Христос говорит: не ищите Царство Небесное в каком-либо месте, потому что оно внутри каждого из нас, если мы ищем именно его, мы приходим в Храм ради того, чтобы с Богом стать единым, чтобы жизнь наша и жизнь евангельская стали единой жизнью.
В нашем представлении деньги – это эквивалент нашего отношения с Богом. Жертвуем, и вроде бы у нас получаются эти отношения. Но нужны ли такие отношения Богу? А у нас другого ничего нет, жертвоприношение – сердцевина любой религии.
Человек со своим богом заключает некий договор: давай я буду поступать так, так и так, я не буду делать плохих вещей, а ты мне будешь помогать в этой жизни.
Я буду тебе приносить жертвы, я буду вести себя хорошо, а ты, когда будешь мне нужен, обязательно мне помоги. Собственно говоря, это и есть вера в Бога в разных религиозных системах.
Она выражена в разных культах, в разных традициях, в разной культуре, в разных словах и молитвах, но суть одна и та же. И только в Христианстве суть совершенно другая.
В нашей вере есть одна очень важная вещь: непостижимый, бесконечный, вечный, ничем не ограниченный, везде присутствующий, всезнающий, всемогущий, всесильный Бог пришел к нам Сам.
Мы до Него докричаться не можем, мы услышать Его не способны, увидеть Его мы тоже не можем – и для того, чтобы человек понял Бога, Бог сам приходит к человеку, и Сам приносит себя в жертву.
Мы знаем, как это произошло, как великий, бесконечный, вечный, никому неизвестный Бог стал маленьким человеком – абсолютно открытым, которого можно было взять в руки, который боялся холода и голода, который боялся смерти, который плакал над своим Лазарем, который имел все то, что имеем мы.
Бог стал Человеком, причем абсолютным Человеком, в котором совершенно все человеческое, кроме греха. Господь наш Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек.
В нем есть вся полнота совершенно непостижимого для нас Божества и вся полнота человечества – с нашими чувствами, с нашей плотью, с нашей нервной системой, с нашим пищеварением, с нашими кровеносными сосудами.
Зачем? Для чего это нужно? Это тоже остается для нас непостижимой загадкой – как можно любить человека настолько, чтобы ради этой любви самому стать им. Но любовь ведь именно такая, об этом Апостол Павел говорил, что любовь не ищет своего (1Кор.13:5).
Это одно из самых важных качеств любви. Всегда можно проверить, настоящая любовь или ненастоящая: любовь не ищет своего, она всегда ищет кого-то.
Мы, к сожалению, все в Боге нуждаемся время от времени, а оказалось, что Он нуждается в нас всегда.
Оказывается, Он не просто Бог – Он Отец. Мы привыкли к молитве «Отче наш», мы произносим ее по десять раз на день, совершенно не понимая, вернее, не принимая ее смысл. Мы превратили эту великую молитву в молитву перед едой.
Один из немецких богословов с горечью написал, что будь наша воля, мы вообще от этой молитвы оставили только одно прошение, сами догадайтесь, какое.
Вроде бы все слова нам понятны, а способ отношения к Богу все равно не тот, неправильный, потому что Он-то нам Отец, а мы Ему детьми пока еще не стали.
Почему не стали? Потому что мы такой для себя даже цели не поставили – быть Ему детьми.
От земли на Небо
Создается такое впечатление, что Церковь Господь создал на земле, чтобы мы могли качественно улучшать свою земную жизнь.
В чем-то это правильно, нужно иметь здоровье для того и материальное обеспечение, чтобы детей своих как-то на ноги поднять и вообще, чтобы жизни радоваться, нужны простые земные вещи: здоровье, благополучие, удача, счастье, крыша над головой.
Но оказывается, что человеку кроме этого больше ничего и не нужно, потому что эти вещи настолько нужны, что мы забываем, что есть что-то гораздо более нужное.
А Христос в Нагорной проповеди об этом так просто-просто говорит: ищите прежде всего Царство Небесное, а все остальное вам приложится – то есть не бойтесь искать главного, все у вас будет, если вы пойдете путем поиска Царства Небесного.
Собственно, наша вера – об этом. О том, как от земли попасть на Небо, о том, как людям стать детьми Бога, невидимого и непостижимого. А как же можно ими стать? Что же должно произойти? Для этого и существуют таинства.
Когда мы думаем о крещении своих детей или о собственном крещении, думаем ли мы о готовности отдать себя Богу, готовности родиться в Нем для новой жизни?
Что же это за новая жизнь? В чем она открывается? Она открывается в том, что человек и Бог начинают жить единой жизнью.
У человека и Бога может быть, оказывается, единая жизнь, и явлено это в лице нашего Спасителя Иисуса Христа. Он показал, как Он любит человека, как Он берет на себя человеческую жизнь, как никакой человек для Него в этом мире не может быть чужим.
У нас есть стереотипы, границы, которые позволяют нам искренне и с чувством собственного достоинства и добродетели ненавидеть, не любить, осуждать, отторгать от себя кого-то, а у Христа такого не было.
Это ведь тяжело, это невыносимо для человека так жить – а в христианстве, оказывается, это возможно.
Евангелие невозможно для человека, потому что начинаешь его читать – и понимаешь, что его исполнить человеку нельзя, а надо.
Любить врагов невозможно, ближних мы любим тоже время от времени.
Мы можем любить постоянно только самых близких людей, а вот уже других людей, даже друзей, мы не можем любить постоянно, потому что через какое-то время даже друг начинает тебя раздражать.
Ты едешь отдыхать, например, с семьей близких друзей, и недели через две-три понимаешь, что они тебе надоели, а потом расстаешься – и опять начинаешь любить.
Как научиться любить?
Как научиться любить постоянно хотя бы самых родных? Как научиться жить так, чтобы любить постоянно даже своего собственного ребенка или родителя?
Только у Бога. Но ведь это наука, которую не изучишь по книгам, и никто не скажет, каким способом это можно сделать.
Да, существует масса психологических методик, которые позволяют человеку внутри себя сохранять спокойствие, все время улыбаться, но есть вещи настоящие.
Оказывается, по-настоящему это можно сделать только тогда, когда ты и Бог очень близки друг к другу.
У нас есть таинство Причащения. Для чего человек причащается? Обычный ответ: чтобы соединиться с Богом. А что это значит?
Очень многими христианами причастие осознается как приобщение к некой великой, но безличностной благодати, которая исцеляет, укрепляет, оживотворяет, очищает, милует и прощает грехи. И каким-то образом помимо самого человека дает ему “путевку” в вечную жизнь.
В последнее время люди стали чаще причащаться, чем это было в прошлые десятилетия, и частое причащение, к сожалению, стало восприниматься как накопление благодати: чем чаще причащаешься. тем лучше, тем больше у тебя благодати.
Но если само понимание, осознание участия в таинстве у человека не поменялось, а он просто стал причащаться чаще – то в чем разница, что изменилось? Так зачем же мы причащаемся? И что это значит для нас?
Однажды, когда я говорил о смысле таинства Евхаристии, передо мной сидела молодая женщина с младенцем на руках. Я спросил: “Кого вы держите?” Она ответила: “Это мой ребенок”, – “А что это значит для вас?”.
Она посмотрела на меня с недоумением и сказала очень просто: это моя плоть и моя кровь. И все стало на свои места в объяснении таинства.
Это самое главное родство – между маленьким беспомощным человеком, и абсолютно непостижимым Богом.
Через это таинство человек и Бог становятся друг другу родными, и смысл нашей жизни в Церкви именно в этом и заключен, чтобы человек и Бог стали друг другу родными, а это значит, никогда не расставались, нуждались друг в друге не время от времени, а всегда были вместе.
И образ этого соединения – это образ соединения в Троице Отца, Сына и Святого Духа.
Мы слышим эту молитву на тайной вечере, когда Господь установил таинство Тела и Крови (Ин.17:10). Он говорит Своему Отцу: Отче, все Твое – Мое, а все Мое – Твое.
Это и есть главное свойство любви, главное свойство настоящего и глубокого родства, когда все мое принадлежит тебе, когда все твое принадлежит мне, и Бог приходит к человеку не для того, чтобы дать ему что-то отдельное, какую-то маленькую часть благодати, счастья, здоровья, какую-то часть любви – нет,
Он отдает всего Себя. Отец отдает Своего Сына нам, а Сын отдает Самого Себя.
Потом к нам приходит Дух Святой, отдавая всего Себя, и этот Дух живет с нами и сейчас, присутствует в Церкви, чтобы каждый из нас научился постепенно и потихонечку, в течение всей своей церковной жизни отдавать себя Богу, открывать себя Богу, искать все возможности, открывать все двери, снять все замки для того, чтобы у Бога было место, где пребывать в нас.
Господь не ломится в двери силой, Он говорит: Я стою и стучу, кто откроет Мне, с тем Я и буду пребывать.
Христос говорит: не ищите Царство Небесное в каком-либо месте, потому что оно внутри каждого из нас, если мы ищем именно его, мы приходим храм ради того, чтобы с Богом стать единым, чтобы жизнь наша и жизнь евангельская стали единой жизнью.
Хотим мы этого? Хотим, конечно, только у нас ничего не получается, но когда-нибудь обязательно получится.
Протоиерей Алексий Уминский
Оценили 44 человека
73 кармы