Весна
Солнце в небе озорное, глазастое!
Крыша дома от сосулек зубастая,
И капель везде, как дробь барабанная.
Говорливые грачи в роще стаями.
Эльвина Шумовская
Наступил май. Выглянуло солнце, но снег еще продолжает лежать рваным одеялом на земле. А душа, меж тем, ждет оживления природы, красоты цветения и стихов.
Просматривая лирическую поэзию на страницах инета, нашла вот эти строки:
Увидеть, вдохнуть, ощутить,
зарыться лицом, раствориться,
оглохнуть, дыханием слиться,
очнуться другим, снова жить..
Меня оглушила яркость эмоций и переживаний этих четырех строк из одних глаголов. Задумалась. Продолжила искать такие же стихи без глаголов.
Вспомнился Фет, о котором писал Николай Некрасов : «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».
В 1873 году Афанасию Фету была возвращена фамилия Шеншин.
Афанасия Фета называют поэтом самых "музыкальных" стихотворений - его строки легко ложатся на музыку и становятся текстами самых нежных романсов.
Помните, стихотворение А. Фета, «Чудная картина», которое мы учили в первом классе? Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нём нет ни одного глагола?
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
У Фета есть еще одно, менее известное стихотворение «без единого глагола», о котором Чернышевский в одном из писем к Некрасову сказал, что «такие стихи может писать даже лошадь». Вчитайтесь, все это стихотворение без глаголов так дышит движением:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!.
Как красиво рассказана целая история и без единого глагола!
Несмотря на то, что стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» является классикой русской литературы, после его публикации на Афанасия Фета обрушился шквал негативных отзывов. Автору ставили в вину то, что данное произведение является беспредметным. И тот факт, что в нем отсутствует конкретика, и о наступающем рассвете читателям приходится догадываться по рубленым коротким фразам, заставило критиков причислить данное произведение к разряду «поэтических опусов, рассчитанных на узкий круг людей». Сегодня уже с уверенностью можно утверждать, что и Лев Толстой, и Михаил Салтыков-Щедрин публично обвинили Фета в «узости мышления» лишь по одной простой причине – поэт в своем стихотворении затрону тему интимных взаимоотношений, на которую в 19 веке все еще было наложено негласное табу. И хоть напрямую об этом в самом произведении не говорится, тонкие намеки оказываются гораздо красноречивее любых слов.
Не могла пройти мимо 141 сонета из сонетов современного поэтессы ЕЛЬЕАНЫ, так же написанного без единого глагола.
Елена Ординарцева-Тарасенко
Как мне мила шальная ночь! –
Сестра безумных размышлений,
Подруга добрых сновидений,
Поэзии родная дочь.
Всевышней радости восторг,
Забытый миг воспоминаний,
Невосполнимое желанье
Среди отмеренных дорог.
Непредсказуемый полёт
Во власти нежности и боли,
Души и разума – неволя,
Воображенья сладкий плод.
Космических явлений дар,
Сердец двух любящих пожар.
ЕЛЬЕАНА
Всем мира, тепла и любви!
Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/qu...
https://zen.yandex.ru/media/ko...
https://elenamilgred.com/bez-e...
https://pishi-stihi.ru/shepot-...
https://www.stihi.ru/2018/03/2...
Оценили 72 человека
165 кармы