого ума за тенью от вертикальной палки на стене. Позже это привело к появлению гномона. Самый древний гномон в Восточной Азии, найденный на текущий момент, это расписная палка из обсерватории в Таоси (Сянфень, Китай). Там располагалась обсерватория (предположительно, одна из самых древнейших), позволявшая фиксировать день солнцестояния по появлению восхода Солнца в определенном окошке. Аналогичные обсерватории в разные времена появлялись по всем местам распространения земледелия.

Тринадцать башен Чанкильо (Перу, IV век до н.э.) для наблюдения за местом восхода Солнца.

Так, с помощью достаточно точных (для тех времён) наблюдений установили солнечный цикл, в котором год мог начинаться от одного из солнцестояний или равноденствий. Это позволило отмерять прошедшее время одинаковыми циклами времени - солнечными годами.

В совокупности с реперными точками это привело к появлению отсчета времени в годах от события или начала правления. Примерно в это время появляется письменность, с помощью которой начинают вести первые записи. Изначальное представление времени в этот период ещё не непрерывное, а эпохальное - длительными (в несколько календарных циклов) отрезками времени, привязанными названием к конкретным людям или событиям. Эпонимная концепция получила наибольшее распространение на Древнем Востоке и античности, где была регулярная сменяемость чиновников - к их именам привязывали и названия этих временных отрезков.

Стоит опять вернуться к онтогенезу:

Всё тот же Жана Пиаже говорит, что лишь к 12–15 годам абстрактное мышление начинает полноценно формироваться, что свидетельствует о переходе на осознанный образ жизни. Как отмечают некоторые исследователи, современное абстрактное мышление появляется у человечества примерно в античности.

Постепенно это приводит к подсчету лет на продолжительных участках времени.


Время вперёд

Эй, вперёд, обезьяны! Или вы хотите жить вечно? (к/ф Звёздный десант)


В античности люди догадались, что разные периоды времени теперь можно сравнивать, опираясь на их длительность. А можно и складывать. Так некоторые начали вычислять, а сколько прошло лет с одного значительного события до другого. Заодно это привело к спору среди философов того периода - дискретно ли время или непрерывно. Уже Аристотель пришёл к выводу, что время - это число, и этот подход сохраняется до сих пор.

В цивилизациях начали вести годовые записи по сбору налогов, затратам, событиям - анналы, хроники. Прошлое получило конкретное место на линейке времени, к которому добавлялись новые циклы. Понимание времени выпрямилось - теперь время стало линейным (как его назовут некоторые - осевым), состоящим из множества годовых циклов. Циклы стали однозначно использоваться как способ подсчёта времени, а не самим временем. А у человечества наконец-то появилось понятие будущего.

Представление о будущем при линейной концепции времени наложилось на циклические эсхатологические мифы. Результатом стали мифологические представление о конце света. Христианская концепция, например, уже говорит об однозначном конце этого мира, без права на возрождение.

Так получается, что античные времена стали тем периодом, в котором человечество претерпело громадные изменения. Это и изменение концепции времени с цикличного на осевое, и появление абстрактного мышления, схожего с современным. И, как результат, возможность смотреть в будущее, придумывая что-то новое, чего не было раньше. Это дало, в свою очередь, толчок к развитию наук.

Хотя представление о времени в этой эпохе приближается к современному, но это происходит скорее в идеях мыслителей. Простой люд ещё долго остается примерно в условиях "презентизма". С другой стороны, хотя люди и научились отмерять года, месяцы, недели дни, измерение более коротких промежутков времени ещё не вошло в обиход. Часы в этом периоде истории являются неравными промежутками времени. Их длительность зависит и от времени суток и от времени года.

Впрочем, это уже совсем другая история.

Заставка одной старой известной передачи


Источники:

Алексина Т.А. Время как феномен культуры.

Бородин О.Р. Человек и время (возникновение современной хронологии).

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.

Иванова Ю. Категория мифологического времени в современном романе-мифе (на примере романа Джеймса Джойса "Улисс").

Климишин И.А. Календарь и хронология.

Петров Ф. К вопросу о первоначальном индоевропейском эсхатологическом мифе.

Смирнов Ю.А., Яковчик М.С., Неординарные одиночные мустьерские, верхнепалеолитические и мезолитические погребения Европы.

Файнберг Л.А. Представления о времени в первобытном обществе.

Шестеркина Н.В. Мифологический хронотоп как связь времени и пространства.

Удивительный человек, этот Тимур Иванов! Своим арестом устроил праздник стольким людям...

«...Удивительный он ещё и тем, что никто из его знакомых ничего хорошего про него в кулуарных разговорах мне не говорил. Никто и ничего. Ни один человек! На фронте радуются, как будто крупный населённ...

Обсудить
  • Необычный подход! :thumbsup: С наскока и не оценишь... надо вечером перечитать, подумать. Не так уж много авторов писало на эту тему.
  • по поводу времени нет ли чего интересного вот в этой книге? В преддверии философии. Духовные искания древнего человека (Г.Франкфорт и др., 1984) Там прослеживается появление некоторых основных концептов. Но не помню, говорилось ли о времени. По сабжу. Мне кажется, важно проследить в контексте изучаемого вопроса зарождение представлений о судьбе и определить роль ритуала (ритуалов). Ритуал - это действие во времени и для времени. Праздник - разновидность ритуала, но ритуалов было много с разной размерностью: повторяемые каждый день, каждый месяц, каждый год и в определенные фазы жизни (инициация, свадьба).
  • времени нет, мы его спрятали у себя
  • Спасибо за то, что продолжаете тратить на нас своё время.
  • :boom: :boom: :boom: :hand: